Источник

Слово в неделю святых отец

Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа (Иоан. 17:3).

Слова сии можно почитать сокращением той всемирной проповеди, которую пронесли Апостолы во все концы мира, и преобразовали мир. Что же возвещалось и возвещается в этой проповеди? То, что как начало бытия человеческого в Боге, так и конец его должен быть в Нем же. Сей конец есть блаженное соединение с Богом на целую вечность. Отче, взывает Спаситель к Отцу Своему, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Иоан. 17:24).

Не предположив сего конца, человек есть несчастнейшее существо во всем множестве тварей, так как все, что ни сопровождает существование его на земли, свидетельствует одну человеческую бедность. Земля и небо, огонь и воздух, люди и звери вооружены против человека. Да и в собственном существе своем он непрестанно испытывает борьбу тяжкую, жестокую и непримиримую: дух восстает на плоть, плоть вооружается на дух (Гал. 5:17), страсти борются со страстями, наклонности противятся наклонностям: нет мира, нет спокойствия. Присовокупите к сему болезни тела, смятение духа и огорчения сердца, почти непрерывно сменяющиеся и довершающие его бедствие. Иногда он и веселится, но кажется для того только, чтобы после горше плакать. Все это не ясно ли свидетельствует, что человек в настоящей жизни блаженным быть не может, но верховного блага своего должен ожидать и искать по смерти?

Но, так как и по самому понятию блаженства, не в другом чем искать его должно, как в самом Боге, Который един есть благ; и самою благостию Божиею к достижению оного не предположено другого средства, кроме истинного познания о Боге: се есть живот вечный, говорит Спаситель, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа; то очевидно, что человек, не знающий Бога, не только в сей жизни, но и по смерти блаженным быть не может. Между тем Бога никтоже виде нигдеже, а только единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда Его (Иоан. 1:18). Живый во свете неприступнем (1Тим. 6:16), непостижим и для праведников, а для грешников есть даже огнь потребляяй: но Тот, Который есть сияние славы Отчия и образ ипостаси Его (Евр. 1:3), Который во образе Божии быв, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, да возвысит человеков, зрак раба приим, да освободит нас от рабства греховного и смерти; в подобии человечестем быв, да осудит грех во плоти (Фил. 2:7), сей единый Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1Тим. 2:5), открыл и возвестил нам всю волю Отца небесного, явил неизреченное имя Его; глаголы, кои Сам принял от Отца, поведал нам. Он есть путь и истина и живот (Иоан. 14:6); – путь, по которому единственно можно дойти в отечество небесное; истина, научающая нас на всяку истину; живот, приобретший и дарствующий нам жизнь вечную. И потому все наше желание, все стремление и все попечение должно быть направлено к познанию Иисуса Христа, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:3).

В чем же состоит истинное и ко спасению нашему достаточное познание Иисуса Христа, рассмотрим сие, в честь празднуемых ныне отцев Церкви, с опасностию жизни сохранивших его.

Познания человеческия разнообразны. Очень много встречается с нами предметов, в познании которых сердце наше не принимает ни малого участия, так что иногда вполне, по видимому, понимая вещь, мы никакого не ощущаем в себе расположения к ней. Это значит, что мы, понимая бытие вещи, не понимаем вместе и отношений ея к нам; не доходим еще до того, полезна ли нам сия вещь или может быть вредна. Такое познание, как бы оно совершенно ни было, не есть существенное-внутреннее, но только внешнее. Оно во всяком случае, а наипаче в отношении к Иисусу Христу и Его о нас ходатайству, есть познание суетное и ничтожное. При познании Иисуса Христа в каждом представлении души, в каждом понятии небесных истин, должно принимать искреннее участие и сердце наше. Ибо познание Спасителя нашего и Его ходатайства открывает нам безпредельное Его снисхождение к роду человеческому, крайнее Его милосердие и любовь неизреченную, при созерцании которых невозможно сердцу, если оно не совсем окаменело, быть нечувствительным.

Притом, какая была бы польза человеку, если бы он знал и все тайны царствия Божия, – со всею точностию постигал благодетельные действия смотрения Божия о спасении нашем, но за всем тем сердце его оставалось нечувствительным и чуждым благодарности и любви к неизреченному благоволению Божию? Сего рода познание безплодно и даже нечестиво. Такое безчувственное познание и бесы имеют: и они знают, что Иисус Христос есть Сын Божий, Ходатай и Спаситель мира; и они вопиют к Нему: вемы Тя, кто еси, Святый Божий (Марк. 1:24); и они веруют, но вместе и трепещут (Иак. 2:19). Истинное познание Иисуса Христа неразрывно соединено с чувствованием крайней благодарности, с изъявлением к Нему пламенной любви в каждом биении сердца нашего, с ревностным подражанием святейшей Его жизни, как прямому и совершеннейшему образцу добродетели. В вере вашей, увещавает Апостол, подадите добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении благочестие, в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь (2Тим. 1, 5–7). Где нет сих свидетельств познания о Христе, там безполезно всякое умствование.

Посему более всего и прежде всего надлежит христианину представлять, живо чувствовать и выше всего уважать цену и величие ходатайства Христова. Если величию ходатайства Его удивляются и самые Ангелы: то сколь важно оно должно быть для тебя, христианин, и сколь неоцененно! Представь себе, что был ты прежде и что теперь, – и ты возчувствуешь, коль благ к тебе Господь твой. Ты был сын тления и смерти, чадо гнева Божия, на веки долженствующее быть отверженным от лица Божия и сыном погибельным: но ныне ходатайством Христовым ты соделался сыном Божиим, храмом Духа Святого, живущего в тебе. Представь себе, кто отъял от тебя все грехи твои, заплатил весь долг твой, понес всю тяжесть наказания твоего, долженствовавшего вечно обременять тебя; приникни в самую минуту искупления твоего, взгляни на крест, – Бог и Господь – Творец всея твари пригвождается на нем за твои беззакония: подаваяй пищу птенцам врановым (Псал. 146:9) за тебя истаявает гладом; Основавый землю на водах (Псал. 103:5; 135:6) жаждет за твое пресыщение; глава, страшная самим Ангелам, облагается тернием и преклоняется долу за твою вознесенную гордыню; лице, краснейшее паче солнца, заплевается и ударяется; слух, непрестанно услаждаемый хвалебными песнями небесных сил, оглашается дерзкими поруганиями земнородных хульников; уста, единым словом все в бытие приведшия, напаяются оптом и желчию; сам Бог на кресте умирает за тебя, грешник! Какое великое – непостижимое таинство! Какая неизреченная – единому Богу свойственная любовь! Он умирает, но вместе и смерть твоя умерла при подножии креста Его. Он умер, но яко Бог воскрес, и вся с Собою воскресил. Ты уже не раб греха, но раб или паче сын Иисусов, имеющий с Ним воскреснуть в живот вечный. Суди теперь о величии ходатайства и заслуг Иисусовых; размысли, сколь оне важны для тебя.

О! более чувствовать, а не словами изобразить можно, сколь неоцененны заслуги Христовы, сколь безпредельно милосердие Его и сколь неизреченна любовь Его. Все, все, что только человеку может казаться и вожделенным, и любезным, все должно быть ценимо несравненно меньше тех благ, которые мы приобретаем во Христе. Как же христианину, которому предлежит познание Иисуса Христа, быть нечувствительным к неизреченному благоволению Его о нас, к толико безпредельному милосердию и любви Его к нам? Поистинне сердце человеческое нигде не может найти для себя сладчайшего утешения, обильнейшей радости, восхитительнейшего наслаждения, соединенного с крайнею благодарностию и глубочайшим благоговением, как погружаясь в созерцание ходатайства Иисус Христова о спасении нашем.

Таковыми чувствованиями сопровождается истинное познание Иисуса Христа, а с ними вместе должны быть согласны и все наши желания. Посему более всего, везде и всегда во всяком роде жизни, во всякое время, во всех случаях и обстоятельствах мы должны желать и искать Христа. Нельзя представить ни пола, ни возраста людей, ни различия состояний, где б Его не можно было обрести и чувствовать. Обратитеся ко Мне, говорит Он, и обращуся к вам (Зах. 1:5); изыдите от среды мира сего прелюбодейного и грешного, и нечистоте его ктому не прикасайтеся, и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери (2Кор. 6:17).

Но, пoелику люди в естественном состоянии столь растленны и умом и сердцем, что сами по себе никак не могут разуметь великих таинств искупления; не могут и помыслить от себе что-либо доброе, яко от себе (2Кор. 3:5); то посему Дух Святый, усвояющий нам безпредельные заслуги Спасителя нашего, извествует словесе утверждение. Он-то дает людям проразумевать тайны царствия Божия; сей Утешитель наставляет нас на всяку истину (Иоан. 16:13). С нашей стороны потребно только глубочайшее смирение, безпрекословное повиновение, непрестанное пребывание в молитвах на горнице духа. И когда Он обрящет в нас сердца, готовые к приятию благодатных Его действий, тогда научит, возродит, утвердит и укрепит в нас веру, и даст нам возчувствовать величие всех тех благ, которых мы во Христе сподобляемся, так что мы по ощущении сего ничего не пожелаем ни на земли, ни на небеси, кроме Иисуса Христа, и всем умом и сердцем к Нему единому прилепимся, к Нему единому поспешим душою нашею, говоря с Давидом: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа наша к Тебе, Боже. Возжада душа наша к Богу крепкому, живому, когда приидем и явимся лицу Божию (Псал. 41, 2–3). А сие расположение души нашей естественно отразит в нас и истинную любовь к Нему: ибо, познавши цену приобретенного нами блага, не может вместе не любить сего блага; равно как, познавши величие ходатайства Иисус Христова и Его безпредельных заслуг, не можно также не ощущать в сердце своем любви к Нему.

Если мы любим тех, кои взаимно нас любят, то как же можно не любить Того, который возлюбил нас прежде, нежели мы существовали? Мы любим Его, говорит Апостол, яко Той первее возлюбил есть нас (1Иоан. 4:19). Он возлюбил нас даже тогда, когда мы возненавидели Его, яко еще грешником сущым нам, Христос за ны умре (Рим. 5:8). Любовь Его к нам безконечна, а потому еслибы человек имел, так сказать, тысячу средств, и тогда взаимною любовию не мог бы Ему вполне соответствовать. Посему, если мы не можем любить Христа Иисуса достойно, то по крайней мере должны любить Его паче всего и выше всего.

С любовию Иисуса Христа теснейшим образом должно быть соединено подражание святейшей Его жизни и исполнение всех Его велений, так что одна без другой быть не может. Земная жизнь Спасителя дает нам совершеннейшее понятие о добродетели. Всякое Его действие есть наше наставление, всякое слово Его есть наше научение. Сам Он заповедует нам, говоря: научитеся от Мене; яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11:29). Никто не может иметь истинного познания о Христе, если не будет подражателем Его и ревностным исполнителем Его велений. Аще любите Мя, говорит Спаситель, заповеди Моя соблюдите, – аще заповеди Моя соблюдете, воистинну ученицы Мои будете (Иоан. 14:15, 10. 8:31). Но вся жизнь Ходатая нашего была непрестанный подвиг, безпрерывный крест: равным образом и каждый из нас на поприще жизни сея найдет своих или Иродов беззаконных, от коих с незлобивым Агнцем должен претерпеть гонение; или фарисеев лицемерных, от которых с Иисусом неповинным должен испытать клевету бесстыдную; или льстецов лукавых, от коих должен предан быть в руце грешников и вкусить горькую чашу желчи. А посему каждую минуту должно нам стоять бодрственно на Божественной страже, молиться до капли крове, каплющие на землю, да не внидем в напасть (Лук. 22:44:46); подвизаться подвигом добрым, подражая Подвигоположнику Иисусу; должно преднаписать образ жизни Его пред очами своими и поступать по нему во всех действиях наших, – брать с Него каждую черту в любви, смирении, послушании, кротости, долготерпении, так чтобы ни воля наша не могла восхотеть, ни разум видеть что, точию Христа Иисуса, и Сего распята (1Кор. 2:2).

Словом, должно живо изобразить на скрижалях сердец наших всю жизнь и дела Искупителя нашего, непрестанно сопровождать Его в мыслях наших от колыбели до креста, от яслей до Голгофы, и тогда камения ожесточенных сердец наших распадутся и воскреснет в них Христос и явится в душе нашей. Тогда-то мы можем сказать с апостолом Павлом, что не мы ктому живем, но живет в нас Христос (Гал. 2:20). Тогда и Сам Спаситель засвидетельствует пред Отцем Своим, что мы познали Его. Ныне разумеша, скажет Он об нас, как некогда об Апостолах, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси (Иоан. 17, 7–8).

Вот, слушатели, в чем состоит познание Иисуса Христа истинное и ко спасению достаточное; вот и средства к приобретению сего познания, средства деятельнейшия, самим Духом Божиим запечатленные. Не оставим ни одного из них без должного употребления, и тогда познаем Бога истинного, и будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, и живот вечный наследуем: яко Сей есть, по слову Апостола, Бог истинный и живот вечный (1Иоан. 5:20). Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle