Источник

...И на земли мир.

«Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися в Вифлееме». Возблагодарим же Господа, вновь сподобившего нас дожить до радостного праздника Рождества Христова! Как и всегда, исподволь, шаг за шагом, св. Церковь в течете целых сорока дней постепенно подготовляла нас к нему постом, богослужебными чтениями и песнопениями, для того чтобы мы глубже вошли в настроение этого праздника, осмысленнее и с большей пользой для души переживали величие его. И только тот, кто, как послушное чадо своей Матери-Церкви, надлежащим образом, соблюдая пост и посещая со вниманием и усердием церковные службы, готовил себя к встрече этого радостного праздника, способен по-настоящему переживать его. Для такого человека Рождество Христово не просто «сезонный праздник», на который принято поздравлять друг друга и делать подарки, но, действительно, великое и радостное торжество, исполняющее душу человека неземным ликованием.

В самом деле. День Рождества Христова это – день несказанной милости Божией к падшему человеку, день мира и благоволения, день душевной отрады и сладостного отдохновения для измученных и истерзанных утратою внутреннего мира человеческих сердец. Это – день, которого тысячелетиями ожидало человечество, зашедшее в безысходный нравственный тупик и отчаявшееся в своем спасении. То, «к чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня совершилось» (Пр. Ефрем Сирин). Совершилась «велия благочестия тайна» – Сам Бог явился на земле во плоти и, «с человеки поживе» (1Тим. 3, 16; Варух. 3, 38).

Как же не радоваться и не ликовать в такой день?

По выражению одного из наших отечественных богословов, уста наши как бы смыкаются перед священным безмолвием Вифлеемской ночи, и только сердце в тишине внемлет дивной ангельской песни:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

В этих словах, как нельзя лучше, ярко выражен весь глубокий смысл, все значение происшедшего в этот день великого события.

Да будет слава Богу за безмерно-великое, уготованное Им чрез воплощение Его Единородного Сына, дело спасения человечества!

Но где же «на земли мир» и «в человецех благоволение»? – спрашивают, однако, многие, наблюдая окружающую жизнь, а иные дерзают даже богохульствовать, утверждая, что христианство якобы «не удалось» и не дало людям того, что должно было дать.

Отринем далеко эту гнусную хулу, распространяемую и утверждаемую среди людей явными и скрытыми врагами Христовой веры.

Мир, пришедший на землю в день Рождества Христова, это – Сам Христос. «Он есть мир наш», как говорит Апостол, пришедший «вражду убить»  (Ефес. 2, 14–18). Христос пришел на землю для того, чтобы примирить падшего человека с Богом, побудить его оставить свою безумную вражду против Бога и предать свою буйную и непокорную волю воле Божией, что одно только и дает душе человека подлинный мир.

Это – мир особенный. Его нельзя смешивать с внешним спокойствием, внешним земным благополучием человека. Это – мир внутренний: мир совести, примиренной с Богом, с людьми и с самим собою. Только тот человек, который принимает в свою душу Христа, невозбранно наслаждается этим внутренним миром, что бы ни происходило вокруг него, как бы ни нарушался мир внешний.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам» – так говорил Господь Своим ученикам на Тайной Вечери, подчеркивая эту разницу между «Его миром» – миром внутренним – и «мирским, человеческим миром» – миром внешним. Предрекая далее ученикам Своим гонения и скорби, ожидающие их от враждебного Его учению человечества, Он тут же утешает их, говоря: «Сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 14, 27 и 16, 33). И мы знаем, с каким невозмутимым внутренним миром претерпевали св. Апостолы, а затем и все христианские мученики первых веков, страшные гонения и самые лютые муки за имя Христово, не только не боясь, а наоборот – даже радуясь, что могут умереть за Христа.

Это – мир не естественный, а сверхъестественный благодатный, непонятный и необъяснимый для обыкновенного грешного человека, работающего страстям и потому не принимающего в свое сердце Христа. Это – «мир Божий, превосходяй всяк ум»  (Филип. 4, 7), то есть мир, который превыше всякого ума, превосходящий всяческое человеческое разумение и постижение, мир тихой и безмятежной совести, наполняющий души носителей его несказанным, ни с чем земным не сравнимым блаженством. Это и есть то Царствие Божие, которое, по словам Христа-Спасителя, «не придет приметным образом», ибо оно – «внутрь нас есть» (Лук. 17, 20 – 21). Это о нем и заповедано нам молиться в словах молитвы Господней: «да приидет Царствие Твое»!

И этим благодатным миром всегда наслаждались, со времени пришествия Христова, и будут наслаждаться все истинные последователи Христовы, искренно стремящееся жить по Евангелию и исполнять заповеди Его. Единственный верный залог получения этого мира – совершенная чистота совести. А этого достигнуть немыслимо без благодатного общения со Христом через Его Церковь, основанную Им, как благодатную сокровищницу и оплот мира на земле. Поэтому всем нам необходимо твердо знать и помнить, что столь вожделенный для всех мир, о котором пели ангелы в момент Рождества Христова, может быть неотъемлемой собственностью только того, кто душою и сердцем принадлежит к Истинной Церкви Христовой, почерпая из нее благодатные силы, «яже к животу и благочестию». Лишь в той степени, в какой истинная вера Христова проникает в души людей, мир Христов становится достоянием и внешней человеческой жизни.

Напрасны, однако, все надежды на установление постоянного и прочного внешнего мира в нынешней нашей земной жизни: Церковь решительно отвергла, как ложное, учение хилиазма о тысячелетнем Царстве Христовом на земле. «Гуманистическая» вера в «прогресс человечества» здесь на земле, в этой земной жизни, – противна христианству. Нынешняя земля, по учению Слова Божия, как и нынешние небеса «сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков»  (2Петр. 3, 7). Истинные христиане ожидают нового неба и новой земли, «в нихже правда живет»  (2Петр. 3, 13). Там и только там будет уже вечный и незыблемый мир. А здесь можно говорить лишь о миревнутреннем тех людей, которые душою и сердцем лежат к истинной Церкви и искренно стремятся в жизни своей исполнять заветы истинной Христовой веры.

Те же люди, которые, хотя и любят говорить о мире, но от истинной Церкви Христовой отделяются и даже от Христа отрекаются, не имеют, да и никогда не смогут иметь этого сладостного блаженного мира. В душах их господствуют страсти, которые выводят человека из состояния душевного равновесия, нарушают его внутренний мир и неизбежно порождают вражду и злобу, делающую жизнь человека еще здесь на земле настоящим адом.

Вот почему странно слышать в нынешнее время столько речей о мире без Христа, без упоминания о необходимости веровать в Него, любить Его и следовать Божественному учению Его, всем сердцем принадлежа к Истинной Церкви Его. Суетны, тщетны, лживы и лицемерны все такие речи, ибо единственный мир наш, «вражду убивший», это – Сам Христос, и без Христа нет и не может быть подлинного мира.

Мало того. Чрезвычайно зловредны и опасны эти лукавые речи о мире вне истинной веры и Церкви Христовой. Ибо по учению Слова Божия и великих наставников христианской жизни – Отцев Церкви не всякий мир есть мир Божий, и не всяким миром поэтому надобно дорожить. «Ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие. Но должно любить только добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей (дерзну сказать: не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!»

Поистине золотые слова великого Отца Церкви св. Григория Богослова! И как современны они стали опять в нынешнее время!

Но да не покажутся они кому-либо противными Слову Божию, проповедующему мир и любовь.

Сам Христос-Спаситель произнес слова, кажущиеся непонятными для тех, кто не хотят глубоко вникать в смысл Евангельского учения: слова, обличающие тех, кто лукаво и лицемерно стремятся себя представить и выказать более любвеобильными, чем Сам Божественный Учитель любви: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч и разделение»  (Матф. 10, 34 и Лук. 12, 51).

Что это значить?

Это значить, что не может быть у истинного последователя Христова мира со всеми теми, кто упорно не верует во Христа и не приемлет учения Его: не может быть у истинного христианина, тем более, мира с врагом Божиим и врагом человеческого спасения – сатаною, не может быть мира с грядущим антихристом и слугами его, подготовляющими пришествие его, не может быть мира с теми, кто идет одним путем с ними, возставая на основанную Христом-Спасителем истинную Церковь Его, извращая и отвергая истинное учете Ее, попирая спасительные установления Ее.

Ибо какое может быть общение у света со тьмою? какое может быть согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?  (2Кор. 6, 14–15). Пытающиеся примирить и объединить непримиримое и необъединимое тем самым показывают, что они сами не. стоят в истине, что они не во свете ходят, а во тьме. Ибо такой мир, такая дружба с миром, враждебным Христу и Его истинной Церкви, есть, по учению Слова Божия, ни что иное, как «вражда против Бога»  (Иаков. 4, 4), а, следовательно, и утрата того подлинного Божественного мира, который принес на землю Родившийся в Вифлееме Христос. Такие люди сами себя изобличают, как богопротивники, сколь бы они ни называли себя верующими и даже христианами.

Блюдите же, братие, како опасно ходите, и не дайте себя опутать, как сетями, лукавыми и вкрадчиво-льстивыми словесами отступников от истинной веры и Церкви, какою бы благовидною внешностью они ни прикрывались! Без чистоты совести, не изменившей Христу и не запятнавшей себя постыдным соглашательством с врагами Христовой Церкви, нет и не может быть подлинного мира, нет и настоящей радости в празднике Рождества Христова.

Чем можем мы наилучшим образом ознаменовать эту светлую праздничную радость? Конечно, сделав, насколько это от нас зависит, участниками этой радости возможно большее число людей, ближних наших, особенно же – скорбящих и обездоленных, дав им почувствовать, что они не забыты, не оставлены в эти великие дни радости. В этом номере читатели найдут несколько воззваний – просьб о помощи нуждающимся ко дню великого праздника Рождества Христова. Откликнемся на эти просьбы и, в лице тех, кого Господь благоволил Сам назвать Своими «меньшими братьями», принесем новорожденному Господу угодные Ему дары, как некогда волхвы. Тогда и наша радость, наше празднование в эти великие дни будут более полными и совершенными.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle