Источник

Слово в неделю двадцать третью по Пятьдесятнице

Есть у нас, слушатели, порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который однакожь все мы в большей или меньшей мере имеем: это гордость и тщеславие.

Но чем менее примечаем его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По сей причине и я, пользуясь настоящим случаем, хочу обратить на него ваше внимание. Тем более, что и Апостол в чтенном ныне отделении проповедует иудеям, гордившимся своею законною правдою, ту же истину, научая их смирению, да никтоже похвалится (Еф. 2:9), да и наступившие ныне дни св. поста к тому же призывают нас: потому что смирение на поприще поста должно быть первым и последним шагом, и только при нем постнические подвиги имеют цену пред Богом, и молитвам нашим сообщают успех, по свидетельству Пророка, глаголющего: постом смирях душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится (Псал. 34:13).

Предметы, наиболее возбуждающие, питающие и поддерживающие нашу гордость, суть богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость, и наконец жизнь добродетельная. Но богатство без благочестия есть одно только бремя, угрожающее опасностию погибели. Гордящийся им подобен человеку, страждущему воспалением. Как в последнем опухоль тела не приносит ему ни здравия, ниже пользы, но производит лишь боли и вред, и самую жизнь подвергает опасности; так и в душе первого надмение богатством есть опасная опухоль, неприносящая ни пользы, ни счастия, но вечную жизнь его подвергающая явной опасности.

Такого же свойства и слава человеческая. Не доставляя человеку существенного благополучия, она облекает его блеском суетнейшим самых ночных призраков, – таким блеском, который как является по манию народа, так и исчезает, по его же мановению.

Посмотрите на неразумного сына Соломонова, юного летами, и еще юнейшего умом. Сегодня он слышит радостные восклицания народа, признающего его своим царем, а завтра тот же народ с ропотом и негодованием оставляет его.

Человек надмевается также крепостию сил, проворством в ногах и красотою телесною: но все это вскоре разрушается от болезней и поядается временем. Он не знает того, что всяка плоть сено, и всяка слава человеча аки цвет травный. Иссше трава, и цвет ея отпаде (Ис. 40:6). Такова была гордость исполинов, превозносившихся силою, и богопротивное высокомерие Голиафа. Таков был Адония, величавшийся красотою лица, и Авессалом, гордившийся длинными волосами своими. Но для всех их сии самые преимущества послужили только к погибели.

Да и то самое, что из всех прочих благ человеческих кажется наиболее великим и постоянным благом, то есть, мудрость и благоразумие, имеет величие суетное и высоту уготовляет ложную, так как сии блага никакой не имеют цены и силы, когда нет при них страха Божия. Ибо самому диаволу изменило то коварство, которое он употребил против человека. Он не примечал, что те козни, которые готовил человеку, – устроял для себя: ибо не столько тому наделал зла, которого хотел удалить от Бога и вечной жизни, сколько погубил самого себя, соделавшись богоотступником и подвергнувшись осуждению вечной смерти. Равным образом тою же самою сетию, которую поставил Господу, он сам уловлен был, будучи распят на том самом кресте, на коем думал распять Его, и умерши тою смертию, которою чаял умертвить Господа. Если же сам князь мира, сей первый, величайший и невидимый учитель мирской мудрости, уловляется своими собственными коварствами, нисходя до крайнего безумия: то кольми паче его ученики и ревнители не могут избежать сего, хотя бы они вымышляли безчисленные хитрости: глаголющеся быти мудри, говорит Апостол, обеюродеша (Рим. 1:22).

Ухищряется Фараон для погубления Израиля, но не предвидит того, что его злоухищрение разрушится там, где и как он не чает. Младенец, по его приказанию, обреченный на смерть, воспитывается при его собственном дворе, – тот самый младенец, который должен был разрушить силу его и всего народа, а Израиля вывесть невредимо, но он сего не знает. Авимелех, незаконорожденный сын Гедеона, для безопасности своей, избивает семьдесят законнорожденных сынов отца своего, почитая сей ненавистный поступок свой величайшею мудростию; и хотя в тоже время поражает и своих участников в убийстве, но и сам от них поражается и наконец погибает от руки женщины и от удара камня. Умыслили также иудеи совет против Господа, но совет гибельный для самих себя. Аще оставим Его тако, говорили они сами с собою, вси уверуют в Него; и приидут римляне, и возмут место и язык наш (Иоан. 11:48). В следствие сего совета они, приступив к умерщвлению Господа в том чаянии, что спасут таким образом народ и страну, от сего самого совета погибли сами, быв изгнаны из своей страны и лишены законов и богослужения. Словом: из безчисленных примеров всякий может познать, что слава человеческой мудрости ненадежна и есть более мала и низка, нежели высока и велика.

Итак, никто из благомыслящих не должен хвалиться ни своею мудростию, ни прочими помянутыми благами, но с покорностию должен последовать сему прекрасному увещанию св. Анны и пророка Иеремии (1Цар. 2:3, Иер. 9:23): да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим. В чем же состоит истинная похвала? И что составляет истинное величие человека? О сем говорит Пророк: да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз есмь Господь (Иер. 9:24). Истинно познать то, что есть велико, и прилепляться к тому, и славы искать от Господа славы, – вот истинная высота человека, вот слава его и величие! Ибо Апостол учит, что хвалящийся должен хвалиться о Господе: Христос бысть нам премудрость от Бога, говорит он, правда же и освящение и избавление, да, якоже пишется, хваляйся о Господь да хвалится (1Кор. 1:30:31). И подлинно, это есть совершенное , и непорочное хваление о Боге, когда кто-либо не превозносится своею правдою, но знает, что сам не имеет истинной правды, а оправдывается единою верою во Христа. И Павел хвалится тем, что пренебрег свою правду, и ищет правды в вере, даруемой чрез Христа, и сущей от Бога, еже разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых (Фил. 3:10:11).

Здесь пала вся высота гордости. Ничего не осталось тебе, человек, чем бы ты мог похвалиться, ты, коего слава и надежда заключается в отвержении всего собственного, и в снискании жизни будущей, во Христе сокровенной. Если мы имеем начатки сея жизни: то уже наслаждаемся ея благами, во всех отношениях живя благодатию и Духом Божиим. Ибо Бог есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил. 2:13). Бог открывает Духом Своим Свою премудрость, предуставленную в славу нашу (1Кор. 2:7). Бог подает силы в трудах. Паче всех потрудихся, говорит апостол Павел, не аз же, но благодать, яже со мною (1Кор. 15:10). Бог изъемлет из опасностей, сверх всякого человеческого чаяния. Сами в себе, говорит тот же Апостол, осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога восставляющего мертвые, Иже от толикия смерти избавил ны есть, и избавляет, Нань же и уповахом, яко и еще избавит (2Кор. 1, 9–10).

Итак, скажи мне, для чего ты превозносишься, как будто собственными благами, вместо того, чтобы воздавать благодарность за дары великому Подателю? Что бо имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь (1Кор. 4:7)? Не ты познал Бога своею правдою, но Бог тебя познал по Своей благодати. Познавше Бога, говорит Апостол, паче же познани бывше от Бога (Гал. 4:9). Не ты обрел Христа своею добродетелию, но Христос тебя обрел Своим пришествием. Гоню, говорит тот же Апостол, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса (Фил. 3:12). Не вы Мене избрасте, говорит Господь, но Аз избрах вы (Иоан. 15:16). Хвалишься ли тем, что ты увенчан почестями, или в милосердии своем находишь случай к гордости? И тогда познай себя самого, кто ты, и в сем случае ты должен страшиться того же, что случилось с Адамом, изгнанным из рая; с Саулом, оставленным Духом Божиим; с Израилем, отсеченным от св. корени. Ты верою стоиши, говорит апостол Павел, – не высокомудрствуй, но бойся (Рим. 11:20).

Суд следует после благодати, и Судия истяжет, как ты пользовался дарами ея. Если же и того не сознаешь, что ты получил благодать, но, по крайнему безумию своему, почитаешь ее своею собственною добродетелию: тогда ты не имеешь преимущества пред св. апостолом Петром. Ибо не можешь превзойти любовию ко Господу того, который столь сильно любил Его, что хотел даже умереть за Него. Однакожь и он за то, что с некоторым духом гордости сказал: аще и вси соблазнятся о тебе, аз никогдаже соблажнюся (Матф. 26:33), предан был страху человеческому, и пал во грех отвержения, дабы сим падением он вразумился в том, как надлежит быть осторожным, и научился снисхождению к немощным – с одной стороны познанием своей немощи, с другой – ясным уразумением того, что как в то время, когда утопал он в море, был извлечен десницею Христовою, так и во время бури соблазна, когда находился в опасности погибнуть за свое маловерие, избавлен был силою Иисуса Христа, Который и предсказал ему имеющееся случиться сими словами: Симоне, Симоне, се сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращся, утверди братию твою (Лук. 22:31:32). Итак Петр, быв изобличен таким образом, праведно получил помощь, дабы отсюда он научился презирать гордость и снисходить немощным. Но фарисей, человек гордый и надменный, который не довольно того, что полагался на самого себя, но еще хулил пред Богом мытаря, совсем потерял славу правды за свою гордость. Между тем мытарь сниде оправдан паче оного (Лук. 18:14), пoелику воздал славу св. Богу, и не смел даже воззреть на Него, но искал только помилования, обвиняя себя самого, и повинность свою выражая самым положением своим, – биением в перси, тяжкими вздохами и слезами, и тем, что ничего более не искал, кроме умилостивления. Итак смотри и остерегайся примера жестокой потери за гордость.

Не превозносись никогда и ни пред кем, даже и пред величайшими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, который содеял многочисленные и великие грехи. Не оправдывай себя пред другим, да не когда, быв оправдан своим судом, осужден будешь судом Божиим. Ни сам себе востязую, гововорит апостол Павел, ничесо бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся; востязуяй же мя, Господь есть (1Кор. 4:3:4). Думаешь ли ты, что сделал какое-либо добро? Благодари Бога, и не возносись над ближним. Дело свое, увещевает Апостол, да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во ином (Гал. 6:4). Ибо какую пользу принес ты ближнему чрез то, что исповедал веру, или потерпел изгнание за имя Христово, или с терпением выдержал подвиг поста? Твоя от того польза, а не другого. Страшись, чтобы и тебе не пасть также, как диавол, который, превознесшись над человеком, сам низвержен от человека, и как подножие, отдан на попрание попранному. Не будь неправедным судиею себя самого и не истязуй благодать. Если находишь что либо доброе в себе, то, взвесивши сие и добровольно предавши забвению согрешения свои, не величайся тем, что сегодня сделал доброго, равно не произноси сам себе прощения и в тех злодеяниях, которые вновь или прежде учинил. Когда же воздымают тебя настоящие добродетели, приведи себе на память прежний образ жизни, и тогда оставишь безумную гордост свою. И ежели ближнего увидишь согрешающим, не смотри только на грех его, но рассуди и о том, что сделал он хорошего, или что делает, и ты верно найдешь, что он лучше тебя.

Кратко сказать: вообще всегда и во всем старайся соблюдать смирение и удаляйся гордости. Гонись за смирением, как любитель его; возлюби его, и оно оправдает и прославит тебя. Таким образом ты несомненно достигнешь истинной славы, какую имеют Ангелы, и которая есть у Бога. А Христос исповедает тебя пред Ангелами, как ученика Своего, и прославит тебя, как верного Своего последователя, если только будешь ты подражать Его смирению. Не оставь без внимания и исполнения увещания Его: научитеся от Мане, говорит Он к нам, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11:29), и Он не оставит без награды твоего смирения. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle