Источник

Слово в день Преполовения

Аще обрезание приемлет человек, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу (Иоан. 7:23)?

Так Иисус Христос в преполовение праздника упрекал жестоковыйных иудеев, укорявших Его в благонамеренном, притом необходимом и спасительном нарушении субботы, – времени, которое, по их мнению, должно провождать в одном спокойном бездействии. Так Проницающий во глубину сердца человеческого, провидя все душевные помыслы предстоявших Ему иудеев, силившихся унизить славу и величие учения Его, изобличил их в невежестве и нелепом суждении о делах душеспасительных.

В сих словах Он опровергнул все возражения лицемерного сонмища иудейского, непознавшего своего Спасителя, а потому всячески старавшегося обезобразить все благия и для самих неверующих полезные деяния Его.

Безпорно, что исцеление расслабленного, которого не могли восставить ни гордый фарисей, ни просвещенный книжник, ни высокоумный левит, и который без сомнения все свое упование о спасении возлагал на пришедшего спасти весь род человеческий Искупителя, было действие весьма важное и достойное удивления: но человек, смотрящий на все окружающие его предметы не в чистом свете, или поверяющий самолюбивым своим разумом, и в самых великих и священных действиях всегда старается найти что-нибудь предосудительное и даже преступное. Человек естественный, видя себя на низшем степени нравственно-духовного бессилия, на котором он не может произвести ничего великого, всячески силится унизить поступки и деяния истинно великих людей; взвешивая оные на зыбких весах своего пристрастного суда, он видит в них или только обыкновенное, или даже больше достойное осуждения, нежели похвалы и славы. Посему-то Иисус Христос, упрекая иудеев в безрассудном их суждении об исцелении Им расслабленного в субботу, говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу?

Но что так сильно в сем случае побуждало иудеев восставать против Иисуса Христа? Исследуем это в настоящем слове.

Смотря на ревность, с какою иудеи восставали против учения и чудес Христовых, нельзя не подивиться их набожности и усердию и точному исполнению закона. Но пoелику Иисус Христос, укоряя их, говорит: не Моисей ли даде вам закон, и никтоже от вас творит закона (Иоан. 7:19), и пoелику св. евангелист, описывая настоящую беседу с ними, упоминает о чрезмерном их ожесточении против Господа, когда говорит: искаху, да имут Его (ст. 36): то следует, что причиною восстания иудеев против Иисуса Христа было одно притворное лицемерие и зависть.

Лицемерами обыкновенно называются такие люди, которые, зная о себе, что они действительно злы, всегда однакоже стараются выказать себя добрыми. Они особенно отличаются тем, что много говорят о вере и должностях, не будучи к тому призваны ни своим званием, ни саном, ни даже случаем, но ничего не исполняют; все, что ни делают, делают из корыстных видов – для своих выгод и тщеславия; показывают себя приверженными к вере и добродетели, и под сим видом скрывают тяжкия преступления; в делах маловажных строги и рачительны, а в предметах важнейших недеятельны, в сношениях с своею совестию дерзки и наглы.

Таковые лицемеры по наружности кажутся людьми святыми и праведными: но во внутренности преисполнены худых намерений и постыдных чувств и замыслов. Они в суждениях о других строги и немилостивы, а к себе весьма снисходительны и благосклонны. Все их благочестие состоит только в устном исполнении обязанностей веры; вся их честность есть одна мнимая добродетель, которая не имеет ни основания, ни твердости, и которую выказывают, смотря по месту и времени, по лицам и обстоятельствам. Они подобны тем плодам, которые по внешности красивы и приятны, а внутри исполнены гнилости и нечистоты. Иисус Христос уподобляет их гробам повапленным, иже внеуду являются красны, внутрьуду же полны суть костей мертвых и всякия нечистоты (Матф. 23:27). Вот истинное изображение иудеев, кои, будучи исполнены лицемерия, под видом благочестия восставали против Самого Иисуса Христа за то, что Он исцелил расслабленного в день субботный. Сие лицемерие их, усиливаясь мало-по-малу, наконец обращается в сильную зависть, которую Иисус Христос изобличая, говорит: На Мя ли вы гневаетеся, яко всего человека здрава сотворихе в субботу?

Зависть есть ничто иное, как мучительная печаль о счастии и благополучии ближнего. Упоенный завистию не терпит никакого совершенства к ближних: ибо, видя их благоденствующими, всегда терзается внутренно, и в грязном своем воображении поминутно представляет мнимое их недостоинство.

Посему нет сомнения, что завистливый гонит неповинного, мещет в него стрелы своего мщения и безпрестанно занимается изобретением средств, по коим бы можно было погубить праведного и умыть руки в крови неповинного: ибо уста завистливого исполнены горести и лсти, яд аспидов под языком его; в сердце гнездятся гибельные намерения, еже восхитити и взыскати нищего, внегда привлещи его в сети своей (Псал. 9:28:30; 139:3); в его уме образуются хитрости и сплетаются сети на уловление неопытного. Посему-то нередко случается, что где заблудшего нужно исправить и привесть на путь истины, там завистливый употребляет хулу и злоречие; где нужно открыть благоразумные и нравоучительные способы, там он высказывает дух непримиримой злобы и вражды, и если бы зависть его не имела никаких преград и преткновений: то правда и истина давно бы на веки погребена была в земле безчестия, добродетель подавлена была бы в самом зародыше, самое ея имя изглажено из скрижалей сердца человеческого, а на ея место воссел бы блестящий порок с видом торжествующим.

Таковая зависть, с течением времени укореняясь более и более и распуская свои отрасли, составляет наконец столь мрачную и непроницаемую густоту в нравственном кругу человека, что даже тлетворные лучи солнца праведного Христа Иисуса, при всем своем напряжении безпрестанно только отражаются от оной. И потому человек в духовном состоянии делается плотию, враждующею на Бога, плотию, которая с тройственною силою похотения прекращает чистое и живое дыхание любви к Вдохнувшему дыхание жизней. Упоенные сею завистию, иудеи, – при всей чистоте учения Христова и при всех чудесах Его, так вооружились против Него, что даже, как повествует Евангелист, послаша слуги, да имут Его (Иоан. 7:32). Хотя огнь небесного правосудия в туже минуту должен был поразить таковое ожесточение: но пoелику долготерпение Божие безпредельно, то нередко случается, что грешники торжествуют на земле, но по ту сторону гроба праведно есть у Бога воздати скорбь оскорбляющим.

Посему горестна будет участь скрывающих мерзость и безобразие порока под благовидною личиною притворного лицемерия, и хотя в сей жизни случается, что такой обман нередко является в виде истинной добродетели: но придет день, в который расторгнется завеса притворства, обнаружатся тайные дела тьмы и откроются все помыслы сердечные (1Кор. 4:5). О! тогда какой стыд покроет лице бесстыдного лицемера, когда все сущие от века узрят внутреннюю срамоту его! Какой страх должен объять его, когда грозный Судия обличит притворную цель добродетели, которая клонилась не к славе Божией, но к суетному прославлению льстивого лицемера, между тем как Бог прославит только прославляющих Его.

Но гораздо бедственнее участь злобного завистника. Ибо в сей жизни он поминутно раздирает свое сердце мучениями о благе ближнего, а в будущей – будет вечно терзаться своим собственным злополучием. Он по праведным судьбам Вышнего лишен будет того спокойствия, которым должны наслаждаться только преданные Богу, созерцая Его лицем к лицу. Апостол Павел, рассуждая о горестной участи грешников, и особенно об участи завистливого, говорит: явлена суть дела плотская, яже суть вражды, рвения, завиды, распри, убийства и подобная сим: таковая творящии царствия Божия не наследят (Гал. 5:20:21).

Но день сей еще не настал для нас, слушатели, еще злая судьба, определенная в праведных судьбах Вышнего, не постигла ни лицемера, ни завистника: мы видим их еще торжествующими на земле живых! Умоляю вас, не ревнуйте лукавнующым, ниже завидите творящым злое (Псал. 36:1). Пусть спеют они в преспеянии зла: они преуспеют на горшее (2Тим. 3:13); пусть зреют для суда и наказания вечного: суд их не коснит и наказание не медлит. Небо и земля прейдут, словеса же Господня не прейдут (Лук. 21:33). Горе, стократно возвещенное лицемерам, придет и постигнет их, и в недре добродетели поразит гнездящийся порок. Ярость и гнев, предреченные завистникам, расторгнут мрачные утробы их, и будут пожирать вечно еще здесь изможденные злобою сердца их. Уклонимся от лукавых путей их, ведущих на место мучения вечного, и возлюбим паче всею душою своею и всем сердцем своим путь Христов, единый истинный, ведущий к животу и блаженству нескончаемому. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle