Источник

Слово в день Пятьдесятницы

Дух Мой настоит посреде вас, глаголет Господь Вседержитель, дерзайте (Агг. 2:6).

Дерзайте, христиане! Дух Господа Вседержителя посреде вас. Малое стадо избранных овец! Не страшись многочисленности волков, окружающих тебя. Дух Господень, Дух бодрого Пастыря твоего, день и нощь недремлющего, ниже засыпающего когда на страже Своей, стоит посреди тебя и вокруг тебя, и своею всеобъемлющею силою охраняет тебя от насилия врагов.

Бедствующие пришельцы мира! Не изнемогайте в духе вашем, когда видите целый мир ополчающийся против вас; когда кровожадных врагов своих усматриваете острящих мечи на заклание вас, или втайне расстилающих смертоносные сети, да увязнет нога ваша. Дух Божий, Дух всемогущий и всеведущий невидимо носится над вами и пред вами, и злокозненные враги ваши ничего не успеют против вас.

Мужественные подвижники веры! да не ослабевают крепкия мышцы ваши в многотрудной и продолжительной брани противу тьмочисленных врагов спасения вашего: Сильный крепостию с вами, помощь от Святого Сиона Израилева ныне ниспослана вам, и с сего времени вечно будет ниспосылаема, по нуждам и прошению вашему: Дух Святый, Дух Вседержителев, Бог всемогущий ныне осеняет вас, дерзайте!

Дерзайте, слушатели! Ибо Сей Дух есть Дух силы и крепости (2Тим. 1:7). Следовательно, при Его помощи, все усилия великомощных врагов ваших будут ничтожны. Дерзайте: ибо сей Дух есть Дух ведения и премудрости; следовательно, при содействии Его вам, все ухищрения сатаны, непрестанно старающегося заманить вас в свои хитросплетенные сети, и там погубить, останутся безуспешными. Дерзайте: ибо сей Дух есть Дух утешения и радости (Иоан. 14:16); следовательно, при благодатном присутствии Его, все скорби и бедствия соделаются для вас или вовсе почти нечувствительными или даже обратятся в источник неизреченных удовольствий.

Правда, слушатели, враги наши сильны и мощны, а мы слабы и немощны; они духовны, а мы плотяны; они непрестанно бодрствуют, а мы более склонны к покою и бездействию; их твердыни высоки и крепки, а наши большею частию остаются в развалинах; их стрелы остры и губительны, а наши, уязвляя их, возбуждают в них только большую ярость противу нас и ожесточение. Возможно ли же, кажется, ожидать после сего победы над ними столь слабым ратоборцам, каковы мы? Но ободримся, слушатели-ратоборцы! Сила Божия в немощи совершается (2Кор. 12:3). Всемогущая сила Духа Христова, ниспосланная ныне в помощь нам, много может сделать и посредством сих немощных орудий. Владычественный Дух Вседержителя везде и всегда остается владычествующим, и слабый смертный, удостоенный благодатного посещения Его, делается полновластным владыкою всего существующего под солнцем, а что всего важнее, – самого себя. Природа слышит глас Его, и не смеет отказать Ему в своей покорности. Нет творения, которое не понимало бы языка Его и не исполняло бы воли Его; нет существа, которое было бы глухо к Его велениям. Все Ему повинуется, все трепещет пред Ним. Ветры и море послушают гласа Его, все стихии внимают велениям Его.

Человек Божий говорит, – и земля разверзается, огнь нисходит с неба, воды оставляют покойное ложе свое, и воздух исполняется зноем смертоносным. Человек Божий говорит, – и солнце останавливает течение свое, небо заключает водохранилища свои или разверзает оные, звери сельные исходят на пожрание нечестивых, или ополчаются в защиту избранных Его. Человек Божий говорит, и небо посылает тучи камней на главы гордых врагов народа богоизбранного, густая тьма приходит ослепить очи беззаконников, невидимая рука Ангела поражает их целые тысячи. Человек Божий говорит, – и обладатели царства темного возвращают ему добычу свою, ад разрешает оковы узников своих, смерть оставляет издыхающую жертву свою. Человек Божий говорит, и бурные волнения страстей, угрожающие потоплением сокровенному сердца человеку, утихают; суетные помышления сердца, воздымающиеся, яко горы, против познания Божия, мгновенно низлагаются; и гордые замыслы буйного разума, всегда силящегося ниспровергнуть основания судеб Вышнего, пленяются в послушание Христово. Человек Божий говорит, – и чего не может сделать великомощное слово Его? Таково, слушатели, слово слабого смертного, укрепленного вседетельною силою Духа Божия; оно почти всемогуще.

Но не менее того велики и удивительны и действия его. Это уже не прежний слабый, женоподобный человек, побеждаемый своими чувствами, внутренно покаряемый своею слабостию, а внешно преодолеваемый соблазнами, увлекаемый потоками мира, забав, рассеяния, как слабый тростник, ветром колеблемый. Это уже не тот робкий и малодушный человек, который до ныне всего боялся, всем безпокоился, везде видел для себя опасность, всюду открывал недоумения, везде находил препятствия и невозможности, и потому ни на что не отваживался, ничего не предпринимал, все откладывал до будущего, вечно оставался в пагубном бездействии, или в действиях, тысящекратно пагубнейших самого бездействия. Нет, не таков бывает человек после того, как Дух Божий, по неизреченной благости своей, приходит к нему, и всемогущая сила Христова вселяется в нем.

Облеченный во все оружия Божии, сильные на разорение твердом (1Кор. 10:4), он все может о укрепляющем его Христе Иисусе, он все переодолевает силою Возлюбившего его (Рим. 8:37), и ничто не уклонит его от пути спасения. Пусть лукавый мещет против него свои раскаленные стрелы: он нимало не повредит ему. Ибо есть у него щит веры, которым удобно может угасить их и соделать для себя безвредными; есть у него надежный шлем спасения и твердая броня твердости, которые отразят от него сии пагубные стрелы и защитят его от смертоносного уязвления оных; есть у него мечь духовный – слово Божие, которым он может преследовать дерзкого своего неприятеля, нарушившего покой его, и поразить его в самом его убежище; есть наконец у него сильный Помощник, который может даже войти в дом сильного врага его, и, расхитив все его имущество, связать сего сильного, и духом уст своих умертвить и истнить его, яко стеблие (Ис. 40:24). Пусть ревностные сыны тьмы явятся к нему со всеми угрозами мести своей, если, т. е., он не пойдет в след похотей их, со всеми ужасами смерти и ада, со всеми бедствиями настоящего и будущего, – он нимало не устрашится их и не уклонится от них ни на десно, ни на шуее от пути своего правого: ибо не дал Господь в сердце его Духа страха, но Духа силы; – и любовь, излиянная в него Духом Святым, любовь крепкая, как смерть (Песн. 8:8), любовь безтрепетная (1Иоан. 4:18) и небоящаяся даже среди долины смерной тени (Псал. 22:4), никогда, ни за что, ни для кого не попустит ему отпасть от Возлюбленного. Он познал теперь истинную цену любви ея: ибо имеет в себе Духа любви, поучающего его сему познанию, и ничто не может его отвлечь от оной. Все силы неба и земли не сильны, по уверению Апостола, разторгнуть сего крепкого союза (Рим. 8, 35–39): ибо все сии силы несравненно слабее одной силы Духа Господня, укрепившего и непрестанно укрепляющего оный. Блажен человек, у которого сила есть в Боге (Псал. 83:6) и в державе крепости Его (Еф. 6:10). Господь сил укрепит его, и враги его не восторжествуют над ним: он победит их.

Но победа сия, слушатели, не есть еще решительная. Униженные враги наши после сего не успокоятся. Они не любят оставаться в бездействии. Они вечно вымышляют средства к погибели сынов Адамовых, и редко сии вымыслы их бывают безплодными. Они вечно хотят быть заняты, и все ко вреду человечества. Оружия силы их сокрушились о твердые доспехи мужа праведного; но у них готовы для него другого рода оружия и оружия гораздо опаснейшия и вредоноснейшия для незлобивой души его, нежели первые. Это суть оружия коварства и хитрости, к которым они обыкновенно прибегают тогда, как видят первые уже недействительными. И сколь для многих сии последния бывают губительны!

Но утешься, простодушный сын неба! Дух Господень, доныне защищавший тебя, с тобою еще: ты и теперь также, как и прежде безопасен. Благодетельный Защитник твой верно знает все ухищрения врагов твоих, и потому удобно может предостеречь тебя от них, или даже разрушить оные. Он знает все; нет твари сокровенной от Него; нет тайны, неведомой Ему; нет мысли, которой бы Он не видел еще издалека (Псал. 133:2); нет намерения, нет предприятия, нет действия, которое зачалось бы и совершилось бы не в глазах Его; все пред Ним открыто и обнажено, и то, что еще не сделано, ясно видят проницательные очи Его. Он испытует все, и глубины Божии (1Кор. 2:11): и глубины ли сатаны и нечестивых человеков останутся неведомы Ему? Нет, свет не может быть тьмою. Дух Господень есть свет всепроницающий: какая же после сего тьма останется тьмою при полном сиянии Его?

Где место в целой вселенной, где столь густой мрак, в котором можно бы было кому-либо сокрыться от Него, так чтобы Он не увидал его и не обличил его? Куда уйдет он от грозного присутствия Его, и от лица Его куда убежит? Камо пойду от Духа Твоего, взывает Пророк к Богу, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Псал. 138, 7–10). Ибо в Его руке глубины земли, и высоты небес Его суть. Его море, и Он сотворил его, и сушу Его руки устроили (Псал. 94, 4–5).

Итак напрасно князь тьмы собирает вокруг себя тучи мрака, дабы в тайне оных тем безопаснее соплетать гибельные сети для уловления душ христианских: всепроницающее око Духа Господня проникает и туда, и там в самых безднах ада Он видит его, и тем, которые имеют очи видети, открывает темные дела его. Напрасно ревностные служители его, окруженные тем же мраком и вооруженные тою же злобою противу всего человечества, исходят из темных жилищ своих во вселенную и в скрытых убежищах раскидывают свои хитросплетенные сети, да увязнет в них неосторожная нога праведника: Дух Господень, Дух вездесущий и всеисполняющий, сквозь самый мрак их усматривает их приседящих в коварной ловитве их, и послушным ученикам Своим открывает злобные их замыслы. Безполезно также ненавистные порождения эхидны, земные чада диавола, таят смертный яд под устнами своими для отравы простодушных некогда собратий своих: Тот пред очами коего открыта вся внутренность их (Псал. 138, 1–16), видит сей сокровенный яд их и знает, для кого оне уготовляют его: но они не успеют в сем гибельном намерении своем. Верные сыны Божии, предохраняемые Духом Святым, не испиют смертоносного яда их, а если и испиют, невредимы будут. Верующие во имя Мое, говорит Господь, аще и что смертно испиют, не вредит их (Марк. 16:18).

Истинно, истинно сие слово Твое, Господи и Боже наш, и неложно уверение Твое. Верные Твои на сей земле болезни и плача нередко пиют смертоносную чашу скорбей и бедствий, и чаша сия, по слову Твоему, не только не вредит им, но еще часто обращается в источник удовольствия и радости.

Но кто, вы думаете, производит сие чудное действие, сию непонятную перемену? Кто с такою свободою, или можно сказать, с таким самовластием располагает самою природою, и вопреки всем ея законам, впечатления болезни и скорби переменяет в впечатления радости и удовольствия? Какая чрезвычайная сила способна вдруг уничтожить жестокое чувство скорби и огорчения, столь естественное страждущему? Это есть сила Духа Христова. Это есть всемогущая сила любви Божией, изливаемой Им в сердце верующего; непобедимая сила внутреннего мира, водворяемого Им в душе, преданной Ему, торжествующая сила благодатной радости, доставляемой Им сердцу, покорному Ему. Так любовь Божия, все преодолевающая; мир души, превосходящий всякое разумение; радость сердца неизглаголанная и препрославленная – вот те чрезвычайные силы, которые производят все сие, и человека, самого в себе слабого и немощного, поставляют выше самой природы, выше всех ея законов и произшествий, выше всех бедствий и злоключений.

В самом деле, что значат бедствия и злоключения в глазах человека, истинно любящего? Это суть нечто иное, как неложные свидетельства отеческой любви и предъизбрания Божия, или по крайней мере кроткия и снисходительные наказания Отца небесного за некоторую холодность и невнимательность к Нему земных детей Его; нечто иное, как несомненные признаки близкой сообразности его с Возлюбленным, о срамоте вознерадевшим и вместо предлежавшия Ему радости претерпевшим крест и смерть; нечто иное, как верные предвестники тяготы вечной славы, на небесах для него уготовляемой, драгоценные залоги неизреченного блаженства, в лоне вечности его ожидающего. После сего судите, может ли он здесь печалиться так, как печалятся неимущие упования? И не более ли он имеет причин в самых страданиях своих радоваться?

Равным образом человек, в сердце коего обитает мир Божий, на все смотрит совершенно иными глазами, нежели все прочие; или лучше, он ни на что не смотрит, ничего не видит вне себя, ничего не слышит, ничего не чувствует, ни о чем постороннем не мыслит; он весь погружен в самого себя; весь, так сказать, проникнут собою, своим внутренним достоинством, своим высочайшим блаженством, какого милосердый Бог удостоил его еще на земле, еще в сей бренной плоти, которая впрочем теперь молчит и нимало не безпокоит его: ибо она теперь вселилась уже на уповании (Псал. 15:9) и терпеливо ожидает славного преобразования своего, и потому чем более разрушительные силы действуют на нее, тем она ближе чувствует себя К своему вожделенному концу; тем живее, тем усладительнее, тем истиннее становится оное упование ея.

Хотите ли наконец знать, как слабо также действуют земные бедствия на человека, ощущающего внутри себя благословенную радость Духа Святого? – Для сего посмотрите на святых Апостолов, – с каким спокойствием в лице, с какою радостию в сердце, с какими неизъяснимыми чувствиями удовольствия идут они от лица богопротивного собора, в котором всячески их били и поругались над ними за достославное имя Господа Иисуса (Деян. 5:41). Посмотрите в особенности на святого Петра, с каким благонадежным миром наслаждается он крепким сном, окованный цепями и окруженный бдительною стражею. Посмотрите на божественного Павла, с каким священным восторгом, весь изъязвленный и обремененный оковами, поет он обычную песнь свою Господу Богу в самом мраке темницы. Посмотрите на богомудрого Стефана, с каким удивительным спокойствием и высокою радостию, под тучею камней, отвсюду повергаемых в него, услаждается он блаженным созерцанием славы Божией и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55). Посмотрите на весь благословенный сонм мучеников, с какими утешительными мыслями грядут они пред грозное лице нечестивых мучителей своих, взирают на страшные орудия мук и подвергаются всем жестокостям, какия только адская злоба звероподобных человеков выдумать могла. Посмотрите на все сие, и вы увидите, как мало люди, удостоенные благодатных утешений небесного Утешителя, чувствуют жестокие удары бедствий и злоключений, и как благодушно переносят все превратности судьбы и счастия.

Святое благодушие! Блаженное хладнокровие! О! еслибы вы неотлучно пребывали с человеками: то сколь несравненно счастливее тогда были бы они! Тогда они не страдали бы так, как страждут теперь; тогда они блаженствовали бы, как Ангелы; тогда самая земля превратилась бы для них в небо.

Но человеческий род, слушатели, несчастен еще и теперь; и теперь он страждет также, как и прежде; земля, которую населяет он, и доныне остается для него землею. Это значит, что нет в нас любви Божией, нет в нас мира и радости, или иначе, нет в нас Духа Господня, единого истинного нашего Утешителя; нет в нас Духа премудрости, Духа всемогущего, довлеющего или предотвратить или победить наши скорби и бедствия; словом: нет в нас Духа Христова, нашей единственной утехи, нашей единственной мудрости, нашей едиственной силы.

Христе Иисусе! ниспосли в сердца наши Духа Твоего, и мы блаженны. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle