Источник

Слово в первый день Святые Пасхи

Аще Христос не воста, суетна вера ваша (1Кор. 15:17).

После наших воззваний о воскресении Христа Спассителя, многократно ныне к вам, возлюбленные о Господе чада и братия, от часа полунощного до часа вечернего обращенных, и ваших столь же многократных и всегда единогласных, подтвердительных на оные отзывов, нам можно, кажется, на счет своей веры успокоиться и признать ее решительно свободною от апостольского упрека в суетности. Ибо для чего мы и собрались в храм сей, если не для того, чтобы открыто и торжественно, пред лицем неба и земли, засвидетельствовать нашу веру во Христа воскресшего, и – то благодарными мольбами, то хвалебными песнями возвестить и прославить сие великое и для нас благотворное событие? Не тоже ли подтверждает и самое имя христиан, нами неизменно от юности носимое?

Но не будем излишне поспешны в наших заключениях, а постараемся лучше вникнуть точнее и глубже в смысл слов апостольских. Ведь, и коринфяне, к которым Апостол написал слова сии, были также христиане и, без сомнения, так же как и мы праздновали настоящий день. Этого мало: они заслужили от Апостола такую похвалу, которую всякий истинный христианин почел бы для себя вожделенною; а приведет ли нас Бог когда-либо удостоиться ея, еще не известно. Во всем, писал он к ним, избыточествуете верою, словом и разумом, и всяцем тщанием, и любовию (2Кор. 8:7). И однакожь к ним же написал он и те слова, которые привели мы в начале, и которые как будто показывают, что он не имел к их вере полного доверия. Что же это значит? То, что бывают обстоятельства и случаи, в которых, и по которым и вера правая, чистая и совершенная может сделаться суетною. Остережемся же, возлюбленные, и предупредим эти печальные опыты нашим вниманием и размышлением, постоянною бдительностию над самими собою и неуклонным шествием по пути, указанному в слове Божием.

Бесспорно, мы веруем во Христа воскресшего, веруем нелицемерно и искренно; но всегда ли твердо помним, чего от нас требует вера сия, и всегда ли верно исполняем ея требования? К сожалению, мы не можем, без упрека совести, дать утвердительный ответ на сей вопрос, а потому не можем и веру свою защитить от нарекания в суетности.

Апостол Павел говорит: на сие Христос и умре, и воскресе, и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим. 14:9).

Вот первое и главное следствие воскресения Христова: оно простирается на живых и мертвых. Но оставим мертвых, как от нас уже отшедших и в руце Божии сущих; обратимся к живым и посмотрим, какия отсюда вытекают для них обязанности? Апостол и в сем отношении не оставляет нас в неведении, но говорит прямо и определенно: да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2Кор. 5:16). То есть, мы, как подвластные Ему, не имеем уже права располагать собою иначе, как по Его воле и по Его назначению, должны жить не для себя, а для Него, все относить к Нему и всем для Него жертвовать. Значит, мысль о воскресении Христовом в нас, верующих во Христа воскресшего, должна быть главною, между всеми другими господствующею и преобладающею над ними, должна быть исходною точкою, источным началом и конечною целию. Итак, братия, празднующие светоносное воскресение Христово, одушевимся и проникнемся мыслию о сем воскресении и прострем ея влияние на все, что мы ни мыслим, что ни чувствуем, что ни говорим, или делаем, дабы лучезарная печать ея виднелась на всем, в нас и вне нас, и озаряла нас своим полным светом. Это, и одно только это дает нам право и возможность войти в радость Господа воскресшего.

Для сего прежде всего, по наставлению Апостола, отвергнем от себя мертвые дела греха и порока, как неугодные Богу живому. Ведяще, увещевает нас Апостол, яко Христос востав от мертвых, ктому уже не умирает; смерть Им ктому не обладает, – и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе. Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его. Ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху; но представляйте себе Богови, яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови (Рим. 6, 9–13).

Словом, мы должны расположить и устроить душу и тело наше, и всю нашу жизнь так, чтобы в них ясно выражалось и высказывалось всем и каждому, что в нас живет и действует Христос Господь, и что мы в Его руках только послушные и всегда верные орудия. Апостол Павел говорил о себе: живу не ктому аз, но живет во мне Христос; а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего Себе по мне (Гал. 2:20); и в другом месте: мне еже жити Христос, и еже умрети, приобретение (Филип. 1:2). В такое же точно положение должны поставить себя и мы, если истинно желаем насладиться радостию о воскресшем Господе.

Не представляется ли вам сия высота недоступною? Но припомните, что и Павел был подобострастный нам человек, и однако же взошел на оную. Притом же Бог, как правосудный и всеведущий, совершенно знающий состав естества нашего, и следственно не только его немощь и силу, но и верную меру той и другой, ничего невозможного не требует от нас и не может требовать, а между тем повелевает нам: святи будете, якоже Аз свят есмь (Лев. 11:44); и апостол Петр к сему прибавляет: по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите (1Петр. 1:16). Но где нам взять этой святости, кроме Христа Спасителя, умершего за нас и воскресшего, Иже бысть нам, по Апостолу, премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1Кор. 1:30)? И как нам приобресть ее иначе, как не одушевившись Его духом, покорившись Его воле и облекшись в Него, извнутри и извне, послушанием веры так, чтобы Он был в нас, и еже хотети, и еже деяти, по благоволению (Фил. 2:13)?

Не встречаете ли препятствий и затруднений к сему в каких-либо особенных обстоятельствах вашей жизни и звания? Но какия обстоятельства могут быть затруднительнее Павловых? Бездомный странник и пришлец в своем отечестве, ненавидимый и отверженный своим родом и племенем, повсюду гонимый и преследуемый, поносимый и злословимый, многократно биемый и терзаемый до отчаяния в жизни, всаждаемый в темницы и содержимый во узах за благовестие Христово; и однакожь все это умел преодолеть и победить, от Христа не отрекся, ни в слове, ни в деле не изменил Ему, и наконец свою веру в Него и верность благовествования о Нем запечатлел мученическою кончиною.

Не справедливее ли, может быть, будет сознаться, что не достает в нас только силы и крепости духа, мужества и отважности сердца, усердия и уменья – обстоятельства своей жизни и земные занятия согласить с правилами веры и обязанностями благочестия? Но и в этом случае обратимся к тому же великому Апостолу, и из его примера научимся, как все, и во всяком положении, можно и должно подчинять одной главной цели благоугождения Христу Богу, дабы, по его выражению, всегда и во всем возвеличивался Христос в теле нашем, аще животом, аще ли смертию (Фил. 1:20). Что может быть, кажется, далее от дел благочестия, и особенно от дела проповеднического, как простое, механическое ремесло скинотворца? Но св. Павел и его умел обратить в орудие служения своего Господу, (не теряя в тоже время и вещественной от оного прибыли), и в самое действительное средство к преспеянию евангельской своей проповеди.

Хотите ли знать, каким образом? – Следующим: прибыв в Коринф, он не имел, чем продовольствовать себя и своих спутников. Что же он сделал? Он мог бы, конечно, пользоваться содержанием от учеников своих и имел полное на то право, о чем сам он после говорил коринфянам: аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы? Не весте ли, яко делающии священная, от святилища ядят? и служащии олтарю, со олтарем делятся? Тако и Господь повеле проповедающым благовестие, от благовестия жити (1Кор. 9, 11–14). Еда не имамы власти ясти и пити? Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии апостоли, и братия Господня, и Кифа? Кто воинствует своими оброки когда? Или кто насаждает виноград, и от плода его не яст? Или кто пасет стадо, и от млека стада не яст (9, 4–7)? Но он так не поступил: аз же, прибавляет он, ни едино сотворих от сих (9:15). Как же поступил? – Занимался деланием палаток, и выручаемою от продажи их суммою доставлял безбедное содержание себе и спутникам своим, на что сам же он указывал, говоря: сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии (Деян. 20:34).

Для чего же он поступил так, хотя и закон Божий и пример всех других Апостолов давали ему право поступить иначе, с большим для себя удобством и выгодою? – Он не хотел, чтобы подозревали, будто он для того и проповедует о Христе, чтобы жить на чужой счет; он хотел предотвратить чрез то и препятствия к преспеянию своей проповеди, – чтó и сам объясняет, свидетельствуя далее: не сотворихом по области сей, но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову (1Кор. 9:12). Таким образом простое, механическое, весьма невысокое ремесло скинотворства, дело купли и продажи, в его руках превращается в дело великое, в жертву Богу духовную, в заслугу безмерную. Пример сей да послужит указанием и каждому из нас, как должно поступать во всех случаях и обстоятельствах жизни при исполнении обязанностей своего звания, высоко ли оно или низко, велико ли или мало, если только мы искренно хотим показать и доказать, что вера наша не тщетна и не суетна, но благоплодна и действенна, – что и нас самих со Христом она воскресила, и обратила от мертвых к живым, от земных к небесным, от области сатанины к Богу (Деян. 26:18).

Но вера во Христа воскресшего не ограничивается в своем действии только настоящею жизнию, а наипаче служит залогом для жизни будущей. Если Христос воскрес, то воскреснем и мы: аще бо веруем, по словам Апостола, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершые во Иисусе приведет с Ним (1Сол. 4:14). А если это так, то от чего мы и сами боимся смерти и о других умирающих плачем и сокрушаемся? Разве нам не приятно быть со Христом и быть с Ним неразлучно во веки? – Возможно ли это и подумать, скажете вы? Правда: так что же вас здесь столько безпокоит и смущает, что вы за самих себя содрагаетесь и трепещете, а о присных своих проливаете горькия слезы? – Равным образом, если Христос, Судия живых и мертвых, воскрес и жив: то подсудимым очевидно не миновать суда и суда страшного, неизменного на целую вечность.

Кто же эти подсудимые? – Это мы, возлюбленные, ибо Апостол прямо говорит: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9:27). От чего же мы здесь, напротив, равнодушны и веселы; ни за себя, ни за других не страшимся и не ужасаемся; ни пред каким словом и делом, достойными осуждения, не останавливаемся, ни о каких средствах, способных оправдать, или хотя сколько-нибудь облегчить нашу участь, не заботимся; а у скончавшихся отцев и братий наших, которых мы так много, по видимому, любили и так горько оплакиваем, исторгаем и последнюю спасительную доску, во время крушения корабля их при бездне огненной, то есть, молитву и милостыню, поминовение и жертвоприношение святой Церкви о душах их, оставляя их совершенно безпомощными?

И что все это означает? Каким именем назвать нам себя, и к какому классу творений Божиих причислить? Есть в нас вера, а дела неверные; есть в нас любовь, а дела жестокия и зверообразные. И в отношении к кому так поступаем? В отношении к самым близким родным нашим, к единокровным и единоутробным – к отцам и матерям, сынам и дщерям, братьям и сестрам, мужьям и женам, в отношении к друзьям и знакомым! Что все это, опять я спрашиваю, означает? Неужели то, что и настоящее торжество наше в честь Христу воскресшему, что наши хвалы и песнопения Ему, что взаимные наши приветствия и лобызания друг друга, останавливаются на одной только внешности, но во глубину души не проникают, а в самой жизни обнаруживаются поступками, с духом Христовым вовсе несогласными?

Означает то, что хотя мы подлинно веруем Христу воскресшему и своему в Нем воскресению, но силы грядущего века, сим воскресением проповедуемого, не только добре не вкусили, но и концем устен своих не изведали. Положение опасное! Оставаться в нем безвыходно, значило бы осудить себя на верную погибель. К счастию, есть верное средство выдти из него, и это ни для кого из нас не поздно. Только надобно спешить, и приступить к делу решительно, не колеблясь и не останавливаясь в пути. Средство это указывает богопросвещенный учитель языков. Последуем его наставлению.

Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 1–5). Яко чада света ходите, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию, но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Ефес. 5:9; Рим. 13:13:14). Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle