Источник

Слово в день сошествия Святого Духа

Ужасахуся вси и недоумевахуся друг ко другу, глаголюще: что убо хощет сие быти? Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2, 12–13).

Удивительно, как естественный человек непрозорлив и недальновиден при взгляде на дела всемогущества Божия, и как самые чудесные и неудобопонятные явления, поражающие ум и чувства, нимало не трогают и не занимают его! На самые великия, сверхъестественные действия благодати взирает он с хладнокровием и без всякого благоговения, а нередко, осуетившися помышлениями своими и омрачивши неразумное свое сердце (Рим. 1:21), доходит до такого исступления, что, не могши объяснить для себя их явлений по истине чудесных, или приписывает их причинам естественным, или почитает их ложными, и даже готов осыпать безчисленными злохулениями тех, на коих снизшедши всемощная благодать Божия, являет в них силу чудес своих.

В то время, как исполнилось пророчество Иоилево: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши и юноши ваши; тогда как Божественные Апостолы, по предсказанию своего небесного Учителя, исполнившись Духа Святого, начали говорить разными языками, якоже Дух даяше им провещавати: тогда бывшу гласу сему, снидеся народ и смятеся, и хотя некоторые, бывшие очевидными свидетелями сего необычайного события, но неприявшие Духа Божия, будучи поражены страхом, по ограниченности своего естественного разума, только недоумевали: что хощет сие быти? говорили они. Но многие, судя по человечески о великом и святом действии, дошли до такой дерзости и ожесточения, что, видя Апостолов, говорящих иными языками, не устыдились приписать сего их нетрезвости, между тем как они, яко чистейшие и многоценнейшие сосуды, удостоились быть жилищем Духа Святого: инии же глаголаху, яко вином исполнени суть. Таково было суждение различных народов о действии Духа Святого.

Итак душевный человек не приемлет, яже суть Духа Божия (1Кор. 2:14); оставленный самому себе без непосредственного руководства благодати Божией, он несовершен в самом себе и не может быть совершенным, доколе не обратится к сей самой благодати. Раскроем сию истину.

Хотя Иисус Христос предлагает нам возможность сделаться совершенными, как всесовершен есть Отец небесный: но возможность сия не заключается в собственной нашей силе, но в силе Духа Святого, ходатайствующего о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8:26); – в силе Божественной благодати, без которой разум и воля, составляющие все величие человека и долженствующие возвышать его во славу Бога живого, не показывают ни малейшего своего достоинства.

Естественный разум со всеми своими силами так уклонился от предлежащей ему и единой на потребу цели, что почти по рвению противится истине, покаряется же неправде (Рим. 2:8), и что самое понятие о Боге, в заключении его превратного умствования, превращается в невежество, даже до изменения славы Божией во образ тленна человека и птиц и четвероног и гад (Рим. 1:23). Не смотря на то, что из созерцания природы и св. Писания легко можно познать, что есть Бог, и какия обязанности человека в отношении к Нему, естественный разум нередко ослабляет силу своих суждений нечистыми сомнениями, при которых самая совесть, поставленная судиею всех человеческих действий, колеблется и теряет правоту свою. Так как вместо того, чтобы блуждающего по распутиям мира сего воззвать на путь правый, совесть своим неблаговременным молчанием способствует только к вящшему умножению беззаконий, и к усугублению невежества; вместо того, чтобы обвинить разум в неправоте суждений и в дерзком лжемудровании, она нередко соглашается на оправдания его и часто с таким усилием и даже с борьбою противу истины, что различные виды худых поступков не приписывает ожесточению неистового человека, но премудрому Виновнику всех благ Богу.

При таковом молчании совести и слепоте разума естественный человек, если когда и слышит глас Господа, повелевающий ему хотя несколько попещися о жалкой судьбе своей, то он отвращает от него слух свой, и, какбы всем изобилующий, презирает все средства благодати к соединению с Господом. Сверх того, если кто иногда и остановится на священной мысли о своем несовершенстве; если живое представление слабости естественного человека займет кого либо; если сильное и поразительное ощущение гласа Божественного воззовет на путь правый: то совесть, обремененная житейскими попечениями; разум, являющийся с превратными суждениями; воображение, с своими очаровательными представлениями, – не дают ему времени посмотреть на утрату своего блаженства, но с безпрестанным усилием побуждают его к крайнему ожесточению, а чрез то ускоряют совершенную погибель.

Вот каково состояние естественного человека, и вот видимая слабость и ощутительная слепота разума, неозаренного светом Божественной благодати.

Но, если обратить внимание на свойство действий и желаний воли человеческой, руководствующейся только естественными побуждениями, без содействия благодати: то и в ней столько же или еще более усмотрим несовершенств, нежели сколько в естественном разуме.

Воля в естественном человеке, долженствующая быть источником всех благих желаний, является исходищем всех зол. Со времени падения явились в человеке, как три составные части, три противуборствующие воле Божественной похоти: похоть плоти, похоть очес, и гордость житейская (1Иоан. 2:16), которые с продолжением времени так усилились в нем, что он в духовном своем состоянии соделался плотию, враждующею на Бога, – плотию, которая тройственною силою похотения прекратила в нем чистое и живое дыхание любви к Вдохнувшему в него дыхание жизней.

Похоть плоти так занимает все мысли и желания человека естественного, что нередко самое сердце его приводит в состояние безчувствия, и что он часто забыв свое достоинство, пренебрегая своим назначением, и не помышляя о том, что тело его есть жилище Духа Святого, решается на всякую скверну и нечистоту, притом с таким ущербом в силах душевных и телесных, что, расточив все земное и небесное наследие, уже теряет способность и возможность победить самого себя.

Суетные заботы и попечения мира сего часто останавливают благое стремление духа, так что в то время, как неповрежденная совесть показывает еще грешнику открытые пути ко спасению, а Божественная благодать различными средствами возбуждает его от сна греховного, мир, со всеми своими прелестями и очарованиями, восстав против своего отшельника, преклоняет его под иго собственного владычества, и, возбуждая в свою чреду в его сердце, растленном по естеству, различные чувственные похотения, довершает наконец над ним победу свою. Ибо сии похотения, заключив слабый и немощный дух его в пределах бренной плоти, делают его совершенно неспособным к парению в горняя. Оне до того простирают над ним насильственную власть свою, что, вытеснив из сердца его все святое и Божественное, часто делают его непроницаемым для самого огня Божественной любви, имущей согреть и оплодотворить безводную пустыню сердца нашего.

Наконец гордость житейская, сие семя сатанинское, еще со времени прародителей зароненное и вкоренившееся в сердце человеческом, произращая мало по малу непотребные терния, безпрестанно заглушает возникающее жито правды, и не дает места действию благодати. Малое и ничтожное творение – человек, упоенный гордостию, часто, при самом падении, не сознает себя падшим, и, питаясь суетною надеждою, при всех своих слабостях, рано или поздно возвратить потерянное блаженство, нередко доходит до такого самозабвения, что даже мечтает взойти на небо, и выше звезд небесных утвердить престол своего благополучия, не обращая внимания на то, что под ногами его уже разверста алчная бездна, готовая поглотить его со всеми безрассудными надеждами и беззакокиями.

Итак все, что только Троичным советом Предвечного ни дано человеку в отличие от прочих тварей, в короткое время разрушено и уничтожено тройственною силою похотения, обитающего в нас до ныне, и если бы, по ходатайству Иисуса Христа, благодать Божественная, всегда немощное врачующая, и оскудевающее восполняющая, своею всемогущею силою не способствовала нам в немощах наших, и не очищала беззаконий наших: то Дух Божий не имел бы пребывать во всех человецех: зане суть плоть (Быт. 6:3).

Посему все наше утешение и все упование о спасении заключается в содействии нам всемощной благодати Божией. Она-то есть надежнейший руководитель, ведущий нас к животу вечному; ея только святым огнем сожигается в нас все нечистое и скверное и возжигается свет разума и благочестия, свет славы Божией, сиявшей некогда, яко полудне, в душе человека, созданного по образу Божию. Божественные Апостолы, когда исполнились Духа Святого, испытали на себе все действия благодати. Ибо, получивши дар языков, соделались премудрыми, чудотворцами, прозорливцами, во всем сильными и неустрашимыми, и столь славными по всей вселенной, что, будучи рыбарями и ненаученными человеческой премудрости, проповедывали слово Божие с толикою мудростию и успехом, что самые ученые и мудрые книжники не могли противустати их мудрости и Духу, имже глаголаху (Деян. 6:9).

Итак, слушатели, не угашайте духа (1Сол. 5:19) в сердцах своих, полученного вами некогда в тайне крещения, и ныне получаемого в приобщении святых таин и в молитвенном собеседовании с Богом с истинною верою и нелицемерною любовию; повинуйтеся наставлениям сего небесного Учителя, и более и более исполняйтеся Духом (Ефес. 5:18). Ибо, по словам святого Макария, «если бы чудесные действия благодати не находились неотлучно с душою, то не могла бы она ниже служения слова приять, ни понести каких либо трудов, ни пещись о самой себе; когда же достигнет духовного совершенства, и чрез таинственное сообщение с Утешителем сама соделается духом: тогда она вся светом, вся оком, вся радостию, вся веселием, вся любовию, вся благостию и милосердием бывает». Запечатлев слова сии в сердце своем, соединим глас сердец наших с гласом молящейся Церкви, да небесный Утешитель приидет, вселится в нас, очистит нас от всякия скверны и спасет души наши. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle