Источник

Слово в день святые Пасхи

Се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся! (Матф. 28:9).

Не всегда и не всем нам говорится от Спасителя нашего: радуйтеся; но смотря по распололожению каждого из нас.

При рождении Его Ангел возвестил радость великую пастухам, но пастухам бдевшим у стада своего, а не спящим и нерадящим о стаде. Радость эта предназначена была, по намерению Божию, для всех людей, но прияли и ощущали ее только верные и благочестивые, а не безбожные и нечестивые: злочестивый Ирод и тысячи подобных ему иерусалимлян при первом слухе о рождестве Спасителя мира ощущали не радость, но печаль и смущение. Слышав Ирод царь, повествует Евангелист, смутися и весь Иерусалим с ним (Матф. 2:3). Равным образом по воскресении своем Сам Спаситель повелел радоваться мироносицам, но мироносицам искавшим тела Его со слезами и благоуханным миром, а не иудеям убившим Его и приставившим стражей ко гробу.

Из сих примеров ясно видно, что радость воскресения Христова не всем возвещена, но только расположенным принять ее. Так и вода в источнике проходит мимо тех, которые не почерпают ее, а вливается только тем, которые почерпают ее – притом способными и крепкими сосудами. Следовательно и для приятия радости воскресения Христова – сей невещественной и животворной воды – нужны невещественные сосуды.

О сих-то сосудах я намерен говорит ныне. То есть, сколько мы должны расположить душу нашу, дабы радость воскресения Христова влиялась в нас.

Но, предполагая говорить о расположении сердца нашего, потребном для приятия высокой радости воскресения Христова, я должен предварительно открыть в вас вкус к этой радости, дабы тем удобнее склонить вас к преднамеренному расположению сердец ваших.

Радость о воскресении Христовом есть вместе радость о будущем, блаженнейшем воскресении нашем: потому что первое столь же тесно связано с последним, как голова с прочими членами состава своего, как древо с ветвями своими, как брат с братом, как вождь с воинами, как пастырь с овцами, как жених с невестою.

Посему истинный христианин при мысли о воскресении Христовом перестает думать о смерти телесной и об истлении тела своего во гробе: вера его живая представляет ему, что он восстает из гроба, отрясает прах свой, блещет как молния, восхищается на небеса, сретает Господа своего на воздусех и с Ним купно начинает вечную жизнь и безконечное царствие. Он слышит в церковных песнях, что враги Христовы, стражи гроба, когда воссиял Христос из гроба, падши долу, стали как мертвы, слышит, и отсюда заключает с радостною уверенностию и полным упованием: так и мои обидчики, и мои разорители, поправшие меня в землю, и душу мою в гроб сведшие, быв некогда поражены светом воскресения моего, падут долу, и будут яко мертвы. Он, слыша, что воскресший Христос проходит безпрепятственно сквозь двери заключенные, является в одно время в различным местах и невидим бывает, летает всюду как молния, переменяет в одну минуту и одеяние и самый вид, – слыша все это, нисколько не сомневается, что и его тело тленное облечется в нетленное, и смертное облечется в бессмертие, что и его тело душевное преобразится в духовное, и никакия преграды не воспрепятствуют его шествию; не удержат его более ни темницы, ни узы, ни заклепы, ни затворы; не уязвят его тела ни бичи жестокие, ни мечи обоюдуострые; все зло обратится на сопротивников его, яко неимущих части в воскресении Христовом, весь мир споборет ему на безумные, вся тварь вооружится за сынов Божиих против нечестивых.

Сими благодатными размышлениями одушевляемый, христианин наслаждается в воскресении Христовом предвкушением своего блаженнейшего воскресения, и потому радуется о нем такою радостию, которой никто ни постигнуть, ни возвестить не может, кроме его одного, как свидетельствует о том сам Всеведущий в следующих словах: и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй (Апок. 2:17).

Открыв, по возможности, сладостный вкус вожделенной радости о воскресении Христовом, теперь следует показать вам способ, коим можно достаточно удовлетворить этому вкусу, или, что тоже, указать на средства, расположить наше сердце к достойному принятию сей высокой радости.

Во-первых, мироносицам сказал воскресший Христос: радуйтеся. Кто же были мироносицы? – Это были истинные ученицы Христовы, сердечно веровавшия, что Он есть Сын Божий и Спаситель мира, нелицемерно последовавшия Ему; оне и от имений своих, сколько имели из них каждая, ревностно служили Ему, и при самом распятии Его не изменили Ему, но безбоязненно среди необузданной толпы народа буйного и воинов кровожадных при кресте стояли, потом разделяли с Иосифом и Никодимом опасный труд погребения Его, и наконец во время глубокого утра, среди ночной тьмы, после необычайных ужасов прошедшего вечера, с пренебрежением собственной безопасности и свойственной женскому полу стыдливости и малодушия, неробкими стопами по земле, недавно еще колебавшейся в основаниях своих, пришли на гроб Его со слезами и ароматами. Сим женам первым вещал воскресший Господь: радуйтеся.

Будем же и мы истинными учениками Его, последуем за Ним с пренебрежением всех земных выгод и преимуществ, будем служить Ему от имений своих, кто имеет, в лице меньшей Его братии и Его служителей, – подавая алчущему хлеб, жаждущему питие, нагому одежду, больному врачевство и утешение, бессильному и утесненному помощь и защиту, невинно страждущему покров и заступление, сироте безприютному безбедное пристанище, а последних – служителей Христовых – снабдевая всем потребным для жизни их временной, дабы они тем удобнее могли наделять нас избытками своими духовными.

Не оставим Его и в самом гонении и распятии, не над Ним уже совершаемом, но над нами, нет – и над Ним, когда над нами: ибо Он и ныне не перестает говорить: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9:4). Не устрашимся ни уз, ни темниц, ни поношения, имени Его ради. Будем тверды и неуклонны в вере не только на Фаворе, но и на Голгофе, не в саду Гефсиманском только, но и во дворе Пилатовом. Исповедаем и не отвержемся Его не только тогда, когда Его торжественно встречают радостным осанна, во граде отцев Его, но и тогда, когда Его поруганного, обезчещенного и изъязвленного, с дикими кликами: возми, возми, распни Его (Иоан. 19:15); приидите убием Его (Матф. 21:38), – сопровождают на лобное место. Поклонимся пред спасительным крестом Его, также как пред престолом величествия Его на высоких; разделим с Ним желчь и оцет, также как хотим разделить небесное Его царство; растворим миро со слезами покаянными, не пощадим богатств своих и на уготование погребальных пелен Его.

Кроме того известно, что между сими мироносицами была Магдалина, та самая, из неяже изгна Иисус седмь бесов и вселил седмь иных добрых духов, т. е. Духа Святого со всеми благодатными дарами Его; почему она предводительствовала лику мироносиц, первая именуется в служении Христу, первая в последовании за Христом, взятым настрадание, первая и неотлучна у гроба, первая же и достойная видеть воскресшего Христа и благовестить о сем прочим. Будем же и мы подобны Магдалине, – изгоним из себя не седмь, но быть может семдесять бесов, обладающих нами страстей, и низведем в себя Духа Пресвятого со всеми высокими дарованиями. Будем первыми в служении Христу Спасителю и в доме, и во храме, и в уединении и в собрании, и в защищении истины и в обличении неправды; пусть Он первых нас видит при кресте и гробе своем, и первым даст увидеть Себя по кресте и за гробом.

Далее радость воскресения Христова возвещена была не одним мироносицам, но им велено было передать ее и ученикам Христовым, а особенно Петру плачущему о грехе своем. Шедше, сказано им было от Ангела, рцыте учеником Его и Петрови, яко воста Господь от мертвых. Итак будем подражать, если не мироносицам, то по крайней мере ученикам Христовым, которые хотя сначала и разбежались страха ради иудейского, однако потом опять собрались. Будем подражать апостолу Петру, горько плакавшему о согрешении своем и неотчаявшемуся в помиловании Божием: ибо как скоро услышал от мироносиц о воскресении Господа, то первый поспешил ко гробу и для большего удостоверения сам входил во гроб; будем подражать тому, который и после того как получил прощение во грехе своем и причтен был к лику апостольскому, не переставал однако плакать о грехе, как видно из жизнеописания его, и всякой раз, как слышал роковое для него пение петела, сопровождал его ужасным воплем и рыданием.

Таково расположение сердца, способное к принятию радости воскресения Христова. Так расположены были мироносицы, так Апостолы, так должны быть расположены и все христиане.

Напротив того, ни один Иуда не увидит тридневного воскресения Христова: ибо еще не дождавшись сего, угасит для себя свет. Не вкусят этой высокой радости все с оружием и с дрекольми взыскующие не Иисуса уже, но земных Его друзей и братий – истинных Его последователей, слушающих гласа Его и творящих волю Его; все предающие и осуждающие их на смерть и разорение, на стыд и поругание. Не вкусят этой радости все стрегущие гроб Господень и запечатлевающие его печатию презрения или сомнения, все, говорю, отрицающие Господа Иисуса и воскресению Его неверующие; все приходящие ко всечестному и животворящему кресту Его не для поклонения ему, но для жидовского покивания пред ним главою, или поругания над ним, все легкомысленно и злонамеренно попирающие пречистое тело и кровь Его, приносимые на безкровнем жертвеннике, все издевающиеся над изображениями Его и святых Его, ибо как честь так и безчестие от изображения переходит на изображаемого, – все таковые, хотя бы и христианское имя носили на себе, никогда не вкусили и не вкусят радости воскресения Христова.

Значит, радость воскресения Христова, скажут может быть при сем, не есть общая всему миру? – Отвечаю таким совопросникам: Христос умер за весь мир и воскрес для всего мира; но виноват ли Христос, что светозарных лучей Его воскресения, просиявших на весь мир, многие не хотят видеть, а для сего и очи и сердца свои смежают? Пусть винят таковые сами себя, что не участвуют в радости воскресения Его.

Но вас, верные подражатели мироносиц и Апостолов, не обинуясь приветствую сею священною радостию: ибо не сомневаюсь, что вы ощущаете эту радость. Ваша надежда воскресла, воскреснете и вы сами и воскреснете в живот вечный, хотя и лишитесь, подобно всем сынам Адамовым, живота временного.

А всем прочим усердно желаю, скорее премениться из Иуды в Петра, из Пилата и Ирода, из иудеев богоубийственных и фарисеев богоненавистных в мироносиц и Апостолов, и не медля услышать в душах своих сладчайший и миротворный глас Иисусов: радуйтеся, и радости вашея никтоже возмет от вас (Иоан. 16:22). Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle