Азбука веры Православная библиотека протоиерей Арсений Царевский Кафедра православного богословия и Православная церковь имп. Юрьевского университета

Кафедра православного богословия и Православная церковь имп. Юрьевского университета

Источник

До 1833 года Закон Божий совсем не преподавался ученикам православного вероисповедания в учебных заведениях Дерптского, ныне Рижского учебного округа. Не было преподавания православного богословия и в Дерптском, ныне Юрьевском, университете и кафедра сего богословия совсем не значилась в уставе Дерптского университета, действовавшем во всём университете до 1865 года.

На это важное обстоятельство обратил внимание управлявший министерством народного просвещения тайный советник граф Уваров при посещении им Дерптского учебного округа летом 1833 года. Возвратившись в Петербург, он тогда же поспешил довести это обстоятельство до Высочайшего сведения и с Высочайшего соизволения в июне 1833 года предложил попечителю Дерптского учебного округа наблюдать за тем чтобы «ректор Дерптского университета с этого времени требовал от студентов греческого вероисповедания свидетельство местного протоиерея о том, что они во время пребывания своего в университете занимались под руководством его изучением православного вероучения и выполняли все обряды и правила православной церкви». На этом основании тогдашним ректором университета Ф. Парротом уже в июле месяце сделаны были соответствующие распоряжения и в здании университета выставлено было следующее объявление: «Всем студентам, исповедующим греко-российскую веру, сим объявляется, что по учреждению Его Превосходительства и. д. министра народного просвещения тайного советника Сергея Семёновича Уварова благочинный здешней церкви будет обучать оных Закону Божию, а посему отныне все студенты сего вероисповедания при выпуске из университета должны представлять от сего благочинного свидетельство в том, что они слушали наставление его в законе и во всё продолжение академического своего курса выполняли обязанности и обряды церковные, для чего они заблаговременно должны предъявлять себя у сего благочинного». Вместе с этим граф Уваров озаботился утверждением своего распоряжения о преподавании Закона Божьего в законодательном порядке. В октябре 1833 года он вошёл в комитет министров с докладной запиской, в коей сообщал, что при посещении учебных заведений в Дерптском учебном округе он обратил внимание на то, что в них нет преподавания Закона Божьего для детей русских родителей и что никакого содержания преподавателям Закона Божьего в них не назначено. В журнале комитета министров по содержанию сей записки Государь Император 31 октября 1833 года всемилостивейше повелеть соизволил: «С введением преподавания религии для исповедующих греко-российскую веру в число учебных предметов учебных заведений Дерптского учебного округа, именно: Дерптского университета и Рижской и Ревельской гимназий, – для научения в религии русского юношества, обучающегося в сих учебных заведениях, назначить преподавателей из местного духовенства и до установления штата выдавать из сумм государственного казначейства жалованье первому 1.000 руб., а последними двум по 600 руб. ежегодно». Настоящее Высочайшее повеление было заслушано в собрании совета Дерптского университета 25 ноября 1833 года, причём совет постановил «всепокорнейше просить архиепископа Псковского и Лифляндского Мефодия благоволить назначить законоучителя для юношества здешнего греко-российского исповедания и объявить имя его, здешнему университету».

Ходатайство о сем было послано архиепископу Мефодию ректором университета Ф. Парротом 5 декабря 1833 года за № 453. Но уже 7 декабря совет несколько видоизменил вышеизложенное постановление, ибо Ф. Паррот в новом ходатайстве от 9 декабря 1833 года за № 463, упомянув о первом ходатайстве, писал преосвященному Мефодию: «В заседании совета от 7 декабря члены оного заблагорассудили вторично принять в уважение сей предмет и положили сим представить Вашему Высокопреосвященству покорнейшую свою просьбу, если должно избирать одного из здешних священников, благоволить утвердить в сей должности священника Петра Яковлева Карзова. Оный состоял уже 10 лет священником при здешней церкви и известен многим членам сего университета как по кроткому его нраву и ревностной службе, так и по отличной его способности в наставлении Закону Божию и, как духовник, снискал у знатнейших прихожан сего города любовь и уважение, чему, если Ваше Высокопреосвященство потребуете, он представит свидетельство. На основании сих причин университет желает именно сего священника в законоучители для юношества сего города, коего доверенностью он в высокой степени пользуется, что столь важно в должности сего рода, почему и просит Ваше Высокопреосвященство благоволить утвердить его в сей должности». Архиепископ Мефодий удовлетворил желание совета и законоучителем университета назначил второго священника Дерптской Успенской церкви Петра Карзова, окончившего курс Псковской духовной семинарии в 1823 году со званием студента семинарии, о чём уведомил совет отношением от 8 января 1834 года за № 14. В то же время указом Псковской духовной консистории, согласно с ходатайством управлявшего министерством народного просвещения графа Уварова, предписано было священнику Карзову доставить в департамент народного просвещения программу преподавания Закона Божьего по возложенной на него должности. Программу эту под заглавием: «План преподавания греко-российской религии в Дерптских казённо-учебных заведениях» священник Карзов представил в совет университета для доставления по назначению. По рассмотрении его в совете, план этот признан был сообразным с целью преподавания как в университете, так и в училищах юношам греко-российского вероисповедания и с этим заключением препровождён попечителю Рижского учебного округа для представления г. управляющему министерством народного просвещения. Последний со своей стороны признал план священника Карзова для означенной цели удовлетворительным и, как уже одобренный университетским начальством, утвердил его 15 февраля 1834 года за № 1526, причём распределение часов как в университете, так и в училищах предоставил распоряжению ректора университета.

«План преподавания греко-российской религии» священника Карзова не сохранился при делах университета, и мы лишены, к сожалению, возможности знать, с каким успехом он применялся к немногочисленным слушателям его в университете. А что слушателей этих было немного и что они не были приучены к слушанию уроков по Закону Божьих, видно из того, что уже в 1841 году ректор университета, по распоряжению высшей власти, требовал объяснения от вновь назначенного с 1838 года законоучителя протоиерея Фёдора Березского, почему он не преподаёт Закон Божий в университете. Ректор писал именно о. Березскому следующее: «Господин обер-прокурор Св. Синода уведомил г. министра народного просвещения о полученном им донесении от Рижского епископа о том, что последнему дошло до сведения частным образом, что при здешнем университете для студентов православного исповедания не читается Закон Божий определённым для этого предмета учителем, почему он короче о том осведомлялся и узнал, что Ваше Высокопреподобие действительно не преподаёте в университете Закон Божий по причине малого числа студентов православного исповедания, а потому по предписанию г. министра народного просвещения требуется от университета объяснение по сему предмету. Вследствие чего совет просит Ваше Высокопреподобие доставить сюда письменное объяснение по вышеизложенному предмету, особенно о том, были ли приглашаемы Вами упомянутые студенты к слушанию тех лекций посредством письменного объявления, выставляемого на чёрной доске в каждом полугодии, и являлись ли к Вам по таковому приглашению желающие участвовать в сем преподавании Вашем». В ответ на это требование о. Березский заявил, что «он не преподавал Закона Божия в университете за ожиданием распоряжения по сему предмету самого университета, не зная постановлений приглашения к слушанию лекций через объявление на чёрной доске, не делал таких объявлений, во всём полугодии, хотя таковое объявление на чёрной доске им и сделано, но по сие ещё время ни один студент не изъявил желания слушать лекции». После этого совет университета со своей стороны на чёрной доске вторично объявил студентам православного исповедания существующее с 1833 года предписание, чтобы «они при выступлении из университета представляли от законоучителя свидетельство в том, что обучались у него Закону Божьему и во всё время посещения ими университета исполняли все обязанности церкви для точного по нему исполнения».

Благодаря принятым мерам, с этого времени преподавание Закона Божия в университете получило более правильную постановку. Начиная со второго семестра 1842 года, в ежегодных «Обозрениях лекций» рядом с факультетскими науками обозначаются также и уроки по Закону Божию для православных студентов. До 1851 года для этого посвящалось 2 часа в неделю, причём преподавались: догматическое богословие по руководству священника Терновского, и церковно-библейская история под руководством Московского митрополита Филарета и Архимандрита Иннокентия. С 1843 до 1847 года сверх этих предметов преподавалось также объяснение литургии по руководству Дмитриевского при тех же 2-х часах в неделю.

С 1850 года правительство проявило особенную заботливость в деле улучшения постановки преподавания Закона Божия и возвышения положения православного законоучителя в Юрьевском университете. Так отношением от 26 февраля 1850 года за № 820 товарищ министра народного просвещения сообщал попечителю Дерптского учебного округа, что Государь Император в справедливом внимании к преподаванию Закона Божия, как единственно твёрдой основы каждого знания, Всемилостивейше повелеть соизволил: «наблюдать тщательную заботливость, чтобы места законоучителей во всех учебных заведениях, начиная от университета до элементарных школ, были занимаемы лицами, проникнутыми убеждением в святости их призвания, дабы они с теплом веры и терпением любви внедряли в умы юношей и детей св. истины христианства и посеяли в сердцах их семена добродетели, чего они должны достигать не словом только, но и назидательным примером своего собственного поведения». В этих же видах была расширена сфера преподавательской деятельности православного законоучителя в Дерптском университете, повышен его учебный ценз и положение его уравнено с положением остальных профессоров университета. По сношении с обер-прокурором Св. Синода, министерством народного просвещения предписано было, с целью введения однообразной программы преподавания Закона Божия православному юношеству высших учебных заведений, употреблять при преподавании Закона Божия в качестве руководства книгу под заглавием: «Догматическое богословие православной католической восточной церкви, составленное ректором Киевской семинарии архимандритом Антонием», причём преподавателям вменялось в обязанность «при преподавании соображаться с тою степенью образования, на которой поставлены воспитанники высших учебных заведений по прочим преподаваемым им предметам». В том же 1850-м году было объявлено министром народного просвещения следующее Высочайшее повеление:

1. «Преподавание философии для студентов православного исповедания в Дерптском университете ограничить логикою и опытною психологией, и чтение лекций по этим наукам поручить профессору богословия, который имеет быть назначен на эту должность по соглашению министерства народного просвещения с духовным правительством православной церкви, причём остальные студенты должны слушать курс логики и психологии по-прежнему у светского профессора.

2. Профессора богословия, на которого будет возложено преподавание логики и психологии, сравнять относительно содержания с ординарными профессорами и уплачивать также ему присвоенный должности профессора квартирный оклад, если он не живёт в церковном доме или не занимает казённой квартиры.

3. Вызываемый этим расход ежегодно покрывать из экономических сумм департамента министерства народного просвещения.

4. Программу преподавания логики и психологии для студентов православного исповедания утвердить по соглашению духовного начальства с министерством народного просвещения».

Изложенное Высочайшее повеление г. министр предписывал исполнить в ближайшем семестре, причём присовокуплял, что о назначении духовного лица для преподавания тех наук, равно как и об утверждении программы для них он уже вошёл в сношение со Св. Синодом.

Согласно с этим повелением на должность профессора православного богословия, логики и эмпирической психологии в Дерптском университете уже в начале второго семестра 1850 года был назначен магистр богословия С.-Петербургской духовной академии П.П. Алексеев. Тогда же были присланы в университет для руководства одобренные Св. Синодом подробные программы логики и опытной психологии, причём предписывалось, согласно с распоряжением Св. Синода, чтобы лекции, составленные по этим программам, по истечении каждого года были представляемы установленным порядком в Св. Синод. В видах наиболее полной характеристики преподавания, приведём здесь в самых общих чертах эти весьма обширные программы.

Программа логики:

Введение.

Предмет логики.

Точка логического воззрения на мышление.

Отношение логики к наукам вообще и к психологии в частности.

Практическое применение её к жизни.

Деление логики на теоретическую и практическую части.

I. Теоретическая часть:

а) о начале мышления,

б) о законах и

в) о формах мышления.

II. Практическая часть:

а) о познании опытном и

б) о познании умозрительном.

Что касается пособий при изложении логики, то о них замечено, «что по неудовлетворительности и большей частью ложному направлению известных (собственно германских) сочинений по сему предмету, можно пользоваться весьма немногими из них и то по частям, в чём какое оказывается более основательным».

Программа опытной психологии:

Введение.

Понятие опытной психологии.

Понятие о душе.

План опытной психологии.

Часть первая. Жизнь животная.

Отделение первое. Сила познавательная в животной жизни.

Гл. I. Внешнее непосредственное воззрение или внешние чувства.

Гл. II. Образование представления.

Гл. III. Память.

Гл. IV. Воспроизведение.

Гл. V. Воспоминание.

Гл. VI. Начатки самодеятельности.

Отделение второе. Желательная сила в животной жизни.

Гл. VII. Инстинкт.

Гл. ѴIII. Желание.

Отделение третье. Сила чувствований в животной жизни.

Гл. IX. Общее понятие о сердечных чувствах.

Гл. X. Чувствования телесные и инстинктивные.

Часть вторая. Жизнь разумная.

Отделение первое. Сила познавательная в разумной жизни.

Гл. I. Сознание.

Гл. II. Разум в сфере образности или фантазии.

Гл. III. Разум в сфере отвлечённости.

Гл. IV. Рефлексия сознания.

Гл. V. Совершенства разума или таланты.

Отделение второе.

Гл. I. Чувственность и эгоизм.

Гл. II. Усиленные обнаружения эгоизма – настроенности, наклонности, страсти.

Гл. III. Страсти к грубым телесным удовольствиям.

Гл. IV. Любостяжание.

Гл. V. Страсти душевные.

Гл. VI. Желательная сила под преобладающим влиянием фантазии.

Гл. VII. Расчётливая деятельность желательной силы в пределах разумной жизни.

Отделение третье. Сила чувствований в разумной жизни.

Гл. I. Коренные чувства природы разумной.

Гл. II. Сердечные волнения, или потрясения (affectus).

Гл. III. Виды чувства приятного под влиянием разума.

Гл. IV. Виды чувства неприятного под влиянием разума.

Часть третья. Жизнь умная или духовная.

Отделение первое. Ум (ratio), как сила созерцательная.

Гл. I. Настоящее состояние ума.

Гл. II. Обнаружение ума в познавательной силе.

Гл. III. Стремление к бесконечному путём знания.

Гл. IV. Непосредственность убеждений ума или вера ума.

Отделение второе. Обнаружение ума в деятельной силе.

Гл. I. Воля.

Гл. II. Свобода.

Гл. III. Цель свободной воли.

Гл. IV. Высшее обнаружение свободной воли.

Отделение третье. Обнаружение ума в сердечной жизни.

Гл. I. Чувства, возбуждаемые стремлениями ума.

Гл. II. Энтузиазм.

Гл. III. Стремление сердца к бесконечному.

Заключение.

Прибавление. О различных состояниях души, зависящих от связи её с телом.

Гл. I. О возрастах.

Гл. II. О полах.

Гл. III. О темпераментах.

Гл. IV. О состоянии сновидений.

Гл. V. Краткие понятия о душевных болезнях.

В конце первого семестра 1851 г. присланы были также утверждённые Св. Синодом и выработанные Московской духовной академией программы по нравственному богословию и по церковной истории для руководства при преподавании этих наук в Дерптском университете, причём и относительно этих наук сообщалось, что Св. Синодом поручено епархиальному начальству тщательно следить за преподаванием их и по окончании курса требовать от преподавателя составленные им по сказанным программам и читанные лекции и, по предварительном рассмотрении последних, представлять своё мнение Св. Синоду. Вместе с сим попечителем Дерптского учебного округа предписывалось:

1) строго следить за тем, чтобы лекции профессора богословия посещались всеми православными студентами университета,

2) чтобы при семестровых экзаменах студенты эти сдавали экзамен и по богословию и

3) чтобы пред допущением к выпускным испытаниям студентами представлялось удостоверение в том, что они прилежно посещали лекции по богословию и на экзамене получили удовлетворительную отметку по нему.

Таким образом на профессора православного богословия возлагалось преподавание целого круга обширных наук, именно: догматического богословия, нравственного богословия, церковной истории, логики и психологии под непосредственным контролем епархиального начальства и Св. Синода. До 1860 года для изложения их профессор богословия употреблял обыкновенно 8 часов в неделю, как это видно из семестровых «Обозрений лекций». Из 18-ти семестров, протекших за это время, он преподавал догматическое богословие в течение семи семестров при 5 ч. в неделю, нравственное богословие в течение семи семестров при 5 ч. в неделю, церковную и библейскую историю в течение 8 семестров при 5 ч. в неделю, логику в течение 6 семестров при 3 ч. в неделю и психологию в течение 8 семестров при 3-х часах в неделю. Догматическое богословие читалось обыкновенно по руководству архимандрита Антония, нравственное богословие по руководству архимандрита Платона или по собственным запискам, церковная и библейская история по руководствам Филарета, митрополита Московского, архимандрита Иннокентия и Филарета, арх. Черниговского, священника Богданова и прот. Богословского, логика и психология читались по собственным запискам, составленным по утверждённым Св. Синодом программам. Сверх сего в течение некоторого времени на профессора православного богословия возлагалось также чтение курса по церковному законоведению для студентов юридического факультета. Об этом преподавании г. обер-прокурор Св. Синода ещё в апреле 1851 года сообщал архиепископу Рижскому и Митавскому следующее: «Из предметов богословского курса, по отзыву министра народного просвещения, предназначено обучать православное юношество в университетах, главном педагогическом институте и лицеях догматическому и нравственному богословию, церковной истории, а в университетах церковному законоведению, с отнесением впрочем обязанности слушать последнее только к студентам юридического факультета». Доводя это сообщение до сведения совета университета, профессор богословия о. Алексеев заявлял, что он считает себя обязанным в курсе богословских наук читать ещё науку церковного законоведения, относящуюся непосредственно к юридическому факультету, причём просил совет сделать по сему предмету зависящее распоряжение. В ответ на это совет просил о. Алексеева «сделанное им предложение о распоряжении со стороны совета касательно предстоящего чтения лекций церковного правоведения принадлежащим к юридическому факультету студентам православного исповедания приостановить до воспоследования от высшего университетского начальства предписания по сему предмету». Вероятно, предписание это было благоприятно для заявления профессора о. Алексеева, потому что из «Обозрения лекций» за 1852 год видно, что уже в I семестр этого года им объявлен был курс по церковному законоведению, 3 ч. в неделю. После этого церковное законоведение читалось им ещё в течение 4-х семестров: в 1856 г. (1 сем.), 1858 г. (2 сем.), 1860 г. (1 сем.), 1862 г. (1 сем.) при 3 ч. в неделю по руководству «Записки по церковному законоведению» Киевского протоиерея И. Скворцова.

С 1857 года к слушанию лекций по православному богословию в университет были допущены также и православные студенты Дерптского ветеринарного института с уплатой причитающегося с них гонорара в пользу профессора православного богословия.

Из вышеизложенного видно, что профессор православного богословия в Дерптском университете и по правам, предоставленным ему Высочайшим повелением 1850 года, и по важности и сложности, возложенных на него многочисленных обязанностей, бесспорно, должен был занять среди профессоров сего университета равноправное положение. Но несмотря на это, профессорская корпорация вместе с ректором университета обнаружила некоторое колебание в усвоении ему даже наименования профессора и долгое время не находила возможным допускать его к участию в собраниях университетского совета. Только после категорических предписаний высшего начальства профессору православного богословия в Дерптском университете был присвоен титул профессора и он допущен был в университетский совет в качестве равноправного члена. Ещё в декабре 1850 года ректор университета заявлял попечителю Дерптского учебного округа, что наименование вновь назначенного и имеющего степень магистра доцента православного богословия профессором является несогласным с § 66 устава Дерптского университета, по коему «все ординарные профессора одного отделения составляют особое сословие и всякий из них должен иметь докторское достоинство». Об этом недоумении г. ректора г. попечитель довёл до сведения г. министра народного просвещения, который в ответ на это в предложении от 30 декабря 1850 года за № 12424 на имя г. попечителя писал, что «на основании Высочайшего повеления, сообщённого совету 5 июля 1850 года за № 992, назначенный в Дерптский университет для преподавания студентам православного исповедания богословия, логики и психологии магистр Алексеев должен носить титул: профессор богословия и философии для студентов православного исповедания, потому что допускаемое при этом отклонение от § 66 устава Дерптского университета нередко, по Высочайшему повелению, имело место и раньше относительно иностранцев, которые, получив учёную степень заграницей, по существующим в государстве законам, не могли пользоваться присвоенными им правами, и потому всякий раз вступали в учёное сословие Дерптского университета не иначе, как с Высочайшего разрешения, испрошенного через комитет министров». Сообщая об этом, г. попечитель просил совет Дерптского университета «сделать соответственное распоряжение о присвоении магистру Алексееву вышеупомянутого должностного титула и в лекционном каталоге, по примеру прочих университетов, ставить его, как не принадлежащего к факультетам, вначале, впереди факультетов». Последняя часть этого распоряжения, однако, никогда не была исполнена.

В начале 1860 года произошло существенное изменение в обязанностях профессора православного богословия в Дерптском университете. Высочайшим повелением от 22 февраля сего года он освобождался от обязанности читать логику и психологию студентам православного исповедания, преподавание сих наук восстановлялось на прежних основаниях, причём за профессором богословия сохранялись все права и содержание ординарного профессора. С этого времени профессор богословия стал преподавать только догматическое и нравственное богословие, библейскую и церковную историю, употребляя 3 ч. в неделю на догматическое или нравственное богословие и 3 часа на библейскую или церковную историю.

Около этого же времени, именно, в январе 1863 года ректором Дерптского университета сделана была более серьёзная попытка поколебать значение кафедры православного богословия в этом университете. Он обратился, именно, к г. попечителю Дерптского учебного округа с обширной запиской, в которой, ссылаясь на то, что православных студентов в Дерптском университете очень мало, что лекции по богословию они посещают неисправно, к экзамену по богословию являются редко, просил его о разрешении считать посещение лекций по богословию необязательным для студентов православного исповедания, тем более, добавлял он при этом, что и в других университетских городах раздаются, насколько ему известно, голоса против обязательного посещения студентами университетов лекций по богословию и что в Дерптский университет поступают молодые люди из учебных заведений Дерптского учебного округа, в которых они уже прошли полный курс Закона Божьего. Попечитель округа граф Кайзерлинг вполне согласился с этими соображениями ректора университета и со своей стороны просил г. министра народного просвещения признать посещение лекций по богословию необязательным для православных студентов университета. В ответ на это департамент министерства народного просвещения уведомил г. попечителя 14 марта 1863 года за № 2162, что г. министр приказал ждать предстоящего утверждения нового университетского устава.

В 1865 году был объявлен новый устав Дерптскаго университета, 12-м параграфом коего кафедра православного богословия была введена в ряд других университетских кафедр, и профессору сего богословия по новому штату присвоено содержание ординарного профессора и 500 руб. за исправление церковных треб. Занимавший тогда эту кафедру протоиерей Алексеев воспользовался этим для осуществления другого своего права, которого дотоле он был лишаем, именно, права на участие в собраниях совета в качестве равноправного члена оного. С этой целью он обратился к г. ректору университета со следующей докладной запиской: «Рассмотревши новый устав нашего Дерптского университета, я не нашёл в нём никакого замечания, чтобы профессор православного богословия освобождался от обязанности участия в заседаниях совета университета; между тем по § 27 устава „все профессора как ординарные, так и экстраординарные“ должны быть в совете. Посему опасаясь подвергнуться с одной стороны ответственности за неисполнение лежащей на мне, как на профессоре, обязанности, с другой стороны нареканию за пренебрежение усвоенным мне правом, – тем более, что во время своей службы в университете я на опыте убедился, как вредно для занимаемой мною кафедры то отчуждение, в котором держит меня совет, – решаюсь обратиться к Вашему Превосходительству с настоящим представлением и покорнейше прошу приглашать меня в заседания университетского совета. При этом для устранения недоумений признаю нужным почтительно объяснить Вашему Превосходительству:

1) что профессора православного богословия нельзя устранять от участия в совете на том основании, что в § 27 устава сказано: „все ординарные и экстраординарные профессора университета“ а профессор богословия называется категорически: „профессор“. во-первых, потому, что в иных российских университетах профессор кафедры православного богословия с этим же наименованием участвует в заседаниях совета, во-вторых, и потому, что при первоначальном определении профессора богословия в Дерптский университет он определён с правами ординарного профессора, подобно другим российским университетам;

2) неудовлетворительные причины, по которым в 1851 и 1852 годах устраняли православного профессора богословия от участия в заседаниях совета университета, теперь не могут иметь никакого значения: во-первых, потому что круг действий совета расширен, а не ограничивается рассмотрением одних только программ и учебных планов, во-вторых, потому что рассмотрение специальных программ и планов преподавания принадлежит факультетским заседаниям: в-третьих, потому что совершенно нельзя даже и предположить, чтобы в совете университета было рассуждаемо о чём-нибудь в противность каждой народности и каждого вероисповедания и чистоте нравственности, а потому нельзя и предположить, чтобы профессору православного богословия по тому единственно, что он русский православный – это самое служило препятствием к участию в университетском совете». Но не так думали об этом ректор университета и совет во главе с попечителем округа графом Кайзерлингом. «На отношение Вашего Высокопреподобия от 30-го минувшего мая, – так писал ректор университета протоиерею Алексееву, – в котором Вы изъясняете желание быть приглашаемым к заседаниям университетского совета, имею честь уведомить, что за неимением законного основания, я не считаю себя вправе уклониться от порядка, соблюдавшегося со времени существования при Дерптском университете должности профессора православного богословия, вследствие чего я лишён возможности удовлетворить Вашему желанию». Протоиерей Алексеев обратился тогда с подобным же ходатайством к попечителю Дерптскаго учебного округа графу Кайзерлингу. Последний вполне согласился с мнением ректора о том, что в уставе не имеется основания приглашать профессора богословия в собрания совета, так как по 27 § этого устава совет составляют только ординарные и экстраординарные профессоры, а профессор богословия не принадлежит ни к тем, ни к другим и стоит отдельно от них. Но в виду того, что в остальных университетах профессоры богословия, стоящее также отдельно от прочих профессоров, принимают участие в совете и что из соображений, с которыми устав Дерптского университета был внесён в Государственный Совет г. министром народного просвещения, видно, что также в этом последнем имелось в виду сохранить за профессором богословия Дерптскаго университета все прерогативы ординарного профессора, попечитель счёл долгом довести об этом до сведения г. министра с просьбой разрешить этот вопрос законодательным порядком, причём выражал желание, чтобы установлены также были условия назначения (Qualification) профессора богословия, к которому не применимы §§ 46, 47 и 48 Дерптского устава, излагающее правила выбора и назначения прочих профессоров университета. На это г. управляющей министерством народного просвещения в предложении от 14 июля 1865 года за № 5748 сообщал, что «при обсуждении проекта общего университетского устава в Государственном Совете вопрос этот уже был подвергнут обсуждению и разрешён в том смысле, что, хотя профессор православного богословия не принадлежит ни к одному факультету, однако нет основания исключать его из состава совета». В виду этого именно обстоятельства § 47 общего университетского устава, который первоначально был изложен так, что университетский совет состоит из ординарных и экстраординарных профессоров всех факультетов, был редактирован в настоящем виде, т. е., с исключением слов „всех факультетов“, вследствие чего профессор богословия во всех университетах принадлежат к членам университетского совета и пользуются содержанием ординарных профессоров. А так как устав Дерптского университета в главных основах приведён в согласие с общим университетским уставом и соответствующая редакция § 24 Дерптского устава во всём согласна с § 37 общего университетского устава, то на этом основании и также после бывших уже в Государственном Совете рассуждений профессор православного богословия в Дерптском университете, пользующийся содержанием ординарного профессора, должен быть допущен к участию в заседаниях университетского совета наравне с ординарными профессорами, причём совету Дерптского университета предписывалось привести это распоряжение в исполнение.

Что же касается установления правил относительно (квалификации) назначения на должность профессора православного богословия и порядка избрания его, то г. управляющий министерством присовокупил, что он не видит необходимости в установлении этих правил, так как профессоры православного богословия не изъяты от избрания советом университета и от требований общего университетского устава, следовательно, и от содержащихся в §§ 46, 47 и 48 Дерптского устава правил и именно тем менее, так как по этому последнему в экстраординарные профессоры могут быть назначаемы также магистры и кроме того во всех университетах, не исключая и Дерптского, профессоры богословия не иначе должны быть назначаемы, как по предварительном сношении со Святейшим Синодом, и потому и назначение каждого лица на упомянутую должность будет зависеть сначала от предварительного решения совета университета и начальства округа и затем от окончательного соглашения министра народного просвещения с духовным ведомством.

Изложенное предписание г. управляющего министерством народного просвещения совет подвергнул обсуждению в заседании 25 августа того же года, при чём, за исключением профессоров Бунге, Розберга, Эдельмана и ректора, подавших особое мнение, постановил образовать комиссию из профессоров Руммеля, Энгельмана, Бульмеринга, Г. Эттингена и Ширена для разработки вопроса об участии профессора православного богословия в совещаниях и решениях совета и о последствиях, вытекающих из этого участия.

Хотя постановление это не было утверждено г. попечителем, заявившим, что предписание г. управляющего министерством народного просвещения прислано им в совет для исполнения и что он поэтому находит неудобным подвергать его обсуждению, тем не менее, упомянутая комиссия составила обширный доклад по данному ей поручению, который и был заслушан в ближайшем заседании совета. В этом докладе после предварительных справок о порядке назначения профессоров богословия, о малочисленности православных студентов и о бесплодности усилий правительства поднять значение кафедры православного богословия, заявляется, что устав Дерптского университета решительно не допускает неограниченного привлечения профессора православного богословия к участию в совете, что православное богословие по этому уставу стоит как дисциплина, отрешённая от академического организма наук (als еіnе aus dem akademischen Organismus der Wissenschaften ausgeschiedene Disciplin), что профессор богословия вместе с католическим священником скорее должен принадлежать не к первой, а к третьей группе учебного персонала, указанного в § 45 устава, и что из безусловного допущения его к совету следовало бы:

1) для него самого неудобное положение принадлежать по своей квалификации к экстраординарным профессорам, а по содержанию и правам к ординарным без обладания важнейшею частью этой прерогативы и

2) для совета – затруднение иметь долг исполнить закон, содержащийся в уставе, и быть лишённым возможности исполнить его.

По мнению комиссии ещё возможно было бы рассуждать об условном допущении профессора православного богословия в университетский совет с совещательным голосом по делам его кафедры, но этому препятствует вышеупомянутое категорическое предписание г. Управляющего министерством народного просвещения. Доклад оканчивался предложением доложить г. попечителю об указанных затруднениях к привлечению профессора православного богословия к участию в совете с просьбой принять меры к охране интересов университета и к предоставлению совету возможности добросовестного исполнения закона. Совет принял этот доклад и вместе со своим постановлением препроводил к г. попечителю Дерптского учебного округа, по последний уведомил совет, что после категорического предписания г. управляющего министерством народного просвещения он считает вопрос исчерпанным и находит неудобным снова возвращаться к нему. При этом г. попечитель заметил, что профессора православного богословия нельзя относить наряду с католическим священником к третьей группе университетского учебного персонала, ибо ему присвоены все права ординарного профессора, равно как и православное богословие должно быть обозначаемо не «как отрешённая от академического организма наука, но как ни к одному факультету не приуроченная, но всем факультетам для студентов православного исповедания принадлежащая дисциплина» (Desgleichen muss ich berichtigend hinzufügen, dass die orthodoxe Theologie nicht «als eine aus dem akademischen Organismus der Wissenschaften ausgeschiedene Disciplin» sondern als eine niht iu eine Facultät eingeordnete, aber sämtlichen Facultäten für die Studierenden orthodox-griechischer Confession beigeordnete bezeichnet werden muss).

Как упомянуто было выше, попечителем Дерптского учебного округа ещё в 1851 году предписывалось строго следить за тем, чтобы православные студенты исправно посещали лекции по богословию и своевременно держали экзамен по нему. Но начальством университетским, по-видимому, не было принято надлежащих мер к упорядочению этого дела, ибо ещё в начале января 1860 года протоиерей Алексеев заявлял совету, что, в виду особого положения кафедры православного богословия в университете, необходимо сделать в правилах для студентов некоторые особые замечания, а именно:

1) Нужно сделать замечание на Studiumplan’ax всех факультетов и на всех Belegbogen’ax, что студенты православного исповедания, кроме факультетских предметов, обязаны ещё выслушать четыре богословских предмета: историю:

а) библейскую,

б) церковную,

и богословие:

а) догматическое,

б) нравственное.

Без этого, как показывает опыт, некоторые студенты православного исповедания совершенно не слушают богословских предметов.

2) Обязать студентов при начале семестра предъявлять свои Belegbogen’ы профессору православного богословия, пока не выслушают всех богословских предметов, о чём и делается профессором надпись в Belegbogen’е, и после студенты освобождаются от обязанности предъявлять ему их.

3) В начале каждого семестра профессору православного богословия сообщается список всех православных студентов, поступивших в университет.

4) Студенты, поступающие в университет из других университетов или высших учебных заведений, или должны слушать богословские предметы в нашем университете или должны представить специальное свидетельство о прослушивании их в другом университете и сдаче в них удовлетворительного экзамена.

5) Для облегчения студентам слушания лекций богословия и экзамена по оным, не требовать от них, чтобы они слушали их непременно в первые два семестра своего курса, но предоставить им свободу выбирать по удобству время для слушания лекций, только бы все они были выслушаны в продолжение курса, а также чтобы и экзамен по прослушивании оных могли сдавать в том семестре, когда призна́ют удобнейшим, только прежде окончательного экзамена, к которому они не должны быть допускаемы прежде экзамена из богословия.

Однако советом не было принято мер к исполнению этих пожеланий профессора православного богословия, как это видно из того, что уже в 1869-м году последний снова писал совету следующее: «Мною замечено, что некоторые из православных студентов университета совершенно не слушают лекций православного богословия и не делают экзамен по нему, а иные, не слушая лекций, являются только сдавать экзамен из богословских предметов и почти всегда в то время, когда они уже сдали экзамены из факультетских предметов, извиняясь, что они не знали о необходимости слушать богословие и делать экзамен по нему, и являются на оный с весьма слабым приготовлением, чрез что поставляют профессора в затруднение или, отказывая им в экзамене, препятствовать окончанию курса или, снисходя к их обстоятельствам, пропускать их на экзамене со слабыми познаниями, опасаясь подвергнуться нареканию в пристрастии.

Для предупреждения этих неудобств я признаю необходимым почтительнейше просить совет университета сделать распоряжение:

1) Чтобы в правилах для студентов, при обозначении предметов, которые обязан слушать всякий студент и из каких должен сдавать экзамен, было прибавлено также, что православные студенты обязаны слушать и делать экзамен из догматического и нравственного богословия и церковной истории.

2) Чтобы на экзаменах этих предметов присутствовал кто-либо из профессоров или преподавателей университета в качестве депутата.

3) Так как кафедра православного богословия не отнесена ни к одному факультету и не имеет декана, то чтобы профессору православного богословия в начале каждого семестра сообщаем был именной список православных студентов университета и о выходе кого-либо из них из университета также ему давалось сведение».

Совет университета в заседании 27 сентября того жe года отклонил эту просьбу протоиерея Алексеева, но попечитель Дерптского учебного округа, на решение которого поступило это дело, признал её вполне основательной и распорядился, чтобы экзамены из богословских предметов для православных студентов производить два раза в семестр и чтобы ассистентом на них административным путём назначался кто-либо из профессоров университета православного исповедания. В данном случае был назначен г. попечителем для присутствия на экзамене по богословию профессор Котляровский.

Однако ещё долго после этого в Дерптском университете не были выработаны определённые правила относительно порядка производства экзаменов по богословию, даже не было определено, к какой группе экзаменов должно быть отнесено богословие. На это обратил внимание, по одному частному случаю, г. попечитель Дерптского учебного округа тайный советник Капустин в 1886 году. В предложении на имя совета от 15 ноября сего года за № 6280 он писал: «На основании § 12 устава университета богословие есть предмет обязательный для всех студентов православного исповедания. Поэтому необходимо определить, в какой срок обязаны студенты держать из него экзамен, и ввести его в составе той или другой группы наук, смотря по факультетам. Студента, подвергающегося тому испытанию, в составе которого входит богословие, и не выдержавшего экзамена из сего последнего, следует считать не выдержавшим данного испытания, и он не может быть допускаем к следующему экзамену. Богословие необходимо внести в общий экзаменационный лист студента и обязанность следить за тем, выдержал ли студент испытание из оного, должна быть возложена на деканов. На основании сказанного имею честь покорнейше просить совет определить то место, которое должно занимать богословие для студентов православного исповедания в общем порядке экзаменов, и на будущее время наблюдать за тем, чтобы экзамен из богословия производился одновременно с теми науками, вместе с которыми оно входит в данную группу». Для выполнения изложенного предложения была избрана комиссия под председательством ректора университета из деканов четырёх подлежащих факультетов и протоиерея профессора Образцова, которой было поручено выработать правила для испытания, сдаваемого студентами православного исповедания из богословия. В марте 1887 года этой комиссией были представлены в совет следующие правила:

1) Испытания по православному богословию могут производиться не раньше сдачи первой половины или первой трети окончательного испытания на степень или после оной, при чём предполагается, что подлежащие обязательные лекции уже выслушаны. Для студентов медицины первою половиною испытания считается так называемый «философский экзамен».

2) Не выдержавший испытания из православного богословия не может быть допущен к последней части окончательного испытания (второй половины или последней трети).

3) В промежуток между означенными сроками студенты имеют право во всякое время подвергаться испытанию из православного богословия, когда факультеты собираются для производства окончательных испытаний.

4) Студенты фармации имеют подвергаться этому испытанию по прослушивании подлежащих обязательных лекций до сдачи экзамена на степень провизора и также в установленные медицинским факультетом сроки.

5) Заявления о желании подвергнуться испытанию из православного богословия должны быть подаваемы декану подлежащего факультета.

6) Если испытание окажется неудовлетворительным, то оно может быть повторяемо не раньше следующего срока.

Правила эти были одобрены советом и временно, в виде опыта, утверждены г. попечителем.

Относительно материального обеспечения кафедры православного богословия в Дерптском университете мы должны сказать, что она долгое время, согласно с Высочайшим повелением 1833 года о назначении на неё кого-либо из лиц местного духовенства, была соединяема с должностью священника при Дерптской Успенской церкви. Правда, уже через год после назначения на должность законоучителя при Дерптском университете священника упомянутой церкви Петра Карзова с жалованьем в 1.000 руб. в год, епархиальное начальство сделало попытку лишить последнего заведывания приходом и соединённых с ним доходов, предписав ему довольствоваться только одним казённым жалованьем от университета и церкви в размере 1.500 руб. в год. Не добившись от епархиального начальства отмены этого распоряжения, священник Карзов обратился к ректору университета Мойеру с просьбой о защите и восстановлении своих прав по приходу. Вследствие представления последнего, попечитель Дерптского учебного округа ходатайствовал пред министром народного просвещения о принятии мер к отмене этого распоряжения епархиального начальства. После соответствующего сношения министра народного просвещения с обер-прокурором Св. Синода, последовал в марте 1836 года указ Св. Синода, коим означенное распоряжение епархиального начальства, как неудобное, отменялось и как очередное богослужение, так и справление треб по приходу с соединёнными с ними доходами возлагались также на священника Карзова совместно со старшим священником Дерптской Успенской церкви.

Высочайшим повелением 1800 года профессор богословия сравнивался относительно содержания с ординарными профессорами, при чём повелевалось также уплачивать ему присвоенный должности профессора квартирный оклад, если он не живёт в церковном доме или не занимает казённой квартиры. По Высочайше утверждённому штату 1865 года профессору богословия, остававшемуся вместе и настоятелем Дерптской Успенской церкви, назначено было 2.400 руб. в год жалованья, подобно ординарным профессорам университета, и сверх этого наравне с университетским пастором 500 руб. в год за исправление церковных треб. По должности настоятеля означенной церкви он получал ещё 1.500 руб. жалованья в год при казённой квартире.

В августе 1891 года занимавший кафедру богословия профессор протоиерей Образцов обратился к Рижскому епархиальному начальству с прошением об увольнении его от должности настоятеля Дерптской Успенской церкви по болезни и об оставлении при одной должности профессора в Дерптском университете. Прошение это было уважено и с этого времени эти две должности, соединённые в течение 57 лет, были отделены одна от другой. Назначенный в 1892 году после протоиерея Образцова профессором богословия в Дерптском университете протоиерей А.С. Царевский был только причислен к Дерптской Успенской церкви сверх штата. В 1893 году к жалованью профессора православного богословия, по представлению университетского начальства, прибавлено 600 руб. в год за чтение лекций на русском языке и жалованье его, таким образом, сравнено с жалованьем ординарных профессоров прочих российских университетов. Кроме того, до 1893 года, со времени введения в Дерптском университете системы гонорарного вознаграждения, и профессор православного богословия получал с каждого православного студента гонорар за чтение лекций наравне с прочими профессорами, на основании вышеупомянутых Высочайших повелений 1850 и 1860 гг. и 56 § Высочайше утверждённого устава Дерптского университета, по коему «плата за слушание лекций составляет неотъемлемую собственность преподавателей по принадлежности». В 1893 году выдача этого гонорара была прекращена университетским начальством на основании § 28 правил для студентов Юрьевского университета, утверждённых г. министром народного просвещения 12 января 1893 года. Возникший при этом материальный ущерб профессора богословия не был, однако исправлен способом, указанным в циркуляре г. министра народного просвещения, от 25 июля 1885 г. за № 11411, посредством ассигнования особого гонорарного вознаграждения из специальных средств или из остатков от содержания личного состава, по примеру прочих университетов, каковой циркуляр издан был по поводу отмены гонорара за чтение лекции по богословию в сих университетах. Получивши в 1899 году от правления университета отказ в просьбе о восстановлении своего права на это гонорарное вознаграждение, профессор богословия протоиерей А.С. Царевский обратился с тем же ходатайством к г. министру народного просвещения, причём, обращая внимание г. министра на то, что материальное положение его, со времени отделения кафедры богословия от должности священника при Успенской приходской церкви, значительно ухудшилось, что он не имеет даже церковной квартиры, каковую имеет университетский лютеранский пастор, а между тем обязанности его с увеличением числа православных профессоров и студентов и с устройством православной церкви при университете значительно увеличились, просил или восстановить по-прежнему его право на гонорар, которого он лишён вопреки уставу университета и вышеупомянутым Высочайшим повелениям, или ассигновать взамен него особое гонорарное вознаграждение, по примеру прочих университетов. Г. управлявший министерством народного просвещения в октябре 1900 года тайный советник Зверев признал ходатайство профессора богословия заслуживающим уважения и предложил выдавать ему гонорарное вознаграждение в размере 1.000 руб. в год из остатков от содержания личного состава или из специальных средств университета. Предложение это было подтверждено распоряжением г. министра народного просвещения тайного советника H.И. Боголепова от 18 января 1901 года за № 1586, причём г. министр, не находя достаточных оснований к лишению профессора богословия этого вознаграждения, признал вполне справедливою выдачу ему этого вознаграждения в размере 600 руб. в год из указанного источника.

* * *

С 1889 года со времени введения в Юрьевском университете реформы по предначертаниям в Бозе почившего Царя Миротворца, Государя Императора Александра III число православных студентов и профессоров в этом университете стало быстро увеличиваться. Уже в 1892 году все профессорские кафедры на юридическом факультете, за исключением одной, были замещены лицами православного исповедания. Также на остальных факультетах все кафедры, становившиеся вакантными, замещались лицами православными, читавшими лекции на русском языке. В том же 1892 году православных студентов было уже более 100, а со времени открытия доступа в университет воспитанникам духовных семинарий число православных студентов значительно превысило 1.000. Всё это настойчиво выдвигало вопрос об устройстве, при Юрьевском университете православной университетской церкви, в которой все православные студенты, профессоры и служащие в университете могли бы удовлетворять свои религиозные потребности по примеру своих товарищей лютеранского исповедания, имеющих обширную университетскую кирху. Православный же храм в Юрьевском университете должен был служить в то же время наилучшим завершением и украшением реформы во всём университете, предпринятой по предначертаниям в Бозе почившего Императора Александра III. В этой необходимости иметь православный университетский храм лично убедился г. министр народного просвещения граф И. Д. Делянов в конце 1893 года при производстве им ревизии Юрьевского университета. Поэтому уже в 1894 году он исходатайствовал Высочайшее соизволение на отпуск из сумм государственного казначейства 2.150 руб. на устройство православной церкви при университете. Церковь эту решено было устроить в главном здании университета в двух залах 3-го этажа, занимаемых дотоле метрологическим кабинетом, переведённым отсюда в не менее обширные залы университетского здания муссы. Признано также было нужным посвятить её имени Св. Благоверного Князя Александра Невского в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III. Но ассигнованная сумма оказалась весьма недостаточной. Почти вся она издержана была на одно только устройство алтарной преграды и на приспособление упомянутых двух зал под устройство алтаря, храма и помещения для ризницы. Иконостасная преграда была сделана по заказу правления университета с.-петербургским столярным мастером Сеператовым из дуба с золочением некоторых мест за 900 руб. сер. Приспособление зал производилось под наблюдением университетского архитектора Гулеке. Всё остальное устройство церкви совершено было при помощи многочисленных, преимущественно московских благотворителей, всегда горячо отзывающихся на дело устройства и украшения православных храмов. Правление университета со своей стороны ассигновало для той же цели с разрешения попечителя Рижского учебного округа дополнительную сумму 600 руб. из специальных средств. Не оставил без вспомоществования дело устройства университетского храма и знаменитый пастырь, Кронштадтский протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев, приславший для этого 200 руб. сер. и две больших иконы препод. Сергия Радонежского и Божией Матери Скоропослушницы. Считаем долгом привести здесь список всех икон, сосудов, облачении и других церковных предметов, присланных разными благотворителями для Юрьевской университетской церкви или сооружённых на пожертвованные ими деньги.

1. 14 икон в иконостасе; из них 7 местных больших – Спасителя. Божией Матери, св. Кирилла и Мефодия, св. Александра Невского, св. Николая, св. Владимира и Ольги и Тайной вечери (над царскими вратами) и 7 малых: 4-х евангелистов, Архангела Гавриила, Божией Матери (все в царских вратах) и Бога Отца (вверху над иконостасом). Все эти иконы написаны в византийском стиле по золотому фону на цинковых досках художником Кохом за 500 руб. серебр., уплаченных г. Коху из 565 руб., присланных профессором Московского университета В.Ф. Снегирёвым и пожертвованных частью им самим, а частью собранных им от разных благотворителей.

2. 4 иконы, присланных художником Струковым от неизвестного жертвователя «бывшего студента» в память о воине Симеоне: св. Спиридония Тримифунтского в металлическом посеребрённом киоте, св. Священномученика Исидора Юрьевского и две аналойных иконы св. Спиридония Тримифунтского и св. Священномученика Исидора Юрьевского.

3. Запрестольный образ нерукотворного Спаса, писанный на полотне художником Маковским и доставленный профессором Юрьевского университета А.П. Губаревым.

4. Икона препод. Арсения Великого с дубовым киотом и бронзовою лампадою, устроенная на средства бывшего министра народного просвещения графа И.Д. Делянова.

5. Икона св. Николая Чудотворца с дубовым киотом и бронзовою лампадою к ней, устроенная на средства бывшего попечителя Рижского учебного округа Н.А. Лавровского.

6. Икона препод. Марии Египетской с дубовым киотом, устроенная на средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным.

7. Панихидный стол, пожертвованный бывшим директором департамента министерства народного просвещения H.М. Аничковым и действительным статским советником А.А. Камчатовым.

8. Две бархатных шитых золотом хоругви от высокопреосвященного Палладия митрополита С.-Петербурского.

9. Плащаница малинового бархата, шитая золотом и серебром.

10. Дарохранительница серебр. позолоч. с футляром.

11. Прибор св. сосудов (потир, дискос, звездица, лжица, ковш и две тарелочки) серебр. вызлащ.

12. Металлическое блюдо для благословения хлебов.

13. Евангелие напрестольное в серебр. позлащ. окладе.

14. Евангелие молебное в серебр. позлащ. окладе.

15. Крест напрестольный серебр. позлащ.

16. Дароносица серебр. позолоченная.

17. Пара брачных венцов металлич.

18. Крестильный ящик с принадлежностями.

19. Водосвятная чаша.

20. Кувшин для святой воды и кропило.

21. Два металлических блюда для антидора.

22. Кадило металлич.

23. Два полных священнических и дьяконских облачения из серебр. и зол. глазета.

24. Два причетнических стихаря.

25. Две пелены на аналогии.

26. 6 воздухов серебр. и золот. глазета.

Все эти предметы (№№ 9–26) пожертвованы по ходатайству г. товарища обер-прокурора Св. Синода тайного советника В. К. Саблера неизвестными московскими благотворителями и присланы через московского протоиерея Смирнова-Платонова.

27. 3 креста напрестольных серебр. позолоч.

28. Большое напрестольное Евангелие с сереб. позолоченною верхнею крышкою.

29. Евангелие напрестольное меньшее в серебр. позолоченной оправе.

30. Кадило серебр. позолоченное.

31. Кадило металлич.

32. Блюдо для благословения хлебов.

33. 11 полных священнических и дьяконских облачений.

34. Стихарь для псаломщика.

35. 5 шёлковых подризников.

36. 2 шёлковых илитона.

37. 18 воздухов.

38. 2 пелены на аналогии.

39. 1 пелена для образа.

40. 1 завеса на царские врата.

41. Плащаница малинового бархата, шитая золотом и серебром.

42. Два прибора свящ. сосудов сереб. позолоченных (2 потира, 2 дискоса, 1 звездица, 4 блюдца, 2 лжицы).

Все эти предметы (№№ 27–42) пожертвованы московскими монастырями через высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского, и доставлены при посредстве профессора Юрьевского университета С.М. Васильева.

43. Крест наперст. металлич. позолоченный.

44. Пасхальный трёхсвечник.

45. Кадило металлическое.

46. Дарохранительница большого размера серебр. вызлащ. с футляром.

47. Полный прибор св. сосудов серебр. вызлащ. (потир, дискос, звездица, два блюдца, ковш и лжица).

48. Копьё в металлич. позлащ. оправе.

49. Евангелие напрестольное в металлич. вызлащ. оправе.

50. 3 полных священнических и дьяконских облачения.

51. Одежда на св. престол и св. жертвенник шёлковая.

52. Завеса для царских врат шёлковая.

53. Шесть воздухов.

54. 2 лампады к местным иконам серебр. вызлащ.

55. 13 икон великих праздников, написанных в древнерусском стиле.

56. 12 икон лицевых святцев.

57. 3 шёлковых покрова на аналогии.

Все эти предметы (№№ 43–57) пожертвованы одним московским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным.

58. Икона Страстного Спасителя на жертвеннике.

59. 2 бронзовых лампады к местным иконам.

60. 1 металлич. подсвечник с фарфоровою свечою.

61. 6 лампад к иконам варшавского серебра вызлащ.

62. Траурное священническое и дьяконское облачение.

Эти предметы (№№58–2) устроены на 300 руб., присланных неизвестным московским благотворителем через присяжного поверенного Котлярова.

63. Аналойные иконы Рождества Христова, Крещения и св. Николая Чудотворца от служащих в Юрьевской классической гимназии.

64. Иконы св. Троицы и ев. Иоанна Богослова от высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Рижского.

65. 2 иконы Крещения Господня и Вознесения от профессора Б.И. Срезневского.

66. Икона Входа Господня в Иерусалим от профессора В.А. Афанасьева.

67. Икона Успения Божией Матери, полное священническое облачение, 3 воздуха и покров от собора Киево-Печерской Лавры.

68. 20 воздухов, покров и привеска для иконы от священника Смоленской епархии Бережина.

69. Полное священническое облачение, пожертвованное генералом Зуровым по ходатайству преосвященного Назария епископа Нижегородского и Арзамасского.

70. Две небольших, в серебр. оправе, иконы Спасителя и Божьей Матери на царские врата и бархатная ковровая дорожка от инспектора Юрьевского университета М.А. Бутлерова.

71. Бархатный шитый гарусом покров на аналогий от проф. Юрьевского университета И.И. Пусторослева.

72. Икона св. Великом. Пантелеймона с аналогием и подсвечником для неё от проф. А.С. Невзорова.

73. Бархатный шитый гарусом и шёлком покров и парчовая одежда на аналогий от проф. В.Г. Алексеева.

74. Икона Скорбящей Божьей Матери в серебряной ризе от жены заслуж. проф. О.Ф. Янсон.

75. Иверская икона Божьей Матери в киоте с подсвечником к ней и 2 круглых металлических вызлащ. хоругви с живописными образами от разных московских благотворителей.

76. Колокол в 20 пудов, пожертвованный православным Прибалтийским Братством по ходатайству преосвященного Назария епископа Нижегородского и Арзамасского.

77. Бархатная ковровая дорожка через всю церковь и бархатный ковёр для алтаря, купленные на средства, пожертвованные профессорами Юрьевского университета.

78. 2 покрова и 6 полотенец от жены проф. М.М. Игнатовской.

79. Большая бронзовая лампада к запрест. образу от жены проф. Е.С. Чиж.

Кроме того, по ходатайству ректора университета А.С. Будиловича Св. Синодом пожертвован был полный круг богослужебных книг. Богато обставленная и приукрашенная благодаря всем этим пожертвованиям, Александро-Невская университетская церковь была освящена Высокопреосвященным Арсением, архиепископом Рижским и Митавским, 23 ноября 1895 года в служении многочисленного Юрьевского духовенства и в присутствии г. министра народного просвещения графа И.Д. Делянова, директора департамента министерства народного просвещения тайного советника H.М. Аничкова, Лифляндского губернатора Зиновьева, попечителя Рижского учебного округа Н.А. Лавровского, действ. ст. советника А.А. Камчатова, профессоров, служащих и студентов Юрьевского университета и многих православных жителей г. Юрьева. На состоявшейся после этого трапезе все присутствующие на ней через г. министра народного просвещения имели счастье телеграммою довести до Высочайшего сведения Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича о состоявшемся торжестве освящения университетского храма с выражением верноподданнических чувств и через министра же народного просвещения были осчастливлены всемилостивейшим ответом с выражением Высочайшей благодарности.

Вскоре после этого Государственный Совет в департаменте Государственной экономии, рассмотрев представление г. министра народного просвещения о кредите на содержание православной церкви при Императорском Юрьевском университете, мнением положил: «Отпускать ежегодно, начиная с 1 января 1896 года, на содержание православной церкви при Императорском Юрьевском университете по 700 руб. в год, не прекращая отпуска суммы в 500 руб., ассигнованной по действующему штату названного университета на вознаграждение профессора православного богословия за исполнение духовных треб». Государь Император изложенное мнение Государственного Совета в 1 день января 1896 г. Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

Около того же времени указом Св. Синода открыта при университетской церкви одна псаломщицкая вакансия с содержанием из сумм министерства народного просвещения.

На стене церковного притвора, по распоряжению правления университета, утверждена мраморная белая доска с надписью золотыми буквами: «Храм сей сооружён во имя св. благоверного князя Александра Невского и в память в Бозе почившего Императора Александра III; освящён же Высокопреосвященнейшим Арсением, архиепископом Рижским и Митавским, 23 ноября 1895 г. в благополучное царствование Императора Николая II, при министре народного просвещения графе И.Д. Делянове, попечителе Рижского учебного округа Н.А. Лавровском, ректоре университета А.С. Будиловиче, настоятеле протоиерее А.С. Царевском и старосте проф. Б.И. Срезневском», а на крыше главного здания университета, на главном фронтоне водружён большой чугунный вызолоченный шестиконечный православный крест.

Оканчивая настоящий краткий исторический очерк кафедры православного богословия и православной церкви в Императорском Юрьевском университете, мы с отрадным чувством сердечного успокоения останавливаемся на глубоко знаменательных словах, начертанных Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем 11 июня 1901 года на всеподданнейшем докладе г. министра народного просвещения о преобразовании средней школы: «Надеюсь, что будет также обращено серьёзное внимание и на усиление религиозно-нравственного воспитания юношества». Выражаем уверенность, что, согласно с неоднократно также объявленною Высочайшею волею в Бозе почивших Августейших защитников православной веры и церкви, благочестивейших Императоров Николая II, Александра II и Александра III, и в предстоящем новом университетском уставе кафедре православного богословия будет отведено подобающее ей место в ряду других университетских кафедр и за представителем этой кафедры будут сохранены все права прочих профессоров университета.

Профессор Протоиерей Арсений Царевский.

Биографии профессоров и преподавателей по кафедре православного богословия

Карзов, Пётр Яковлевич, священник, сын священника, обучался в Псковской духовной семинарии, в коей окончил курс с званием студента семинарии.

– в 1823 году 18 ноября посвящён в священники к Великолукскому Богоявленскому собору;

– в 1824 г. переведён в г. Дерпт к Успенской церкви.

– в 1828 года был благочинным, членом оспенного комитета, а

– в 1831 году участвовал в делах Дерптского холерного комитета.

– в 1834 году 8 января, согласно ходатайству совета Дерптского университета, архиепископом Псковским и Лифляндским Мефодием утверждён в должности законоучителя сего университета и всех казённо-учебных заведений г. Дерпта, с увольнением от должности благочинного и члена оспенного комитета.

– в 1834 г. Согласно предписанию Псковского епархиального начальства им был представлен через совет Дерптского университета г. управлявшему министерством народного просвещения «план преподавания греко-российской религии в дерптских казённо-учебных заведениях». План этот, после предварительного рассмотрения и одобрения его в совете Дерптского университета, был одобрен затем г. управлявшим министерством народного просвещения.

– В 1838 году, на основании указа Св. Синода от 7 октября за № 7193 и по предложению рижского епископа Иринарха от 17 октября того же года за № 1883, священник П.Я. Карзов был уволен от должности законоучителя Дерптского университета и казённых училищ г. Дерпта.

Профессор Царевский

Березский, Фёдор, протоиерей, назначен законоучителем Дерптского университета и настоятелем Дерптской Успенской церкви предложением рижского епископа Иринарха от 17 октября 1838-го года за № 1883-м, основанным на указе Св. Синода от 7 октября того же года за № 7193-м. До этого времени был протоиереем в рижском кафедральном соборе и законоучителем рижской гимназии.

В 1850 году уволен в отставку с пенсией за свыше двадцатилетнюю службу по учебному ведомству. Умер в начале 1854 года.

Профессор Царевский.

Алексеев, Павел Петрович, протоиерей, сын протоиерея Псковской епархии,

– родился в 1822 году,

– воспитывался в Псковской духовной семинарии с 1837о по 1843 год и в С.-Петербургской духовной академии с 1843 по 1847 год. По окончании академического курса со степенью магистра богословия, назначен преподавателем гражданской истории и греческого языка в Литовскую семинарию, каковым состоял 1 м. и 7 дней, затем переведён был в Рижское духовное училище, где вскоре назначен был ректором сего училища и членом комитета по сличению и поверке нового перевода на латышский язык богослужебных книг с подлинником греческим и славянским.

– Указом Св. Синода от 23 августа 1850 года за № 8475 назначен в Дерптский университет профессором богословия, логики и опытной психологии для православных студентов сего университета, причём

– 12 ноября того же года рукоположен во священника с причислением к Дерптской Успенской церкви сверх штата.

– В 1854 году назначен настоятелем Дерптской Успенской церкви и благочинным, причём возведён был в сан протоиерея.

– С 1852 года состоял сотрудником Высочайше-учреждённого Рижского епархиального попечительства о бедных духовного звания,

– с 1854 года – членом Дерптского комитета общественного здравия,

– с 1855 года – членом Дерптского тюремного комитета.

– В 1869 году принимал деятельное участие в происходивших в г. Риге совещаниях об учреждении духовных школ. При его же деятельном участии основано было Русское благотворительное общество в г. Дерпте. Кроме логики и опытной психологии, которые он преподавал до 1860 года по собственным запискам, ежегодно контролировавшийся Рижским епархиальным начальством, он преподавал также некоторое время каноническое право.

– Умер на службе 29 октября 1884 года, прослужив в должности профессора свыше 34 лет.

Профессор Царевский.

Образцов, Павел Ефимович, протоиерей, сын дьякона Новгородской губернии.

– Родился 30 декабря 1840 года, воспитывался в Новгородской духовной семинарии и в С.-Петербургской духовной академии. По окончании академического курса со степенью магистра богословия

– в 1865 году, назначен был помощником ректора по профессорской должности и преподавателем гомилетики, обличительного и нравственного богословия в Смоленской духовной семинарии, в коей до 1870 года преподавал также, разновременно, священное писание, историю литературы и педагогику. Здесь же, в Смоленске, он преподавал некоторое время историю и географию в Смоленской мужской гимназии и педагогику на Смоленских педагогических курсах.

– В 1870 году перемещён был в Псковскую духовную семинарию преподавателем св. писания и через два года получил место законоучителя Гатчинской учительской семинарии, при чём был рукоположен в сан священника, с причислением к гатчинскому Павловскому собору.

– В 1874 году назначен был законоучителем Императорского Николаевского Гатчинского сиротского института, а

– в 1877 году по ходатайству министерства иностранных дел перемещён отсюда настоятелем церкви Императорской Российской миссии в Стокгольме. Предложением г. министра народного просвещения от

– 7 марта 1885 года назначен (с 1 фев. того же года) профессором православного богословия в Дерптский университет и одновременно с этим Рижским епархиальным начальством определён настоятелем Дерптской Успенской церкви.

– В 1891 году уволен по прошению от должности настоятеля сей церкви, а

– в 1892 году, по болезни, согласно прошению, уволен был и от должности профессора университета.

– Умер 23 ноября 1895 года.

Сочинения: Опыт толкования книги св. пророка Захарии. С.-Петербург. 1873 г. – История Христианской Церкви, общедоступно изложенная. Гатчина. 1877–1879 г. – Конспект лекций по богословию. С.-Петербург. 1886 г.

Профессор Царевский.

Царевский, Арсений Семёнович, протоиерей, сын дьякона слободы Нижне-Ольховой, Донской епархии.

– Родился 1 марта 1853 года, воспитывался в Усть-Медведицком духовном училище, в Воронежской и Донской духовных семинариях и в Киевской духовной академии. По окончании академического курса в последней

– в 1878 году, тогда же после публичной защиты сочинения под заглавием «Происхождение и состав 1 и 2 книги Паралипоменон» удостоен был степени магистра богословия и

– в том же году назначен смотрителем Черкасского духовного училища.

– В 1884 году советом Киевской духовной академии избран на должность доцента по кафедре Св. Писания ветхого завета, ставшей вакантной после назначения занимавшего эту кафедру ректора академии епископа Михаила епископом Курским и Белгородским.

– С 1884 года занимал в академии также должность помощника инспектора академии и в течение трёх лет был членом и секретарём строительного комитета по устройству зданий Киевской духовной академии.

– В 1891 году рукоположен был во священника к Киево-Софийскому кафедральному собору и назначен членом Киевского духовного цензурного комитета и редактором неофициальной части «Киевских Епархиальных Ведомостей». Предложением г. министра народного просвещения от

– 15 сентября 1892 года назначен (с 1-го сент. того же года) профессором православного богословия Юрьевского университета.

– В 1894 году Рижским епархиальным начальством назначен депутатом от епархиального ведомства в Юрьевскую городскую думу и непременным членом от духовенства русской публичной библиотеки в г. Юрьеве.

– С 1899 года назначен членом и избран председателем попечительного совета Юрьевской женской гимназии имени А.С. Пушкина на три года.

– В 1900 году советом Императорского православного Палестинского общества избран пожизненным действительным членом названного общества за научные изыскания в области Палестиноведения и в виду изъявленного им согласия быть уполномоченным сего общества.

Сочинения: Происхождение и состав 1 и 2 кн. Паралипоменон. Киев. 1878. 169 стр. – Библейская литература на западе за 1885 г. Киев. 1886 г. – Библейская литература на западе за 1886 г. Киев. 1887 г. – Библейская литература на западе за 1887 г. Киев. 1888 г. – Библейская литература на западе 1888 г. Киев. 1889 г. – Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению пространного христианского катехизиса православной церкви в пяти выпусках. Киев. 1884 года. 954 стр. Первый выпуск, одобренный Св. Синодом и министерством народного просвещения, выдержал четыре издания, остальные – три. Все выпуски одобрены весьма многими епархиальными преосвященными и епархиальными училищными советами для церквей, монастырей, церковных и училищных библиотек. – Введение в Священное Писание Ветхого Завета. О святокнижии Моисея. Киев. 1890 г. 270 стр. Советом Киевской духовной академии удостоено полной премии имени епископа Михаила. – О пастырском служении по учению отцов и учителей церкви. Киев. 1891 г. Волхвы с востока и Вифлеемская звезда. Киев. 1891 г. – Слово пред плащаницею, произнесённое в великий пяток в Киево-Софийском кафедральном соборе. Киев. 1892 г. Слово на пассию 4-й недели Великого поста, произнесённое в соборной Богоявленской церкви Киево-братского монастыря. Киев. 1892 г. – Воскресение Иисуса Христа. Литературно-экзегетический очерк. Киев. 1892 г. О надгробных речах, произносимых с церковной кафедры. Гомилетический очерк. Киев. 1892 г. – Иудейский синедрион и римские прокураторы в Иудее во времена Иисуса Христа. Юрьев. 1900 г. Служба святому Священномученику Исидору и иже с ним 72 мучеником в Юрьеве, граде ливонстем, за православие пострадавшим в 1472 году, обработанная по поручению Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Рижского и Митавского, и одобренная Св. Синодом для богослужения. С.-Петербург 1897 г. – Несколько рецензий на богословские сочинения, напечатанных в «Киевских епархиальных ведомостях» и в «Трудах Киевской духовной академии», а также слов и речей, произнесённых по разным случаям и напечатанных в разных изданиях.

Профессор Царевский.

Список профессоров и преподавателей православного богословия


Фамилия, имя Преподаваемый предмет Время поступления на службу Время и причина выхода из службы
штатных преподавателей ординарных профессоров
Карзов Пётр Закон Божий для студ. православ. исповедания 1834 г. 8 янв. законоучитель 1838 г. 17 октября уволен
Березский Феодор Закон Божий для студ. православ. исповедания. 1838 г. 17 окт. законоучитель 1850 г. 23 ноября уволен
Алексеев Павел Богословие и философия для студентов православ. исповедания 1850 г. 23 августа 1884 г. 29 октября умер на службе
Образцов Павел Православное богословие 1885 г. 1 февраля 1892 г. 1 мая уволен по болезни.
Царевский Арсений Православное богословие 1892 г. 1 сентября


Источник: Кафедра православного богословия и православная церковь императорского Юрьевского (Дерптского) университета (По арх. документам) / [Соч.] Проф. богословия, прот. А.С. Царевского. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1902. - [2], 40 с.

Комментарии для сайта Cackle