Воспоминания

Источник

Содержание

От редакции

Предисловие

Отец Алексей Мечёв Отец Николай Смирнов (Кадашевский) Отец Василий Постников Отец Александр Стефановский Строитель Зосимовской пустыни схиигумен Герман Зосимовский старец иеросхимонах Алексий Схиигумения Фамарь Отец Иоанн Кронштадтский Отцу Иоанну принадлежат следующие сочинения: Литература об отце Иоанне Кронштадтском Митрополит Макарий (Невский) Автобиография Монашество Академия Саровские торжества. Прославление преподобного Серафима Речь, сказанная наместником Чудова монастыря архимандритом Арсением (Жадановским) при наречении его во епископа Серпуховского, викария Московской епархии  

 
От редакции

В великом сонме новых российских мучеников и исповедников XX века любой святой имеет свои неповторимые черты. Но и в древние времена лишь немногие из отцов были призваны запечатлеть для потомства современный им духовный опыт и знания, богословские прозрения и видение окружавшего их мира. Гонения на Церковь в нашем веке были столь всеобъемлющи и жестоки, что от множества талантливых и образованнейших святителей, исповедников, преподобных, пасты­рей нашего скорбного и грозного столетия сохранилось сравнительно мало пись­менных свидетельств, документов, памятников литературного наследия. Правда, и то, что осталось, мы не умеем собрать, не умеем ценить и дорожить своими святы­нями.

Среди немногочисленных дошедших до нас церковных мемуаров кончающегося века особенное место занимают “Воспоминания» епископа Арсения (Жадановского) о замечательных московских протоиереях и других выдающихся его совре­менниках – подвижниках Православия. В “Воспоминаниях” есть, разумеется, и автобиографические места. Все заметки выдержаны в строгом духовном стиле, имеют значительную информативную ценность и систематичность, но их особое несравненное достоинство в том, что они передают удивительную духовную красоту автора, тоже подвижника, нового русского священномученика, расстрелянного под Москвой в поселке Бутово в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 14/27 сентября 1937 года.

История личного общения владыки Арсения с причисленным теперь к лику святых праведным отцом Иоанном Кронштадтским, с Московским митрополи­том Макарием (Невским) – апостолом Алтая, со старцами Зосимовской пустыни Германом и Алексием, с ближайшим его другом, епископом Серафимом (Звездинским) и матушкой Фамарью, с отцом Алексием Мечевым и другими выда­ющимися московскими пастырями ярко изображает путь духовного возрастания автора, который и сам почитался авторитетнейшим духовником и старцем, еще не достигши пожилого возраста. Его заметки поэтому рисуют образы близких ему святых так, как не мог бы этого сделать и талантливейший писатель, не имеющий соответствующего духовного уровня, духовного зрения. Благодаря личным духов­ным отношениям с каждым из тех, кого он описывал, владыка Арсений распола­гает сведениями, которых не имеют другие биографы. Например, дневниковые записи последних лет жизни отца Иоанна Кронштадтского, им самим не опубли­кованные и открывающие его внутреннюю духовную жизнь совершенно по-ново­му, разные духовнические вопросы, которые владыке приходилось разрешать, личные переживания подвижников, мало кому известные и понятные. Но более всего удивительно, как в слишком, кажется, сдержанном, аскетическом и строгом тоне владыки Арсения соединяются с монашеской суровостью нежная любовь, умиление, тихая радость о святых (хотя еще и не прославленных) тружениках нивы Христовой.

Владыка Арсений, от юности избравший монашеский подвиг молитвы и духов­ного делания, был чрезвычайно любим своими пасомыми. Многие духовные даро­вания, которые стяжал он в своей праведной жизни, уже для его современников открывали в нем святого. Теперь, по прошествии почти шестидесяти безмолвных лет со дня его мученической кончины, почитание и любовь к нему станут еще больше и шире, как всегда бывает со святыми угодниками Божиими, и мы благо­дарим Бога за то, что Он сподобил нас вспомнить о праведнике-святителе так, как он вспоминал своих любимых учителей и сподвижников.

Протоиерей Владимир Воробьев

Сокращения в написании отдельных слов раскрыты редактором; восстановлен­ные даты, части слов и фрагменты текста, а также слова, внесенные для ясности, заключены в квадратные скобки, предполагаемые части слов, даты и имена – в угловые скобки.

Предисловие

После смерти отца Иоанна стали возникать в память его пастырские кружки. В Москве инициаторами этого явились два уважаемых протоиерея – отец Алексей Мечев и отец Николай Смирнов. Оба пришли ко мне в Чудов и заявили следующее: “Москва в церковной жизни всегда шла впереди Петербурга, а вот в почитании великого Кронштадтского пастыря далеко отстала от него: там давно существует кружок его имени, а у нас до сих пор нет, тогда как многие московские священники глубоко чтут отца Иоанна и готовы в своей деятельности воодушевляться молитвен­ною памятью о нем. Просим Вас, Владыка, возглавить нас”.

Предложение это я принял с любовью и представил Владыке Макарию1 доклад в духе поданного мне заявления. Вскоре последовала благостная резолюция Архи­пастыря с призыванием Божьего благословения на доброе начинание. Открытие кружка мы приурочили ко дню кончины великого светильника – 20 декабря2.

Накануне совершен был парастас, а утром – заупокойная литургия с панихидой. Первое собрание с участием двадцати пяти столичных иереев произошло в Чудовских митрополичьих покоях, куда я принес подаренные мне батюшкой вещи с рукописными его дневниками. Помолившись и облобызав их, присутствующие избрали председателя и секретаря, которому вручили особую книгу для записи всех бесед и постановлений, проводимых на заседаниях.

Вступительную речь произнес отец Алексей Мечев. Дрожавшим от перепол­нявших его чувств голосом он поведал нам о том впечатлении, какое получил при первом служении с отцом Иоанном.

“Я, грешный и недостойный иерей, – говорил отец Алексей, – до моего знаком­ства с батюшкой много раз, если не сказать всегда, приносил Бескровную Жертву с холодным чувством, рассеянными мыслями, часто без веры. После же совместного с отцом Иоанном совершения литургии меня охватил огонь пламенной любви к Богу и ближним, и я понял как всю тайну Евхаристии, так и значение пастырского душепопечения. Когда я взирал на батюшку, молившегося даже до поту, со многими слезами и внутренним воплем, то трепетал сердцем от близости к столь великому праведнику, этому ангелу Божию, и невольно подымал взор свой к небу, взывая: “Боже, как велико Твое милосердие к роду человеческому! Ты крестными стра­даниями спас нас от грехов, проклятия и смерти. Дал иереям власть предстоять престолу и ходатайствовать за себя и за люди Твоя. Помоги же, Господи, и мне по примеру отца Иоанна всегда вдохновенно приносить Бескровную Жертву и распо­ложи мое черствое сердце к ревностному прохождению пастырского дела”. И Гос­подь внял моему прошению: после этого по молитвам отца Иоанна я, во-первых, стал серьезнее и проникновеннее совершать Божественную литургию, каждый раз при духовном охлаждении подогревая себя воспоминанием первого незабвенного моего сослужения с отцом Иоанном, во-вторых, всецело предался заботе о спасении моих духовных чад...”

Отец Алексей говорил, а слезы ручьем текли из его глаз, заражая тем же всех присутствующих.

Первое собрание было посвящено воспоминаниям о батюшке. Постановили по мере надобности собираться здесь же для обмена мыслей и решения недоуменных вопросов пастырской практики. Вот некоторые из них.

Допустимо ли погребение самоубийц по церковному чину, помещенному в Треб­нике? Одни указывали, что он имеет в виду верующих христиан, умерших в надежде Воскресения и Жизни Вечной, и Церковь молится об упокоении их даже со свя­тыми, тогда как самоубийцы, какие бы ни были они, нуждаются лишь в смягчении будущей тяжелой своей участи, которой они должны подвергнуться за свое преступ­ление.

Другие говорили: вопрос о погребении самоубийц у нас решен – отпевание разрешается при докторском свидетельстве о ненормальном их состоянии. На это многие справедливо возразили, что показания врачей имеют формальный харак­тер, часто идущий вразрез с истиной, а потому доверяться им нельзя.

Третьи строго придерживались церковных правил, считали вообще невозмож­ным отпевать самоубийц существующим чином на том основании, что, как говорит святой Петр Дамаскин, нет невменяемых грехов, посему и самоубийство, хотя бы оно было совершено в ненормальном состоянии, Церковь осуждает.

Четвертое мнение было выражено в следующем определении. Церковь, лишая самоубийц отпевания, тем самым подвергает их как бы наказанию, а живых своих членов предупреждает от совершения подобного преступления. Полного же запрета молиться о них указанная мера не предполагает, тем более что и между ними бывают люди, не отвергавшие Господа и даже совершившие при жизни много добрых дел.

Решение. Если в настоящее время допускается по тем или иным извиняющим обстоятельствам отпевание самоубийц, то во всяком случае желательно иметь для этого последование, в котором бы Церковь молилась условно: “Аще достоин Твоего милосердия, Господи, раб Божий (имя рек), то помилуй”, – и просила бы Правед­ного Судию не о вселении со святыми, а о прощении совершенного ими тяжкого греха, или, по крайней мере, о смягчении загробной их участи. Один из членов братства представил проект подобного чинопоследования.

Несколько собраний было посвящено вопросам духовнического характера. Рас­суждали, при каких условиях могут разрешаться так называемые смертные грехи и особенно незаконное сожительство, весьма распространенное в наше время.

Некоторые пастыри очень строго относятся к впавшим в подобные грехи, лиша­ют их Святого Причащения; другие же, более снисходительные, допускают их к Святой Чаше, думая этим расположить их к исправлению и веря, что благодать, преподаваемая в Святых Тайнах, сама обновит их. Нужно, однако, всем духовникам принять за правило, что нельзя на согрешающих налагать одинаковые запрещения, нельзя действовать по шаблону: что для одного пригодно, то для другого губительно.

В Г-м скиту, по рассказу одного из членов братства, был такой случай. Свя­щенник, проходя череду, впал в тяжкий плотский грех, в чем принес глубокое покаяние. Несмотря на это, духовник наложил на него епитимию и не допустил до совершения литургии, как вдруг согрешивший в ту же ночь умер. Такая неожидан­ность заставила духовного отца призадуматься – правильно ли он поступил с братом, особенно когда вспомнил милосердие Божие ко всем кающимся греш­никам.

Другой иерей заявил: примеры плотских падений бывают чудовищные, и на лиц, подверженных им, надо смотреть не иначе как на своего рода одержимых злыми духами. По опыту лучшим средством к избавлению от такой страсти служит святыня: соборование, молитва, отчитывание и даже заклинания.

Решение. Церковь, в силу канонических правил, в известных случаях лишает членов своих Святого Причащения, по она ни к кому не дозволяет проявлять презрения, потому что этим можно оттолкнуть от веры. В основе всех отношений к людям должна лежать святая любовь, привлекающая и грешников к покаянию и исправлению. Руководясь любовию, пастырь обязан порочных духовных чад брать на особое свое попечение, под усиленный надзор и проверку, усердно молиться о них и кротко внушать, что Святое Причащение до их исправления служит лишь в осуждение, а потому спасительнее считать себя недостойным Святой Чаши и не требовать ее, пока не освободишься от греха. Только в смертный час, когда отходит всякая страсть и человек невольно кается, принятие Святых Таин никому не воз­браняется. Словом, верующих надо воспитывать в сознании, что Святое Прича­щение стоит в непременной связи с покаянием, и пастырю нужно следить за проявлением его у пасомых, дабы никого “не упустить”, не лишить блаженной Будущей Жизни.

Много говорили на тех же собраниях о литургии и о ее значении. Литургия центр, около которого должна сосредоточиваться вся деятельность священника. Как дитя влечется к матери, и, питаясь ее млеком, растет, крепнет и мужает, так и пастырь должен всей душой льнуть к Божественной Евхаристии, жаждать ее, непре­станно ею питаться и через это духовно возрастать, совершенствоваться.

Решение. Предложить всем членам кружка ознакомиться с дневниками и по­учениями отца Иоанна, где говорится о Божественной литургии, с тем чтобы каж­дый, почитав исполненные духовного опыта строки Кронштадтского светильника, стал возгревать в себе любовь к совершению Евхаристии.

После того, как огласили решение, все встали и с умилением пропели досто­чтимому батюшке “Со святыми упокой” и “Вечную память”.

О материальном обеспечении пастырей. Нужно с большой осторожностью под­ходить к вопросу о денежном вознаграждении священнослужителей, дабы в идей­ном пастырском служении не унизить авторитета носителей его и не убить духа. Говорят о назначении казенного жалованья духовенству, но это может породить чиновничий формализм, столь нежелательный в деле приведения людей ко спа­сению. Не достигает цели и определенная плата от прихожан, ибо на почве “торга­шества” за требы, может быть, и возникло то неуважение, неприязнь и недоверие к пастырям, которое так сильно наблюдается в настоящее время. Остается согла­ситься только с “доброхотными даяниями”, согласно апостольскому завету: “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жер­твеннику берут долю от жертвенника?” (1Кор.9:13). Жизнь при этом показывает, что труд священника, бескорыстно исполняющего свой долг, всегда достаточно вознаграждается, “ибо трудящийся достоин пропитания” (Мф.10:10). А если кому из пастырей и случится претерпеть лишения, то он должен принимать их безропот­но по примеру Христа Спасителя, нас ради обнищавшего и не имевшего где главу приклонить (Лк.9:58).

Допустимы ли в порядке богослужения какие-либо изменения, практикуемые те­перь некоторыми священниками?

Говорят: жизнь идет вперед, и с нею все должно развиваться, не исключая и богослужебных форм. Наша Церковь в своих чиноположениях и обрядах содержит неисчерпаемый источник для устройства самого умилительного богослужения, а потому, прежде всего, надо использовать и стремиться одухотворить то, что мы имеем. Нововведения в указанной области нежелательны по многим причинам. Не говоря уже о том, что благодаря им подрывается церковная дисциплина и наруша­ется духовное единение верующих, они могут поселять в душах православных смущение и недоверие к пастырям. Отсюда – каждый священнослужитель обязан твердо держаться выработанной веками нашей богослужебной и обрядовой прак­тики до тех пор, пока не произойдет та или другая реформа по голосу всей Церкви.

О благоповедении клира. Верующие всегда соблазняются, когда замечают предо­судительные поступки священнослужителя: нетрезвость, курение табака, картеж­ную игру, нарушение постов, неряшливость в одежде, подстригание волос, развяз­ность и тому подобное. Если обыкновенный человек дурным поведением может смутить каждого, то пастырь, открыто проявляющий свои слабости, наносит не утвержденным в вере в тысячу раз больший вред. Не надо забывать, что многие духовно не просвещенные христиане по жизни священников судят о вере, не отде­ляя, таким образом, сущности ее от человеческой личности. И это понятно: слу­житель алтаря должен быть первым носителем и исполнителем проповедуемых им христианских начал. Когда же это не так, у пасомых является сомнение даже в совершенстве самой веры, вследствие чего пастырь, соблазняющий своих духовных чад, делается крайне повинным перед Судом Божиим.

Решение. Вопрос о соблазнах, производимых священнослужителями, весьма серьезен. Духовенство своим недостойным поведением, по всей вероятности, в большой степени послужило причиной духовного охлаждения, упадка веры и нравственности современного русского общества. Нужны неотложные меры к поднятию и выработке святого настроения среди пастырей.

Дисциплинарные меры здесь недостаточны: необходим строгий выбор кандида­тов священства, которые, кроме образования и свидетельства от внешних, то есть рекомендации прихожан, должны еще иметь нравственную подготовку, проверяе­мую архипастырем, поставляющим священнослужителей. Для подъема той же благонастроенности клира желательно при каждом благочинническом округе иметь опытного благоговейного старца-духовника, руководящего совместно с “братским советом” не формально, а на деле жизнью и деятельностью служителей алтаря.

Много и других вопросов предлагалось на вышеуказанных собраниях. Впечат­ление от них получалось всегда отрадное, высокое.

Один из членов, А. С., сказал по этому поводу следующее: “Немало разных кружков и братств существует у нас, но сколько туда привносится человеческого в виде споров, разделений, несогласия и тому подобного. При наших же беседах я чувствую веяние Духа Святого и вижу благословение Божие: так мирно, единодуш­но, по-евангельски они проходят. И это понятно. Что может быть выше той цели, которая объединяет нас, – быть не наемниками, а истинными делателями виног­радника Христова?”

Многих из членов нашего пастырского кружка, о ком я пишу эти воспоминания, уже нет в живых. Они почили о Господе.

Возлагаю на могилы их молитвенные венки, а некоторых хочу помянуть добрым словом.

* * *

1

Владыка Макарий – Московский митрополит Макарий (Невский; +1926). Очерк о нем см. далее в настоящем издании. (Здесь и далее в сносках примечания подготовителей текста. Примечания автора оговорены особо.)

2

Все даты в книге даны по старому стилю.


Источник: Воспоминания / Еп. Арсений (Жадановский). - Москва : Правосл. Св.-Тихоновский Богосл. Ин-т: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1995. - 294 с.: ил. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

Комментарии для сайта Cackle