Источник

Слово в первый день святые Пасхи

Возрадовашася ученицы, видевше Господа (Иоан. 20:20).

Радуемся мы и веселимся, когда блистает солнце, и тот день, в который невидим его во всей красоте, бывает для нас неприятен и скучен: не паче ли же мы должны радоваться и веселиться, когда сияет Солнце правды (Мал. 4:2)?

Солнце вещественное познает запад свой (Псал. 103:13); а Солнце правды вечно озарять будет жителей нового Иерусалима. Солнце вещественное, исходя от чертога своего, делается предметом радости (Псал. 18:6); а солнце правды и в своем небесном чертоге находясь, радовало и восхищало странников мира сего. Во времена патриархальные и подзаконные, когда Солнце правды, почивая еще в лоне Отчем, извещало чающих утехи Израилевой о приближении своем – токмо тению, ему предшествовавшею, оно веселило уже святых своих, сквозь самую тень усматривавших грядущие блага. Авраам, отец верующих, виде день Его – время полного сияния, виде, и возрадовася (Иоан. 8:56). Богоотец Давид, пророческим духом созерцая блаженство озаренных светом благодати, скакаше пред сенным ковчегом, где заключены были символы непреложных Божиих обетований. Когда же Солнце правды, Христос Бог наш – благоволил явиться в мир сей: то силы небесные радостно воспели неразлучное от вечности сие явление Его во времени.

Итак, если обетование блаженства восхищало сердца верующих; если восхождение солнца духовного было предметом радости и песнопения: то не паче ли должно восхищаться нам, наслаждающимся самым тем блаженством? Не паче ли должно радоваться, когда оное Солнце, после страшной бури ярости Велиаровой, после ужасного для всей твари, гибельного для ада и спасительного для узников адовых захождения своего во гроб, воссияло новым, величественным, Божественным светом? Приидите убо возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Псал. 94:1).

Но Ангелы, воспевшие рождение Сына Божия, не песнословят на земли востания Его из мертвых, а повествуют случившееся, что Христос воскресе; род же человеческий, поклонившийся с волхвами Младенцу Иисусу, покланяется с Апостолами Победителю смерти и ада, и торжествуя радуется: возрадовашася ученицы, сидевше Господа. Таково свойство неизглаголанной радости! Сердце, до преизбытка упоенное ею, не измеряет своего состояния, но только объявляет качество оного: Возрадовашася. Чтобы и наша радость была исполнена в себе, рассмотрим при настоящем торжестве, какое действие имеет сияние Воскресения Христова на ум и на сердце наше?

Когда восходит солнце: то первее всего разгоняет тьму нощную, а потом, совершая течение свое от одного края до другого, согревает своею теплотою вещества и возбуждает в них растительную силу. Так точно действует и Солнце правды – Христос. Разогнав тьму неверия, Он просвещает всякого человека, грядущего в мир духовный (Иоан. 1:9), а потом согревает своею любовию хладное его сердце, и направляя стопы его к деланию заповедей Господних, приближает к мере возраста исполнения Христова (Евр. 4:13).

Разум человеческий, с того времени, как возмечтал быть всеведущим, блуждал в мраке неведения. Люди, наученные несчастным примером легковерия и заблуждения языческого, впали в другой не меньшего осуждения достойный порок неверия. Не полагаясь на тусклое мерцание ума своего, немогущего подобно луне, показать предмета в настоящем его виде, и вместе опасаясь худых последствий от неосторожности, поставили себе за правило: всякое учение строго испытывать и поверять собственным своим разумом, и непостижимое отрицать как противное и ложное. Опыт и история наипаче позднейших времен и народов показывает, что бóльшая часть живущих на земле придерживались и придерживаются сего постановления. Совесть, возбужденная законом природы и озаренная светом благодати, хотя и покушалась иногда предлагать разуму – оставить человека ея руководительству, с намерением внушить ему истинное познание о Господе: но Он нередко с гордостию Фараона ответствовал ей: кто есть, егоже послушаю гласа? не вем Господа (Исх. 5:2).

Растление человеческого естества простиралось до такой степени, что вси уклонишася, вкупе неключими быша (Псал. 13:8), все, исключая малое число избранных Божиих, пребывших в истинной вере непоколебимыми, оставили путь в обетованную землю, и блуждали по пустынным распутиям предрассудков и суеверия, так, что и Небесный Учитель во Израили, кроме немногих последователей, не принят был всеми. Иоанн креститель, сей глас вопиющего в пустыни, громко взывал к народу: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1:29); но глас его при всей крепости Духа, животворящего оный, не был столь силен, чтобы мог проникнуть до разделения души и духа, членов же и мозгов (Евр. 4:12): ожесточение слушающих отражало этот глас от сердца их и держало их в неверии. Сын Божий, при всяком случае, объявлял людям высокое свое происхождение и важное предназначение: но они, приписывая чудодействия Его силе веельзевула, князя бесовского, почитали Его за презренного Назарянина. Сам Отец небесный, и на сей раз снисходя к человеку, неоднократно торжественным образом именовал Рожденного от Духа Святого и Марии Девы – Своим возлюбленным Сыном (Матф. 3:17; 17:5): но сие свидетельство не удостоверило людей в Божественности Мессии. Даже между именовавшими Господа Иисуса благим были такие, которые держались противного мнения, и говорили: ни, но льстит народы (Иоан. 7:12). Какая слетота, какое неведение!

Сей оскорбительный для Иисуса Христа отзыв злобного народа, без сомнения, и еще сократил бы малое число избранных Его, если бы не последовало славное Его воскресение. Необыкновенные чудеса Спасителя и неприкосновенность Его со стороны злобы фарисейской, при многократных ея покушениях – расстроить царство Божие, столь успешно устрояемое рукою небесного Тектона, всюду находили Ему последователей; но сокрытие Божеской силы под завесою плоти Христа Иисуса, Его поношения и мучения от восторжествовавшей наконец лютости гонителей, поколебали бы веру принявших Его учение, если бы свет воскресения Христова не открыл им совершенную истину всего, чему учил Христос. Народ тысячами следовал за Иисусом Христом, питавшим его Своим учением божественным: но Взятого и связанного от иудеев как преступника все оставили, по свидетельству Писания: поражу Пастыря, и разыдутся овцы стада (Матф. 26:31). Ученики Спасителя чистосердечно открывались Ему, что Он глаголы живота вечного имать (Иоан. 6:68), потому что слово Его бе со властию (Лук. 4:32), и что николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек (Иоан. 7:46): но что они должны были подумать, когда Учитель их не ответствовал на вопросы неправедных судей и не защищал своего дела? Может быть и те самые, которые намеревались признать мнимого Сына тектонова за Сына Божия, воздерживались приписать Ему сие достоинство в виде безгласного Страдальца.

Но велий Господь наш, творяй чудеса! Яд возвращает здравие, поношение – славу, смерть – живот. Древний человекоубийца, успевший похитить у нас спасение среди рая, ныне чрез несчастных исполнителей воли своея, споспешествует к соделанию оного посреде земли (Псал. 73:12). Зри, буйственный лжесвидетель! Се Церковь тела Христова, разрушенная клеветою твоею, треми денми паки воздвигнулась! Праведнейший из человеков, утомленный мучениями, уснул, яко лев; но Бог, вняв воплю Церкви, взывающей: востани, Вскую стиши, Господи? воскресни, и не отрини до конца (Псал. 43:24), – глас ея о помощи: помози нам, и избави нас имене Твоего ради (стих 27), – желание славы Его: востани слава моя, востани псалтирю и гусли (Псал. 56:9), воскресил от мертвых и возбудил Единородного Своего, яко льва и яко закланного агнца. Недра земли поколебались от Его восстания. Ангел Господень, отваливший камень от гроба, отнял Его от сердца сетующей Церкви.

Светися убо, светися новый Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе воссия (Ис. 60:1). Красуйся и ликуй, христианине, яко Христос воскресе, и сияние Его восстания озарило разум твой истинным познанием о твоем Спасителе, что Он Христос Сын Бога живого (Матф. 16:16), и Его учении, что несть Его, но Пославшего Его (Иоан. 7:16). Воззвание начальника стражи, окружавшей Христа на Голгофе, ко кресту пригвожденного: воистинну Божий Сын бе Сей (Матф. 27:54), и неоднократно повторяемое мнение Пилата: аз не обретаю в Нем вины (Иоан. 18:38; 19:4:6), – свидетельствуют о Божестве Господа нашего и святости Его учения. И сии свидетельства тем более заслуживают внимание наше, что изречены врагами Распятого.

Возрадуемся убо, – что истина, всюду преследуемая врагами своими, ими же наконец дознана, засвидетельствована и утверждена. Возрадуемся радостию великою, что сия истина и нас соделывает истинными, что свет Солнца правды – и освещаемого соделывает светом о Господе.

Конечно, всякому желательно просиять как солнце в царствии Божием (Матф. 13:43): но как сего достигнуть? Иисус Христос, порицая худой образ деятельности фарисейской, называет их слепыми, и дает тому следующую причину. Приближаются Мне, говорит Он, людие сии усты своими, и устнами своими чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене (Матф. 15:8:14). Следовательно, прозреть, для хождения по стопам заповедей и оправданий Божиих, а чрез то самое учиниться светом, должно чрез приближение сердца к Иисусу Христу.

Во всю зиму освещается дерево солнцем, но не приносит плода; потому что животворная солнечная теплота до него не доходит. Так и для человека, желающего достигнуть меры возраста исполнения Христова, недовольно иметь разум свой просвещенным познанием духовных истин, но необходимо, чтобы и сердце его, в котором скрыты исходища живота (Притч. 4:23), было озарено, согрето и возбуждено к произращению доброго плода спасительными лучами Солнца правды. Ибо в Нем единственно живот наш (Кол. 3:3), а в нас самих только начаток тления и смерти; но сие тленное облечется в свое время в нетление, и мертвенное сие облечется в бессмертие (1Кор. 15:53).

Вера и благодать Божия, раждая чистоту, простоту и смирение в сердце христианина, образуют новую тварь на разрушении ветхой. Чистота не возбраняет свету проницать в самые сокровенные изгибы сердца; простота не препятствует ему развиваться и разширяться в подвигах христианского благочестия; а смирение не престает в себя принимать изливающуюся свыше любовь Божию. Таким образом человек верующий, как благолиственное древо, неуклонно предстоя Солнцу правды, оживотворяется и приносит плоды благие, созревая к блаженной вечности, и выну созерцая Господа. Сии плоды сладостны для ближнего: ибо возделаны в правде; – приятны для Создателя: ибо приносятся Ему в жертву, яко Божия Богови. Когда же христианин достигает предопределенной меры духовного совершенства; то какбы погружается в оное Солнце незаходимое, и просиявает светом славы горния.

Радуйтеся убо, слушатели-христиане! и паки реку: радуйтеся, торжествуя воспоминание столь дивного события. Празднуя же торжество сие не в квасе ветсе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины (1Кор. 5:8), верою и любовию приближимся к воскресшему днесь Христу Иисусу, который для того и воскрес, чтобы осветить нам тесный и скорбный путь к небесному Своему царствию. Он предшествовать будет нам не в виде облака или столпа огненного, но в полном сиянии Солнца незаходимого. В пищу будет предлагать нам не манну, но Себя самого, яко Агнца закланного от сложения мира. И тогда, как мы в жизни вкушали хлеб небесный и чашу жизни под видами, – истее приобщимся Ему в невечернем дни царствия Его, когда тело, душа и дух наш будут всесовершенны (1Сол. 5:23). Тогда-то не устами только, но и всем сердцем, всею душою и всем существом своим возопием: воистинну и в нас Христос воскресе! Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle