Источник

Псалом 19

Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя (Пс.19:2–3).

Псалом девятнадцатый, равно как и следующий за ним двадцатый, есть молитва к Богу – защитнику правых, от лица верующего народа произносимая в утешение и ободрение скорбящего, во время угрожающей ему великой опасности, и это скорбящее лицо, приметно, есть царь, потому что называется христом или помазанником Господним, а угрожающая и сильно беспокоящая его опасность, очевидно, есть опасность военная, ибо в восьмом стихе упоминается о конях и колесницах, которые в древности употреблялись, как наступательные и оборонительные орудия. Но кто этот царь, которого имело постигнуть такое злополучие, и на какое именно историческое событие здесь указывает пророк? Сам ли это Давид? Но он сколько ни воевал с иноплеменными царями и народами, всегда их побеждал и никогда не терпел от них поражения, между тем как здесь победе, приметно, предшествовало поражение, или, по крайней мере, неудачная попытка к отражению неприятеля, ибо в девятом стихе говорит народ, молитвенно пред Богом исповедующийся: тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся; а кто восстал и исправился, тот, значиь, прежде преклонился и упал, чего с Давидом не случалось. Кроме того, здесь обещается помощь от Святого и заступление от Cиoнa, чем, очевидно, указывается на существование уже храма Сионского, которого однако же при Давиде ещё не было. Гораздо ближе и вернее сей псалом и за ним следующий, как однородный с ним и составляющий как бы продолжение его, прилагаются к обстоятельствам жизни благочестивого царя Езекии, и особенно к той тяжкой для него године, когда раздражённый против него Сеннахирим, царь Ассирийский, со всею победоносною своею apмиeю напал на его царство, и, поразив его слабое войско во многих стычках, овладел всеми укреплёнными городами царства Иудина до самого Иерусалима. Здесь же хотя и получил от Езекии богатый выкуп и покорность данника, но сим не удовольствовался, а послал к Иерусалиму своего военачальника Рапсака с многочисленным войском и с богохульным письмом к Езекии. Благочестивый царь, получив cиe письмо, и вошедши во храм в сопровождении пророка Исаии и в присутствии вельмож и народа своего, раскрыл письмо cиe и представил оное Богу, объявляя злочестие врагов и умоляя Бога за присланную хулу против Него явить Ассириянам Свою собственную силу и славу. И известно, какими гибельными для Accиpиaн последствиями сопровождался сей богохульный поход Рапсака. Ангел Господень в одну ночь поразил 180 тысяч Ассириан, и таким образом избавил Иерусалим от разорения и поругания, а Езекии доставил мир и безопасность. Cиe-то, кажется, событиe богодухновенный Давид, провидя будущее за несколько веков, и предсказывает, изрекая псалом сей и представляя в нём, как народ молится вместе с царём и умоляет, чтобы прошение его было принято Богом. По крайней меpе это предположение, за неимением в виду других, более твёрдых оснований для другого мнения, представляется наиболее вероятным.

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего cию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един (Ис.37:16–20). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную.

Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Cиoнa заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит (Пс.19:2–5).

Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями. И какая чудная между первою и последними соответственность! Царь вопиет к Богу: приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, а народ в сердце своём, по внушению Духа Божия, уверительно ответствует: услышит тя Господь в день печали и проч., и, в подтверждение своего чаяния, указывает на его жертвы и всесожжения, которые у Бога отнюдь не забыты, и теперь, без сомнения, припомнятся: помянет, говорит он, всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Но что значит выражение: услышит тя Господь в день печали? Неужели Он в день радости молящегося не послушает? Не тем ли легче и удобнее молитва радости дойдёт до слуха Вседержителева; радость, по свойству своему, расширяет и восторгает сердце, а печаль сжимает и давит его, стесняет и гнетёт; в первой больше, по-видимому, чистоты и свободы, а в последней есть несколько как будто принуждения и своекорыстия. Так бы, подлинно, надлежало сему быть, и так действительно с избранными Божиими и бывает; псалмопевец говорит o ceбе: егда разширил еси сердце мое, путь заповедей Твоих текох (Пс.118:32); но в растленной человеческой природе замечается противное: мы чаще в радости забываем Бога нежели к Нему обращаемся, во дни же скорби и печали обыкновенно к Нему прибегаем. Так о сынах древнего Израиля сказано, что они, вскоре после чудесного избавления их из Египта, забыша Бога, спасающаго их, сотворшаго чудеса велия во Египте (Пс.105:21), но об них же в другом месте сказано: егда Бог убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу. И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть (Пс.77:34–35). И милосердый Господь, по неизреченной Своей благости, и cиe, так сказать, невольное обращение к Нему охотно приемлет и искреннюю молитву скорбящих благоволительно выслушивает. На это именно обстоятельство пророк выражением: в день печали и указывает, дабы никто и никогда в защите и помощи Божией не отчаивался, но всегда благонадёжно и ревностно во всех скорбях и болезнях к Нему прибегал. Замечательно также, что здесь ожидаемая защита приписывается не лицу, а имени Божию: защитит тя, сказано, имя Бога Иаковля. Этим в молящихся высказывается вера во всемогущество Божие, т. е., что для совершения дел самых трудных и, по-видимому, невозможных, довольно произнести одно имя Божие, но произнести достойным его образом, и тогда невозможное сделается возможным. В самом деле, не достаточно ли было Моисею с своим народом, в виду врага его преследующего, стоящему на берегу Чермного моря, призвать только имя Божие, чтобы открыть в мopе верный путь к своему спасению? Что вопиеши ко Mне? – вопрошает его Бог, – рцы сыном Израилевым, и да путешествуют (Исх.14:15); и Израильтяне, по слову его, пошли, и море расступилось пред ними, дав им в себе проход свободный и немокренный, а Фараона, со всем воинством вслед за ними вступившего, покрыло волнами своими. Не достаточно ли было также апостолам только назвать имя Господа Иисуса, чтобы изгонять бесов, исцелить всякого рода больных и воскресить мёртвых? Не сам ли Господь обещал им это, и даже не им только одним, но и всем вообще истинно-верующим? Знамения веровавшим, глаголал им, сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возьмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужныя руки возложат, и здрави будут (Мк.16:17–18). И не сбылось ли это на самом деле? Апострол Пётр подходит к хромому от рождения и говорит ему: во имя Иисусa Христа Назорея востани и ходи, и хромой поспешно встал и пошёл (Деян.3:6–8). Таким же образом поступали и все другие, и обо всех их священный дееписатель свидетельствует, что именем Иисусовым многи силы сотвориша.

Почему также обещается здесь помощь от Святого и заступление от Cиoнa, т. е. от храма, на гopе Cиoне построенного: послет ти, сказано, помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя Господь (Пс.19:3)? Потому что Езекия, веря обетованию Божию о храме, данному Соломону: и ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои послушни к молению места сего; и аще посрамлены будут людие Мои, на них же призвано есть имя Мое, и помолятся, и взыщут лица Моего, и Аз услышу с небесе и милостив буду грехом их (2Пар.7:14–15), не в другом каком-либо месте, а именно во храме надеялся найти себе помощь и защиту, и для того именно и пришёл сюда со всем народом своим и, так сказать, принёс Богу молитвенную жалобу на обиду и посрамление, Ассирийским царём ему нанесённые. След., в сих словах заключается прямой ответ на чаяние веры Езекииной, и на тайное желание и ожидание его, а нам преподается урок, чтобы и мы, подобно Езекии, в постигающих нас бедствиях и злоключениях житейских прежде всего прибегали во храм и здесь искали себе утешения и отрады, убежища и заступления, взывая в себе с церковным песнопевцем: на горы, душе, воздвигнемся: гряди тамо, отнюду же помощь идет (Ант. 2-й, гласа 6-го), и надежда наша будет не тщетна: Господь от готового жилища Своего услышит нас и избавит нас от всякого зла, если только это будет нужно и полезно нам.

Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди (Пс.19:4).

Указывается здесь на жертвы и всесожжения, как на плоды благочестия Езекиина, и как на дела, заслуживающие особенного к нему благоволения Божия, и след., обеспечивающие успех его молитвы, по свидетельству Писания, удостоверяющего, что Бог грешники не послушает, но аще кто Богочтец есть, и волю Его творит, того послушает (Ин.9:31), и для того говорится, что Бог не забыл прежних жертв и всесожжений его, столь усердно приносимых им, не обидлив бо есть, по апостолу, Господь, забыти дела его и труда любве его, юже показа во имя Его (Евр.6:10), но наипаче, в настоящую годину бедствия и злоключения, вспомнит об них и не замедлит послать к нему свою помощь и защиту, что действительно, как повествует нам история, вскоре и сбылось в ниспослании Ангела, поразившего Ассириян многие тысячи, а остальных страхом обратившего в бегство, в благодарность же за избавление своё Езекия вознесёт на алтарь жертвы и всесожжения изобильные, ибо так должно понимать выражение: всесожжение твое тучно буди. Как же после сего жалки и несчастны те из нас, которые для Бога, на потребности храма или на пocoбиe бедным, жалеют истратить лишнюю копейку, почитая это как будто бы бесполезною тратою! Не сами ли добровольно отнимают от себя оплот и ограждение в день лют? Неужели они не знают, или не веруют, что Бог ничего из дел наших не забудет, но припомнит в день о́н всякое наше пожертвование, что по мере нашего даяния будет нам и воздаяние: вемы, говорит апостол, яко кийждо, еже аще сотворит благое, cиe приимет от Господа (Еф.6:8), что еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7), и что сеяй скудостию, скудостию и пожнет, а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор.9:6)?

Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит (Пс.19:5).

Обещается Езекии от Господа, что Он даст ему по сердцу его, и всё, чего желал и о чём совещал или помышлял в своём сердце, исполнит. Обетованиe высокое и преизбыточествующее! Но тем не менее оно может быть приложимо и ко всякому другому, лишь бы только его сердце, подобно сердцу Езекиину, было равно предано Богу и равно покорно Его воле до самозабвения и до самопожертвования. Посмотрите на Езекию: он получает дерзкое и богохульное письмо; неприятель, надменный длинным рядом блистательных победсвоих, с многочисленным войском стоит под стенами столицы его, и ежедневно, в слух его подданных, поносит его именами самыми постыдными, а что для него всего, думаю, было прискорбнее, так это то, что нeпpиятель злобно порицал в нём самую надежду на Бога, в которой он находил для себя отраду единственную, и в подтверждение богохульных слов своих выставлял события, к несчастию, совершенно верные – покорениe окрестных народов, и почти всех городов и весей Иудейских. Что же при сем Езекия? Смутился и опечалился, но не поколебался в духе и не ослабел в вере; не воскипел гневом за оскорбление своего царского достоинства, но сильно огорчился за поношение имени Божия; не произнёс даже справедливого упрёка и укоризны против самого хулителя и мнимых богов его, но поспешил с молитвою во храм и ниц повергся в нём пред лицем Божиим: так душа его одним только Богом занята была; всё прочее в нём безмолвствовало, или не находило для себя никакого отголоска! Ныне, вероятно, нашли бы в его поступке нечто похожее на слабость и малодушие и, без сомнения, осудили бы его за то, что он своим положением как бы ослаблял дух народа и приводил в уныние; ныне хотят у нас и среди горя веселиться и на дерзость спешат отвечать подобною же дерзостию, дабы показать пред светом, что их ничто не трогает, и что они ни кого и ничего не боятся; но оправдися премудрость Божия от чад своих, и сама их оправдывает. Поведение Езекии, в слове Божием, представляется образцом государей благочестивых. Аще же Бог оправдаяй, то кто осуждаяй? Кто поемлет на избранныя Божии (Рим.8:33–34)? При таком настроении духа, конечно, может и всякий из нас обещать себе, что Господь даст ему по сердцу его и весь совет его исполнит.

Не всем ли нам также сказано: его же аще просите от Отца во имя Мое, даст вам, и ещё: его же аще хощете, просите, и будет вам (Ин.15:16:7)? Милосердый Господь охотно готов исполнять все наши желания, если только они согласны будут с Его волею, совершать все советы души нашей, если только эти советы от Его советов не будут так же далеко отстоять, как далеко, по Его же у пророка выражению, отстоит небо от земли (Ис.55:8 или все-таки 9), или запад от востока; готов давать нам всё по сердцу нашему, если только мы Ему отдадим своё сердце, по Его прошению: сыне Мой, даждь Ми сердце твое (Притч.23:26), да амо же и яко же восхощет, тамо и сице уклонит е, и сотворит в нем вся хотения своя к нашему благу и блаженству.

Возрадуемся о cnaceнии твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, исполнит Господь вся прошения твоя (Пс.19:6).

Когда же Господь, говорит в себе молящийся народ, дарует тебе защиту от врага и спасение от бедствия, а чрез тебя и всем нам избавление от поношения и рабства, нам угрожающего, тогда возрадуемся о cnaceнии твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, т. е., вместо стыда и посрамления между соседними народами мы прославимся и соделаемся великими и знаменитыми, но не сами собою, а по имени Бога нашего, сотворившего и творящего чудеса велия в нас и для нас. И поскольку все твои желания и прошения сосредоточивались во благе твоего народа, в его спокойствии и безопасности, в его благоденствии и мире, то таким образом Господь, ограждая нашу безопасность и даруя нам среди брани мир, исполнит вся прошения твоя (Пс.19:6).

Ныне познах, говорит пророк далее, яко спасе Господь Христа Своего, услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы Eго (Пс.19:7).

Ныне, т. е. теперь, когда мы видим, что упование царя нашего на Бога крепко и молитва его к Богу усердна, познали мы на самом деле, что он не будет оставлен Богом, и просимое cпaceниe, по молитве своей, свыше примет: он молится во храме на земле, но Господь слышит его на небе, и оттуда по́слет ему верную помощь, ибо могущественна спасительная десница Его.

Сии на колесницах и cии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Tии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся (Пс.19:8–9).

Пророк, провидя духом, как Accиpиaнe, надменные своими победами, а ещё более мечтами о своей непобедимости, и превозносящиеся своими конями и колесницами, как оградою несокрушимою, и как оружием, которого разрушительная сила и действие столько раз ими изведаны, и пред которым всё должно, по видимому, или пасть и сокрушиться, или постыдно отступить, вдруг сами, теснимые и поражаемые невидимою силою, со стыдом отступают и падают, а верные Израильтяне, доселе низверженные и долу лежащие, но теперь их падением возбуждённые и ободрённые, смело восстают и живо их преследуют, собирая по следам их корысти многи и прославляя в сердце Бога, помощника слабых и угнетённых, влагает сим последним в уста их, как бы некую песнь победную, следующие слова: одни из них колесницами, другие – конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они отступают и падают, а мы восстаём и не колеблемся. В переносном же смысле, по словам св. Афанасия Великого, выражениe – на конях, знаменует в гордыни возносящихся, а на колесницах – в богатствах тленных надеющихся.

Елицы же именем Христа Бога нарицаются, тии призывают Его на помощь воистину. Спяти быша демоны с нечестивыми жидами Крестом Христовым и падоша, яко врази Его; людие же, воставше от идольского нечестия, исправишася благочестием, веровавше Христу.

Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя (Пс.19:10).

Черта в народе похвальная! Радуясь о спасении своём молитвою царя и благодарно исповедуясь о сем пред Богом, он не забыл при сем царя своего, как главного после Бога виновника своего спасения, и потому молит Бога, чтобы Он продолжил к нему милость свою, и всегда, по молитве его и по молитве об нём народа, ниспосылал ему свою помощь благопотребную и благовременную: Господи, вопиет благодарный народ, спаси царя, и услыши нас, в оньже аще день призовем Тя, т. е., скоро и немедленно, в тот же самый день, как мы молитвенно воззовём к Тебе, и тем заканчивает настоящий псалом. Впрочем, последнее выражение, т. е, в оньже аще день призовем Тя, святой Афанасий Великий разумеет иначе: кто, говорит он, Христову Воскресению не верует, сей в ночи призывает Бога, а кто верует, яко воскрес Христос Господь, сей в день имя Божие призывает и спасается. Мысль св. отца, открываемая в сем выражении, глубокая и таинственная и совершенно верная! Подлинно, без веры во Христа, умершего и воскресшего, нет доступа для нас до Бога; ибо токмо верою, по словам святого Иоанна Богослова, дерзновение имамы к Богу, и его же аще просим приемлем от Него (1Ин.3:21–22), а всяко, по словам апостола Павла, еже не от веры, грех есть (Рим.14:23), след., и молитвы, в таком состоянии приносимые, не только бесполезны и суетны, но и греховны; тем не менее однако ж мысль cия, при всём внутреннем высоком своём достоинстве, как слишком отдалённая от смысла буквального, прямо из хода речи вытекающего, не может быть настоящему месту исключительно усвоена; довольно её заметить для своего назидания, и твёрдо помнить, что одна только вера и неразлучно соединённая с нею любовь придают молитве крылья, которые легко и скоро возносят и доносят её до престола и слуха Вседержителева. Под сим только условием и достаточно снабдивши сим драгоценным и необходимым запасом, Апостол приглашает верующих из Евреев: да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем во благовременну помощь (Евр.4:16).


Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - [4], 633, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle