Источник

Россия – «Дом Пресвятой Богородицы»

Великая и славная некогда Родина наша Россия – Святая Русь – издревле усвояла себе великое и славное имя: «Домом Пресвятой Богородицы» именовалась она, или иначе: «Необоримым Богородицы состоянием (достоянием)».

«Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за Дом Пресвятой Богородицы» – таким радостным восклицанием встречал народ св. князя Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями.

«Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за русскую землю, за Дом Пресвятой Богородицы» – такими словами взывал Козьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение отечества.

И как свидетельствует вся русская история на протяжении целого ряда столетий, это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, Которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Ее, в котором Она постоянно обитала. И это Свое незримое, но тем не менее всегда реально ощутимое присутствие на русской земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы, которые благоговейно чтились русским народом, не как идолы, по наглому утверждению сектантов, но как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу. По вере русских людей, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала русскую землю от страшного разорения, а русский народ – от погибели.

Невозможно исчислить все такие отдельные случаи чудесной помощи Божией Матери верующим русским людям. Укажем здесь только главнейшие примеры дивного заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю, о которых стыдно не знать русскому человеку.

Главная святыня русского народа, по молитвам перед которой Пречистая Матерь Божия неоднократно спасала русскую землю, это чудотворная икона Божией Матери Владимирская. В самом святое-святых русского народа, в сердце Русского Государства в Московском Успенском соборе первою в иконостасе, слева от царских дверей, стоит эта великая, заветная святыня русской земли. Перед ней короновались цари русские, перед ней избирались первосвятители Церкви Российской. В продолжение восьми веков перед этой св. иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Она немедленно являла Свою благодатную помощь, пока, под действием темных сил, не явились в русском народе кощунники, хулители Пречистой Девы, обрекшие тем на гибель русскую землю, как пишет об этом в одном из своих писем великий святитель наш Феофан, Вышенский Затворник: «Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас; ради Ее и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы». (Собр. пис. Вып. VII, стр. 206).

Вот и причина страшного бедствия, постигшего нашу Родину: не захотели мы, чтобы Родина наша продолжала быть «Домом Пресвятой Богородицы», а потому и лишились Ее покрова и заступления, который всегда так ощутителен был на протяжении всей нашей многовековой истории в прошлом.

Вспомним же, чем обязан был русский народ Пречистой Матери Божией в этом своем прошлом и, прежде всего, чем особенно дорогá была нам эта величайшая из всех русских святынь – чудотворная икона Божией Матери Владимирская?

Икона эта, по преданию, была написана самим евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Христа Спасителя трапезовали Сам Господь, Его Пречистая Матерь и св. Иосиф Обручник. Когда св. евангелист, написав это изображение Божией Матери, показал его Ей, Она изрекла слова, сказанные Ею некогда при посещении св. праведной Елисаветы: «Отныне ублажат Мя вси роди» – и затем добавила: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». До 450 г. икона эта пребывала в Иерусалиме. При имп. Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал ее в Киев в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была помещена в расположенном недалеко от Киева великокняжеском селе Вышгороде, принадлежавшем когда-то св. кн. Ольге, в тамошнем женском монастыре. С 1155 года Вышгород стал уделом сына князя Юрия Андрея, прозванного Боголюбским. Однажды духовенство войдя в храм вышгородского монастыря, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но она снова поднялась и стала на воздухе. Горячий почитатель Матери Божией князь Андрей Боголюбский пришел от этого к мысли, что Матери Божией очевидно угодно, чтобы святыня Ее пребывала на другом месте. Замыслив перебраться на север в Суздальскую землю, он ночью тайно вывез с собой св. икону, постоянно служа перед ней по дороге молебны, и прибыл в г. Владимир, где жители встретили князя и святыню с большой радостью. Князь предполагал, однако, ехать дальше в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира верст десять, остановились и, несмотря ни на какие понукания, ни за что не хотели идти дальше. Запрягли тогда других, но и эти не хотели сдвинуться с места. После долгой и горячей молитвы князя перед иконой, Пресвятая Богородица открыла ему Свою волю, чтобы святыня Ее оставалась во Владимире. Благоговевший перед святыней князь за какие-нибудь два года выстроил во Владимире великолепный Успенский собор (1160 г.), в котором и была поставлена икона в богатой ризе, получившая с тех пор наименование Владимирской.

Много чудес видел Владимир, а затем и вся русская земля от этой великой святыни. В 1164 году эта святыня сопутствовала князю Андрею в его походе на волжских болгар, делавших постоянные разорительные набеги на русскую землю. Перед решительным сражением с ними, князь Андрей, причастившись св. Таин горячо молился перед святыней, восклицая: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет». Все воины также со слезами прикладывались к св. иконе, и болгары потерпели полное поражение. Тут же на поле битвы было совершено перед св. иконой благодарственное молебствие, во время которого явилось дивное знамение: в виду всего войска от св. иконы и от Животворящего Креста Господня заблистал сильный свет, озаривший всю местность. В этот же самый день и византийский император одержал блистательную победу над сарацинами, причем также со всем войском видел чудесный свет от бывшего при войске Животворящего Креста Господня и Иконы Божией Матери. По обоюдному соглашению, оба государя установили в этот день 1 августа «Празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятей Богородице Марии, Матери Его».

При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, св. икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем.

И действительно, когда в 1380 году решалась судьба страдавшей под татарским игом русской земли, и хан Мамай вел на русскую землю несметные полчища, князь Димитрий Донской со всем народом горячо молился перед этой святыней о спасении нашей Родины и, несомненно по внушению Божией Матери, отправился просить благословения на битву с татарами к великому почитателю Божией Матери преп. Сергию Радонежскому. Преподобный дал ему в благословение богородичную просфору, причем сказал: «Иди князь: Бог и Пресвятая Богородица тебе помогут». И замечательно, что русские встретились с татарскими полчищами в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября и точно в полдень загорелся страшный бой, окончившийся победой русских, которая послужила началом избавления русского народа от тяжкой татарской неволи. («Куликовская битва»).

Особенно замечательным было заступничество Божией Матери за русскую землю в 1395 году при нашествии страшного азиатского завоевателя Тамерлана. Этот свирепейший из завоевателей, которого недаром называли «бичом народов», истребив миллионы людей и проливая потоки крови, после опустошения целого ряда стран направился в пределы русского государства, всюду сея страх и ужас. Он дошел уже до реки Дона, взяв г. Елец и избив там множество людей вместе с его князем. Спешно собрав рать, великий кн. Василий Димитриевич вышел ему навстречу и остановился у Коломны на берегу р. Оки. Но, конечно, спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Петру и Алексию и печальнику русской земли преподобному Сергию. Пример этой горячей всенародной молитве подавал сам великий князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божией Матери Владимирскую из г. Владимира в Москву. За святыней было послано во Владимир особое почетное посольство из духовенства. В самый день Успения 15 августа, после литургии и молебна, св. икона была поднята с своего обычного места и принята на руки московским посольством. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее душу зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!». В это время митрополит Киприан, со всем духовенством и народом, наложив на себя строгий пост, не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинстве его и о всех православных христианах.

Когда св. икона приблизилась к Москве, ее ожидала там торжественная встреча. «Весь град изыде противу иконы на сретение ее». Во главе бесчисленного народа, вышедшего крестным ходом, был сам митрополит Киприан «со епископы и архипастыри, со игумены и диаконы, со всем клиросом и причтом церковным, с черноризцы и черноризицами, со благоверными князи, со благоверными княгинями, с боляры и болярынями». Народ густыми толпами окружал первосвятителя и сопровождавших его: «мужие и жены, юноши, девы и старцы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, нищии и убогии, всяк возраст мужска пола и женска, от млада и до велика, все множество бесчисленное народа людей, со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы, со псалмы и песньми и пении духовными, паче же рещи вси со слезами, малии и велиции, иже не обрести человека не плачущася, но вся с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием». Увидав св. икону, все пали на землю и поклонились ей, как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и с великой радостью приняв ее, отнесли в Успенский собор, молясь Богоматери об избавлении от нашествия страшного врага.

И что же? Эта общая всенародная слезная молитва не осталась бесплодной. В тот самый день (26 августа) и час, когда св. икону так торжественно встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре. И вдруг видит он во сне высокую гору, с вершины которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, угрожая ему ими; над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла таинственная Жена, в багряном царственном одеянии, сиявшая «паче солнца молниезрачными лучами». Вокруг Нее находилось бесчисленное множество молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами. Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы русской земли, и в тоже время молниеобразные воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него... Тамерлан, трепеща, проснулся от охватившего его ужаса. Созвав своих князей и военачальников, а также мудрецов и гадальщиков, он весь трясясь и стеная, находясь как бы в исступлении, рассказал им свой сон. Слушавшие сами пришли в трепет и ужас, а мудрейшие из созванных им объяснили, что виденная им во сне величественная Жена в царственном одеянии есть Заступница русских, Матерь Бога христианского и что сила Ее неодолима. Тогда Тамерлан сказал: «Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идем против них» – и тотчас же отдал приказ своим полчищам повернуть назад. По дороге им стало казаться, что русские их преследуют, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и добычу, и оставляя пленных.

Так по молитвам Пресвятой Девы Богородицы дарована была победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы».

На месте встречи иконы в Москве был учрежден Сретенский монастырь, установлен был 26 августа праздник Сретения чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, а сама св. икона с тех пор стала пребывать в Москве, как великий и дивный оплот русской столицы.

Много и еще видел чудес русский народ, по молитвам перед этой дивной иконой.

В 1408 году внезапно подступил к Москве ордынский царь Едигей, когда там не было ни князя, ни митрополита. Человеческой помощи ожидать было нельзя, и москвичи все свое упование возложили на Пречистую Матерь Божию, усердно моля Ее перед св. Владимирской иконой о спасении столицы. И вдруг Едигей, внезапно получив известие о возмущении в Орде, снял осаду Москвы и поспешил к себе домой.

В 1451 году осадил Москву ногайский царевич Мазовша. Татары уже зажгли московские посады. Мужественный митрополит Иона сквозь пламя и дым, под градом стрел, совершал крестный ход по стенам города. По дороге встретился ему известный своей праведной жизнью инок Чудова монастыря Антоний. Святитель Иона просил его молиться о спасении города от татар. На это Антоний отвечал: «Богоматерь не презрит моления твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву». И что же? Ночью татары, услышав какой-то необыкновенный шум, как бы от множества приближающегося войска, в страхе бежали, побросав все тяжести и захваченную ими добычу.

Только заступничеству Божией Матери, по молитвам перед Ее чудотворным образом, приписывали русские люди и окончательное падение два с половиной века тяготевшего над русской землей татарского ига. Это было в 1480 году. Великий князь Иоанн III Васильевич разорвал ханскую басму, отказавшись платить дань татарам. Ордынский хан Ахмат, собрав громадные полчища, двинулся на Москву. Великий князь, вооружившись молитвой и благословением митрополита Геронтия и своего духовника Ростовского архиепископа Вассиана, выступил против татар к реке Угре, которую русские прозвали «Поясом Богоматери». Татары находились с противоположной стороны реки, и никто из противников не решался первым перейти реку. И митрополит и духовник великого князя увещевали его не бояться татар, уповая на заступничество Божией Матери, столько раз спасавшей русскую землю. Долгое время оба войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. И вдруг какой-то необъяснимый страх напал на татар: они обратились в паническое бегство, никем не гонимые. Так, заступничеством Пресвятой Богородицы, русская земля, без малейшего пролития крови, была избавлена от столь долго тяготевшего над ней мучительного ига. В память этого события был установлен праздник в честь чудотворной иконы Владимирской 23 июня.

В 1521 году напал на Москву крымский хан Махмет-Гирей с огромными объединенными полчищами из татар крымских, ногайских и казанских. На огромном пространстве от Воронежа до Нижнего Новгорода татары бесчинствовали, грабя и убивая все живое, и наконец подступили к самой Москве. Вся надежда могла быть опять только на заступничество Божией Матери. Особенно горячо молился о спасении Москвы Василий, Христа ради юродивый. И вот в полночь он увидел, как двери соборного храма растворились сами собой, Владимирская икона, поднявшись со своего места, вышла через двери из собора, и от нее послышался голос: «Выйду из града со святителями». Вся церковь на миг осветилась пламенем, который вслед за тем тотчас же погас. В ту же ночь было замечательное видение праведной слепой инокине Вознесенского монастыря. Ей представилось, что из Кремля в Спасские ворота идет целый священный собор. Идут святители и праведники, все в лучезарном сиянии, и несут чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Когда они выходили из Спасских ворот, навстречу им вышли преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Упав в ноги святителям, они спрашивали их, на кого они покидают город в такой беде? «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу, – отвечали святители, – но Господь повелел нам выйти из города и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий, и о заповедях Его не радят, почему Бог и попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Упав в ноги московским святителям и чудотворцам, преподобные Сергий и Варлаам продолжали их молить, чтобы они смягчили гнев Божий. Святители вняли их неотступным просьбам, совершили молебен перед чудотворной иконой Владимирской, осенили город крестом и возвратились в Кремль, неся обратно и чудотворную икону. Внезапно татарам показалось, что вокруг Москвы стоит громадное войско. Хан послал удостовериться в этом. Посланным привиделось войско еще более сильное. Тогда хан послал еще одного из своих приближенных. Тот вернулся весь в трепете. «Бежим немедленно, – вскричал он, – от Москвы идет на нас неисчислимое войско». И татары панически бежали. В память этого было установлено празднество чудотворной иконе Владимирской 21 мая.

Все ли русские люди в наше время знают эти дивные случаи чудесного заступничества Божией Матери за русскую землю? Увы, наши официальные учебники, по которым мы проходили русскую историю в школах, об этих чудесных случаях умалчивали. Да и как же иначе? Разве можно было говорить о чудесах в наш слишком уж высококультурный век науки и прогресса? Можно было прослыть ретроградом или мракобесом – печальной памяти выражения, которые приклеивались, как этикетки, ко всем тем, кто не хотел идти на поводу у служителей темных сил, энергично и неутомимо работавших над разрушением Святой Руси.

Мы привели здесь наиболее замечательные случаи заступничества Пресвятой Богородицы за русскую землю по молитвам перед Ее чудотворным образом Владимирским, из которых главнейшие отмечены в нашем богослужении. Умилительно звучит тропарь, составленный в честь этой святыни: «Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону. К нейже мы ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: О, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианские невредимы от всех наветов вражиих и спасет души наша, яко милосерд».

Кроме вышеприведенных случаев, замечателен еще следующий. В царствование благочестивого царя Феодора Иоанновича татары заняли уже Воробьевы горы перед самой Москвой. Отличавшийся особым благочестием Царь усердно молился Владычице о спасении города от вражеского нашествия, и распорядился, чтобы св. Владимирская икона сопровождала посланное им войско. Сам он с высоты кремлевской башни наблюдал за передвижением войск. Около него стоял боярин, рыдавший от сознания страшной опасности, грозящей городу. Заметив это, Царь повернулся к нему с ясной улыбкой на лице и сказал: «Завтра молитвами Богоматери нечестивых не будет». После боя, продолжавшегося целые сутки, от Владимирской иконы, находившейся в рядах русского войска, изошла неодолимая сила, которая навела на татар какой-то столбняк. Руки их сделались как бы скованными, и они не были в состоянии поднять своих мечей. Невероятный страх напал на них, и они обратились в повальное бегство.

Наступило вскоре так называемое «Смутное время» – кара Божия за грехи русского народа. В Москву вступил Димитрий Самозванец. Клевреты его ворвались в Успенский собор, когда святейший Патриарх Иов совершал Божественную литургию, и начали срывать с него священные одежды. Настала минута глубокой скорби и вместе с тем высокого величия. Как бы видя перед собой во плоти Богоматерь, столп Православия и защитницу русского народа в нашей стране, Патриарх, сняв сам с себя панагию, положил ее к иконе Владимирской, и словно вверяя Ей судьбы веры и отечества, молитвенно воскликнул: «Владычице, здесь пред иконою Твоею была возложена на меня эта панагия и вручен патриарший посох. С ними девятнадцать лет хранил я целость веры: ныне, по грехам нашим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Владычице, спаси православие молитвами к Сыну Твоему». И эта молитва не осталась неуслышанной. По прошествии нескольких лет смуты, Родина наша опять испытала на себе чудесное заступничество Божией Матери и была спасена от врагов, по усердным молениям русских людей, через другую дивную святыню Свою – чудотворную икону Казанскую, о чем мы скажем дальше.

Имея в виду все вышесказанное, неудивительно, что Владимирская икона Божией Матери пользовалась особым исключительным почитанием у нас, перед ней всегда молились, выступая в походы на врагов, московские великие князья и русские цари. При избрании митрополитов всея Руси, а затем и Патриархов, жребии избираемых полагались внутрь киота Владимирской чудотворной иконы, в надежде, что Богоматерь Сама укажет достойного избранника. Перед этой же иконой знатнейшие люди московского государства приносили присягу на верность царям.

В 1547 г. в Кремле произошел сильный пожар. Владимирскую икону хотели вынести из Успенского собора, боясь за ее целость, но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Тогда многие видели в небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не задев даже Успенского собора.

Во время нашествия французов в 1812 г. Матерь Божия, однако, допустила, чтобы святыня Ее была вывезена из Москвы на время занятия столицы французами: с 2-го сентября по 20 октября она пребывала во Владимире, а затем снова вернулась в Москву.

Во время ужасов, постигших русскую землю в начале XVII-го века за грехи русского народа, когда наступило на русской земле так называемое «Смутное время», Матери Божией угодно было прославить другую Ее святыню, незадолго перед тем явленную, чудотворную икону Казанскую; по усердным молитвам перед этой святыней покаявшихся русских людей, пришло чудесное избавление от ужасов Смутного времени всего русского народа и вновь было восстановлено Русское Царство.

Эта другая великая святыня, также особенно чтимая русским народом, явилась чудесно во граде Казани, вскоре после покорения Казанского царства Царем Иоанном Васильевичем Грозным, 8 июля 1579 года. В этом году в Казани произошел страшный пожар, превративший в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города. Татары стали насмехаться над русскими, говоря, что русский Бог немилостив к ним, послав им такой пожар, вскоре после завоевания ими города. «Вера Христова, – замечает летописец, – стала притчею и поруганием». И вот тогда-то, как бы для того, чтобы избавить веру православную от поругания, Господь явил православным людям в Казани милость Свою через явление чудотворной иконы Своей Пречистой Матери. На месте пожарища один стрелец собирался поставить себе дом. Девятилетней дочери его Матроне трижды являлась во сне Божия Матерь, повелевая сказать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону, причем Богоматерь указывала девочке во сне и самое место на пепелище, где скрыта эта икона. Девочка рассказала о своем сне матери, но мать и в первый и во второй раз не придала этому никакого значения. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне самую икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». В страхе девочка проснулась и с криком начала требовать от матери, чтобы та исполнила приказание Царицы Небесной. Тогда мать отвела дочь к воеводе и к архиепископу Иеремии, но никто из них не придал серьезного значения словам девочки. Тогда мать взяла заступ и сама начала рыть на указанном месте. Помогали ей рыть и другие из собравшегося вокруг народа, но икона не появлялась. Но как только стала рыть Матрона, икона была найдена. Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом. Лик иконы был совершенно свежий, как будто икона была только что написана.

Узнав о чудесной находке, жители Казани, с архиепископом и городскими властями во главе, собрались на том месте, и с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь. Настоятелем этой церкви был священник Гермоген, впоследствии ставший митрополитом Казанским, а затем Патриархом Московским и всея Руси, который и описал как самое явление иконы, так и последовавшие за тем от нее многочисленные чудеса исцелений. Царю в Москву было послано подробное донесение об обретении иконы и список с нее. Царь велел на месте явления иконы воздвигнуть монастырь. Первыми инокинями, принявшими постриг в этом монастыре, были отроковица Матрона, нашедшая икону, и ее мать.

От этой великой святыни и пришло спасение русскому народу в страшную пору Смутного времени. Москва находилась в руках поляков, в северных областях хозяйничали шведы, по всей стране ходили, грабя и убивая, разбойничьи шайки. Гибель Русского Государства казалась бесповоротной и окончательной. Единственная надежда могла быть только на помощь Божию и на чудесное заступничество Божией Матери, неоднократно спасавшей русскую землю – дом свой. И к этому-то заступничеству и прибегли в конце концов покаявшиеся русские люди. В ответ на грамоты с призывом встать на защиту и спасение отечества, рассылавшиеся Патриархом Гермогеном и Троице-Сергиевской лаврой, начали образовываться народные ополчения. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород, где прочтенная в храме с амвона, вызвала особенное воодушевление Козьмы Минина-Сухорука. «Станем все как один за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы, – с таким пламенным призывом обратился он к русским людям, – заложим жен и детей, но освободим отечество». Воодушевившиеся этим призывом образовали ополчение под командой князя Пожарского. Горячо молившийся перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери о спасении родины князь Пожарский взял с собою принадлежавшей ему список с нее, дабы он сопровождал его ополчение. Множество препятствий пришлось встретить прибывшему под Москву нижегородскому воинству. Надо было взять хорошо укрепленный упорно защищаемый поляками город, отразить от Москвы только что прибывшее свежее многочисленное польское войско и усмирять буйство и бесчиние некоторых русских отрядов. К тому же разоренные местности не были в состоянии доставлять достаточно продовольствия русскому воинству. Все это возбудило в малодушных сердцах робость и упадок мужества. Спасение отечества казалось безнадежным.

В таком горестном положении вся надежда могла быть только на помощь свыше. И вот весь народ и войска стали с сердечным умилением и со слезами воссылать моления к Пречистой Матери Божией перед Ее чудотворным образом Казанским. После отслуженного перед образом торжественного молебна, все решили возложить на себя строгий трехдневный пост. И молитвы эти не остались тщетными. В московском кремле в плену у поляков томился праведной жизни святитель Арсений (архиепископ Елассонский, прибывший в Россию с греческим митр. Иеремиею). От тяготы плена и страданий впал он в болезнь и лежал на одре в своем заключении. И вдруг, среди полночной тишины, его темничная келия наполнилась необычайным светом и среди этого света он видит перед собой преп. Сергия Радонежского, который говорит ему: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истины этого пророчества, к болящему старцу вдруг возвращается крепость сил, и он получает исцеление от томившего его тяжкого недуга. Эта радостная весть, переходя из уст в уста, распространилась с быстротой молнии, перешла за стены города и воспламенила сердца воинов Пожарского неустрашимым мужеством. Они сделали решительный приступ к кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивление, должны были сдать кремль. Это было 22 октября 1612 года. В первый же воскресный день русское воинство со всеми жителями столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Навстречу крестному ходу вышел святитель Арсений, неся сохраненную им в плену чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Падая на землю ниц и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновением к этой дивной святыне, столько раз спасавшей русскую землю.

В память спасения России от бедствий Смутного времени новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов, по благословению отца своего, митрополита Филарета, распорядился установить ежегодное празднование Казанской иконе Божией Матери, кроме дня ее обретения 8 июля, еще в день избавления Москвы от поляков 22-го октября. При царе Алексее Михайловиче день 22 октября был объявлен всероссийским праздником.

Чудотворениями прославились вскоре же очень многие списки чудотворной иконы Казанской. Из них наиболее замечательные списки находились: один в Московском Казанском соборе, другой – в Петербургском Казанском соборе. В этот собор заехал помолиться перед отъездом в армию только что назначенный главнокомандующим в 1812 году генерал Кутузов. После отслуженного для него молебна, чудотворная икона Казанская была возложена на него, и, как мы видим, Богоматерь не отвергла упования старого полководца и даровала ему победу над французами. В память этого Кутузов и был погребен в Казанском соборе. В нем же находится литой из серебра великолепный иконостас. Это серебро было отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквах добычи и принесено казаками в дар Казанскому собору.

Умилителен тропарь этой великой святыне русского народа:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси божественный покров рабом Твоим».

Петербургская Казанская святыня была заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стояли богомольцы, и многие деловые петербуржцы считали своим долгом каждый день забежать хоть на несколько минут в Казанский собор, чтобы помолиться перед святыней, попросив у Матери Божией благословения и помощи на свои дела.

Таковы две главнейшие святыни русской земли, оправдывающие ее наименование «Домом Пресвятой Богородицы». Но, кроме того, на русской земле явилось еще столько замечательных чудотворных икон Божией Матери, от которых было множество дивных знамений и чудес, что пересказать всего этого за короткое время нет никакой возможности. Укажем здесь только еще несколько наиболее прославленных и чтимых русским народом икон.

Это прежде всего – одна из древнейших икон, которая нам, русским изгнанникам, особенно близка и дорога, чудотворная икона Знамения Божией Матери Курская-Коренная, здесь с нами находящаяся, и справедливо прозванная Одигитрией, то есть Путеводительницей, Русского рассеяния, ибо Пречистой Божией Матери было угодно, чтобы эта святыня участвовала в великом исходе русских людей за границу, после первой мировой войны и революции в 1920 году, и в течение вот уже более 30-ти лет служила для нас, в нашей изгнаннической жизни отрадою и утешением. Эта дивная святыня и явилась в свое время в 1295 году именно как утешение русским людям вскоре после постигшей их великой скорби – татарского нашествия на русскую землю и начала длительного двух с половиной векового тяжкого татарского ига. История нашей святыни, кажется, всем русским людям за границей, по крайней мере, в общих чертах известна. Явилась она охотникам при корне дуба недалеко от г. Курска, почему и получила название Курская-Коренная. Едва нашедший ее охотник поднял ее, как совершилось от нее и первое чудо: на этом месте забил чистый и многоводный источник ключевой воды. Впоследствии св. икона была разрублена татарами на две части, которые потом чудесно срослись вместе. На месте нахождения иконы был построен монастырь, называвшийся «Коренной пустынью». Благоговение русских людей к этой святыне было столь велико, что даже Самозванец для поднятия своего авторитета в народе, счел нужным торжественно перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем – в Москву, где она оставалась до 1615 г., после чего опять была возвращена в Курск. Даже во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла г. Курска. В 1612 г. польский полководец Жолкевский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели Богоматерь с двумя светлыми иноками, осеняющую город. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города Жену с двумя светлыми мужами, Которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет, в случае освобождения от вражеского нашествия, построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону. И полчища Жолкевского вскоре сняли осаду, отступив от города с большими потерями.

В 1676 г. чудотворная Курско-Коренная икона посетила Дон для благословения донских казачьих войск. В 1684 г. государи и великие князья Иоанн и Петр Алексеевичи повелели носить список с нашей иконы в походах русских воинов против неприятеля. В 1812 г. такой список был послан в действующую армию к Кутузову для ободрения русских войск. Замечательное чудо произошло в 1898 г., когда несколько злоумышленников пытались взорвать святыню, подложив к подножию ее страшной силы разрывной снаряд с часовым механизмом. Взрыв произвел ужасные разрушения, но св. икона осталась невредимой, и даже стекло на ее киоте осталось целым. В 1920 г. епископ Феофан Курский вывез нашу святыню за границу, где она и пребывала постоянно до 1944 года в Белградской Русской церкви, часто посещая места русского рассеяния. Русские люди в Белграде много видели от нее чудес исцелений, а в особенности много замечательных случаев спасения во время страшных бомбардировок города. Целый ряд чудес отмечен и в Мюнхене, где святыня наша пребывала с 1945 по 1951 год, также часто разъезжая по разным городам и лагерям. Многих она исцелила от затяжных болезней, многих соединила с пропавшими без вести во время войны родственниками. И вот с 5 февраля 1951 г. святыня сия находится здесь в Америке, где также от нее было уже много чудес.

После второй мировой войны с 1944 г. за границей оказалась еще одна великая святыня (если только действительно вывезена подлинная икона, а не копия ее) – чудотворная икона Божией Матери Тихвинская. Эта замечательная икона явилась в 1383 г. в княжение вел. кн. Димитрия Донского в воздухе на Ладожском озере и находилась постоянно в монастыре у г. Тихвина Новгородской губернии. Раньше она находилась в Константинополе, куда была перенесена в V в. императрицей Евдокией из Иерусалима. Для нее построили храм, носивший название Влахернского. За 70 л. до взятия Константинополя турками св. икона сама перешла в Новгородскую область. Заключают это из того, что икона таинственно исчезла из своего храма в Константинополе и вскоре после того явилась уже на русской земле, что было выяснено в разговоре между новгородскими купцами, посетившими Константинополь, и Патриархом. Икона эта была прославлена многими чудесами, особенно прозрениями слепых и исцелениями бесноватых. В 1613 г. во время Смутного времени шведы осадили Тихвинский монастырь, грозя сравнять его с землей. Иноки усердно молились перед чудотворной иконой, моля Матерь Божию о спасении обители. Тогда одной благочестивой женщине, там находившейся и получившей незадолго перед тем прозрение от иконы, явилась Матерь Божия и повелела объявить всем находящимся в обители, чтобы они совершили крестный ход по стенам ее, с иконой впереди. Внезапно на шведов напал какой-то необъяснимый страх, и они бежали. Снова осадили они обитель, приведя громадное войско, и вторично бежали, так как им показалось, что в обитель вошло множество нового войска.

Через год пришел свежий шведский отряд, которому был дан приказ разорить обитель, раскидать по камню храм Богоматери и рассечь икону. Шведов было так много, что спасение начало казаться уже невозможным. Решили вынести икону и бежать с ней в Москву, где в это время уже царствовал Михаил Феодорович Романов. Но икону не могли вынести из монастыря, и тогда поняли, что Владычица Сама защитит Свою святыню. Когда шведы подходили уже совсем близко к обители, они были поражены новым чудом: им привиделось, что сильно вооруженное многочисленное войско спешит окружить их со всех сторон. В страхе шведы бросились бежать так поспешно, что давили друг друга. В монастыре тщетно ожидали врага. Когда окрестные жители принесли, наконец, весть о бегстве, никто не хотел верить, сейчас же пошли сами удостовериться в случившемся – оказалось, что вся окрестность была усыпана брошенным оружием, а помятый кустарник, поломанный молодой лес и на большом расстоянии раскинутые трупы неприятелей, красноречиво свидетельствовали об ужасе охватившем шведов и о стремительности их бегства. Это была последняя попытка шведов бороться с силой Владычицы мира. Вот как Пречистая Матерь Божия со всех сторон защищала русскую землю – Дом Свой – когда русские люди не теряли веры в Ее всесильную помощь и обращались к Ней в слезной молитве, прося Ее о защите и спасении от врагов. Праздник Тихвинской иконе 26 июня.

Из других чудотворных икон Божией Матери необходимо отметить еще чудотворную икону Смоленскую, называемую Одигитрией, что значит «Путеводительница». Эта икона была принесена в Россию из Греции, но когда и кем, точно не установлено. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой св. иконы, замечательно избавление Смоленска от разорения его татарами в 1239 г. во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя. Узнав, что татары, остановившиеся неподалеку от города, собираются произвести на него внезапное нападение, жители обратились с горячей мольбой к Божией Матери перед Ее чудотворной иконой. Орудием для спасения города Божия Матерь избрала благочестивого воина Меркурия состоявшего в дружине Смоленского князя. В ночь на 24 ноября сторож кафедрального собора, в котором стояла чудотворная икона, получил повеление от Божией Матери объявить Меркурию: «Меркурий, изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Сторож тотчас же пошел к Меркурию и объявил ему это. Меркурий, надев воинские доспехи, поспешил в храм к чудотворной иконе, и там услышал от нее голос, говоривший: «Меркурий, посылаю тебя оградить Дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой, но Я умолила Сына и Бога Моего о Доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных. Сама Я буду с Тобой, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа». Со слезами пал ниц Меркурий перед св. иконою и, свято исполняя волю Богоматери, без страха один пошел на врагов. Ночью он незримо проник в неприятельский стан и убил татарского великана, на которого татары надеялись больше, чем на весь остальной свой отряд. Окруженный врагами Меркурий мужественно отражал все их нападения. Татары в ужасе видели около него величественную светозарную Жену и каких-то молниеносных мужей, и обратились в бегство. Но в последний момент Меркурий, как и предрекла ему Божия Матерь, сам был поражен в голову и пал мертвым. Татары бежали, а тело св. мученика с честью было погребено в соборной церкви. День 24 ноября до последнего времени торжественно праздновался в Смоленске всенощным бдением и благодарственным молебствием перед чудотворной иконой Одигитрии. Самый праздник в честь этой иконы совершается 28 июля. Чудотворных копий-списков с этой иконы известно в России более 30-ти.

Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет чудотворная икона Божией Матери Иверская. Она была написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне в XVII веке. Несмотря на ее недавнее происхождение, сравнительно с другими иконами, почитание ее чрезвычайно распространилось, и укрепилось в московском населении: она как бы вошла в обиход Москвы, как бы слилась с бытом ее жителей. Находилась она в Иверской часовне, (в 1929 г. разрушенной большевиками), в самом средоточии московской жизни, недалеко от кремлевских стен и исторической Красной площади. С раннего утра до поздней ночи можно было видеть множество людей, входящих в эту часовню, чтобы поклониться святыне и помолиться перед ней в своих скорбях и нуждах. Многие представители крупных московских фирм не начинали своего рабочего дня, не побывав у Иверской, редкий учащийся не заходил к ней перед экзаменами; даже многие хваставшие своим неверием в трудные минуты жизни прибегали к Иверской: столь велико было ее почитание у жителей Москвы. При этом лишь очень малая часть богомольцев видела подлинную икону, ибо ее почти круглые сутки возили по домам людей, желавших принять ее у себя. Московская Иверская икона замечательна была тем, что это была, может быть, единственная в мире святыня, которая никогда не бывала запертой, никогда не оставалась без присутствия при ней значительного количества людей. Возили ее из дома в дом даже по ночам, ибо всегда было слишком велико число людей, желавших принять ее у себя на дому. Сколь знаменательно то, что священный лик Богоматери постоянно объезжает город, посвященный Богоматери! Праздник ее совершается трижды в году: 12 февраля, 13 октября и на третий день Пасхи.

Описание чудотворных икон Божией Матери, явленных на нашей Родине, можно было бы продолжить до бесконечности, ибо почти не было у нас на св. Руси града и веси, в которых бы не чтились свои чудотворные иконы, причем многие из них представляли собой только списки наиболее чтимых икон, как, напр., особенно Казанской, Владимирской, Знамения, Смоленской-Одигитрии, которые, как и их оригиналы, прославились чудотворениями.

Из других чудотворных икон, прославившихся у нас на Родине, замечательны: Ахтырская, Байвузская, Балыкинская, Барловская, или «Блаженное Чрево», Барская, Благовещение, «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», Боголюбская, Борщаговская, Браиловская, Братская, Беловежская, Взыграние, «Взыскание погибших», Виленская, Волоколамская, Воргольская, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение», Выдропусская, Галатская, Галичская, Гербовецкая, Глинская, Гребневская, Грузинская, Далматская, Двинская, Девпетерувская, Дехтеровская, Донская, Дувовичская, Дубоемская, Думницкая, Елецкая-Черниговская, Елецкая, Ефесская, «Живоносный Источник», Жировицкая, Заоникиевская, Златоворотская, Игрицкая-Смоленская, «Избавление от бед страждущих», Ильинская-Черниговская, Иссаковская, Иерусалимская, Калужская, Каспероваская, Кипрская, Киево-Печерская, Козельщанская, Колочская, Коневская, Корсунская, Костромская, Купятицкая, Леньковская, Леснянская, Любечская, Максимовская, Мглинская, Межецкая, Мельнинская, Минская, Мирожская, Моденская, Молдавская, Молченская, Мохнатинская, Муромская, Нарвская, «Неопалимая Купина», «Нерушимая Стена», «Неувядаемый Цвет», «Нечаянная Радость», Новгородсеверская, Новодворская, Новоникитская, Овиновская, Озерянская, Оковицкая или Ржевская, Оконская, Оранская, Орловская, Остробрамская, Пермская, Петровская, Пименовская, Писийская, Почаевская, «Призри на смирение», Псково-Печерская, Псково-Покровская, Путивльская, Ратьковская, Ржавская, Руденская, Репицкая, Свенская-Печерская, Святогорская, Себежская, Седмигородная, Седмиезерная, Селигерская, Серафимо-Понетаевская, Словенская, Сокольская, Сосновская, «Споручница грешных», Старорусская, Страстная, Сурдегская, Сырковская, Сямская, Тамбовская, Теребинская, Тобольская, Толгская, «Трех-Радостей», Троеручица, Тотемская, Тупичевская, «Умиление», Успение, Устьнедумская, Устюженская, Устюжская, «Утоли моя печали», Филермская, Хлебенная, Холмская, Хутынская, Царевококшайская, Цареградская, Целительница, Ченстоховская, Черниговская, Чирская, «Чудесно-изобразившаяся», Шуйская, Югская, Ярославская, Яскинская, Яхромская, Феодоровская-Одигитрия, Феодотьевская.

Вот приблизительный список чудотворных икон на нашей Родине. Удивительно ли после всего вышесказанного, что Родина наша называлась «Домом Пресвятой Богородицы» и можно ли дерзнуть оспаривать это возвышенное наименование, каким, по всей справедливости, могла хвалиться наша матушка Святая Русь?

Стыдно русскому человеку не знать всего этого: стыдно не знать дивного покрова Божией Матери над Россией. Не знать этого, значит – не знать подлинной русской истории вообще. Ведь недаром и праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» является чисто русским национальным праздником, ибо никакая другая христианская страна не испытывала на себе так часто и так ощутительно чудесного заступничества Божией Матери в самые критические моменты своего исторического бытия.

Почему же это? Чем можно объяснить это?

Очевидно потому, что сердцу русского человека, глубоко воспринявшему евангельское учение, особенно близки и дороги были возвышенные добродетели Пресвятой Девы: Ее девственная чистота и целомудрие, Ее смирение и послушание, преданность воле Божией. За эти добродетели русский народ особенно нежно и благоговейно чтил Ее, преклоняясь перед Нею, как перед достойнейшим сосудом великой тайны воплощения Сына Божия, а Она в ответ на это благоговейное почитание Ее являла знамения Своего особого благоволения покровительства русскому народу, сделавшись для него воистину «Необоримой Стеной», «Источником чудес» и «Заступницей усердной», как именует он Ее в своих молитвенных песнопениях.

Здесь необходимо отметить еще и то, что из всех праздников, после праздника Светлого Воскресения Христова, больше всего чтил русский народ праздник Успения Пресвятой Богородицы, называя его «Богородичной Пасхой». Сердцем своим живо ощущал русский человек великую истину слов тропаря этого праздника: «Во успении мира не оставила еси, Богородице». Живо чувствовал он, что через Свое успение Пречистая Матерь Божия стала еще ближе, еще дороже всем верующим христианам, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за них перед престолом Возлюбленного Сына Своего, «в молитвах неусыпающей», и «в предстательствах непреложным упованием». Вот почему огромное большинство храмов на русской земле посвящено было именно этому празднику – Успению Пресвятой Богородицы, – что дало не без основания многим называть этот праздник русским национальным праздником. Недаром в самом сердце Святой Руси – в стольном граде Москве еще издревле воздвигнут величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, древнейшая и заветнейшая святыня русского народа, где находилась Владимирская чудотворная икона Божией Матери, где короновались цари русские и где избирались первосвятители русской Церкви. Построение этого величественного храма тесно связано с началом возвышения Москвы и величия ее, как центра, вокруг которого объединилась вся русская земля. Переселившись в тогда еще совсем маленький и незначительный город Москву, первосвятитель Русской Церкви митрополит Петр завещал московскому князю Иоанну Калите, тогда еще не бывшему «великим князем» построить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и похоронить себя в нем, причем произнес следующее замечательное пророчество: «Если ты меня послушаешься, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем...». Мы видим, как скоро исполнилось это пророчество: уже через два года после кончины святителя Петра, Иоанн Калита сделался великим князем, а Москва, быстро возвышаясь, скоро сделалась столицей Русского Государства. Замечательно, что духовный оплот Юго-Западной Руси Киево-Печерская лавра также посвящена Успению Пресвятой Богородицы; этому же празднику посвящена и знаменитая Почаевская лавра, имевшая такое большое значение в борьбе за св. православную веру подъяремного русского народа, оказавшегося под чужеверной властью. Поразительно, что и самая крайняя западная ветвь русского народа, никогда не находившаяся в пределах русского государства и более 900 лет пребывавшая под мадьярским игом, так называемые «угророссы» или «карпатороссы», тоже выше всех праздников доселе чтит праздник Успения Пресвятой Богородицы: на торжество этого праздника всегда сходилось там больше всего молящихся. Главная святыня Карпатской Руси и оплот Православия в ней, до торжества насильственно навязанной унии, Успенский монастырь на Чернечьей горе, близ Мукачева.

И пока чтил русский народ свою Заступницу и Покровительницу Пречистую Матерь Божию, легко и вольготно жилось на русской земле, которую благословил Господь всяким изобилием, так что хлебом ее кормились все народы мира. Росла и ширилась она, процветала и благоденствовала, восходя от силы в силу. Но позавидовал благоденствию русского народа враг вселукавый, возненавидел русскую землю – Дом Пресвятой Богородицы, – как опасный для него оплот истинной веры – веры православной, и замыслил уничтожить ее. Хитро и льстиво подошел он к русскому народу, соблазнив его обманчивыми мишурными благами западной лжекультуры. Постепенно, но систематически и настойчиво, неприметно для детски-простодушного взора, вливался смертоносный яд змеиный в душу русского человека. Все дальше и дальше отводил его враг от веры отцов, все больше и больше отравлял его душу материализмом, неверием и безбожием, лукаво внушая ему, что это и есть истинные блага. Поддался вражьему обману доверчивый и детски-простодушный русский человек и... отступил от своего исторического призвания быть хранителем единой истинной, единой спасающей св. православной веры. Отвернулся от Божественного лика Пречистой своей Заступницы и Покровительницы, забыл все бесчисленные благодеяния Ее. Страшно сказать до чего дошли в своем ослеплении обезумевшие русские люди: в своем бесновании они дошли до кощунственной хулы на Пречистую Матерь Божию. Удивительно ли после этого, что русскую землю постигли такие страшные невероятные кровавые бедствия. Слишком велико было падение русского народа, поддавшегося обольщению сатаны. И этот грех, тяжкий грех Богоотступничества и Богоборчества мог быть очищен только поистине огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему так наз. Белое Движение не имело успеха. Мало было одного внешнего освобождения от большевистской власти. Ничего не дало бы оно русскому народу, в душах которого продолжал бы жить яд большевистский. Только путем тяжких страданий мог очиститься русский народ от страшного грехопадения своего. И эти страдания даны русскому народу, даны ему на пользу.

Мы верим, что эти страдания промыслительно попущены Богом, мы верим, что Матерь Божия не отступила от русского народа окончательно, что не предаст Она его в бездну падения, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней в слезах покаяния: «Владычице, помози на ны милосердствовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы». Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над русской землей, об этом свидетельствует замечательное явление последней нашей чудотворной иконы в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года – Божией Матери Державной. Эта икона представляет собой Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над русской землей, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя, Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу.


Источник: Истинное Православие и современный мир : Сборник статей и речей ко дню сорокалетия священнослужения / Архиепископ Аверкий. – Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. – 311 с.

Комментарии для сайта Cackle