Источник

XXXI. Поучение перед исповедью

С какими чувствами надлежит христианину приступать к таинству исповеди?

Сегодня вы приступите, православные христиане, к великому таинству покаяния, будете исповедаться во своих грехах перед Господом Богом и духовным отцом. Доброе дело! Дай Бог вам совершить этот христианский подвиг во спасение души! Это для вас сколько важно, столько же и необходимо. Позаботьтесь, братья, о сем, как следует.

Да и как не позаботиться! Таинство покаяния производит в нас великую перемену: из грешных оно делает нас праведными, из ветхих – обновлёнными, из падших и поражённых грехами – достойными соединиться с Христом, причаститься святых, бессмертных, и животворящих Тайн Христовых; в этом таинстве мы получаем разрешение от всех грехов своих, какие мы сделали в продолжение всей своей жизни. По истине, можно сказать, это вторая купель крещения, в которой мы получаем новую и святую жизнь. Так, братья, важно для нас таинство покаяния. Постараемся же исполнить его, как должно: постараемся тем более, что оно для нас необходимо.

Что если бы не было таинства покаяния? В таком случае лучше не родиться бы нам. Мы не только не могли бы теснейшим образом соединиться с Христом в таинстве причащения, но всё дальше и дальше отгоняли бы Его от себя своими грехами, а мера грехов наших увеличивалась бы все больше и больше, и, наконец, возросла бы до того, что правосудие Божье не попустило бы нам более существовать на земле: и мы должны были бы умереть нераскаявшимися грешниками, а потом уже вечно мучиться. Но благодарение всеблагому и милосердному Богу! Он дал нам средство к очищению грехов – таинство покаяния. При этом средстве мы часто можем очищать себя от грехов, часто соединяться со Христом в таинстве причащения, и, таким образом, через таинство покаяния вполне можем надеяться наследовать жизнь вечную.

К несчастью, братья, не всегда можно получить прощение грехов в таинстве покаяния. Нам не простятся грехи, если мы пойдём на исповедь к духовному отцу, не испросивши у ближних своих прощения во всём, чем мы перед ними согрешили, и, если сами не простим им обид, причинённых нам: потому что, как же мы будем мириться с Богом, когда не примирились с ближними? Нет, братья, прежде нужно примириться между собой, а потом уже с Богом: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный, аще ли не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.4:14,15), – говорит Спаситель.

Мы не получим прощения грехов, если приступим к таинству покаяния без пламенной веры в то, что нам простятся все грехи, сколько бы их ни было и как бы они велики ни были, и что таинство покаяния не есть только простой обряд, но воистину таинство, в котором невидимо действует благодать Божия, освещающая и очищающая нас от скверн греховных; не получим также прощения грехов, если будем исповедаться без глубокого сознания своей вины перед Богом, а потому должны стоять во время исповеди с глубоким смирением и сердечным сокрушением сердца, как преступники перед Господом нашим Иисусом Христом, невидимо здесь присутствующим.

Мы не получим прощения грехов, если не раскаемся во всех грехах своих. А с нами это очень может быть, потому что, с одной стороны – мы часто стыдимся открывать все свои грехи духовному отцу, а с другой – часто забываем их. Но то и другое весьма нехорошо: аще ли что скроеши от мене, – говорит духовный отец перед самой исповедью, – сугуб грех имаши (последование о исповедании в Требнике). Да и разумное ли дело скрывать свои грехи от духовного отца из-за стыда? Мы скроем свои грехи только от него одного, а от Бога – никогда! Бог видит и знает не только все наши дела, но и мысли. Притом, кстати ли стыдиться духовного отца на исповеди? Не стыдились мы Бога, когда грешили, зачем же стыдимся человека, с такими же слабостями, как и мы грешные?

Духовный отец никому не скажет наших грехов и никогда не станет осуждать нас за них: потому что не на то дана ему власть в таинстве покаяния. Он должен прощать или связывать наши грехи, а не разглашать их, не осуждать за них нас. Так, братья, нехорошо скрывать свои грехи на исповеди из-за стыда. Но нехорошо и забывать их, нехорошо, вообще, потому, что этим самым мы показываем невнимание в жизни к самим себе. Но особенно нехорошо забывать свои грехи перед покаянием: особенно грешно не позаботиться припомнить их, идя на исповедь, этим мы выражаем крайнее небрежение к таинству, показываем то, что мы не хотим приготовиться к нему, как должно. А для сего и трудов-то немного нужно. Стоит только припомнить свои обязанности в отношении к Богу и ближним, а кто хорошо знает заповеди Божии, тому стоит только припомнить заповеди сии – и грехи наши представятся нам во всей наготе своей, мы ясно увидим, какие обязанности мы нарушили в отношении к Богу, какие – в отношении к ближним, и чем согрешили против каждой заповеди. А через сие уже без труда можем разбирать все свои грехи духовному отцу. Вот что нужно делать, братья, для того, чтобы исповедь наша была спасительна, чтобы покаяние наше служило в отпущение грехов.

А для того, чтобы оно не было только простым обрядом, не было обманом перед Богом, но, чтобы имело для нас спасительную силу и деятельность, дадим, братья, обет перед духовным отцом Господу Богу, впредь, по возможности, воздерживаться от грехов, и начнём после исповеди вести жизнь более чистую и светлую. Аминь.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - [2], 248, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle