XXXIX. Речь после краткого молебна в Пюхтицком женском монастыре 38
Радость архипастыря при посещении св. обители.
Призываю на вас, боголюбезные сестры сей святой обители, благословение Божие. Милость Божья и покров Пресвятой Богородицы да будут всегда над вами и над сей Святой обителью. Благодарю вас за оказанную вами мне торжественную встречу и за поднятые вами для этой встречи труды и беспокойство среди глубокой ночи. Всегда я с чувством великой духовной радости и духовного утешения и прежде посещал вашу обитель, но особенно ощутительно это чувство в настоящее ночное время, поделюсь с вами этим чувством. Когда мы приближались к вашей обители, увидали красиво освещённые храмы сей обители и услышали звон ваших колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласов кампанов ваших, раздающихся на далёкое пространство среди ночной тишины и чудным видом иллюминованного и освещённого лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы, и пробегали дикие звери, а теперь здесь высятся св. храмы Божьи, и в церквах слышатся гимны Богу, во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских кельях целый сонм людей Божьих. Поистине, теперь эта гора Божия, место святое! Остаётся далее только пожелать, чтобы это святое место было свято не только храмами Божьими и священным Богослужением, в них совершаемым, но и жизнью обитательниц сей обители. Вера и святость жизни, благочестие и трудолюбие да будут всегда в сем святом уделе Божией Матери нашим уделом, тогда благодать и милость Божия, покров и заступление Божьей Матери будут над вами неотлучно, и вы с успехом будете созидать своё спасение. Теперь примите благословение и идите с Богом почивать, с наступлением же следующего дня мне с вами придётся подъять ещё не мало трудов, Господа ради и Его Пречистой Матери, для собственного нашего спасения.
XL Слово, сказанное в соборном Успенском храме Пюхтицкого женского монастыря 39
Как совершилось прославляемое св. православной Церковью дивное успение Богоматери?
По уставу церковному в обителях, в дни великих праздников, положено на всенощном бдении предлагать в назидание молящимся повествования о празднуемых событиях, последуем и мы этому св. завету Церкви: побеседуем о блаженной кончине Богоматери, преславное успение Которой прославляется ныне св. Церковью.
Высокий жребий Преблагословенной Девы Марии, в деле благодатного смотрения о спасении рода человеческого сподобившейся быть Пречистой Матерью Господа и Спасителя нашего, сделал дивной и поучительной и всю жизнь Её. Чудо было зачатие и рождение Пресвятой Богородицы, чудо было воспитание и земная жизнь Её, дивно и поучительно для нас и Её блаженное успение.
После того, как совершена была Сыном Божьим тайна спасения рода человеческого на кресте, Матерь Божия поселилась в доме возлюбленного ученика Спасителя, Св. Апостола Иоанна Богослова, которому Господь поручил Её с креста: «Жено! се сын твой», сказал со креста Спаситель, обращаясь к Своей Пречистой Матери. – «Се Матерь твоя!», – сказал Он, обратившись к Своему возлюбленному ученику – св. Иоанну Богослову. Это было предсмертное завещание Господа, которое Св. Иоанн исполнил в точности; и с этого времени, – читаем в Евангелии, – ученик сей взял Её к себе, т. е. принял Матерь Божью в свой дом, находившийся в Иерусалиме на Сионской горе, и заботился о Ней, как любящий сын о своей любимой матери, не оставляя Её до самого блаженного Её успения.
Живя по воскресении Иисуса Христа вместе с Апостолами, Она, вместе с ними, все время пребывала в молитве, вместе с ними в день Пятидесятницы получила и Духа Святого. После сошествия Святого Духа, она, подобно Апостолам и вместе с ними, насаждала и утверждала на земле Церковь Христову своим присутствием между верующими, своими беседами и, особенно, своими молитвами. Во время гонения, воздвигнутого на юную Церковь Христову иудейским царём Иродом, Матерь Божия удалилась из Иерусалима вместе с возлюбленным учеником Господа Иоанном Богословом в город Эфес, доставшийся в удел сему Апостолу для его проповеди в этом городе и его окрестностях. Живя с Иоанном Богословом в этом городе, Матерь Божия, по свидетельству Св. Предания, посещала и другие места: так Она посетила остров Кипр, где в то время епископствовал св. Лазарь, воскрешённый Господом, посетила всем известную Афонскую гору, которую избрала особым уделом своим, изрёкши следующие пророческие слова о ней: «сие место да будет Мне в жребий, данный мне от Сына и Бога Моего; Я буду заступница месту сему и Богу о нём ходатаица». Уже при жизни Матери Божьей стали исполняться над ней пророческие слова Её о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди». С распространением славы Иисуса Христа, как Сына Божия, особенно после Его преславного воскресения и вознесения на небо, прославляема и ублажаема была между первыми последователями Христа и Его Пречистая Матерь, жившая на земле.
Живя постоянно между Апостолами, Она была в то время, как для Апостолов, так и для всех верующих во Христа, живым и всегдашним напоминанием их Господа и Спасителя: видя среди себя Её, Апостолы и все верующие видели в лице Её как бы самого Господа.. И потому, как для Апостолов, так и всех верующих, Она была великим утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия передавала все слова, которые слагала в сердце Своём: поведала им о чудесных событиях благовещения, бессемянного зачатия и преславного рождения от Неё Сына Божия, Его младенчества и всей земной жизни. Благоговение Апостолов к Матери Божией было чрезвычайно: по сошествии Св. Духа, Апостолы некоторое время пребывали в Иерусалиме, проповедуя между иудеями, и желая, как можно чаще видеть Пречистую Матерь Господа и слышать её глаголы: взирая на Неё, как на Наместницу Христову, и слушая Её спасительные беседы, Апостолы исполнялись высокой радости, даже из самых отдалённых мест многие из уверовавших во Христа приходили в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Божию. Не менее велико было благоговение и уважение к Матери Божьей и у древних христиан: они так высоко чтили Её, что свято сохранили и точно передали последующим христианам все, что только могли заметить об Ея жизни, словах и деяниях, сохранили и передали нам описание даже внешнего вида Её. По сказанию Святых мужей, живших в то время, Пресвятая Богородица была Дева не только плотью, но и духом: Она была в сердце смиренна, в словах богомудренна, в речах не скора, в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, помогала бедным, внешний вид Её был образом внутреннего Её совершенства. Всю жизнь свою Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, даже и тогда, когда тело Её покоилось, духом своим Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, из дому выходила только в Церковь, и то – в сопутствии родных . Впрочем, хотя Она являлась вне дома своего и в сопровождении родных, но лучшим стражем для Себя Она была Сама. Священные писатели первых веков христианства сохранили и написали даже, что внешний вид лица Её был, яко вид зерна пшеничного, взор очей Её был остр, брови были густы и изрядно черны, нос не краток, лицо мало продолжено, руки и персты продолговаты, одежды Её были просты, покров на голове такой, с каким Она и ныне изображается на святых Её иконах. Ко времени Своей блаженной кончины, Пресвятая Дева Мария опять переселилась вместе с Апостолом Иоанном Богословом в Иерусалим; слава Её, как Пречистой Матери Господа, в то время так распространилась по всему христианскому миру, благоговение и уважение к Ней было у всех так велико, что среди иудеев явились враги, которые покушались даже на Её жизнь, но Господь хранил Её.
Живя в Иерусалиме, у Апостола Иоанна Богослова, Пресвятая Дева Мария все время проводила в непрестанной молитве, в постоянном желании созерцать возлюбленного Сына Своего. Для живейшего воспоминания о Нём Она часто посещала места, освящённые и прославленные присутствием Господа во время Его земной жизни. Его учением, чудесами, страданиями, смертью, воскресением и вознесением Его на небо. Таковыми местами были: Назарет, Гефсимания, Голгофа, гора Елеонская и другие; особенно же Матерь Божия любила уединяться в сад Гефсиманский и на гору Елеонскую, с которой Господь вознёсся на небо; здесь она любила пребывать в молитве.
Молилась Она, без сомнения, о скорейшем распространении веры Христовой по всему миру, молилась о юных церквах, которые в разных странах были насаждаемы св. Апостолами, но особенно, в последние минуты земной жизни своей, Она молилась о скорейшем разрешении от уз плоти Своей и о скорейшем соединении с возлюбленным Сыном Своим Иисусом Христом. И как предвозвещено было Ей о воплощении от неё Сына Божия, так, когда приближалось время отшествия Её от земной жизни, Господь открыл Ей и о Её блаженном успении, а именно: однажды, когда Она молилась о сем на горе Елеонской, предстал Ей Архангел Гавриил, благовестник тайны воплощения от Неё Сына Божия, и возвестил Ей о скором Её представлении, и во знамение этого, небесный посланник дал Ей райскую финиковую ветвь, заповедав нести эту ветвь перед пречистым телом Её во время погребения. Выслушав слова Архангела, Пресвятая Богородица исполнилась небесной радости о том, что Господь скоро призовёт Её к небесной жизни. Возвратившись в дом, Она сообщила о скором представлении Своём Апостолу Иоанну Богослову, и Сама стала делать распоряжение о Своём погребении. Она завещала сему Апостолу нести перед её телом в день погребения данную Ей Архангелом райскую ветвь, повелела украсить покой и одр Свой, приготовить фимиам, свечи и всё необходимое для погребения; завещала похоронить тело своё в Гефсимании, где были погребены праведные родители Её – Иоаким и Анна. Св. Апостол Иоанн Богослов послал известие о приближающейся кончине Богоматери апостолу Иакову, сродникам Её и всем верующим не только в Иерусалиме, но и в окрестностях его; множество христиан прибыло в Иерусалим, чтобы в последний раз утешиться лицезрением Матери Божией, поклониться Ей и получить от Неё благословение. Все, собравшиеся в доме Богоматери, плакали, умоляя Владычицу мира не оставлять их в сиротстве: Матерь Божья утешала их, обещая после Своего успения не оставлять не только их, но и весь мир. Перед Своим успением Матерь Божья одно ещё имела желание – увидеть у своего смертного одра всех Апостолов, рассеянных по разным странам для проповеди Евангелия, и изречь им своё последнее благословение, и Она молила об этом Господа. Но обыкновенным образом достигнуть этого было невозможно: сделать это могла одна только сила Божья, по молитве и желанию Богоматери, и собрала их от конца вселенной. Восхищённые, на облаках небесных, Апостолы были мгновенно перенесены в Иерусалим к дому Богоматери: одного только Фомы не оказалось между ними. Апостолы недоумевали, зачем Господь таким чудесным образом собрал их в Иерусалим; когда же встретивший их Апостол Иоанн Богослов возвестил им о приближающейся кончине Богоматери, то велика была скорбь их. Когда они вошли в дом, Богоматерь, узнав о чудесном прибытии их в Иерусалим, прославила Господа, исполнившего Её желание. Настал 15 день августа, когда должно было последовать блаженное успение Богоматери; был третий, по-нашему 9 час дня. Множество светильников было зажжено в доме: Святые Апостолы окружили благолепно украшенный гроб, на котором возлежала Матерь Божия.
Вдруг воссиял необыкновенный небесный свет, от которого померкли и затмились горевшие свечи, и явился Сам Господь Иисус Христос, окружённый тьмами ангелов и ликом пророков. Увидев Господа Иисуса, Пресвятая Дева Мария с радостным восторгом воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе спасе моем»! И, поднявшись с одра, Она поклонилась Ему. Сказав затем слова псалмопевца: «Готово моё сердце, Боже, готово сердце моё» (Пс.107:2), Она, в неизреченной радости, возлегла на одр и передала Душу Свою Господу. Господь подъемлет на Свои пречистые руки душу Богоматери и торжественно, в сопровождении ликов небесных, поющих: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобой! » возносит Её в небесные селения. Долго смотрели Апостолы на славное восхождение пречистой души Богоматери в небесные обители; потом, поклонившись Господу, они, со слезами, окружили одр, на котором покоилось пречистое тело Богородицы, лик которой сиял, как солнце, а от пречистого тела Её распространялось благоухание. Когда наступило время погребения, то, облобызав, со страхом и благоговением, пречистое тело Богоматери, старейшие Апостолы, возложив одр на свои плечи, понесли в Гефсиманию. Впереди погребального шествия шёл св. Апостол Иоанн Богослов, неся, согласно повелению Богоматери, райскую ветвь. Другие Апостолы и множество верующих сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая исходные псалмы и песни. Большое, светлое облако, подобно венцу, сияло над телом Богоматери, а в облаках раздавалось чудное ангельское пение. Когда переносили пречистое тело Богоматери по улицам Иерусалима, то первосвященники иудейские, пылая ненавистью и мщением ко всему, что напоминало им о Христе, и узнав, что с таким необычайным величием совершается погребение Божией Матери, послали своих слуг и воинов, чтобы разогнать учеников, а тело Богоматери сжечь. Когда посланные приблизились ко одру Богоматери, вдруг облачный круг опустился к земле и, как бы стеной, оградил святое шествие, так что враги слышали пение, но никого не видели. Священное предание свидетельствует и о другом чудном событии, совершившемся при погребении Богоматери. Тем путём, по которому несли тело Богоматери, проходил один иудейский священник, по имени Афоний; узнав, что такая честь воздаётся телу Богоматери, он с яростью устремился к одру и простёр руки, чтобы опрокинуть одр и подвергнуть поруганию тело Богоматери, но лишь только он коснулся одра руками, как обе руки его были отсечены невидимой силой и пристали к одру: поражённый таким чудным наказанием, он уверовал в Господа, и, по молитве своей и Апостолов к Богоматери, получил чудесное исцеление. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, то здесь, в высеченной, по обычаю, каменной пещере, Апостолы положили пречистое тело Богоматери, с плачем и слезами воздав Ей последнее целование. Привалив камень ко гробу, Апостолы три дня оставались у гроба Богоматери, совершая день и ночь молитвенные песнопения. По божественному смотрению, при погребении Богоматери не было Апостола Фомы; прибывший в Иерусалим только на третий день после Её погребения, он горько плакал и скорбел, что не удостоился, вместе с другими Апостолами, принять последнее благословение от Богоматери. В утешение его Апостолы отвалили камень от гроба, но гроб оказался пустым; в нем лежали одни только погребальные пелены, издававшие благоухание. Удивились Апостолы и недоумевали, куда делось пречистое тело Богоматери. И вот, вечером этого же дня, когда во время вечерней трапезы они, по обычаю, хотели поднять часть хлеба, оставляемого в честь Господа, и прославить имя Святой Троицы, увидели Пресвятую Богородицу живой, стоящей на воздухе, осияваемую небесной славой и окружённую множеством ангелов. «Радуйтесь» – сказала Она, – Я с вами есмь во все дни», и, подняв пречистые руки Свои, благословила их. Этим дивным видением Апостолы уверились, что Матерь Божья, в третий день смерти Своей, воскрешена была Господом и взята с телом на небо.
Так совершилось прославляемое ныне св. православной Церковью дивное успение Богоматери. Преславное успение Матери Божией напоминает нам и о нашей кончине: сколько бы мы не жили на земле, всем нам надлежит умереть; но какова то будет наша кончина?.. Будем же усердно молиться Царице Небесной, чтобы по Её святым молитвам и ходатайству перед Сыном Своим, Господь и нам кончину живота нашего послал христианскую, безболезненную, непостыдную и мирную, о чем постоянно молится и Святая Православная Церковь. Аминь.
* * *
Сказана 14 августа 1896 г.