Источник

Слово в неделю двадцать пятую

Рече же ему (законнику) Иисус: иди, и ты твори такожде (Лук. 10:37).

В то время, как Сын Божий, облекшись в образ человека, пребывал на земле, – в то время, как Он, посещая домы грешников и беседуя с ними, раскрывал им, седящим во тьме и сени смертней, свет небесного учения, – многие приходили слушать учение Иисуса Христа и хотели от Него узнать, каким образом могут они наследовать живот вечный. Среди сего множества приступает к Иисусу Христу и некоторый иудейский законник, и с искушением вопрошает Его, что должно ему делать, чтобы наследовать живот вечный. Небесный Учитель, дабы показать вопрошающему верный способ к получению живота вечного, представляет ему в притче о самарянине, – обратившем сострадательный взор свой на человека иудеянина, впадшего в разбойники, и употребившем все, что от него зависело, к излечению язв его, – пример христианского милосердия и сострадательности, и потом, обратившись к законнику, в заключение говорит ему: иди, и ты твори такожде.

Слушатели-христиане! Мы все желаем спастися; мы все более или менее заботимся о том, чтобы узнать, как нам должно провождать жизнь земную, чтобы удостоиться жизни небесной; но, к несчастию, наша заботливость о наследовании живота вечного часто остается тщетною и недействительною. Пoелику мы хотя нередко или у других, или у самих себя спрашиваем: что сотворим, да живот вечный наследуем? но к сему желанию спасения не присоединяем надлежащих средств, нимало не заботимся о любви и милосердии к бедствующим сочеловекам. Таким образом мы никогда не получим вечной жизни, хотя бы и усердно того желали. Получить вечную жизнь неиначе возможно, как посредством милостей и сострадания к несчастным. Обратим по крайней мере теперь на сей предмет должное внимание.

Если бы мы когда-либо с надлежащим вниманием рассуждали о вечной жизни и вместе рассматривали бы свое греховное состояние: то без сомнения сознались бы, что получение вечной жизни возможно только под условием милосердия и сострадательности к несчастным. Ибо что есть жизнь вечная? Это есть всегдашнее пребывание с Богом, созерцание славы Его откровенным лицем, а в Нем, как чистейшем и точнейшем зерцале, созерцание и всех вещей. Она есть всегдашнее собеседование с Ангелами, Архангелами и прочими чистейшими духами, воспевающими славу Божию. Она есть то светоносное царство, куда не имать внити всяко скверно (Апок. 21:27), по свидетельству ведущего тайны царствия Божия. Итак, чтобы соделаться наследником жизни вечной, надобно быть святым, подобным Богу и Ангелам: ибо, не имея ничего общего с Богом и Ангелами, невозможно и жить с ними: кое бо причастие правде к беззаконию, и кое общение свету ко тме? – вещает Апостол (2Кор. 6:14).

Чрез что же особенно человек может соделаться праведным и уподобиться Богу? – Чрез милосердие и сострадательность к несчастным, как видно это из слов самого Господа: будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6,36), чтó впрочем и весьма естественно: потому что милосердие заглаждает грехи наши пред Богом, как было сказано пророком Навуходоносору: грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих (Дан. 4:24), и чрез то в самом начале до некоторой степени приближает уже человека к Богу, а в своем постоянном продолжении мало-по-малу преобразует его до того, что наконец все существо его превращается, так сказать, в любовь; любящий же, по свидетельству таинника любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Иоан. 4:16). Посему тщетно ласкают себя надеждою на получение живота вечного те, кои невнимательны к воплям несчастных своих собратий.

Истина сия еще яснее открывается, когда обращаем внимание на волю Иисуса Христа и обязанность истинного христианина. Долг истинного христианина, желающего наследовать живот вечный, состоит в том, чтобы во всем повиноваться воле Начальника и совершителя спасения его, Иисуса Христа, по увещанию Апостольскому: преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2); а воля Божия есть воля Христова не только по Его Божеству, но и потому, что Он сам во время земной своей жизни не искал и не творил другой воли, кроме воли своего Отца: яко не ищу, говорил Он тогда, воли Моея, но воли пославшего Мя Отца (Иоан. 5:30). А потому и христианину, как последователю Христову, только исполнение сей воли может обещать живот вечный: ибо, нося имя христиан, но не исполняя христианских обязанностей, или что тоже, не повинуясь воле Христовой, мы не можем наследовать жизни вечной, и участь наша отнюдь не лучше будет участи отверженных чад Авраама, кои, гордясь плотским происхождением от праведника, но не творя дел праведных, лишены участия в благодатных дарах искупления.

Но чего требует от нас Иисус Христос и в чем состоит воля Его? – Он требует от нас не жертв вещественных, которые никогда не могут Его умилостивить. Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь? исполнен есмь всесожжений овних, и тука агнцов и крове, юнцов и козлов не хощу (Ис. 1, 11–15). Чего же Ты хощешь, Господи? – Милости хощу, а не жертвы (Ос. 6:6), отвещает Он. Посему-то и апостол Павел научает нас особенно любви к ближним и благотворению к несчастным и нуждающимся, говоря: благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:16). Если Он сам, будучи Сыном Божиим, но, видев несчастное положение человечества, а потому сжалившись и умилосердившись над ним, соделался Сыном человеческим, Творец стал подобным твари, Господь принял зрак раба, и в сем виде исцелял внутренно и наружно недугующих человеков: то не должен ли также и человек, забыв о мнимой своей чести, благородстве и богатстве, являть себя ко всем несчастным сострадательным и милосердым? Не должен ли всякий из нас, какого бы состояния, чина, пола и возраста ни был, при виде бедствий и страданий подобных себе человеков, ощущать внутри себя скорбь и сожаление, и вслед за сим оказывать все возможные благодеяния? Алчущым, повелевает небесный Человеколюбец, раздробляй хлеб твой, и нищые и безкровные введи в дом твой, и аще видиши нага, одей (Ис. 58:7).

Посему-то Иисус Христос строго упрекает и жестокими бедствиями угрожает тем, которые, заботясь об исполнении внешних обрядов богопочитания, небрегут о делах милосердия и сострадательности к несчастным: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру: сия же подобаше творити, и онех не оставляти (Матф. 23:23). Но, каких бы жертв мы ни приносили Иисусу Христу, каких бы дел, по видимому, добрых ни делали пред Ним, – без милосердия и сострадательности к несчастным, мы не можем быть исполнителями воли Его, и посему не можем иметь и права на наследие живота вечного; не оказывая милости на земли, мы будем осуждены без милости на небесах: ибо суд без милости, по словам апостола Иакова, не сотворшему милости (гл. 2:13).

Наконец необходимое условие к наследию живота вечного есть соблюдение закона Божия: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное; но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех, глаголет Господь (Матф. 7:21). Итак причина, почему без милосердия нельзя получить живота вечного, заключается в самом законе: ибо нет человека, который бы в точности исполнил весь закон и не согрешил хотя в чем-либо одном; согрешив же во едином, по свидетельству апостола Иакова, бысть всем повинен (гл. 2:11); между тем как милосердие и сострадательность если не совсем предотвращает или уничтожает сию невозможность, чего по настоящему состоянию человека никогда быть не может, – то по крайней мере сокращает и уменьшает ее и делает, так сказать, менее невозможною. Весь закон Спасителем сокращен в двух заповедях: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею; и возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе (Марк. 12:30:31).

Но истинная любовь к ближнему не может быть без истинной любви к Богу, и любящий искренно своего ближнего в тоже время и столь же искренно любит и Бога. Сие-то без сомнения имея в виду, Иисус Христос отличительным признаком Своих учеников положил взаимную их любовь между собою. О сем разумеют вси, говорит Он, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 13:85). Следовательно, истинно любящий ближних своих, и потому милосердый и сострадательный к ним, как вместе любящий и Бога, исполняет весь закон: любяй бо друга, по свидетельству Апостола, закон исполни (Рим. 13:8), а потому имеет право и на наследие живота вечного, так как напротив тот, кто не оказывает никакой помощи несчастным, не может сказать, что он исполняет закон, следовательно, не может и надеяться на получение вечной жизни, но пребывает в смерти: не любяй бо брата, пребывает в смерти (1Иоан. 3:11).

Представим также себе, слушатели, тот страшный день, в который приидет праведный Судия, воздати коемуждо по делом его (Апок. 22:12). В каком торжестве будут находиться милостивые тогда, как все будет в ужасе и смятении! Они нетрепетною ногою вступят во всеобщее собрание вселенные; алчущие, коих они питали, нагие, коих они одевали, сирые и беззащитные, коих они принимали под кров свой, будут называть их своими благодетелями, и тем умножать их радость. Тогда пред сонмом Ангелов и святых Божиих за то, что из любви к Богу благотворили меньшим братиям Христовым, услышат сладостнейший глас милосердого Судии: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25:34): ибо вы, милуя нищих, взаим давали Мне самому, и се, по даянию рук ваших, воздаю вам. Какая награда! какое блаженство! Подлинно, блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20:35).

Напротив сколь бедственна будет на сем же суде участь тех, кои в лице ближних своих, требовавших от них помощи, не узнавали братий Господа Иисуса, и кои, пользуясь дарами Его, не уделяли от избытка оных другим. Им слово Божие возвестит строгий суд: суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2:13); иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощного, и той призовет, и не будет послушаяй его, говорит премудрый (Притч. 21:13). Праведный Судия речет им со гневом и мщением: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25:41). Какое страшное наказание! Какое ужасное мучение! О, человек! Ужели и при сих ужасах, грядущих на тебя, ты останешься еще ожесточенным и невнимательным к воплям несчастных страдальцев? И откуда такое ожесточение, такое хладнокровие к будущей судьбе своей? Чем надеешься извинить себя в том?

Правда, развращенная природа человеков много находит причин к извинению себя; но все оне несправедливы и богопротивны. Некоторые из нас, желая оправдать себя в своем немилосердии, может быть, скажут, что те несчастные, которые требуют от нас вспоможения, собственною виною навлекли на себя такое бедствие, а потому и недостойны нашего сожаления; кроме того они суть явные враги наши, а потому имеем мы полное право отказать им в своем милосердии. Но, христиане, наш долг, не судить несчастного, а поспешать к нему на помощь. Всякому просящему у тебе дай (Лук. 6:30). Милостыни да неоскудевают от Тебе (Притч. 3:3). Наша обязанность не разбирать, друг ли наш требует от нас помощи, или явный враг, а только благодетельствовать ему. Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его (Рим. 12:20).

Слушатели-христиане! Если вожделенно для нас вечное блаженство: то нет удобнейшего к нему пути, как путь милосердия и сострадательности к бедным братиям нашим. Итак пойдем по сему пути и будем творить тоже, что упоминаемый в ныне чтенной евангельской притче самарянин сделал с человеком, впадшим в разбойники. Сие творя, мы предстанем на страшное судище Христово с неукоризненною совестию, и тамо услышим сей кроткий и утешительный глас Спасителя: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, и услышав, внидем в оное с радостию и веселием. Но если в сей жизни мы будем немилостивы: то горе нам, братия, и горе безмерное и нескончаемое. Нам в день последнего суда будет сказано: отыдите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его, и мы во мгновении ока ввержены будем в этот огнь, в сообщество к диаволу и ангелам его, но в сообщество не радостей, хотя мнимых, и суетных, которые мы здесь на земле любили разделять с ними, но страданий их вечных и безконечных, страданий непрестающих и безотрадных. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle