Источник

Слово в день Святые Пасхи

Воскресни Боже, суди земли (Пс. 21:8).

Давно уже – почти около двух тысяч лет, как Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых. Не смотря на то, мы и доселе продолжаем воспевать Ему сию пророческую песнь: воскресни, Боже, суди земли.

Но скажут, может быть, что под словом: воскресение, в песни сей разумеется не празднуемое, ныне воскресение, а только возбуждение правды Божией против осквернителей земли насилиями и неправдами своими? – В ответ таковым совопросникам, я укажу только на последующие слова той же песни: ибо Давид далее говорит: яко Ты наследиши во всех языцех. Кому же сие наследие обещается, если не Богочеловеку Христу, к Которому в другом псалме предвечный Отец говорит: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и концы земли одержание Твое (Псал. 2:8); а далее упоминает и о суде Его на непокоряющихся Ему: упасеши я жезлом железным, говорит Он, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я! И кто не знает из евангелия, что Отец не судит никомуже, но весь суда даде Сынови (Иоан. 5:22). А посему по всей справедливости можем и должны воспевать сию песнь давно уже воскресшему из мертвых Сыну Божию: воскресни, Боже, суди земли, тем более, что суд Твой должен уже приближиться к нам; пoелику беззакония наши непрестанно умножаются и невольно привлекают его к нам.

За сим предложу вам, слушатели, две истины: во-первых, что Богочеловек Иисус воскрес для спасения рода человеческого, а во-вторых, что воскрес и для суда над теми, которые уничижают воскресение Его, почитая оное баснею, или блеск воскресения омрачают гнусными делами своими и принуждают обидимых тем громче взывать к Нему: воскресни, Боже, суди земли.

Касательно первой истины: кто верует в слово Божие, тот, услышав из него одно или несколько свидетельств на сию истину, никак не может сомневаться в ней. Свидетельств же на сию истину в слове Божием слишком много. Я ограничусь приведением только некоторых. Вот оне: тако возлюби Бог мир, говорит сам Учитель истины, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:16). А к сему Апостол присовокупляет: составляет же свою любовь к нам Бот, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим. 5:8:9). И еще: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут (1Кор. 15:22).

Итак, если возлюбил Бог мир и за мир послал Сына Своего, то конечно не одного кого-либо и не многих только, но весь мир возлюбил, за весь род человеческий предал Сына своего. Следовательно Сын Божий за весь род человеческий и воплотился, и пострадал, и умер и воскрес; весь также род человеческий от малого до великого, от израильтянина до язычника, от европейца до американца, в страдании и воскресении Христовом имеет достаточную цену своего спасения, только бы желал уразуметь сию цену и искупиться ею от своей погибели. После сих столь несомненных доказательств на предложенную истину, я не имею нужды распространяться более о сем предмете.

Более нужным почитаю обратить ваше внимание на вторую часть. Но и здесь для всякого верующего в то же слово Божие совершенно очевидно, что Богочеловек Иисус не только воскрес для спасения всех верующих в Него, но и для суда над всеми неверующими, или помрачающими славу воскресения Его своими темными делами. Кто не поймет сих совершенно ясных слов Спасителя: Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови? Или кто усомнится в значении сей знаменательной беседы Отца к Сыну: Проси от Мене, говорит первый к последнему, и дам Ти языки достояние Твое, и проч. (Псал. 2:8).

Вместе с сим, кому также неизвестно состояние настоящего времени? – О состоянии людей, коих определил Бог во гневе своем погубить всемирным потопом, говорит Он: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). О состоянии Содома и Гоморры, коим, вместо водного потопа, приготовил потоп огненный, говорил Он же: вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело (Быт. 18:20). Наконец о состоянии самих израильтян, коих Бог предположил погубить в пустыни, кроме Иисуса Навина и Халева, говорил Он: не внидут в покой Мой (Псал. 94:7; Евр. 3:11).

Ах! не сей ли же самый приговор произносит Он и об нас, слушатели, и об нашем веке? Не говорит ли уже и об нас: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть; между тьмою народа нет и десяти праведников; аминь глаголю: не внидут в покой Мой?

Взгляните безпристрастным оком, какая плоть особенно в городах, как в гнездах беззакония, не растлена роскошию, плясками и непотребствами? Кто из преимущих и владеющих не воздвигает вопля содомского во владениях своих? Кто из поставленных творить суд и правду на земли не извращает суда правого, в обиду нища и убога, сира и вдовицы? Кто из наделенных дарами счастия и природы не злоупотребляет ими во вред себе и ближним своим? Кто из начальствующих не увлекается? В христианских сословиях много ли можно найти Навинов и Халевов, достойных наследия земли обетованной? Не все ли предались своим прихотям и удовольствиям? Не все ли думают только о том, чтобы есть, пить и веселиться, и чрез то соделались недостойными внити в наследие земли обетованной, а достойными рассыпать кости свои в пустыни, или лучше, при аде?

Сие-то самое и заставляет и ныне часто петь Давидскую песнь сию: воскресни, Боже, суди земли, особливо же – тех, кои с Ноем проповедуют правду Божию, с Лотом озлобляются в Содоме, с Навином и Халевом испытывают противление и непокорность в пустыне. Сию песнь воспевает в скорби своей позднее потомство Ноево, верующее в Бога и огребающееся от мира растленного. Сию песнь горькую, самые небеса проницающую, громко возглашают девы, соблазненные или насильствуемые. Сей вопль в день воскресения ядущих и пиющих восходит к небесам и призывает на землю мстящую правду Божию.

Благочестивые слушатели! Если вы еще не преклонили колена свои пред Ваалом, богом скверным и непотребным; – если не смесились еще с миром растленным и суемудрым; если еще верите воскресению воскресшего Господа и ожидаете непременного конца его, – то есть, спасения верующих и благочестно по вере живущих, и суда неверующих и злочестием своим возбуждающих и привлекающих оный: то воздейте со мною преподобные руки свои к воскресшему давно уже, но доныне в чертогах своих какбы покоящемуся Господу, и воскликните к Нему со всеми обиженными и насильствованными сообщниками страданий Христовых: воскресни, Господи, суди земли. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle