Том I
«Бдите и молитеся, да не внидите в напасть!»
Такими словами неоднократно увещевал и предостерегал учеников Своих Господь наш Иисус Христос. А дабы кто-нибудь не подумал, что это предостережение относится только к ближайшим ученикам Его, Он однажды добавил:
«А ЧТО ВАМ ГОВОРЮ, ГОВОРЮ ВСЕМ: БОДРСТВУЙТЕ! (Марка 13, 37)».
Кажется, ни одно из наставлений Господа не забыто современными христианами так основательно, как это наставление. Ибо едва ли не самой характерной чертой современности является противоположное бодрствованию состояние – беспечность. На все смотрят легко, все считают «нормальным», обыденным, не заслуживающим особого внимания, трезвенного к себе отношения, не принимают никаких мер предосторожности, не говоря уже о борьбе за истину, которой предпочитают компромисс и «мирное сосуществование» с ложью.
Просто поражает то легкомыслие, с которым относятся ныне многие к грозным событиям, совершающимся перед нашими глазами, ко всем тем уродливым явлениям современности, которые ясно показывают, каким тяжким духовным недугом поражено большинство современных людей, не только жить не хотящих по-христиански, но даже и мыслить согласно с Евангелием.
И невольно приходят на ум слова евангельской притчи: «ВОЗДРЕМАШАСЯ ВСЯ И СПАХУ» (Матф. 25: 5). Еще приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский отмечал это в своем вдохновенном дневнике: «Мiр находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями» («Моя жизнь во Христе» т. 1, стр. 227). Но теперь все эти средства, вразумлявшие прежде человека, оказываются недействительными. За всеми этими бедствиями уже не видит современный человек карающей десницы Божией: все объясняет «естественным», «научным» путем – не приходит к уму-разуму, не исправляет своей жизни к лучшему, не обращается к Богу.
Греховный сон и духовная слепота настолько овладели современным человеком, что не видит он, за малыми исключениями, ни сатанинской сущности страшного богоборческого зла, поработившего нашу Родину и теперь готовящегося захватить весь мир, ни того религиозно-нравственного растления, к которому привели людей властители судеб остального человечества в свободных еще странах мира.
Вполне спокойное и беспристрастное наблюдение за жизнью людей, особенно в больших городах, так называемых «культурных центрах», не может не привести к заключению, что приблизилось то время, о котором так образно предупреждал Господь Иисус Христос: «КАК БЫЛО ВО ДНИ НОЯ, ТАК БУДЕТ И В ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАГО: ИБО КАК ВО ДНИ ПЕРЕД ПОТОПОМ ЕЛИ, ПИЛИ, ЖЕНИЛИСЬ И ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ ДО ТОГО ДНЯ, КАК ВОШЕЛ НОЙ В КОВЧЕГ, И НЕ ДУМАЛИ, ПОКА НЕ ПРИШЕЛ ПОТОП И НЕ ИСТРЕБИЛ ВСЕХ, ТАК БУДЕТ И ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАГО (Матф. 24: 37–39)». В этой живой картине погрязшего в греховном сне человечества наиболее примечательная черта выражена в словах: «и не думали». В наше время ужаснее всего то, что люди именно «не думают» о значении того, что происходит в мире и к чему это их может привести, а живут какою-то животно-растительною жизнью, забывая о самом главном – о «едином на потребу». Вершители судеб современного человека, внушая ему бешеную погоню за накоплением земных благ и устройством жизненного комфорта, механизировали всю жизнь и самого человека обратили в бездушную машину, неспособную «думать» о том, чем единственно «жив будет человек», – не только в этой временной жизни, но что самое важное, – в жизни будущей, жизни вечной, неизбежно всех ожидающей.
Как дошло христианское человечество до такого состояния?
