Источник

Слово на Святую Пасху

Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть (1Кор. 15:20).

Воскресение Христа Спасителя есть преддверие нашего блаженнейшего воскресения, имеющего последовать в последний день мира сего. По сей причине Он называется начатком умерших, первенцем из мертвых, перворожденным во многих братиях (Апок. 1:5, Рим.3:29).

Ему, как единородному и единосущному Сыну Божию, не было нужды ни раждаться человеком, если не для человеков, ни умирать родившись: пoелику Он греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (1Петр. 2:22), – ни воставать из мертвых, если не для братии своей – верующих в Него христиан, дабы, то есть, воскресением своим отворить им дверь к подобному в свое время воскресению. Он называется начатком умерших для того, чтобы указать на остаток, лежащий ныне во гробе, который впрочем за своим начатком, как последнее звено в одной цепи, непременно влечется. Для того называется Первенцем из мертвых во многих братиях, дабы твердо уверить, что как сей Первенец разверз воскресением Своим ложесна земли, яко неплодной доселе матери; так теми же вратами из сих твердейших камени ложесн легко – по единому Его гласу – рождены будут и братия Его из гробов своих. Грядет час, в онь же вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Иоан. 5:25).

Теперь нужно показать вам, слушатели, кто суть истинные братия Христовы? Кто попадет в те же самые врата блаженного воскресения, коими прошел сей Первенец из мертвых. Для сего довольно будет объяснить следующее изречение апостола Павла: ихже предуведе Бог, тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях (Рим. 8:29).

И по естественному рождению единоутробные братия большею частию бывают подобны друг другу, то в главных чертах лица, то в нравах, то в голосе, то в привычках, то в склонностях. Хотя сей порядок иногда изменяется по стечению противных обстоятельств, но в сродстве духовном между Христом и братиею Его таковый порядок неизменен. Единожды устроил Бог, дабы братия Христовы были сообразны образу Его, так чтобы сим, а не другим образом Сын Божий был перворжден во многих братиях Своих, и сие единократное устроение Божие не может допускат никаких исключений или изменений.

Итак обратим внимательный взор на Христа, первородного Брата нашего, сличим черты души Его с чертами нашими и посмотрим, есть ли между теми и другими взаимное сходство.

Христос, Первенец в братии, не касаясь Божественного существа Его, по коему Он есть сияние славы и образ ипостаси Бога Отца (Евр. 1:3), а только говоря о Нем по отношению к человечеству, был, как говорит апостол Павел, преподобен, незлобив, бессквернен, отлучен от грешник (Евр. 7:26), непричастен ни малейшей злобе, ибо яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен, тако не отверзе уст Своих, во смирении суд учинен над Ним (Деян. 8:32:33); он один греха не сотвори, ниже лесть обретеся во устех Его (1Петр. 2:22).

Смотря на сию первую и главную черту сего образа, мы должны несомненно заключить, что всякий, кто не имеет подобия с Богом, – кто злобе не полагает пределов, кто обложен сквернами греховными и не отлучается от грешников, – не может быть назван братом Христовым, как не имущий образа и подобия с сим Первенцем.

О кротости и смирении сего Первенца и Спасителя нашего засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: се Отрок Мой, егоже изволих; возлюбленный Мой, Нань же благоволи душа Моя: не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит, дóндеже изведет в победу суд (Ис. 42, 1–3; Матф. 12, 18–21). Внемлите сему, гордые и жестоковыйные человеки! Доколе вы гордитесь над братиею своею; доколе вы жестоко и презрительно обращаетесь с низшими и подчиненными себе, почитая себя не подобными им человеками, но какбы богами, или и человеками, но только от другого Адама родившимися, или с небес спадшими, а не из единой с ними персти сотворенными, – дотоле не можете быть братиями Христу, как неимущие на себе подобия сего Первенца.

Об умеренности Его во время земной жизни в пище и питии свидетельствует Его учение, данное для всех вообще. Блюдите себе, учил Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и внезапу найдет на вы день той (Лук. 21:34). Но и самые враги Его не могли и не могут сказать, чтобы Он иному учил, а иное делал; напротив Его святое учение было следствием Его святой деятельности. Начат Иисус, повествует об Нем Евангелист, творити же и учити (заметьте порядок слов сих) – прежде творити, а потом учити (Деян. 1:1). Никто Ему не мог сказать: врачу, исцелися сам (Лук. 4:23); Он дерзновенно пред всеми говорил: кто Мя обличает о гресе (Иоан. 8:46)? А потому все предающиеся невоздержанию и пиянству, все, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют (Фил. 3:19), все упивающиеся до безчувствия и безумия, и прилагающиися скотом несмысленным (Псал. 48:13), не могут назваться братиями Христовыми, как неимущие образа не только Христова, но и человеческого.

Сколько сей Сын Девы, по человечеству, удален был от похотей плотских, сие видно из заповеди Его, обуздывающей не только дела плотоугодные, но и самые мысли сего рода, не только руки, но и глаза. Всяк, иже воззрит на жену, говорил Он, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф. 5:28). Слыша сие, блудники и блудницы, прелюбодеи и прелюбодейцы – пусть не думают считать себя братьями и сестрами сего Первенца из мертвых. Ах! Как нечистота противоположна чистоте, как смерть жизни, как тьма гроба блистанию воскресения: так они отличны от Христа, и никакого общения не может быть между ними.

Сколько сей Первенец из мертвых, быв правдою Божиею, соблюдал правду: это всякий может видеть из Его учения. Аще не избудет правда ваша, говорил Он ученикам, паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Матф. 5:20); и в другом месте: всяк гневаяйся ни брата своего всуе, повинен есть суду; иже бо аще речет брату своему рака, повинен есть сонмищу; а иже речет уроде, повинен есть геенне огненней. И еще: аще кто ударит тебе в ланиту, обрати ему и другую; просящему у тебе дай, и хотящему от Тебе заяти не откажи. Любите враги ваша, благословите кленущые вы, и добро творите ненавидящым вас (Матф. 5:22, 39. 42. 44). Это правда Божия, а не человеческая, – соединенная с милостию и любовию и превосходящая всякую другую. Что ж думают о себе те, которые лестию и обманом, и угрозами и насилием похищают чуждые имения, отъемлют достояние ближних своих, и не только не благотворят врагам, но и друзьям и благодетелям своим без зазрения совести, лишь бы только выгодно было, творят напасть? Братия ли они Первенца из мертвых Христа? Ах! нет. Они скорее могут быть братиями того, которого святый Поликарп, ученик Иоанна Богослова, увидев некогда, воскликнул: «знаю тебе, первенца сатаны».

Сколько Христос, сей Первенец из мертвых, определенный от Бога судить живых и мертвых, правдолюбив и нелицеприятен, о сем предсказал еще праотец Давид: воссияет во днех Его правда и множество мира, избавит Он нища от сильна и убога, ему же не бе помощника, от лихвы и от неправды избавит души их (Псал. 71:7, 13. 15). А судии неправедные, грех лихоимства пиющие, яко воду, не ужели еще думают именоваться братиями сего Первенца? Ах! Пусть пристальнее всмотрятся в лице души своей, и при свете веры и совести они увидят на нем начертание другого образа – отца лжи и неправд.

Но, перечисляя других, я и позабыл было самого себя: таково свойство растленной человеческой природы: свои грехи всегда мы видим после чужих, а иногда даже и совсем не видим, хотя все мы этим добром до излишества богаты. Сей Первенец из мертвых, как Сам Он научает Своим Божественным словом, есть такой Пастырь, который дверми входит во двор овчий, и овцы Своя глашает по имени, изгоняет их на тучную пажить, и пред ними ходит, и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его; не приходит к овцам, да украдет и убиет и погубит, но да живот имут, и лишше имут: не бегает от них, видя волка, грядущего на них, но стоит готовый и душу Свою положити за овцы (Иоан. 10, 2–11). – Священники и потому братия моя! Если мы не дверьми входим в сан священника, по прелазим инде – чрез хитрости и происки, не для созидания и утверждения Церкви Христовой, но только для пропитания себя от Церкви; если мы не знаем овец наших по имени, и потому не можем верно судить о состоянии душ их, ни врачевать; если не изгоняем их на пажить слова Божия, не ходим пред ними примером добродетельного жития, а о том, чтобы в случае нужды и души свои положить за них, и совсем не думаем: то как же мы осмелимся назвать себя братиями сего Первенца из мертвых? Какое укажем в себе подобие с сим Первородным во многих братиях, Сыном Божиим, восставшим из мертвых? О, горе, сугубое горе ожидает нас!

Итак все те, которые не имеют в себе образа и подобия Христова, не имеют права и не должны считаться между Его братиями, следовательно не должны и надеяться восстать из мертвых подобно славно восставшему Первенцу из мертвых, Христу Сыну Божию. Конечно воскреснут и они, но в воскрешение суда, а не в воскрешение живота (Иоан. 5:29); воскреснут, но не так, как Христос воскрес, блеснувший из гроба, и блистанием своим, как молниею, поразивший стражей гроба; воскреснут, и в страшном смущении тотчас падут под ноги тех, коих здесь они обижали и кои просветятся яко солнце (Матф. 13:43), и яко искры по стеблию потекут (Прем. 3:7), – воскреснут, но не как легкая тень и не как быстротечная молния, проницающая камень и проходящая сквозь двери заключенные, каково было тело Христово по воскресении, но с телами, отягощенными бременем греховным и с места вечных мучений не могущими двигнуться. Они воскреснут, как изверги природы, а не как братия Христовы, – воскреснут, как имеющие на себе подобие диавола, а не Христа, а потому и будут тотчас разделены от них, как козлища от овец; одним словом, воскреснут для того единственно, чтобы наследовать не царствие, уготованное братиям Христовым от сложения мира, но огнь вечный, уготованный диаволу и братиям его (Матф. 25:41).

Христе Спасителю! Первенче из мертвых братии Твоея. Ты для того родился, чтобы соделаться Братом человеков, плотию от плоти нашей и костию от костей наших (Еф. 5:30); для того явился в подобии плоти греха и умер за грехи наши, чтобы умертвить живущий в плоти нашей грех; для того и воскрес и многократно являлся посреде нас, дабы мы, облекшеся в Тебе, нового Адама, уподоблялись Тебе Первенцу нашему – и жизнию и смертию и воскресением будущим! Сотвори, да не безплодно будет дело Твое, да поживем яко братия Твоя, да умрем яко приснии Твои, и да востанем из мертвых, яко сообразни славе воскресения Твоего (Рим. 6:5). Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle