Источник

Слово в день Преображения Господня

Убуждшеся видеша славу Его (Лук. 9:32).

Евангелисты Матфей и Марк сокращеннее повествуют о преображении Христовом, бывшем на горе Фаворской пред тремя учениками; но Лука представляет и причину, за чем преимущественно взошел Спаситель на гору с учениками, то есть, помолитися, и не скрывает слабости учеников, которые, возшедши на молитву, предалися сну: бяху бо, говорит он, отягчени сном, и тогда уже пробудились, когда лучи от прославленного лица Христова проницали смеженные очи их.

Из сих естественных обстоятельств преображения Христова мы можем с пользою извлечь нравственные наставления. Спящие и славы преображения Господня невидящие Апостолы представляют нам тех из христиан, которые будто везде последуют Христу, но в должностях своих не бдят и противу сна житейских сует не вооружаются молитвою. Последние, подобно как и первые, пробудившись от сна, рано или поздно должны увидеть славу Господню; но дай Бог, чтобы увидели и приобщились оной благовременно: в противном случае, они увидят оную, но так, как распявшие Христа Спасителя, по сему пророческому сказанию: се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже его прободоша, и плачь сотворят о Нем вся колена земная (Ап. 1:7).

Преображение Христово на Фаворе хотя и славное было, однако частное пред тремя только Апостолами; свет лица Его Божественного облистал только верх горы; Моисей и Илия, явившиеся во славе, не о славе беседовали со Христом; но о безчестии, то есть, о безчестной Его кончине, ожидавшей Его во Иерусалиме; глас Отца, бывший с неба, слышали одни только Апостолы, бывшие с Ним на горе. Но преображение и слава Христова, открывшияся по воскресении и вознесении Его на небеса, весь мир осветили. Ибо когда проповедь Апостольская протекла весь мир, и свет Евангелия прогнал тьму всемирного идолослужения со всем его нечестием: тогда вместо бесов, гнездившихся в идолах, признан был единый истинный Триипостасный Бог и Единородный Сын Его, на спасение рода человеческого посланный; вместо капищ скверных, насаждены, как звезды, молитвенные храмы к приношению жертвы хваления и благодарения; дикие и враждебные между собою народы, какбы некиим чудом, как волки с овцами, тигры с агнцами и ссущие мдаденцы со змиями и скорпионами соединились в один союз любви христианской; цари повергли свои багряницы пред лицем Христа Царя, и пред гробами Апостолов Его, коих прежде гнали и мучили, став на колена и сложив венцы свои, смиренно молились. Когда, говорю, таким образом весь мир преобразился: тогда кто невидел, и видя кто не признал, что лице Христово на весь мир просветилось не меньше, как и солнце?

На Фаворе риза Христова побелела, как снег: но сия риза убеленная, по уверовании язычников во Христа покрыла и всех христиан; мы в крещении нашем облеклись в сию ризу, и если не осквернили ея греховными нечистотами своими: то и доныне душа наша блистает сею ризою оправдания, яко снег, о чем образовательно и кающийся Давид просил Бога в молитве своей: окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся (Псал. 50:9).

На Фаворе предстали Христу во славе Моисей и Илия: Ныне все сословие пророческое окружает нас, беседуя с нами и свидетельствуя не только о Христовых страстех, но и о славах, яже по сих, и яко оставление грехов не иначе прияти подобает, как токмо именем Христовым, всякому верующему в Онь (1Петр. 1:11; Деян. 10:43).

На Фаворе глас, пришедший с неба от велелепные славы, возгремел над одним Спасителем: ныне гремит он над всеми уверовавшими во Христа: ныне чада Божия есмы (1Иоан. 3:2), взывает сын громов; вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе (Гал. 3:26), подтверждает восхищенный до третьего небеси апостол Павел. Итак несравненно большая, нежели на Фаворе, озарившая собою весь мир, и не мгновенная, но вечно пребывающая слава Христова явилась по страстех и воскресении Его, и до ныне во всем мире блистает.

Но, к несчастию, многие из нас, христиане, не видят сей славы Христовой. Почему же не видят ея? Потому что спят, – спят сном нечувствия и нерадения о спасении своем и о всем потребном ко спасению, то-есть, о вере и благих делах, или, что то же, о вере, любовию поспешествуемой (Гал. 5:6). От сего-то сна возбуждая нас, апостол Павел взывает: востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14), и еще: темже убо да не спим, якоже и прочии, но да бодрствуем и трезвимся; спящии бо, в нощи спят; и упивающиися, в нощи упиваются (1Сол. 5:7). Ибо как под светом и днем разумеется откровение Евангельского учения, а под сынами света и дне все те, которые просвещены сим учением, дела же их благия называются плодами духовными, как сие видно из следующих слов Апостола: яко чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни, правде и истине (Еф. 5:9): так напротив сон означает нечуветвие и небрежение о спасении, а тьма и нощь самопроизвольное невежество и время способное для злодеяния, о чем ясно говорит сам небесный Учитель: всяк делаяй злая ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть (Иоан. 3:20).

Посему спит и не видит славы Господней всякий, кто погрузился в роскошь и плотоугодие. Он так крепко спит, что и вседневный плач ближних, от него озлобляемых, не может потрясти и пробудит его. Спит и не видит славы Господней тот, кто предался любодеянию и корыстолюбию, созидая дом за домом и присовокупляя село к селу; не помнит, что одна только сажень земли потребна ему, что постелию для него будет гной, а покрывалом червь. Спит, как напоенный снотворным зелием, и не видит славы Господней тот, кто гоняется за почестями и достоинствами, не насыщается получаемыми, непрестанно стремится к высшим и бóльшим, и забыв, что он и сам человек, всех человеков считает червями, которых с презрением попирает гордою ногою своею. Все таковые спят и не видят славы Господней, и хотя им кажется, что они больше других бодрствуют и действуют: но их бодрость есть сон греховный; их действия суть сновидения, обманчивые и скоро исчезающие.

Нередко грезится бедняку, будто он поставлен царем, имеет у себя злата и сребра целые громады, сидит за столом роскошным, и пресыщается сладкими яствами и драгоценными винами: но вдруг, пробудившись, находит себя нищим по прежнему, и сверх того и алчущим и жаждущим еще более прежнего. Другия сновидения так скоро исчезают, что пробудившийся хотел бы вспомнить оные и рассмотреть, чтó такое снилось ему: но все старания его остаются тщетными. Сим сновидениям во всех отношениях подобны богатство, роскошь и чести века сего. Они, обманув нас, не иначе, как и сновидения исчезают. Се сии грешницы, говорит Давид, и гобзующии в век, удержаша богатство, – обаче за льщения их, положил еси им злая, низложил еси их, внегда разгордешася. Како быша в запустении? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего (Псал. 72:12, 18. 19). Подобным образом и праведному Иову один из друзей его говорит: веселие нечестивых есть падение страшно, обрадование беззаконных пагуба: егда бо мнится уже утвержден быти, тогда в конец погибнет, – якоже сон отлетевый не обрящется, отлете же аки мечтание нощное, – кости его наполнишася грехов юности его, и с ним на персти уснут (Иов. 20:5, 7. 8. 11).

Хорошо еще, если сии сонливцы благовременно, то есть, в сей жизни пробудятся; если, пораженные страхом грядущих зол, воспрянут от сна своего и, увидев славу Господню, и сами приобращатся оной. Хорошо, если, промывши отягченные сном очи свои слезами покаяния и паки одевшись в белую ризу оправдания, будут откровенным лицем взирать на славу Господню; а взирая на оную, и сами, по Апостолу, станут преобразовывать себя в тот же образ от славы в славу, якоже от Господня Духа (2Кор. 3:18). Хорошо, если, отринувши излишния заботы житейския, захотят обращаться и собеседовать с Моисеем и Илиею и всем Пророческим и Апостольским сословием, читая богодухновенные их писания и стараясь исполнять оные, и чрез то ощутят в сердцах своих духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче! Духа, спослушествующа духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8:15:16). Блаженны воистинну будут в части сей. Но если настоящий греховный сон неожиданно переменится в смертный; если в жизни сей, не увидев славы Господни и не причастившись оной, мы долежим вместе с нечестивыми во гробах наших до страшной трубы архангела, имущей возбудить всех мертвых на суд: о! что тогда будет с нами? Конечно мы узрим там славу Господа, только не на Фаворе уже являющегося, но на облацех небесных, с силою и славою многою грядущего (Матф. 24:30), и окруженного не одним Моисеем и Илиею, но тьмами тем ангелов и всеми святыми, а в числе их и теми, коих мы ныне озлобляем и поносим. Мы узрим сие величественное зрелище, но очами плачевными, наполненными горькими слезами; узрим – и вдруг покрыет нас тьма вечная; узрим, – и вместо славы обымет нас студ вечный, и вместо того, чтоб жить со Христом и разделять с Ним вечные Его радости, нам будет сказано: отъидите проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25:41).

О! Да прейдет чаша сия горькая мимо нас грешных и безпечных. Христе Спасителю! Возбуди нас от тяжкого сна греховного; разжени и просвети отягченные любострастием житейским очи наши, да видим славу Твою и в сей жизни и в будущей, и приобщимся ей, яко истиннии ученицы Твои. Призри, Господи, и на участвующих в создании сего новосвященного храма во славу Твоего пресвятого имени, как трудами, так и стяжаниями своими, и повергших в небесную сокровищницу Твою и богатые таланты и скудные лепты свои, и сотвори, да озаренные ныне светом славного преображения Твоего просветятся, в день он, яко солнце, в Царствии Отца Твоего (Матф. 13:43). Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle