Источник

Слово в день Преображения Господня

И возведе их на гору высоку едины (Матф. 17:1).

Господь наш Иисус Христос, когда возшед на Фаворскую гору, возвел вместе с Собою и трех учеников своих: тогда в сиянии Своего преображения показал им, что царствие земное есть ничто в сравнении с царствием небесным; когда озарил их светлостию лица Своего, тогда уверил их, что видимый свет слишком незначителен пред невечерним светом славы Его; когда же возведя их на гору высоку едины, и сняв с Себя покров смирения и уничижения, открыл пред очами их славу будущего, тогда Он чрез это явил им, что кто не вознесется от юдоли земной на высоту добродетелей, тот, как недостойный, не будет ликовствовать с силами небесными.

И дабы тем вящше уверить нас в сей истине, Он не взял с Собою всех учеников Своих на гору, и особенно не взял с Собою ожесточенного и нераскаянного грешника Иуду Искариотского, поят же токмо Петра, Его много любящего, Иоанна любимого и Иакова ревнителя веры, имущего вскоре запечатлеть ее своею мученическою кончиною в Иерусалиме (Деян. 12:2): и возведе их на гору высоку едины. Посему Иуда, как говорит один из отцев Церкви (Феофилакт Болгарский), недостоин был предательскими своими очами видеть славу преображения Господня; ибо царство небесное есть награда одних только истинных и достойных последователей Христовых. Вникнем обстоятельнее в сию истину.

О царстве небесном, в котором во веки будут наслаждаться святии Божии человецы (2 Пер. 1:21), хотя мы по ограниченности ума нашего совершенно постигнуть его не можем; однакожь, по свидетельству слова Божия, глаголющего: царство Божие несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Духе Святе (Рим. 19:17), мы не можем не увериться, что оно есть блаженнейшее состояние душ праведных, или, что тоже, соединение радостей чистых, святых, неизменяемых и совершеннейших.

Человек, как мимоходящий путник земли, выну стремится в сию страну горнего Иерусалима, где ожидают его удовольствия превосходящие разум; но достигнет ли он до сего жилища утех нескончаемых, никогда не сменяющихся днями печали? – Достигнет, если только неуклонно шествует и до конца жизни своей будет шествовать во след Христа Спасителя, и терпеливо преодолевает и будет преодолевать все встречающиеся на пути преграды и преткновения, – и камни соблазнов и искушений и терния бедствий и скорбей временных. Побеждающему, глаголет небесный Судия и Мздовоздаятель, дам сести на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох на престоле славы Отца Моего (Апок. 3:21). Непременно достигнет сей избранный Божий, если, почитая себя не жителем мира сего, пренебрегает его суетными удовольствиями; если, взирая на себя, как на странника и пришельца земли, ни к чему земному не прилепляется, но постоянно распинает плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5:24), и, не прельщаясь блеском видимых предметов, заботится более о внутреннем, и вся по Апостолу, вменяет за уметы, да точию Христа приобрящет (Фил. 3:8). Непременно достигнет, ежели он выну имеет живую веру, чистую совесть и непритворную любовь к Богу и ближнему, а не фарисейскую или лицемерную. Непременно достигнет: ибо он не творит ничего такого, чтобы омрачило светлость души его, а напротив всеми добродетелями старается украшать благолепное облачение ея, как готовящийся на браки. И потому, когда он явится пред лицем славы грядущего Бога, то не услышит он того страшного упрека, какой сказан одному из упоминаемых в Евангелии – приглашенных на брачное торжество, яко неимый одеяния брачна (Матф. 22:12), и не будет, подобно ему, изгнан из среды пиршествующих, яко недостойный, но будет принят и учрежден до преизбытка от всех сладостей дому Господня.

Царство Божие внутрь его есть (Лук. 17:23). Посему, когда явится Судия вселенные с безчисленными сонмами небесных сил, то откроет пред лицем их внутреннюю его доброту и заставит подивиться в нем силе благодати своея, из немощного и бренного сосуда плоти устроившей благолепный и благопотребный сосуд духа, почему и излиет в него все обилие Божественного Своего света, силы и ведения, а с сим вместе блаженство и радость неизглаголанную и препрославленную. Он неповинен рукама и чист сердцем (Псал. 23:4). Почему и возведет его Господь на гору святую Свою, даст ему созерцать красоту велелепые славы своея с окружающими престол Его горними чинами, и даже соделает его причастником Своего Божественного естества (2Петр. 1:4).

Так и вы, возлюбленные о Господе братия, ежели будучи одеяны и преукрашены добродетелями, предстанете в день он, егда приидет Господь сил и Царь славы рассудити землю, предстанете неимущими скверны или порока, или нечто от таковых (Еф. 5:27): то будьте благонадежны, что возжелает Царь доброты вашея (Псал. 44:12) и будет для вас светом, тишиною, веселием, радостию, сладчайшею пищею и драгоценною одеждою. Тогда по истине уведаете и уразумеете, коль благ и милостив Господь ко всем любящим и благоугождающим Ему.

Правда, скажете вы, Бог благ и милосерд, и щедроты Его на всех делех Его (Псал. 144:9); но сколь благость и милосердие Его ободряют нас, столькоже святость и правосудие Его низлагают нас и повергают в отчаяние: мы люди грешные паче прочих грешников; как же нам надеяться, что и мы можем быть принятыми в число избранных Божиих, удостоивающихся столь великой за свои добродетели награды? Так, возлюбленные, Бог праведен и преподобен (Псал. 44:13), и несть неправды в Нем (Псал. 91:16); посему не преселится к Нему лукавнуяй, ниже пребудут беззаконицы пред очима Его (Псал. 5:5). Но разве нет способа очиститься от сих грехов и беззаконий наших? Разве Сын Божий не снизшел еще на землю и не принес за грехи мира крестной очистительной жертвы? Разве не дал Он нам покаяния, как другого крещения, в спасительных водах Своих омывающего скверны греховные? Разве напрасно и без всякой пользы вручил Он Апостолам, а в лице их и их преемникам – пастырям Церкви, власть разрешать узы совести? Что же препятствует и вам искать сего разрешения, что останавливает шаги ваши на пути очищения? Почему не спешите во врачебницу духовную, для исцеления язв ваших? Рцыте ко Господу грехи ваша, и исцелеете. Приидите в купель Силоама христианского, и очиститеся, и аще грехи ваши будут яко багряное, яко снег убелятся, и аще будут, яко червленое, очистятся, яко волна (Ис. 1:18). Положите токмо обет в душе вашей пред лицем Божиим удаляться от сих нечистот на грядущее время и неуклонно следуйте ему до скочания живота вашего: тогда и для вас открыт путь ко славе Божественной, и притом не на Фаворе земном, но на Фаворе небесном, в горнем жилище Бога нашего, и не на краткое время, но на нескончаемые веки. Итак, возлюбленные, не отчаявайтеся, но веруйте; возглаголите в сердце и делах своих: веруем, Господи, помози нашему неверию (Марк. 7:24) и сотвори нас причастниками Твоего царствия, и Господь исполнит во благих благое желание ваше и приимет вас в число избранных Своих.

С сею утешительною надеждою, одушевляясь и услаждаясь ею сам, ныне воззванный судьбами Божиими и волею Монарха всемилостивейшего к иному стаду словесному, оставляю вас, возлюбленные о Господе чада и братия, предая вас молитвенно Богу и слову благодати Его, могущему назидати и дати вам наследие во освященных всех (Деян. 20:32), а себя самого поручая вашей любви, всегда и везде мне памятной и дорого ценимой, и общим вашим молитвам в моем новом служении столько благопотребным и благопомощным и с сим вместе заключая и настоящее мое собеседование и здешнее мое сопребывание с вами.

Сам же Бог мира, возведый из мертвых пастыря овцам великого кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним, Иисус Христом (Евр. 13:20:21), и да освятит вас всесовершенных во всем, и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1Сол. 5:22:23). Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle