Том 2
КРЕСТОНОШЕНИЕ, КАК ПУТЬ КАЖДОГО ИСТИННОГО ХРИСТИАНИНА, И НАША РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ.
«Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет».
(Марк. 8, 34).
Вот мы достигли уже и преполовения Великого поста – так называемой «Недели Крестопоклонной». Сколько необыкновенно-глубокого смысла и трогающей сердце умилительной назидательности в этом исконном церковном обычае – выносить Крест Господень для поклонения верующим как раз в середине Великого поста!
Крест выносится для того, чтобы поднять наш дух, воодушевить нас к продолжению подвига поста –напомнить нам, что все мы, христиане, – крестоносцы, и что, если мы не напрасно носим это великое и святое имя, а хотим действительно быть настоящими христианами, мы должны жизнью своею уподобляться нашему Подвигоположнику Христу в крестоношении и самораспятии.
Постническая жизнь, правильно понимаемая, как всестороннее самоограничение и воздержание, к ежегодному упражнению в коей св. Церковь каждый раз призывает нас Великим постом, – это ведь и есть то крестоношение и самораспятие, которое требуется от нас самим нашим христианским званием. А кто от этого упорно уклоняется, желая жить вольготно, привольно и весело, стремясь к чувственным удовольствиям и избегая скорбей и страданий, тот и не христианин.
Крестоношение – это естественный путь каждого истинного христианина, без которого нет и Христианства.
И это вполне понятно!
Если Христос, Спаситель наш, будучи Единородным Сыном Божиим, Сиянием славы Отчей и образом Ипостаси Его, до того отвергся Себя, что, отложив как бы Свою Божескую славу и величие, сделался человеком, «зрак раба приим», – ради того, чтобы спасти нас, то как же нам, грешным и недостойным, подражая Ему, не отвергнуться себя, ради Него, – чтобы стать Его благодарными последователями и через это стяжать ту небесную славу, то райское блаженство, которое Он нам уготовал и к которому Сам призывает?
Если Он, Безгрешный и Безсмертный, ради нас, был наказан, как злодей, и умер поносною смертью на кресте, то неужели нам, столь много согрешающим и по природе смертным, не нести со смирением и терпением, исполняя заповеди Его и уставы св. Церкви, свой жизненный крест, который, сколь бы ни был он тяжел, все же безмерно легче Его Креста?
И если бы это было для нас трудно и невозможно, то не требовал бы этого от нас Он Сам, так ясно сказавший: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8, 34).
Увы! как мало помнят эти слова своего Господа и Спасителя современные христиане, настроенные, в огромном большинстве своем, совершенно иначе!
Но что, собственно, значит: «идти за Христом»?
Это значит, как ясно учит о сем Слово Божие и Святые Отцы, быть искренним и нелицемерным исповедником Его учения, любить Его более всего и всех на свете, строить жизнь свою сообразно с Его заповедями, ревновать о славе имени Его и стараться других людей приводить к Нему.
Но так как «мир весь во зле лежит» (1Иоан. 5, 19), и зло слишком вкоренилось в души людей, то такой путь христианина, как показывает жизнь, неизбежно связан с весьма многими искушениями, испытаниями, скорбями и страданиями, происходящими, как от собственной греховной природы человека, так и от других людей и от врага Божия и врага человеческого спасения – диавола. Эти-то многоразличные искушения, испытания, скорби и страдания и составляют тот «крест свой», который должен смиренно, терпеливо и безропотно нести в жизни каждый истинный последователь Христов – каждый желающий, не по имени только, но и на деле быть истинным христианином.
Вот об этом-то и напоминает нам изнесение Креста Господня для поклонения на середину храма в Неделю Крестопоклонную!
Он выносится, как наше воинское знамя, посреди поприща борьбы нашей с грехом, напоминая нам, что все мы, христиане, – воины Христовы, ведущие страшную борьбу, не на жизнь, а на смерть, со злом, в котором лежит мир, во Имя Его. Взирая с упованием на это славное знамя – знамение победы Христовой над диаволом, над грехом, проклятием и смертью, – мы невольно ощущаем прилив новых благодатных сил и особый подъем духа. А радостное песнопение, в котором мы прославляем Крест Господень: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» живо напоминает нам, что крест неразрывно связан со светлой радостью воскресения, – что он, следовательно, в конечном итоге, есть для нас не скорби, а "сущия радости знамение» (см. стихиру) – знамение нашего торжества – нашей окончательной победы над злом.
Этой победы над злом жаждет ведь сознательно или безсознательно каждая человеческая душа, поскольку она не отдалась еще полностью и бесповоротно во власть этого зла, добровольно определивши себя на службу диаволу. Всегдашней мыслью об этой конечной победе, лобзая Крест Господень, мы и должны постоянно утешать и ободрять себя, предограждая себя от впадения в уныние и отчаяние (что есть смертный грех!), при виде всего того подлинного ужаса, который ныне совершается в мире, где так явно попирается добро и так очевидно торжествует зло, лукаво облекающееся в личину добра.
Поистине, никогда еще не был так тяжел крест каждого, желающего быть истинным христианином, как в переживаемое нами время торжества лжи.
Никогда еще не было на свете этом такого огромного количества людей, которые легко и свободно, без всякого смущения, без всякого зазрения совести, «зло называют добром, а добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Исаии 5, 20).
А что особенно ужасно и убийственно действует на души, это то, что лгут так не только обыкновенные рядовые люди, а и те, кто занимают высокое, руководящее положение в человеческом обществе: общественные и государственные деятели, даже духовные вожди и священнослужители всех вероисповеданий, вплоть до называющих себя «православными», – не исключая и тех, которые облечены самым высоким иерархическим званием и, казалось бы, должны были бы быть хранителями, носителями и выразителями Высшей Божеской Правды, примерами и образцами выявления и осуществления этой Правды в жизни для других людей.
Вот, с этой-то точки зрения, и вырисовывается перед нами особенно важное и ответственное положение, которое занимает в современном мире наша Русская Зарубежная Церковь.
Лукавые и совершенно-изолгавшиеся враги ее, люто ненавидящие ее, потому только, что она у них, «как бельмо в глазу», по меткой народной поговорке, желая жестоко унизить и, как можно сильнее, осудить ее, чаще всего обвиняют идеологов и верных чад ее... в гордости. Но, посмотрим, честно и добросовестно: что именно лежит в основании ее идеологии и можно ли это назвать гордостью?
В основе идеологии Русской Зарубежной Церкви лежит горячее и искреннее стремление – во что бы то ни стало, несмотря ни на какие современные лукавые веяния и течения, – сохранить верность Божией правде, всецелую преданность Основателю Церкви Христу-Спасителю и принесенному Им на землю Евангельскому учению о вере и благочестии, без всяких человеческих извращений и искажений, и обеспечить полную духовную свободу, которую даровал Христос основанной Им на земле для спасения людей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Гордость ли это?
Можно ли назвать гордостью желание исповедывать Истину Божию вплоть до готовности пострадать за нее?
Если такое стремление называть «гордостью», тогда придется объявить «гордецами» и Святых Апостолов, пронесших учение Христово во все концы вселенной, и безчисленных мучеников, кровь свою проливших и жизнь свою отдавших за верность Христу-Спасителю, и Святых Отцев и Учителей Церкви, безстрашно боровшихся с лжеучителями-еретиками за чистоту Христовой веры, и целые сонмы преподобных подвижников, желавших сохранить себя чистыми и неоскверненными от мира, во зле лежащего, а потому самоотверженно удалявшихся от него, ради спасения души, в пустыни, горы, вертепы и пропасти земные.
Да не будет! Не позволим себе такого богохульного кощунства, чтобы твердую и непоколебимую верность Правде Божией называть «гордостью». Пусть это делают враги истинной веры и Церкви, которые, привыкши лгать, свое «смирение» перед диавольским злом отождествляют с христианским смирением и лукаво выдают его за добродетель, тем самым беспощадно осуждая самих себя в глазах всех, кто еще не потерял окончательно совесть.
Вследствие такого исключительно-важного значения, какое имеет Русская Зарубежная Церковь в нынешнем богоотступническом мире, как носительница и выразительница честной, прямолинейной и безкомпромиссной, настоящей православно-христианской идеологии, нет ничего удивительного, что в последнее время особенно усилились нападки на нее, как явных, так и тайных, весьма искусно-скрывающих себя, врагов ее. С необыкновенной энергией и напряжением сил, используя все благоприятствующие этому возможности, предпринимаются попытки к разложению ее извнутри. Одно это уже свидетельствует о том, сколь неприятна наша Церковь врагам истинной веры Христовой, как Она им мешает, стоит на пути...
Не будем, однако, падать духом от этого. Ведь этому и надлежит быть!
Правда, нам часто указывают, что и у нас не все так, как должно было бы быть: не все у нас «на высоте своего положения». Но ведь мы хорошо знаем, что на земле, среди грешных людей, не может быть ничего идеального, вполне совершенного. Люди – всегда люди, и «ничто человеческое им не чуждо», как гласила еще древняя латинская поговорка.
Но как нельзя хулить и поносить самое христианство за то, что много было и есть плохих и неискренних христиан, точно так же крайне несправедливо и неправильно хулить и поносить нашу Русскую Зарубежную Церковь за то, что не все в ее рядах полностью и искренне исповедуют ее идеологию, и свою личную и церковную жизнь строят в согласии с этой идеологией, без всяких отступлений от нее в ту или другую сторону. Ведь и среди двенадцати Апостолов Христовых был Иуда-предатель.
Но разве наличие Иуды Искариотского в апостольской среде унизило или умалило хоть сколько-нибудь значение святейшего лика Апостольского?
Точно так же наличие нежелательных и недолжных явлений в недрах и ограде нашей Русской Зарубежной Церкви не может унизить ее и умалить ее значения.
Нельзя смешивать одно с другим: личное и принципиальное. Нельзя также ошибки и проступки одного какого-нибудь лица вменять всем.
Главное – это не личные грехи и промахи отдельных личностей, а та общая идеология – то основное направление, которого неуклонно держится наша Русская Зарубежная Церковь вот уже почти полстолетия, дух, который должен, конечно, остаться неизменным и непоколебимым, несмотря ни на что.
Врагам, как это мы ясно видим, да это и понятно само собой, важнее всего поэтому сломить именноэтот дух и отнять духовную свободу у нашей Церкви. Если, не дай Бог, попущением Божиим, по нашим грехам, это случится, мы будем знать тогда, что нам делать: «соли обуявшей» нам не нужно, ибо она «ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Матф. 5, 13).
А пока будем со смирением и терпением нести крест поношения нашей Церкви со стороны всех ее явных и тайных врагов. И да не соблазнится никто из нас этим поношением и да не сделается, вследствие его, отступником, в угоду ложному смирению – смирению перед явным и очевидным сатанинским злом, уже почти торжествующим свою временную победу в этом обреченном на гибель тленном мире, и во имя мнимо-христианской любви к лютым врагам истинной веры и Церкви!
«Претерпевый до конца, той спасен будет!» (Матф. 10, 22).