Том 2
Истинный пост есть – злых отчуждение».
«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне"… (Стихира в среду 1-й седмицы).
Приближается Великий Пост – время духовной отрады для всех кающихся грешников, для всех истинных христиан, возненавидевших фарисеев «гордынный глас» и ревнующих мытаревой «благоумиленной молитве»: «Боже, милостив буди мне грешнику!»
Не для тех, кто мнят себя непогрешимыми праведниками, а для тех, которые искренно ощущают себя окаянными грешниками, установлен этот пост.
Не для тех, кто не чувствуют нужды в покаянии и исправлении своей жизни, а для тех, которые сознают свою внутреннюю нечистоту и неправду, и стремятся очиститься, оправдаться пред Богом и начать новую жизнь, установлен он.
Что же, собственно, представляет собою Великий Пост?
Увы! Весьма многие из числящихся ныне «православными христианами» не отдают себе в этом ясного отчета, а потому легкомысленно пренебрегают им, а некоторые лишь внешним образом «отбывают» его, воздерживаясь от вкушения скоромной пищи в течение всего поста или только известных дней и недель его, и это поставляют себе в заслугу пред Богом, питая в себе фарисейское тщеславие.
Но разве пост состоит только в отказе от скоромной пищи?
Кто так думают, они именно и дают нехороший повод всяким модным лжеучителям и всевозможным сектантам возводить хулу на это поистине дивное и столь спасительное для нас установление Церкви, лукаво ссылаясь при этом даже на слова Самого Христа-Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Матф. 15, 11), как якобы утверждающая ненужность, бессмысленность поста.
Если бы телесный пост, телесное воздержание от пищи, было ненужно и бессмысленно, то не постился бы Сам Господь Иисус Христос, перед началом Своего общественного служения людям, «сорок дней и сорок нощей» (Матф. 4, 2), не постились бы перед своим отправлением на проповедь и свв. Апостолы (Деян. 13, 2–3), не постились бы, следуя их примеру, на протяжении ряда веков, все великие праведники и подлинные подвижники христианского благочестия, стремившиеся благоугодить Богу и спасти свою душу.
Телесный пост, телесное воздержание – необходимо, но не в нем одном вся сила и значение постного подвига. С постом телесным неразрывно должен быть соединен и пост духовный. Об этом так ясно и убедительно учит нас св. Церковь в своих замечательных, столь глубоких по содержанию и назидательных по смыслу великопостных песнопениях, как например:
«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне»... (в среду 1-й седмицы на вечерни).
Мало того: еще до наступления Великого Поста, на сырной седмице, св. Церковь уже предостерегает нас от неправильного пощения – от погрешительной мысли, будто вся суть поста заключается только в отказе от скоромной пищи: «...злым демоном уподобишися, николиже ядущим»... и «яко ложная возненавидена будеши от Бога»... вот какую оценку и какой суровый приговор влечет за собою такое одностороннее понимание поста (см. стихиру в среду сырную утра, на стиховне).
В чем же состоит истинный, а потому и единственно-спасительный пост?
«Истинный пост есть – злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть, и благоприятный» (стихира в понед. 1-й седмицы, вечера, на стиховне).
Итак, вот в чем, по ясному учению св. Церкви, состоит, истинный пост!
Истинный пост состоит в отчуждении себя от всякого рода зла: действительно и по-настоящему постится только тот, кто удерживает язык свой от злословия и празднословия, кто отлагает «ярость», то есть подавляет в себе проявления безудержного гнева, кто отлучает себя от «похотей», то есть искореняет в себе греховные, страстные пожелания, кто не допускает себе клеветать на ближних, лгать и попирать клятвы и обеты, данные Богу.
Без этого, один телесный пост – «ничтоже есть» (по выражению св. Тихона Задонского), и никакой пользы не доставит постящемуся. Но отсюда никак нельзя делать вывода, что телесный пост вообще бесполезен, а потому и не нужен. Он весьма нужен, потому что, как учит Слово Божие, «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Галат. 5, 17). Мало того: «плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покаряются, да и не могут. Посему живущие по плоти, Богу угодить не могут» (Римл. 8, 7–8). Вот именно потому, что, как утверждает св. Апостол, «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя – жизнь и мир» (Римл. 8, 6), – плоть нашу необходимо ослабить, обуздать и подчинить духу путем телесного воздержания, то есть путем поста телесного, пример чего дает нам сам св. Апостол, говорящий о себе: «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим (недостоин) буду" (1Кор. 9, 27).
Как же можно, имея такие ясные свидетельства Слова Божия, не говоря уже о многовековом опыте целого сонма подвижников христианского благочестия, отвергать значение поста телесного?
Но главное – это пост духовный, который, как мы уже сказали, состоит в удалении, или в воздержании от всякого зла.
Не случайно в перечислении того, в чем должно состоять это воздержание, св. Церковь, в вышеприведенной нами стихире, на первое место ставит «воздержание языка», ибо язык, как учит св. Апостол Иаков, есть «неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда» (Иак. 3, 8)», и ни от чего другого не происходит так много зла для человека, как от невоздержного языка.
«Язык – небольшой член», говорит св. Апостол: «но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда» (Иак. 3, 5–10).
Если мы внимательно всмотримся в нашу повседневную жизнь, то легко убедимся в том, какая это действительно великая, несомненная и столь печальная истина. Сколько страшного, иногда непоправимого, зла причиняем мы и ближним нашим и самим себе своим невоздержным языком! А между тем, язык дан нам на добро, а не на зло, на созидание, а не на разорение: мы – люди – «словесная тварь», и в этом наше безконечное превосходство над прочими животными тварями, – то именно, чем мы возвышаемся над ними и уподобляемся Самому Богу, Словом Своим создавшему мир. Как же бережно должны мы относиться к этому великому дару слова, с какой осторожностью должны пользоваться им!
На втором месте в ряду проявлений зла, от которого мы должны воздерживаться, св. Церковь указывает "ярость», то есть безудержный, необузданный гнев.
"Гнев», вообще, как учит Слово Божие, «Правды Божия не соделовает» (Иак. 1, 20), а Сам Господь в Своей Нагорной проповеди гневающегося на брата своего напрасно уподобляет человекоубийце, и св. Апостол наставляет христиан: «всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Ефес. 4, 31). В состоянии яростного гнева человек теряет всякое самообладание и делается способным на самые безумные поступки, на любое преступление: он становится одержимым духами зла, которые через него проявляют свою злобу на других людей, разрушая тот мир Христов, в котором должны жить между собою истинные христиане.«Гнев – неистовая страсть», говорит преп. Нил Синайский: «легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверскою делает душу»...
Далее, св. Церковь предлагает истинно-постящимся «похотей отлучение». Слово Божие указывает нам на три основных вида похоти, господствующих в мире сем, во зле лежащем, с которыми истинные христиане должны бороться: «похоть плоти», «похоть очей» и «гордость житейская» (1Иоан. 2, 16), или сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Эти основные три похоти, как учат свв. отцы-подвижники, в свою очередь порождают восемь главных греховных страстей, которые терзают человеческую душу, лишая ее внутреннего мира, и служат первопричинами и источниками всего того зла, которое отравляет человеческую жизнь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. В сущности говоря, вся истинно-христианская жизнь заключается не в чем ином, как именно – в непрестанной борьбе с этими греховными страстями и похотями, вплоть до полного искоренения их и насаждения на их место противоположных им добродетелей: воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, блаженного плача, трезвения, смирения и любви.
«Иже Христовы суть», учит Св. Апостол: «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24). Сказано «распяша» потому, что борьба со страстьми и похотьми, в особенности уже вошедшими в привычку и сделавшимися как бы второй природой человека, чрезвычайно болезненна и мучительна. Болезненна и мучительна, но вместе с тем необходима и спасительна, ибо одержимые всеми этими страстями, как ясно учит Слово Божие, «Царства Божия не наследуют» (1 Коринф. 6, 9–10): их удел – вечная нескончаемая мука.
Наконец, в заключение, св. Церковь увещевает нас, если мы хотим по-настоящему поститься, беречься«оглаголания, лжи и клятвопреступления», то есть оклеветания ближних, всякого рода лжи и нарушения клятв и обетов, данных нами Богу, или, иными словами, – всякой неправды. И это понятно; христианин есть служитель истины, ибо Сам Христос есть Истина (Иоан. 14, 6), и всякая ложь и неправда должны быть ему ненавистны. «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях», говорит Слово Божие (Псал. 100, 5), а «ложью» и «отцом лжи» именуется враг Божий и враг человеческого спасения – диавол. Самое имя «диавол» значит «клеветник» и, следовательно, кто клевещет и лжет, тот этим угождает диаволу и становится слугою диавола.
Итак, вот в чем заключается настоящий, спасительный для души пост!
Так ли понимают пост и так ли постятся современные христиане?
Увы! под постом они, большей частью, понимают только одно телесное воздержание от скоромной пищи, и те, кто так постятся, нередко по-фарисейски ставят это себе в какую-то особую заслугу пред Богом, мысленно, а иногда и на словах, вопреки предостережению св. Апостола: «не ядый ядущаго да не осуждает» (Римл. 14, 3), осуждая тех, которые едят скоромное, и этим осуждением обезценивая свой подвиг. Огромное же большинство современных людей, считающих себя или официально-числящихся «православными христианами», под разными предлогами, в том числе и под вышеприведенным сектантским предлогом, а порою и без всяких предлогов, просто освобождают себя от пощения, зачастую даже не думая о посте или и вовсе не зная, что теперь пост.
Где уж тут говорить о посте духовном?.. Ведь он требует упорной и систематической борьбы со своими греховными наклонностями, к которой современный человек, воспитанный в тлетворной атмосфере всеобщей распущенности и разнузданности, под лживым громким лозунгом «свободы», так мало способен!
А между тем, без истинного поста невозможно истинное покаяние, а без покаяния – нет спасения.
И Россия наша погибла, и весь мир так быстро катится по наклонной плоскости к своей окончательной гибели именно потому, что люди оставили христианский пост. От этого же пренебрежения постом и все наши, в нашей эмигрантской русской среде, эти печальные ссоры, свары, разделения и нестроения, возбуждающие столько антихристианской злобы и взаимной ненависти, даже в сердцах людей, убежденных и других уверяющих, будто они «борются за истину».
Это – отнюдь не какое-либо преувеличение.
Прекрасно говорит об этом наш великий подвижник и наставник христианского благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник: «Сей род не исходит, токмо молитвою и постом» (Матф. 17, 21). Вот ограда! Хоть бесов бездна... но ничего не смогут они сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост – всестороннее воздержание, молитва – всестороннее богообщение: тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы, и бежат от него далеко, чтоб не получить болезненнаго удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякаго добра: так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего» («Мысли на каждый день года» стр. 245).
Вот и разгадка того ужасного беснования, которое постигло нашу несчастную Родину-Россию, изменившую вере и благочестию отцов, а в тех или иных формах – и весь современный мир, так очевидно и наглядно влекомый теперь овладевшей им темной бесовской силой к страшной погибели. И тем страшнее будет эта гибель, чем более слепы и безчувственны современные люди к своему пагубному душевному состоянию, чем менее они отдают себе отчета в том, что в них живут и их деятельностью руководят бесы, которым они, оставив молитву и пост, неосмотрительно открыли вход в свои души.
Православные русские люди! Вот опять наступает для нас «время благоприятное», «время покаяния» – святый Великий пост: сознавая весь ужас того, что происходит сейчас в мире, у нас на нашей несчастной Родине и здесь, в нашей собственной среде, заставим себя по-настоящему поститься, твердо памятуя при этом, что, «постящеся телесне», мы должны поститься и «духовне» – «да приимем от Христа Бога велию милость».