Конечно, это не случилось само собой, естественным путем. Поскольку мы – христиане, и еще веруем в истину евангельского учения, мы должны знать, и ни на один миг не забывать, что все происходящее в мире единственно-верное себе объяснение может найти в той непрестанной борьбе, которую ведет против Бога и чад Божиих враг Божий и враг человеческого спасения, диавол. Вся мировая история, это – БОРЬБА ДИАВОЛЬСКОЙ ЛЖИ ПРОТИВ ХРИСТОВОЙ ИСТИНЫ, причем ареной этой борьбы являются человеческие души. Чрезвычайно образно говорит об этой борьбе св. Апостол Петр, призывая христиан к тому же неослабному бодрствованию, как и Сам Христос Спаситель: «ТРЕЗВИТЕСЯ, БОДРСТВУЙТЕ, ЗАНЕ СУПОСТАТ ВАШ ДИАВОЛ, ЯКО ЛЕВ РЫКАЯ, ХОДИТ, ИСКИЙ КОГО ПОГЛОТИТИ» (1Петр. 5: 8). Только бодрствование, при трезвенном отношении к себе и ко всему происходящему в мире, может спасти человека-христианина от вовлечения в тот мировой процесс «ОТСТУПЛЕНИЯ», который попущением Божиим, с каждым днем все возрастает и возрастает, пока не приведет, наконец, к открытию «человека беззакония, сына погибели», именуемого «Антихристом», как ясно предрекает об этом св. Апостол Павел (2Сол. 2: 3). Нежелание думать и говорить об этом процессе, столь близко касающемся самого важного – вечной участи человека, досадливое «отмахивание» от разговоров на эту тему, а иногда даже насмешливое отношение, столь распространенное в наше время, не служит ли вернейшим признаком успешности действий противника Божия и слуг его, все большего и большего распространения идей диавольской лжи в современном обществе?
Самое характерное в процесс «отступления», это то, что все стороны жизни человека постепенно отравляются диавольскою ложью, которая нагло выдает себя за истину. Глубоко справедливы слова нашего выдающегося государственного мужа, который еще в конце прошлого столетия писал: «Никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякаго рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о правде. По мере того как усложняются формы быта общественнаго, возникают новые лживые отношения и целые учреждения, насквозь пропитанныя ложью. На всяком шагу встречаешь великолепное здание, на фронтоне коего написано «Здесь истина». Входишь, и ничего не видишь, кроме лжи. Выходишь, и когда пытаешься разсказать о лжи, которою душа возмущалась, – люди негодуют, и велят верить и проповедывать, что это истина» («Московский Сборник» изд. К. П. Победоносцева, стр. 60).
Желая погибели человека, враг начинает с самого главного и основного – стремится отравить ложью Божественное учение Христово о вере и благочестии. Так ложью отравлена латинская система папства с ее мнимо-непогрешимым (или «безошибочным», что в сущности, все равно) «наместником Бога на земле». Ложью отравлен протестантизм с его безчисленными ответвлениями – сектами, лжемудрствующий, будто каждый может понимать и толковать Слово Божие, как ему заблагоразсудится, не считаясь с тем, как всегда учила и учит Св. Церковь. На лжи всецело и открыто основаны, так называемые «естественные религии», обоготворяющие тварь, вместо Творца, и пользующиеся человеческой философией, вместо Божественного Откровения.
И вот всю эту ложь нам предлагают ныне считать равною в правах с неповрежденной истиной Святого Православия!
Для того, кто духовно бодрствует, трезвится и молится по завету Христову, ясно, что истина ТОЛЬКО ОДНА и что эта истина – то учение Христово, которое хранится неизменным от времен апостольских. Все же человеческие измышления, как старые, так и новейшие, суть не более, как диавольская ложь, ставящая своей задачей отвлечь людей от спасительной истины, внести разделения, распри и вражду между христианами, разбить Единую Церковь Христову.
Неужели для духовно-трезвого человека могут быть сомнения в том, кому мы должны больше верить: ближайшим ли ученикам и преемникам св. Апостолов – «мужам Апостольским» и Святым Отцам Церкви, прославившимся святостью жизни, необыкновенными подвигами и чудесами, или жившим, спустя тысячу и больше лет после Рождества Христова, вполне светским по настроению и образу жизни людям? Не простою ли дерзостью, вдохновляемою отцем лжи, диаволом, следует считать все их попытки «реформировать» исконное церковное учение, имеющее апостольскую давность и святоотеческий авторитет? И не с определенною ли целью разложить христианство вводятся все эти многочисленные новшества, противные апостольскому и святоотеческому преданию, и фабрикуются все новые и новые секты и «деноминации», самим фактом своего появления как бы свидетельствующие о своем намерении дискредитировать Христову веру?
Вот почему не можем мы не признать самым губительным замыслом диавольской лжи все современные попытки «либералов» как-то «нивелировать», уравнять в правах все так наз. «христианские исповедания» или даже все религии.
ИСТИНА СВ. ПРАВОСЛАВИЯ, ВЕДУЩАЯ СВОЕ НАЧАЛО ОТ САМОГО ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, ПРОПОВЕДАННАЯ ЕГО СВ. АПОСТОЛАМИ, ПРОШЕДШАЯ СТОЛЬ МНОГО ИСПЫТАНИЯ И ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ МУЧЕНИЧЕСКОЮ КРОВИЮ, ТЩАТЕЛЬНО ИСТОЛКОВАННАЯ БЛИЖАЙШИМИ УЧЕНИКАМИ И ПРЕЕМНИКАМИ СВ. АПОСТОЛОВ И БЛАГОГОВЕЙНО ХРАНИМАЯ СВ. ЦЕРКОВЬЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ СТОЛЬКИХ ВЕКОВ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИРАВНЕНА НИ К СТАРЫМ, НИ К НОВЕЙШИМ ЧИСТО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ИЗМЫШЛЕНИЯМ. Поэтому ни один подлинно верующий православный христианин никогда не примирится с модными и широковещательными лозунгами современности, в роде «свободы совести», под которой понимается равноправие всех видов религиозной лжи с истиной св. Православия, или «отделения Церкви от государства» (поскольку государство является православно-христианским, каковым было наше Российское Государство).
Глубоко чужда истине Св. Православия идея инквизиции или всякого рода угнетения и преследования заблуждающихся, но РАЗВЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСТИНА БЕЗРАЗЛИЧНОЙ КО ЛЖИ И СЧИТАТЬ ЕЕ РАВНОПРАВНОЙ С СОБОЮ, ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ ЕЙ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕЕ И УКРЕПЛЯТЬ ЕЕ?
ЭТО ОЗНАЧАЛО БЫ БЕЗРАЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОБРУ И ЗЛУ, ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ИСТИНЫ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЕЕ!
Знает это враг истины и отец лжи, а потому и в данном вопросе «преобразуется во ангела светла» и служителям своим внушает принимать «вид служителей правды» (2Кор. 11, 14–15). Как сам сатана пользовался некогда изречениями Слова Божия с целью искусить Господа, так и теперь эти мнимые «служители правды» пользуются изречениями евангельского учения с единственной целью – СМЕШАТЬ В СОЗНАНИИ ЛЮЛЕЙ ДОБРО И ЗЛО И ОТВРАТИТЬ ИХ ОТ ПОДЛИННОЙ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ.
МЫ НИСКОЛЬКО НЕ ПРЕУВЕЛИЧИМ, ЕСЛИ СКАЖЕМ, ЧТО ТАКОВА ИМЕННО ЗАДАЧА ОГРОМНОГО БОЛЬШИНСТВА ВЕРШИТЕЛЕЙ СУДЕБ И ДУХОВНЫХ ВОЖДЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Одним из видов такого смешения добра и зла и способа отвратить людей от подлинной евангельской истины является так наз. «экуменическое движение», прикрывающееся таким благовидным предлогом, как объединение христиан, а в действительности ведущее лишь к полному религиозному безразличию, что сознали теперь даже многие протестанты, первоначально породившие это движение.
В связи с «экуменизмом» находятся и многие другие организации и «движения». Насколько далеко отошли они от подлинной евангельской истины свидетельствует приводимое ниже в этом номере изречение, напечатанное в их официальном органе: «Не стояние в Церкви, не затворничество в приходе, не жажда покаяния и не забота о спасении своей души» ставится у них главной задачей, а «выход в мир, живая тревога за судьбы человечества и даже больше – живой интерес к социальным и политическим вопросам своей страны и всего мира», то есть, прямо вопреки Евангелию, всецелая забота о земном, а не о небесном.
Чрезвычайно характерно, что эти рьяные поборники экуменического единения всех «христианских исповеданий», являются, вместе с тем, лютыми врагами единства своей собственной Русской Зарубежной Церкви. Это они произвели в ней губительные расколы и, лживо истолковывая в своих целях церковные каноны, не иначе, конечно, как по наущению все того же отца лжи, ведут с ней исполненную злобы и непримиримости борьбу, пользуясь для этого всякого рода клеветой, извращениями истины и разного рода инсинуациями. Так, лживо-проповедуемая ими христианская «любовь», не будучи в состоянии постоянно носить на себе маску, открывает тут, по временам, свое подлинное лицо. Эта ожесточенная злоба их против истины доходить до того, что они не стесняются твердое стояние в истине заклеймить наименованием «мракобесия». Хорошо знакомое нам словечко, облюбованное в свое время у нас мнимыми радетелями народного блага, ввергшими нашу Родину в ужасы кровавого безбожия!
Каким же образом враг истины старается вовлечь возможно большее число людей в это пагубное состояние ослепления ложью?
Главное средство у него для этого – всевозможные духовно-нездоровые развлечения и увеселения, которые держат человека в постоянной разсеянности, отвлекая его от столь необходимой молитвенной сосредоточенности и самоуглубления. Эти развлечения и увеселения являются подлинным бичом нашего времени, что отметил еще в начале нынешнего столетия великий наш пастырь и молитвенник о. Иоанн Кронштадтский.
«Удивительная болезнь явилась нынче», говорил он в беседе с пастырями в Сарапуле в 1904 г.: «это СТРАСТЬ К РАЗВЛЕЧЕНИЯМ. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. ЭТО ПРЯМОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ЧТО ЛЮДЯМ НЕЧЕМ СТАЛО ЖИТЬ, ЧТО ОНИ РАЗУЧИЛИСЬ ЖИТЬ СЕРЬЕЗНОЙ ЖИЗНЬЮ, ТРУДОМ НА ПОЛЬЗУ НУЖДАЮЩИМСЯ И ВНУТРЕННЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ. И начали скучать! И МЕНЯЮТ ГЛУБИНУ И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НА РАЗВЛЕЧЕНИЯ! Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, РАЗВЛЕЧЕНИЕ – ЭТО УЖЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРОК, УЖЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРАСТЬ!»
Что мы скажем о нашем времени, когда эти развлечения сделались главным содержанием жизни современных людей и стали устраиваться даже в часы Богослужений, как бы взамен церковной молитвы, с явным стремлением отвлечь от нее?
А если к тому же мы примем во внимание, что современные развлечения, в огромном большинстве случаев, чрезвычайно далеки от целомудренной скромности, и наоборот питают чувственные страсти, способствуя все большему и большему нравственному разложению современного общества, упадку нравов и расширению самого открытого и безстыдного разврата, то станет ясно, каково их происхождение, кто их организует и рьяно оправдывает всевозможными благовидными предлогами.
Конечно, все тот же «отец лжи» и «человекоубийца искони».
Как же избежать нам, современным христианам, желающим до конца сохранить верность Христовой истине, сетей диавольской лжи?
Для этого необходимо прежде всего помнить замечательное предостережение великого отца Церкви и вселенского учителя св. Иоанна Златоустого: «ЛОЖЬ КОГДА ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ЕЙ ПОВЕРИЛИ, ВСЕГДА ОСНОВЫВАЕТСЯ ПОВИДИМОМУ НА ИСТИНЕ» (т. VI стр. 750). А потому будем крайне осторожны; будем прежде всего трезвенно беречь себя от опьянения греховными страстями и похотями и от ослепления мишурным блеском лже-истины, будем искренни в своем стремлении хранить всецелую преданность чистой истине, будем бодрствовать и молиться, по заповеди Христовой, и тогда Господь убережет нас от сетей диавольской лжи.