Азбука веры Православная библиотека архиепископ Арсений (Брянцев) Празднование сорокалетия священнослужения высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Харьковского и Ахтырского, 4-го февраля 1908 года

Празднование сорокалетия священнослужения высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Харьковского и Ахтырского, 4-го февраля 1908 года

Источник

В наше тяжелое время немного встречается таких событий, где бы царили согласие, любовь и уважение, а не зависть и разделение; все мы стали слишком подозрительны, что даже к несомненно – прекрасному подходим с подозрением и недоверием; поэтому глубоко отрадно бывает, когда прорезывают этот духовный мрак такие светлые торжества, как скромно отпразднованный в нашем городе четвертого февраля 1908 года день сорокалетнего служения Высокопреосвященнейшего Арсения в священном сане. Сорок лет – большой период жизни вообще; за этими годами начинается постепенный уклон к западу жизни; сорок же лет всякого полезного служения – подвиг настолько почтенный, что достигшие его имеют право на глубокое уважение общества, а сорок лет священства, богослужения, проповедания слова Божия и молитвы, такое событие, которое замалчивать грешно; его нужно для нашего назидания сделать достоянием общества, оно многознаменательно.

Не так давно, когда праздновался двадцатипятилетний юбилей служения маститого святителя – Высокопреосвященнейшего Арсения в Епископском сане (17 мая 1907 г.), личность его была обрисована с разных сторон светлыми красками; а описанные его дела свидетельствуют о дорогих качествах его ума и сердца. Напечатанные автобиографические «воспоминания» его, дают нам основание остановиться – не столько на внешней его деятельности, сколько на внутренней духовной, на его взглядах на задачи служения пастыря и на жизнь христианина.

Не теперь только началась и разрослась та духовная гроза, которую переживает наше отечество; не одну только теперешнюю смуту стойко и мужественно, не поступаясь ничем, выдержал Архиепископ Арсений; он был уже пастырем во время великих реформ Царя-Освободителя, он боролся с разгулом неверия и страстей и в то время, когда был воспитателем светского юношества и руководителем нашей средней и высшей духовной школы. Мы были свидетелями, какой сердечностью и любовью дышали приветствия Владыке в день двадцатипятилетнего юбилея его Епископского служения из руководимых им школ и из тех мест и епархий, где он правил слово истины, – мы сами – им руководимые – питаем глубокое уважение и преданность ему, и стараемся доказать это самим делом; теперь же, когда Высокопреосвященный Арсений раскрыл нам в своих «воспоминаниях» многое из своего внутреннего мира, становятся вполне понятными та любовь и уважение, которыми он пользовался и пользуется на всех местах своего пастырского служения и понять причины этого нам кажется не трудно.

Высокопреосвященнейший Архиепископ Арсений человек не уступчивых компромиссов, не мимолетных модных настроений, нет, он человек цельный, постоянный в своих идеях и убеждениях, следовательно, человек духовно сильный, а такие люди имеют глубокое влияние на современников и пользуются уважением даже от врагов; и что прежде всего поражает в нашем Архипастыре, это его глубокое благочестие, его любовь к святой православной вере, знамя которой он везде держал высоко.

С раннего детства Высокопреосвященный Арсений воспитан был в строгих правилах не только внешнего, но и внутреннего благочестия; любовь к вере православной и церкви он унаследовал от своих благочестивых родителей; в их жизни и в своей он глубоко чувствовал благой промысл Божий, а нужда и бедность развили заложенное в его природе святое чувство любви к ближнему и чуткую способность понимать и ценить всякие благодеяния и услуги; вот почему и к своим воспитателям и к старой духовной школе, он сохранил светлые благодарные чувства; здесь первая причина его духовной деятельности, его любви к Христовой вере и благодатному служению. Широкое образование, которое получил Архипастырь, углубило и расширило внутренние качества его веры и преданность заветам православия, нисколько не уменьшив их силы; вот почему и теперь, во время широких реформ, Владыка, сам, будучи сторонником некоторых из них, всегда берег и бережет основные начала веры и церкви, не преклоняясь пред духом времени; в частности красота богослужения православной церкви, им самим столь строго воспроизводимая, составляет предмет особых его забот и попечений: не христианское богослужение нужно опростить и сократить, по мысли Владыки, а нас поднять до высоты его; здесь источник его любви к просвещению в духе православной церкви, его любви к церковной проповеди и к духовной школе, из которой должен выходить не просто образованный человек, а образованный благочестивый пастырь.

Вместе с благочестием Высокопреосвященный Архиепископ Арсений всегда соединял неизменную любовь к носительнице православия – русской народности, и преданность благословенным защитникам церкви – самодержавным Монархам русской земли. Один из видных свидетелей трех последних царствований, Владыка ближе других знает святую любовь к вере православной наших государей, их великой заботы о преуспеянии русского народа и Государства, поэтому и преданность его к державным вождям земли русской безгранична; всякую молитву о благоденствии Государя Владыка не может читать без слез. Вместе с любовью к Государю, Владыка соединяет и любовь к благочестивому великодушному русскому народу, он сам вышел из близкой к народу среды, хорошо знает народную душу, понимает его язык, и теперь, когда Высокопреосвященный Арсений достиг столь высокого положения, его отношение к нуждам народным самое отзывчивое, его обращения с простыми верующими самые ласковые, а главное, молитвенное общение Владыки с паствою делает его Архипастырем народным, понятным и близким каждому простолюдину. Высоко держал знамя православия Святитель и в Прибалтийском – немецком крае, и по свидетельству не только духовной, но и светской печати немецкое население относилось при нем с уважением к православной церкви. В настоящее время и, в особенности в недавнее прошлое, когда заветы, которым служил и служит наш Архипастырь, подверглись и подвергаются ожесточенным нападкам, когда многие готовы были изменить им или боязливо скрывали их, он с неутомимой энергией продолжает работать для славы и пользы дорогих заветов – православия и русской народности; вот общие причины той любви и уважения, какие питали к Владыке все руководимые им на разных местах его служения; то же самое и еще в большей мере и теперь; на настоящем месте его служения – его справедливость, внимательное отношение к нуждам подчиненных, искренность и прямодушие служат отличительными чертами его управления паствою, ему вверенною; вот почему ни одно знаменательное событие в его жизни не остается незамеченным, – вот почему и день сорокалетия пастырского служения Владыки Арсения, который сам он хотел сделать своим келейным праздником, обратился в торжественное чествование его со стороны его духовных чад, узнавших об этом событии. Незадолго до знаменательного дня своей жизни, Владыка в кружке немногих говорил, что в этот день он не желает никаких торжественных поздравлений, а намерен отслужить раннюю литургию в своей крестовой церкви и поблагодарить Всевышнего за многие и великие милости к нему – без всякой торжественной обстановки, поэтому он никому почти не объявлял о дне своего юбилея; но любовь к Архипастырю Харьковских пастырей и паствы, а также тех из многих его почитателей, которые случайно узнали о великом дне его жизни, нарушили желание Владыки; прежде всего духовенство г. Харькова, горячо помолилось о благоденствии любимого Архипастыря по своим церквам, и торжество из домашнего сделалось общественным; можно было заранее предположить, что какую бы литургию ни служил Владыка, сопастыри и сослужители его в этот день будут с ним. Еще более усугубилось это скромное торжество тем обстоятельством, что один из прежних сотрудников его, бывший его викарий по Казанской епархии, а ныне Преосвященный Полтавский Иоанн, лично захотел в этот день помолиться с Харьковским святителем и принести ему поздравление со знаменательным днем его жизни.

Накануне празднования в Крестовой церкви Покровского монастыря Высокопреосвященный Арсений слушал всенощное бдение, которое совершал Преосвященный Евгений, Епископ Сумский; оно было отслужено торжественно с величанием Усердной Заступнице рода христианского пред чудотворным Ее образом Озерянской Божией Матери, который находится в Покровском монастыре и своим Святым Покровом охраняет эту обитель; в жизни своей Владыка не раз ощущал на себе ее Божественный Покров и Святую помощь, а потому и пожелал в этот день править службу Божией Матери. После всенощного бдения и на другой день пред литургиею старшие братия Покровского монастыря и некоторые настоятели и настоятельницы других монастырей выразили Высокопреосвященному свои приветствия и благожелания; а o.o. благочинные монастырей приветствовали Владыку речами.

В пять часов утра четвертого февраля в день празднования прибыл Преосвященный Иоанн, Епископ Полтавский, таким образом, три Архипастыря во главе с Владыкою возносили свои моления Господу и совершали бескровную жертву; вместо ранней литургии совершена была поздняя. В девять часов начался звон к поздней литургии. Вскоре прибыли в храм – Преосвященный Евгений, Епископ Сумский и Преосвященный Полтавский Иоанн. В половине десятого прибыл в храм и Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, и был встречен со славою. В 10 часов началась литургия, каковая была совершена тремя архипастырями в сослужении священнослужителей: настоятеля Святогорского монастыря архимандрита Baccиaнa, эконома Архиерейского дома архимандрита Иосифа, благочинного монастырей архимандрита Афанасия, казначея монастыря – архимандрита Аркадия, ректора семинарии npoтоиерея Юшкова, ключаря Кафедрального собора npoтоиерея Гончаревского, благочинного npoтоиерея Добровольского, настоятеля Ряснянского монастыря игумена Тихона, ризничего иepoм. Иосифа и иеромонаха Николая.

Необычайно умилительное зрелище открылось глазам верующих; вот пред Престолом Божиим преклоняет свои колена много потрудившийся для пользы святой Церкви Высокопреосвященный Архиепископ, имеющий великое духовное утешение – видит вокруг себя неподдельную любовь и искреннюю преданность; рядом с ним возносили свои молитвы другие два Архипастыря, преданные ему, – как своему отцу; усердно молились и остальные сопастыри, и дух любви и мира царил в большом алтаре и в обширном монастырском храме, и хотелось бы сказать, чтобы так было всегда во всех городах и во всем мире!... Полный хор архиерейских певчих исполнял литургийные песнопения с особенным старанием и искусством; сильно и трогательно была пропета Киевская лаврская херувимская. После сугубой ектении и молитвы за Царя была произнесена заупокойная ектения в память и оставление грехов рабов Божиих Димитрия и Анны, родителей Архипастыря, достойных уважения за свою глубокую веpy, святое благочестие, которым жива и крепка родная земля. Не забыл Владыка в молитвах своих и тех Архипастырей, которые имели к нему архипастырское служебное отношение; во-первых Митрополита Kиевскоro Арсения, который и определил на первое священническое место ныне Харьковского Архипастыря, а тогда магистра богословия, законоучителем гимназии в Белую церковь и был внимателен и милостив к деятельности в Киеве молодого священника Александра Брянцева; – Митрополита С.-Петербургского Исидора, который хиротонисал Владыку нашего во епископа и при котором он сослужил первым викарием Петербургской епархии и ректором Петербургской Академии, – Архиепископов Антония Казанского, направившего его из Смоленска в Киевскую Академию, и Гурия Таврического, при котором он служил девять лет peктopoм Таврической Семинарии, – Епископа Филарета, при котором Владыка окончил курс Киевской академии, – Порфирия викария Киевского, рукоположившего Архипастыря нашего в священнический сан в 1868 г., четвертого февраля. В конце литургии, вместо причастного стиха, благочинный городских церквей (2-го округа) священник П. Вишняков произнес соответственное торжеству слово, обрисовавшее пастырскую деятельность Высокопреосвященного.

К молебну сошлись все Харьковские протоиереи и иереи, движимые чувством любви и уважения к своему Архипастырю; но что особенно отрадно, к богослужению прибыли представители почти всего официального миpa г. Харькова. На богослужении присутствовали: Харьковский генерал губернатор, генер. лейт. Пешков, командир корпуса генер. лейт. Жилинский, начальники дивизий и полков, прокурор судебной палаты Утин и его товарищ Серповский и многие друг. начальствующие лица; а также значительная часть воспитанниц епархиального женского училища и воспитанников семинарии и мужского духовного училища. После литургии, благодарственный Господу Богу молебен, был совершен Высокопреосвященным Арсением в сослужении двух Епископов, всего городского духовенства, а в конце оного провозглашено было многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященному Владыке, Преосвященным Иоаннy и Евгению, Правительствующему Синклиту и всем православным христианам. Храм был полон молящимися.

После молебна, весь генералитет и городское духовенство отправились в покои Владыки; здесь прежде всего приветствовал Владыку речью кафедральный протоиерей Любицкий, а затем приносили поздравления начальники отдельных частей, начальницы учебных заведений и дpyrиe. Всем гостям был предложен, чай, а духовенству особо хлеб-соль. В этот и последующие за ним дни Высокопреосвященнейший Арсений получил поздравительные письма и телеграммы от многих лиц светских и духовных и от учебных заведений.

Слово в день празднования сорокалетнего служения в священном сане Высокопреосвященнейшего Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского

1

«Люди по природе своей одинаковы, но неодинаковы по своим талантам, а потому и подвигов, общественного служения много, много потому, что не одинаковы таланты и дарования людей: одному Господь дал пять талантов, другому два, третьему один, но всякий по мере сил и дарований должен слагать свои дела к подножию Креста Христова. Вообще верно, что люди по своим дарованиям и талантам занимают или должны занимать, положение в обществе, и всякий должен, исполнять свои обязанности, согласно тому идеалу, который начертан законом и обычаем; в Церкви Христовой Господь установил служения высшие и низшие, и на всякое из этих служений Промысл Божий поставляет мужа к тому способного по силам и благодати. Всякое достойное служение требует помощи Божией, усердия и природных дарований, но служение пастырское, в особенности святительское, требует особенного напряжения всего внутреннего существа человека, особой любвеобильной души, особого самоотвержения, особой чуткости к добру и злу. На совести пастыря и в особенности архипастыря лежит забота о спасении душ всех им спасаемых, на обязанности его лежит и долг молитвенный, и долг учительства, и долг управления Церковью, ему вверенной.

В настоящее тяжелое для веры и Церкви время голос Архипастыря имеет значение самого авторитетного указания, как жить по вере Христовой, как относиться к разнообразным толкованиям смысла жизни и поведения христианина, толкованиям, которые часто имеют свои основания в неверном и извращенном понимании заветов Спасителя, – голос авторитетный, голос мудрого святителя имеет в наше время значение колокола, зовущего к правде и истине; кроме того, спасение душ, главное содержание пастырского служения – составляет особый по важности предмет из великих заветов Спасителя; теперь же не тайно, а явно в книгах жизни и устной проповеди стараются вытравить самую мысль об ответственности пред Богом, о Божием суде и наказании, и кто может остановить или умалить стремительный поток безверия и лжи, как не мужественная проповедь святителя, ярко горящего на свещнице Церкви?

Но ничто так не утешает, не возвышает, не воспитывает молитвенного чувства, как богослужение православной Церкви; оно своим содержанием напоминает нам в образах и картинах заветы Господа нашего Иисуса Христа. Его бесконечные милости к нам, Его любовь ко всякому грешнику кающемуся, – но все же в богослужении сила и влияние его зависит от личности священнослужителя, от его проникновенности смыслом христианского богослужения, от его молитвенной любви к Богу и ближним; любвеобильный пастырь одним священнодействием помогает спасению верующих сильнее всякого слова; недаром, христианские храмы устраиваются так, чтобы верующие видели их первого руководителя к жизни вечной. Мы думаем, что при этих общих размышлениях наши мысли и чувства останавливаются на маститом Архипастыре нашем Высокопреосвященнейшем Арсении, сорокалетие пастырского служения которого мы имеем духовное утешение молитвенно ныне праздновать. Молящиеся в св. храме сем, кто из нас не воспринимал, кто не выносил великого утешения от священнослужения нашего Архипастыря, благолепное служение которого известно почти всей православной русской Церкви; его святая проникновенность смыслом богослужения, его слезы заставляют молиться самое черствое сердце, недаром при его богослужении даже в наше холодное и опасное для веры и Церкви время храмы не могут вместить молящихся, и наш Высокопреосвященнейший Владыка, не смотря на свои годы, часто во время болезни и недомоганий не пропускает почти ни одного богослужения; это ли не святое горение веры и любви к Богу и спасению ближних; ведь в молитвенном подвиге почти вся наша вера; из теплой молитвы, как из ручья, льются благодатные утешения скорбящим и обремененным, счастливым и несчастным, и это утешение своим служением Святитель сеет в сердцах паствы уже сорок лет, и сколько несомненно дивных благодатных плодов принесло оно!

Вместе с богослужением и молитвенным общением с Всевышним связано и слово учительства. Богочеловек Христос и Его святые Апостолы учили денно и нощно, благовременно и безвременно. Святые Апостолы своим богодухновенным словом победили мир, они победили сильных и мудрых и открыли свет веры младенцам; и это чудодейственное влияние их проповеди объясняется столько же богодухновенностью их и благодатию, сколько их собственною верою и любовию к Богу и ближним; они внесли в жизнь человеческую свет, мир и любовь в противоположность проповедникам тьмы, которые сеяли и сеют злобу и вражду; и сколько проповедников неверия и лжи явилось в наши дни, сколько усилий проявляют они к разжиганию страстей, к восхвалению греха, к пробуждению низших инстинктов человека: ныне и не стараются вытравить и исказить веру в Бога и Его Святой Промысл, ныне ли не разрушают основы христианской нравственности, ныне ли не восхваляют преступлений? Словом, поход против всего святого слишком очевиден, чтобы его доказывать; и только мудрое и святое слово служителей Слова, и в особенности святителей, способно противодействовать ухищрениям сынов тьмы. Кто опять при этих размышлениях не остановится с любовию на нашем учительном Архипастыре, кто при этом не вспомнит его поучений и наставлений; проповедников много вообще, но проповедников сердца к сожалению немного; тот, кто слушал речи нашего Архипастыря, кто вникал серьезно в их смысл, тот не мог не почувствовать, что он слышит слова проникновенного утешения, глубокого и любвеобильного наставления; каждое слово маститого святителя, облитое любовью, возгревает нашу теплохладную веру; в его поучениях самые высокие истины святой веры становятся близкими и доступными сердцу; кто не проникнется поэтому любовью и благодарностью к ревностному Архипастырю, сорок лет сеющему семена правды и добра!

Самым же многотрудным делом пастырского и святительского служения является управление паствою, Богом вверенною; на этом скорбном и тяжелом пути много огорчений переносили и переносят пастыри Церкви; сколько тут нужно любви к человеку, христианского снисхождения к его немощам, терпения, покорности воле Божией, мудрости и опытности. Настоящее тревожное время каждый шаг пастырей неверующими людьми толкуется превратно, – и доброе освещается, – как злое, как же отсюда трудно заслужить любовь своей паствы! Но любовь наша к Святителю Харьковской Церкви столь очевидна, столь ярко обнаруживалась и обнаруживается, что известна теперь далеко за пределами нашей епархии. Воспитанный в тяжелой доле нужды и бедности, наш Архипастырь ни одну слезу бедности и нужды не оставляет не утешенною и не отертою; сколько явных его милостей и благодеяний, а сколько несомненно тайных, да воздаст же Ему Господь вместо временных вечные, вместо тленных нетленные! Сколько милости и любви у Высокопреосвященнейшего Архипастыря к немощным и согрешившим, сколько святой правды к просящим и вопрошающим, сколько мужества против нападающих на Церковь; да будет же благословенно Имя Господа Спасителя нашего, воздвигающего в час благовременный мужей совершенных в меру возраста исполнения Христова, и да соединимся мы в благодарной молитве о здравии и долгоденствии нашего Архипастыря, да руководит им Господь к пользе и славе Харьковской паствы еще на много лет. Аминь».

* * *

1

Сказано 4 февраля в Озерянском храме Покровского монастыря в конце литургии.


Источник: Празднование сорокалетия священнослужения высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Харьковского и Ахтырского, 4-го февраля 1908 года. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908. - 13 с.

Комментарии для сайта Cackle