Три письма к священнику Михаилу Николаевскому

Источник

Три письма Аркадия, архиепископа Олонецкого, к священнику Михаилу Николаевскому1

1.

О. Михаил Николаевский!

При репорте вашем за № 24 от 18 июля сего присланное «Обозрение истории г. Пудожа» мною прочитано: благодарю Вас за этот труд.

При сем Вы пишите: «и есть ли впредь что могу собрать на счет сего дела, то не премину к дополнению представлять»: надеюсь, что Вы исполните это, и прошу Вас о том.

До Вашего обозрения Рогозерская пустынь была для меня совсем неизвестна. Вы заставили меня взглянуть в клировую ведомость сумской церкви: часовня при д. Рогозерской показана, а деревни Рогозерской – нет: правда, в ведомости сказано, что и последние крестьяне отсюда выселились.

Мы думаем, что Данило Викулин, давший свое имя выгорецким сумасбродам, произшел из Шунги; а печатные книги производят его из Сумы. Шунгяне гордятся таким своим выходцем; есть, кои себя в родство ему по плоти включают: как у Вас сумяне думают? А Рогозерская пустыня, выставленная Вами, укрывавшая у себя Корнилия инока, кем-нибудь да заведена, была покровительствуема. Впрочем, посмотрите в историю русского раскола (преосв. Мак.) на стр. 250, 251, о Рогозере Вашем на слова: на стр. 255. Даниил Викулин – дьячок Шунгского погоста… Постарайтесь еще собрать сведения: да не расположите ли кого-либо из причтов в соучастники себе? Стыдно нам, что мы, так сказать, самих себя не знаем; что у нас в соседстве гнездится раскол, что соседи-священники о своих приходах, расколом зараженных, нерадят, как будто в их стадах нет волков, и как будто их овцы безопасны от волков, – не видят, как эти волки терзают овец… все мы слепые сонули, наемники-себялюбцы!!! Не хотим книжки приобресть, часа в сутки на пользу своих стад употребить, нежа себя за чаем и кофеем, или за другим чем!! Как на суд Божий явимся!!!

Благодарю Господа Бога, Христа Спасителя, что хотя в Вас, о. Михаил Федорович, он указал мне споспешника в старческих трудах моих: и небольшой Ваш труд, за № 24 утешил меня в скорби моей при взгляде на пастырей некоторых, которые не стада, а себя самих только пасут!

Желалось бы мне побывать и в Кулгале твоем: но как в него переправиться через реку, когда, аще Господь соблаговолит, попасть из Пудожа в Каргополь, или из Каргополя в Пудож??

Но самих себя и все наше предадим в волю Божию.

Буди благословение Божие на тебе, на пастве твоей, на семействе твоем!

№ 361.

24-го июля 1858 года

2.

Кулгальскому священнику Михаилу Николаевскому.

Вами доставленные мне сведения о некоторых местностях Пудожского уезда дают мне надежду получать от Вас таковые же сведения и о других местностях.

К этому побуждают меня а) сведения, доставленные напр. янгозерским священником Повенецкого уезда о происхождении Янгозерского погоста, б) историческое обозрение раскола в Ялгубском приходе, доставленное мне воспитанником семинарии Павлом Мишуриным.

Из таковых местных о местностях сведений могла бы объясниться наша Олонецкая страна во многих отношениях, т.е. и веры, и церкви, и быта народного. <…>2

3.

<…>3 свои государевы грамоты во все российские концы ко всем священных4 престолов наместникам к митрополитам и к архиепископам и епископам и к архимандритам и игуменам возвещая им отца их и пастыря и божественных догмат учителя великого Господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси ко Господу отшествие и что им снитися в царствующий град Москву к Богом насажденной святой соборной апостольской церкви благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превычайший патриаршеский престол, яже в велицей России.

Богом духновенные же отцы и митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены кийждо прочетние его царского величества грамоту5 и услышаша отшествие к Богу крайнего пастыря отца своего и учителя великого Господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси зело сердцы своими поболеша и велие тщание показаша и пути скоро касахуся да поне благочестивого великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца, повеления слышати сподобятся и у гроба великого святителя прощение получать и должную честь и любовь о Христе вместо погребального плача яко отцу своему и пастырю воздадут – и тако убо преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены от конец всей великой России овии убо от востоку иные же от западных и северных и южных стран кийждо от своей Богом спасаемой паствы в царствующий град Москву6 един по единому стекошася и яко орлы слетахуся и яко рече Господь наш Иисус Христос в святом своем7 евангелии идеже бо труп тут соберутся и орлы.

Всех же святых отец в царствующий град Москву снидошася, Никон митрополит Новгородский и Великолуцкий, Корнилий митрополит Казанский и Свияжский, Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский, Серапион митрополит Сарский и Подонский, Михаил митрополит Сербский, Маркел архиепископ Вологодский и Великопермский8, Серапион архиепископ Суздальский и Тарусский, Мисаил архиепископ Рязанский и Муромский, мнози же архимандриты и игумены из великих обителей и из честных монастырей и из соборных протопопы и священники и диаконы со всеми освященными соборы в царствующий град съехашеся аще ли же которым святителям от них невозможно бысть прийти к тому собору и избрания на уреченное время дальнего ради расстояния или некоей ради надлежащей великой нужды9 и те прислаша ко братии своей к митрополитам и ко архиепископам и к священному собору грамоты о согласии за своими руками сице пиша да еже аще что сотворит собор по его царского величества указу собравшиеся боголюбивые митрополиты и архиепископы на поставление на превысочайший патриаршеский престол в царствующем граде Москве и всей великой России и они того же держатся по их святительскому совету и хотению и неразлучны своей братии.

Егдаже убо кииждо от них святитель к царствующему граду прихождаше и в великую соборную церковь Пречистой Богородицы вхождаху и ко святым местам и живоносной и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога и к святой чудотворной иконе Божьей Матери юже написал святой апостол и евангелист Лука еще при самой Пречистой Богородице живой суще, и к чудотворным ракам святых митрополитов Петра и Ионы и ко всем святым и чудотворным иконам прихождаху и знаменахуся, потомже со тщанием прихождаху ко гробам преж бывших в великой России великого святителя пастыря и учителя своего крайнего святителя великого Иона и государя блаженной памяти святейшего патриарха кир Филарета Никитича Московского и всея Руси и великого господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всея Руси и благословения и прощения от них яко живых суще прошаху; такожде10 прихождаху и ко гробу великого господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси и зряще его уже под спудом скрывшася а святую божию церковь яко вдовствующую також и иерея и причетников яко во унынии дряхлостью стесняемых жалостью угнетахуся и11 над гробом великого святителя погребального плача песнь яко долг некий воздающе отцу своему и пастырю за его духовную и неизмеримую ко всем, еже о Христе, любовь.

Егдаже12 святители в царствующий град снидошася, тогда благочестивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец повелит им ко избранию на патриаршеский престол написать 12 мужей духовных из митрополитов и из архиепископов и из архимандритов и из игуменов кого из них Господь Бог и Пречистая Богородица патриархом быть изволит.

Святители же митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены и весь священный собор повелением благочестивого великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца ко избранию на великий российский патриаршеский престол написавше и к великому Государю и благочестивому Царю прислаша имена 12 духовных мужей.

Июля13 в день 22 благочестивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец к своим государевым богомольцам к митрополитам и к архиепископам и епископам и ко всему освященному собору пошлет своего государева боярина Василия Васильевича Бутурлина да думного дьяка Михаила Волошенинова, а велит об избрании патриаршем говорити властям речь.

И по повелению благочестивого Государя думный дьяк Михаило Волошенинов говорит речь такову:

Апостольских престолов восприемницы чистой и православной христианской веры столпы пастыри словесного Христова стада преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы и весь священный собор,

благочестивый боголюбивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец велел вам говорити, волей14 Божьей отец наш и богомолец святейший Иосиф патриарх Московский и всея Руси егоже имея святая и великая соборная и апостольская церковь пастыря и учителя великой же России отца и духовного правителя судьбами неизреченного смотрения Божия он великий святитель оставя свой святительский престол преселился в вечные небесные кровы, а кому по нем в велицей России на его высочайшем престоле крайнему святителю быть и того великий святитель положил на волю всемогущего Бога и на Пречистую Его Матерь и на наше государское изволение емуже благоволит Бог и Пресвятая Богородица в руководительство предать святую свою церковь такоже и душ наших спасительное прославление и кого мы великий Государь изберем тому и быти, и мы великий Государь не могли зрети церковного благолепия в сетовании и великого святительского превысочайшего престола иже в велицей России без крайнего пастыря и учителя, а святую божию соборную церковь15 яко вдовствующую и желая о благолепии и красоте той святой соборной церкви молили есмя всемогущего и всесильного Бога и Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев первопрестольников Московских и всея Руси Петра и Алексея и Ионы и Филиппа, яко да явит нам Господь Бог и Пресвятая Богородица на высочайший великий патриаршеский престол быти патриархом из тех 12 мужей еже достоин есть божественного христова винограда делателем быти мужа благоговейна и преподобна и вам бы богомольцам нашим преосвященным митрополитам и архиепископам и епископам со всем освященным собором идти в золотую палату и известить о том ему великому Государю. – Преосвященные16 же митрополиты и архиепископы и весь освященный собор услышавши благочестивого Государя Царя благосоветное повеление о том зело возрадуются, и Государь повелит им идти наперед себя в соборную апостольскую церковь и они идут в соборную апостольскую Церковь.

А Государь, говоря со своими государевыми боярами об избрании святейшего патриарха, идет в соборную церковь к молебному пению, а молебен пети на три статьи,

первую статью пети молебен живоначальной Троице, да святым архангелам и ангелом бесплотным а евангелие чтет и после молебна молитву пресвятой Троицы что говорится по вся воскресения на полунощнице: всемогущая и животворящая, говорит Корнилий митрополит Казанский и Свияжский,

вторую17 статью пети успению пречистой владычицы нашей Богородицы да святым апостолам и молитву Пресвятой Богородицы: о всемилостивая еси Богородице Владычица, по совету всего освященного собора говорит Серапион митрополит Сарский и Подонский а как учнут петь третью статью всемже освященным собором пречистой Богородицы акафисту и святым первопрестольникам Московским и всея Руси чудотворцам Петру и Алексею и Ионе и Филиппу, благочестивымже

и как18 Корнилий митрополит Казанский со властями пойдут к золотой палате и по государеву указу встретит их перед золотой палатой в сенях окольничий князь Иван Андреевич Хилков да дьяк Алмаз Иванов и пришед митрополит19 в палату учнет говорит достойно есть, и говоря достойно есть благословит Государя крестом, а потом рукой.

И Государь пожалует велит митрополитам и властем и боярам сести, а посидев немного Корнилий митрополит подшед ко Государю со всеми властми и говорит Государю речь.

Богомвенчанный20 христолюбивый и великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец по данной нам благодати святого и животворящего Духа, а по вашему государскому повелению мы богомольцы Ваши митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор избраша21 12 духовных мужей и имена их к тебе великому Государю послали, а ныне мы богомольцы твои советовав во всем освященным собором и избираем из тех 12 духовных мужей духовна мужа на высочайший патриаршеский престол Никона митрополита Новгородского и Великолуцкого и Вам благочестивому22 и великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси самодержцу для такого великого дела идти в соборную апостольскую церковь23 чеснаго и славного ее успения и молити всещедрого Бога и Пречистую Богородицу, чтоб Господь Бог молитв ради Пречистой Богородицы и святых чудотворцев московских то великое дело совершил. – И как митрополит речь изговорил и после того Государь учнет митрополиту говорить речь и великий24 Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси советовав о том с Корнилием митрополитом Казанским и со всем освященным собором по новоизбранного патриарха пошлет на Новгородское подворье от духовного чину Серапиона митрополита Сарского и Подонского, да Мисаила архиепископа Рязанского и Муромского, да от своего царского синклита25 боярина Василия Васильевича Бутурлина да окольничего князя Ивана Ивановича Ромодановского да думного дьяка Михаила Волошенинова.

А приехав властем и боярину с товарищи молыт Серапиону митрополиту речь преосвященному Никону митрополиту Новгородскому и Великолуцкому:

Преосвященный Никон митрополит Новгородский и Великолуцкий

Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец велел тебе говорить, чтоб ты преосвященный митрополит26 ехал в соборную и апостольскую церковь27 честнаго и славного ее успения к нему великому Государю и ко всему освященному собору на избрание на великий патриаршеский престол,

а как Никон митрополит со двора своего поедет и властем и боярину с товарищи ехати за митрополитом,

а приехав митрополиту к соборной церкви и в соборной церкви у порога встретити его Михаилу митрополиту Сербскому да протодиакону в стихаре с кадилом и покадит патриарха, а Сербский митрополит поклоняся патриарху идет на свое место, а протодиакон примет патриарха под правую руку и водит его ко святым иконам, а благочестивому великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси и властен стоя у патриархова места у столпа а как новоизбранный патриарх знаменався у честных икон пойдет ко Государю и Государю у него благословитися а с митрополиты и со архиепископы новоизбранному патриарху сотворить целование и велит Государь Корнилию28 митрополиту Казанскому и Свияжскому и властем и всему освященному собору и боярам новоизбранному патриарху подойти к себе Государю, и говорити Государю речь; как Государь новоизбранному патриарху речь изговорит а новоизбранный речь изговорит Государю и Корнилий митрополит благословит Государя крестом и покропит святой водой, а после благословит крестом и покропит святой водой новоизбранного патриарха а по благословении Государь Царь поздравит новоизбранного патриарха а молыт: новоизбранный патриарх Никон.

Буди29 спасен и здрав в дому Пречистой Богородицы честнаго и славного ее успения и великих чудотворцев Петра и Алексея, и Ионы, и Филиппа на великом патриаршеском престоле всей великой России. Потом поздравляют новоизбранному патриарху власти и бояре а молат речь туже, что Государь говорил.

А июля30 в 23 день быть патриаршескому наречению сицевым образом:

По повелению великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца съехатися всем властем в город и сойтися в патриаршу в крестовую келью а для пения многолетия царского и патриарша изготовить патриарших певчих дьяков и для провожанья пламянников 12 человек и в 4-м часу дня Корнилий митрополит и весь освященный собор пошлют из крестовой соборного протопопа да протодиакона да ключаря по новонареченного патриарха а ними для провожанья послати пламенников всех и приведен будет ими новонареченный в крестовую келью и действовати о нем в крестовой31 келье все по обычаю якоже писано начало и конец сему действу и провожение и отвожение нареченному в чиновой печатной книге,

а в навечерии32 поставления нареченного патриарха июля в 24 день быти новонареченному Никону патриарху Московскому и всея Руси благовестия сицевым образом перед33 соборной обедней преосвященному Корнилию митрополиту Казанскому и Свияжскому и всем митрополитам и архиепископам и всему освященному собору собратися на патриарший двор в крестовую палату и сести по местам посторонь патриарша места в палату вшед на правой стороне по большой лавке Корнилию митрополиту сести среди лавки, а митрополитам и архиепископам сести по обе стороны, а подле них сеть архимандритам и игуменам полествице,

а новонареченному патриарху приехать к соборной апостольской церкви и войти в предел похвалы Пречистой Богородицы и облачиться во святительские ризы и прийти в алтарь и стать у царских дверей зря лицем к востоку и сотворити начало молитве сице: Благословен Бог наш всегда и ныне и присно и во веки веков аминь.

Певцемже глаголат трисвятое и по отче наш святитель же паки глаголя возглас яко твое есть царство потом тропарь храму повеленное таинство и дневный богородичен и прилучившемуся святому его же есть день, потомже святитель стоя в алтаре творит обычную ектенью меньшую.

Помилуй34 нас Боже по велицей милости Твоей молимтися Господи услыши и помилуй, Еще молимся о благоверном и христолюбивом Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея Руси, и о его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марье и о благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне и о благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне и о благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне и о благоверной царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, Еще молимся о вселенских патриархах и о митрополитах и о архиепископах наших, Еще молимся за всю братию и за всех христиан о здравии и о спасении. И потом возглас яко милостив и человеколюбец Бог.

По сем обратився к царским дверем творит отпуск по обычаю, певцемже35 пети многолетье, И по сих новонареченному патриарху изытти из царских дверей и став руце к персем приложити крестообразно под фелонем мало главу преклоня, посланный ж от начального митрополита епископ благовестит ему патриаршество и глаголя сице: преосвященный господин Никон митрополит ныне же Божьей милостью нареченный патриарх Московский и всея Руси, преосвященный митрополит Корнилий Казанский и Свияжский и еже о нем божественный и священный собор призывают твою святыню на патриаршество Богом спасаемого царствующего града Москвы и всей великой России, хотяй же поставитися отвеща сице повинуюся36 воле Божией и Пречистой Богородицы и великих чудотворцев судиша мене достойна быть в такове служении благодарю и приемлю и нимало впреки глаголю, и тако мало преклонь главу возвращается в алтарь и снимает с себя святительские ризы и исходит из соборной церкви на патриарший двор, а Корнилию митрополиту Казанскому и Свияжскому в то время сидети на патриаршем дворе в палате по сторонь патриарша места на большой лавке в палату вшед на правой стороне, а митрополитам и архиепископам российским сидети по обе стороны митрополита, а подле них сидеть архимандритам и игуменам.

И потом великия церкви протопоп и протодьякон37 возведут новонареченного патриарха на патриархов двор в крестовую палату и поставят его на концы седалищ митрополичих и архиепископлих посреде и хотящии поставитися патриархом сотворит Корнилию митрополиту поклон и паки мало пришед поклонится такожде и пришел близ митрополита третие поклон сотворит такожде.

Митрополиту же Корнилию седящу и посох в левой руце держащу десную же руку простерту ниц на правом колене имущу хотяй же поставитися преклоньше целовать правое колено святителя тако и руку на нем лежащую потом десную страну лица потом обратився к десной стране к митрополитам и к архиепископам38 и к архимандритам и целовати их всех во уста от первого и до последнего.

Потом же к левой стране пришед к митрополиту и ко архиепископам и к архимандритам такоже творить и мало отступив паки поклонитися митрополиту якоже и прежде и тогда посадят его протопоп и протодьякон ниже архиепископов на особном стольце на зголовье золотном, а потом протодьякон прием кацею еже есть ручную39 кадильницу и фимиам и благословяся у Корнилия митрополита кадит святые иконы потом начального митрополита и всех властей одесную страну потом же левую страну. И по совершении чина и отпуста святителем и всему собору говорити начальному митрополиту Корнилию царское поздравление

А молыт:

Дай Господи великий Государь наш Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси здрав был на многие лета со своей царицей а с нашей Государыней с великой40 княгиней Марией Ильиничной и с благоверной царевной и великой княжной Ириной Михайловной и с благоверной царевной и великой княжной Анной Михайловной и с благоверной царевной и великой княжной Татьяной Михайловной и с благоверной царевной и великой княжной Евдокией Алексеевной и с новонареченным патриархом Никоном и со своими государевы богомольцы с преосвященными митрополитами и с архиепископами и епископами и с архимандритами и игуменами и со всем освященным собором и со своими государскими боярами и со всем христолюбивым воинством и со всеми православными христианами на многие лета.

И государевы певчие дьяки поют благочестивому царю многолетье.

А после того митрополиту Корнилию говорити святителем, такоже о государском здравии тож что и святители говорят и дьяком41 певчим патриаршим пети многолетье новонареченному патриарху Никону.

И тако совершив нарекут его патриархом Московским и всея Руси и благословя и востав отойдут койждо их во свояси, а новонареченному патриарху поехать на прежнее свое подворье а провожать его протопопу и протодьякону с пламенники.

А июля42 в 25 день по милости Божии и повелением благочестивого великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца по избранию всего освященного собора поставлен бывает на великий и превысочайший патриаршеский престол яже в велицей России рукоположением преосвященного Корнилия митрополита Казанского и Свияжского и прочих митрополитов и архиепископов и епископов и всего освященного собора российского государства и совершен в патриархи Никон митрополит Новгородский и Великолуцкий, в соборной апостольской церкви Пречистой Богородицы честнаго и славного ее успения изготовити место среди церкви идеже бывает святительское место устроено высоко и широко а к нему для входа сделати 12 степеней опричь верхние кровли и оболочи того места половина правая сторона где быти царскому седалищу43 сукнами багрецовыми червчатыми, а другая половина того места левая сторона где быти патриаршу и митрополичью седалищам оболочи сукнами настрафилями лазоревыми, а на верх места устроити 3 седалища первое благочестивому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси самодержцу поволочи драгим бархатом златным, а на нем низано жемчугом, второе преосвященному Корнилию митрополиту Казанскому и Свияжскому, третье новопоставляемому Никону патриарху Московскому и всея Руси те оба места оболочи бархатом смирным а от царского и святительских мест вниз по ступеням даже и до амвона устроенным быти трем путям и по которому ходити благочестивому Государю Царю и тут быти послану атласу золотному по червчатой земле а два пути44 начальному митрополиту и новопоставляемому патриарху послати бархаты смирные гладкие один – вишнев, а другой темносинь, а прочим митрополитам и архиепископам и епископам сидети от царского и от митрополичья и патриарша мест по обою страну по ступенем через ступень а черным властем архимандритам и игуменам сидети по ступеням под ними, а которые на ступенях не изсядутся и тем поставленым быти от высокого места по обе стороны скамьям и покрыти коврами и сидети и обе ж стороны по чину и местам к амвону, перед амвоном же на помосте церковном написати орел единоглавен крыле имея простерта прямо стоящ на ногах под ногами же его град написати с забралами и столпцы, орлу же ногами наступившу на столпы у града, а огнеником45 6 человекам стоять у новонареченного патриарха, а 6 стояти у орла и стерещи его да не наступит нан никто же.

И того дни, в который день быти поставлению, егда отдаст часы нощные и поставления ради патриаршеского благовестити в большой колокол довольное время, потом в реут и во все благовестные колокола переменяя, якоже и к молебнам и в воскресные дни бывает валовой благовест, да тако благовестити и до самого царского приходу в соборную церковь, а как Государь Царь пойдет из своих царских хором и в то время звонити по обычаю яко же и всегда к царскому выходу звонят и паки велеть благовестити в большой колокол непременно дóндеже патриаршеское поставленное действо совершится до самого звону, и потом по ясаку звонит ко обедне во вся колокола почести ради поставления крайнего46 святителя, а действовати властем сице, Корнилию митрополиту Казанскому и Свяжскому47 и прочим митрополитам и архиепископам и епископам и всему освященному собору в 1-м часу дня съехатися на патриарш двор в крестовую палату, и послати по новонареченного патриарха Никона на подворье Серапиона митрополита Крутицкого, да Чудовского архимандрита Феропонта, да Спаского архимандрита да Пафнутьевского игумена.

А приехав к новонареченному патриарху Никону говорить митрополиту речь, а молыть Великий Господин новонареченный патриарх Никон Московский и всея Руси прислали нас к тебе преосвященный Корнилий митрополит Казанский и Свияжский и весь освященный собор, а велели тебе говорити, чтоб еси к своему патриаршескому поставлению ехал в соборную и апостольскую церковь48 Пречистой Богородицы чеснаго и славного ее успения – и новонареченному патриарху Никону ехати к соборной церкви в санях, а саням и санникам быти с патриарша двора, а за ним ехати Серапиону митрополиту Крутицкому да Чудовскому и Спаскому архимандритам и Пафнутьевскому игумену, а перед ним идти огненикам, и как новонареченный патриарх приедет со двора своего к соборной церкви и в соборной церкви у порога встретити его49 протопопу Богородицкому в ризах, да протодьякону в стихаре с кадилом и покадит патриарха и поклонясь патриарху идти на свое место, а протодьякону приняти патриарха под правую руку и водити его ко святым иконам и к спасове ризе и чудотворцовым гробам Петра50 и Ионы и Филиппа и святейших патриарх великого Государя Филарета Никитича Московского и всея Руси и великого Господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всея Руси и великого Господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси и к прочим гробам, а знаменовавься новонареченному пойти в предел похвалы Пречистой Богородицы и ожидати пришествия Корнилия митрополита Казанского и Свияжского и всего собору, а в тое пору говорити ему себе вход и молитвы архиерейские необлачась токмо в патрахель, а егда придет новонареченный патриарх в соборную и апостольскую церковь, и стоя вестья пойдет в крестовую ко властем соборной Пречистенской ключарь и скажет им про новонареченного патриарха пришествие в соборую церковь,

начальный же Корнилий митрополит Казанский и Свияжский с митрополиты и со архиепископы и с епископы и с архимандриты и с игумены и весь освященный собор придут с патриархова двора из крестовые кельи в соборную и апостольскую церковь, предыдущим же им51 подьяком патриаршим в стихарех и свещеносцы с лампадами горящими и вшед в церковь и станут койждо на своих местах и творити проходные поклоны по обычаю и целовати святые иконы и вшед в алтарь целовати начальному митрополиту Корнилию святое евангелие, а новопоставленый приведен будет в алтарь же, и начальный митрополит Корнилий взем со престола честный благословящий крест Господень и знаменався благословляет святителей и новопоставленного и прочих служащих, и творит у жертвенника прощение по обычаю, также новопоставляемый52 отведен бывает протодьяконом в предел похвалы Пречистой Богородицы и облачитися ему тут среди церкви во вся священная и сак и амофор и шапку, а как на новопоставляемого священные ризы и сак и амофор и шапку положат, и митрополит Корнилий велит ему до времени побыть тут в пределе похвалы Пречистой Богородицы, а сам пойдет в соборную церковь и станет на уготованном своем на высоком месте для патриаршеского поставленья и облачится во вся святительская и творит вход и архиерейские молитвы по обычаю, а властем былым и черным облачатися в алтаре и говорити вход, и потом архиерейские же молитвы койждо себя и друг и друга поминают, и потом53 егда приидет время и вся уже к поставленью уготованна будут, и тогда благочестивый и христолюбивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец по вести придет из своих царских палат в соборную и апостольскую церковь Пречистой Богородицы во всем своем царском достоянии в венце и в диадеме со скипетром, а за ним Государем придут бояря и весь его царский сигклит в золотном платье и в черных шапках, а в те поры звонити, якоже обычай обдержит звонить к царскому выходу.

И пришед Государь в церковь Пречистой Богородицы знаменуется у святых икон по обе стороны и у чудотворцова гроба Филиппа митрополита и у чудотворцова же гроба Петра митрополита и егда пойдет государь от гроба Петра митрополита ко гробу Ионы митрополита и в то время Корнилию митрополиту54 сшед с высокого места и отступив от ступеней высокого места по посланному пути степени з две дожидатися к высокому месту благочестивого Государя Царя.

А Государь Царь от гроба Ионы митрополита пойдет к спасове ризе, и ко гробу деда своего государева великого Государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси и ко гробу же Иоасафа патриарха Московского и всея Руси и ко гробу же Иева патриарха Московского и всея Руси и ко гробу Иосифа патриарха Московского и всея Руси, а оттуда пойдет Государь к высокому месту, где стоит митрополит Коринилий Казанский55 и Свияжский.

И егда Государь Царь приидет близ высокого места и благословит Государя митрополит Корнилий благословящим крестом и кропит святой водой таже кропит56 и венец его царский потом Корнилий митрополит благословит Царя рукою.

И благочестивый Государь Царь приняв благословение от митрополита Корнилия взыдет на уготованное высокое место и сядет на своем царском седалище з десныя страны, а митрополиту Корнилию повелит Государь взойти на тоже уготованное место и сести по левую сторону себе.

А как Государь Царь и митрополит сядут на уготованных местах и протодьяконы Богородицкий да Казанский пойдут в алтарь, и выведут из алтаря в церковь митрополитов и архиепископов и архимандритов и игуменов по два. – Митрополитиже и архиепископы и архимандриты и игумены и протопопы творя среди церкви поклонение по своему чину царю по два поклонения а митрополиту Корнилию по единому поклонению и сажают57 их на уготованных местах коегождо ко своей степени.

И потом благочестивый Государь Царь и митрополит Корнилий пошлют по новонареченного партиарха Никона в предел похвалы Пречистой Богородицы протопопа Григория да протодьякона Григория же. Они же шедше и сотворше ему поклонение прием его под руце и поставят перед амвоном на орле еже написан на помосте а огненником стояти по обычаю. Шесть напреди, а шесть назади патриарха и вдадут ему протопоп да протодьякон чести рукописание исповедание православные веры он же поклонься мало царю и митрополиту в шапке и прочитает исповедание во услышание всем глаголя сице:

Аз смиренный Никон бывый преже митрополит Новгородский и Великолуцкий, ныне же милостью Божьей нареченный во святейшее патриаршество58 царствующего града Москвы и всей великой России, пишу сие писание рукою своею исповедаюся пред Богом и Пречистой Богородицей и избранными его ангелы, что мне правую и непорочную веру христианскую еже есть верую во единого Бога – содержати цело и нерушимо и глаголет верую во единого Бога все до конца.

К сим же принимать и вселенских седмих соборов изложение иже на сохранение правых велений собрашеся исповедаю яже от них уставленая каноны и уставы любити и соблюдати елико священными нашими отцы по различным временам и летом изобразишася и всех их же они прияша и аз принимаю, их же они отовратишася59 и аз отовращаюся еще же и церковный мир исповедаю соблюдати и ни единем же правом противная мудрствовать во все животе своем, но во всем последуя и повинуяся святым апостолам и святым вселенским седми собором обещаю же во страсе Божии и боголюбивым нравом иже о святом Духе к братьям нашим и сослужебником нашего смирения всем боголюбивым митрополитам и архиепископам и епископам нашего60 патриаршества российского царствия любовь духовную имети и яко братию почитати якож и Владыко наш Господь Иисус Христос возлюби своя ученики и апостолы також и порученное ми от Бога стадо управляти и ото всякого лукавого учительства соблюдати себеже чиста во всем соблюдать елико ми есть сила. – Еще же исповедаю списанием сим, яко не дах ничтож от наречения и постановления сего патриаршества ниже восхотех что дати ниже дати имам точию любо чествовати достоит поставляющаго мя к симже исповедаю и сие яже имали пошлины бывшие митрополии ныне ж патриаршеское во всем пределе моем соблюдати ми непреложно и творити ми ничтож понужди ниже повелением церковным от таковых повелено ми что61 будет елика сила о правде попещимися аще и смертию ми воспретят веляще что сотворити чрез божественная и священная правила его же ми недостоит творити к симже исповедаю не оставити ми во всей своей патриархии ни единого же от нашей веры православной ко арменом свадьбы творить и кумовства и братства также и к латынам и к прочим иноверным аще же сицево что от таковых которой нои отай меня сотворить и яз услышу и мне то известить с новом нашего смирения боголюбивым митрополитам и архиепископам62 и епископам нашего патриаршества всей русской земли и учинити мне о нем по священным правилам и по рассуждению соборному, а чрез сие писаное сотворю ли что или преступлю в чем аще и во едином неисправлю о сих всех написанных зде лишен буду сана своего безо всякого слова, списана ж сия вся быша рукой моей и подписана сице:

Бывший Новгородский и Великолуцкий митрополит Никон нынеж милостью Божией нареченный во святейшее патриаршество царствующего града Москвы и всея Руси.

Потомже протопоп Григорий с новонареченного Никона патриарха63 Московского и всея Руси соймет шапку, также протодьякон возгласит велегласно вонмем.

Тогда благочестивый Государь Царь и митрополит Корнилий и прочие святители восстанут, преосвященный же митрополит Корнилий встав с места своего и прострет руку, якоже знаменать и глаголет велегласно:

Благодать Пресвятого Духа нашим смирением имеет тя патриархом в богоспасаемом64 царствующем граде Москве и всего российского царствия в дому Пречистой Богородицы честнаго и славного ее успения и великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и Филиппа и осенит на него рукой крестообразно и тогда новопоставляемый65 патриарх Никон Московский и всея Руси приводим бывает протопопом и протодьяконом на превысокое оно место к благочестивому царю и к митрополиту Корнилию.

И Корнилию митрополиту новопоставляемого патриарха благословити рукой и целовать его во уста, а потом на новопоставляемого патриарха протопопу и протодьякону положити святительскую шапку, а Государь Царь и митрополит Корнилий в то время сядут на своих местах, а новопоставляемый патриарх сшед с высокого места також66 целует во уста митрополитов и архиепископов от первого и до последнего и пришед между обеих сторон где сидят митрополиты и архиепископы, и став насреде церкви сотворяет благочестивому царю и преосвященному митрополиту Корнилию поклонение ко обычаю; ониже ему також поклоняются и отводим бывает новопоставляемый паки на орел к амвону,

и потом митрополит Корнилий встав и руку простер знаменает его крестообразно глаголя сице:

Благодать Пресвятого Духа да будет с тобой.

И потом новопоставляемый Никон, патриарх Московский и всея Руси67 возводим бывает протопопом и протодьяконом на высокое место ко благочестивому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси самодержцу и к митрополиту Корнилию Казанскому и Свияжскому и станет против царя и митрополита,

и тогда Корнилий митрополит Казанский и Свияжский и архиепископы и епископы и весь освященный собор здравствуют благочестивому Государю Царю, а говорит Корнилий митрополит речь такову:

Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси дай Господи ты великий Государь благочестивый и христолюбивый Царь и Великий Князь Алексей Михайлович68 всея Руси самодержец здрав будь на многие лета со своей благоверной и христолюбивой царицей и великой княгиней Марией Ильиничной и со своими государевыми сестрами с благоверной царевной и великой княжной Ириной Михайловной и с благоверной царевной и великой княжной Анной Михайловной и с благоверной царевной и великой княжной Татьяной Михайловной и со своей государевой дщерью с благоверной царевной и великой княжной Евдокией Алексеевной и со своим государевым богомольцем с новопоставленным патриархом Никоном Московским и всея Руси и с митрополиты и с архиепископы и епископы и со всем освященным собором и с князи и с бояри и со христолюбивым воинством и с доброхоты и со всеми православными69 христианы,

и в то время поют Государю многолетье государевы певчие дьяки, а потом благочестивый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси здравствует митрополиту Корнилию и прочим митрополитам и архиепископам и всему освященному собору с новопостановленным патриархом Никоном и говорит речь такову:

Митрополит Корнилий и митрополиты и архиепископы и епископы и весь освященный собор будьте спасены и здоровы с отцем нашим и с богомольцем с новопоставленным Никоном патриархом Московским и всея Руси на многие лета.

Певчие патриарши дьяки поют многолетье Конилию митрополиту Казанскому и Свияжскому.

И потом70 новопоставляемый патриарх Никон поклонится царю и митрополиту до полу и отводим бывает протопопом и протодьяконом паки в предел похвалы Пречистой Богородицы и ожидает там начала литургии,

а благочестивый и христолюбивый Государь Царь благословясь у митрополита Корнилия сойдет с высокого места на свое царское место и потом начати божественную литургию по обычаю, а новопоставленный Никон патриарх Московский и всея Руси стоя в пределе говорит молитвы литургийные и до евангельского входу.

Корнилий митрополит дожидается входу стоя на высоком месте, а лампаде и посоху быти перед царскими дверями Корнилия митрополита до трисвятого, понеж сей есть поставляяй и рукополагаяй, а от трисвятого и до совершенья святой литургии быти пред царскими дверями посоху патриаршескому – Петра митрополита и лампаде патриаршеской ж, а Корнилия71 митрополита посоху и лампаде от того времени не быть. Егда же приспеет вход в алтарь с евангелием и тогда преосвященному Корнилию митрополиту сшед с выского места и стоя у последние степени прекрестясь поцеловать святое евангелие и по целовании евангелия архидиакону идти со святым евангелием во святой алтарь и перед царскими дверями глаголя премудрость прости, и полагает святое евангелие на престол, а митрополиту Корнилию стоя близ высокого места благословляти к царским дверям вкупе обема руками крестообразно к востоку и потом обратясь назад к западным дверем також благословити обема рукама и потом обратясь на правую сторону к южным дверям – також благословити обема рукама. – також благословити обема рукама и потом обратяся на северную сторону такожде благословити обема ж рукама, а идти к царским дверям а вести его двум митрополитам до царских дверей, – с обоих стран под руки с правую Серапион митрополит Сарский и Подонский с левую – Михаил митрополит Сербский и не доходя амвона став посреди церкви також на все четыре72 страны благословить обемаж рукама а егда приведут его пред царские двери за амвон и пред царскими дверми зря к востоку лицем також благословит на алтарь обема рукама и обратясь на запад також благословит через амвон обема руками и потом обратясь на правую страну к южным дверем також благословити обема рукама а потом обратяся на левую страну к северным дверем також благословити обема руками и вшед в алтарь с митрополиты и со архиепископы и епископы и с прочими священники целовать престол а потом новопоставляемый партиарх Никон поемлем бывает протопопом и архидьяконом из предела похвалы Пречистой Богородицы и приведут соборной церковью за амвоном пред царские двери под руки и тут пред царскими дверями архидьякон соймет с него шапку и пойдет с шапкой в алтарь, а поставляемого патриарха примут в алтарь под руки в царские двери два митрополита Серапион Крутицкий да Михаил Сербский и приведут его пред престол, а Корнилий митрополит мало отступит от73 престола и приемлет от протопопа с левые страны писание и возгласит архидьякон вонмем митрополит же Корнилий прочитывает писание над поставляемым во услышание всем предстоящим ту сице:

Божественная благодать яже всегда немощная исцеляющая и недостаточная исполняющи поставляет бывшего Новгородского и Великолуцкого митрополита Никона ныне же патриарха в богохранимом в царствующем граде Москве и всея Руси помолимся убо о нем да приидет нань благодать Пресвятого Духа.

И ту предстоящим святителем в алтари поющим велегласно Господи помилуй по 3-ж.

И тогда Корнилий митрополит приемлет со престола святое евангелие и отверзет над главою новопоставляемого патриарха Никона и возложит на главу и на выю его преклоншимсяж к ним и иным святителем и поддержати святое евангелие таже Корнилий митрополит74 творит рукою три кресты на главе его и положа на него руку молится сице.

Владыко Господи Боже наш законоположивый нам всехвальным и апостолом Павлом степенем и чином устав еже работати и служити честным и пречестным ти тайнам во святом жертвеннице первое апостолы второе пророки третие учители сам владыко всем и сего нареченного сподобльшагося подойти евангельскому игу и святительскому достоинству рукою моею грешнаго и с сущими служители с митрополиты и со архиепископы и с епископы осиянием и силой и благодатию Святого Твоего Духа якоже укрепил еси святые своя апостолы и пророки яко же помазал еси царя якож освятил еси святителя тако и ныне его освяти и непорочно святительства его покажи и всякою чистотою украси во еже достойну быти ему просити яже на спасение людем и послушать Тебе его.

И потом75 возгласит митрополит Корнилий яко святися имя Твое и прославися царство Твое Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков аминь.

И по амине глаголет Серапион митрополит Крутицкий ектенью миром Господу помолимся и прочая ектенья якож в поставлении бывает.

Святителем же ту сущим предстоящим отвещати Господи помилуй; преосвященный ж митрополит Корнилий имея на поставляемом патриарше версе руку лежащу паки молится сице.

Господи Боже наш за еже немощи человеческому естеству божеством существо понести сего ради твоим смирением подобострастным нам учителя устави в твой преддержащий престол и яко подобники твоя на величествии престоле твоем седяще во еже приносити тебе жертву и приношение о всех людех76 твоих ты Господи и сего явленного строителя святительские благодати сотвори быти подобника тебе истинному пастырю положшаго душу свою о овцах твоих наставника слепым света сущим во тме, наказателя безумным светильника в мире яко да устроит душа ввереныя ему в настоящем сем житии и предстанет судищу твоему непосрамлен и великую мзду приимет яже уготовил еси пострадавшим о благовестии евангелия твоего.

Посем возглашает митрополит твое бо есть еже миловати и спасати Боже наш и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков аминь.

И по амине Корнилий митрополит взимает святое евангелие с главы у новопоставляемого патриарха Никона и полагает на святую трапезу и мало прочтет евангелия начало и конец во услышание всем ту стоящим и потом77 возглашает Корнилий и митрополит аксиос 3-ж и знаменуя рукою на главе у новопоставляемого, всемже предстоящим и поющим аксиос 3-ж и по крылосом також поющим аксиос по 3-ж.

И потом поднесет протодьякон Корнилию митрополиту чудотворца Петра митрополита сак, митрополит же Корнилий перекрестив на саке рукой рукой крест и возложит его на новопоставленного патриарха Никона, и глаголет стих, священницы твои облекутся и прочая по чину, потом же повелит митрополит положити на новопоставленного патриарха протодьякону78 амофор и шапку прежних патриархов, и целуют его Корнилий митрополит и прочие митрополиты и архиепископы во уста и обычному патриаршескому поставлению уж совершившуся,

тогда новопоставленный Никон патриарх Московский и всея Руси начинает божественную литургию действовати сам встав в царских дверях на орлеце и глаголет возглас:

яко свят еси Христе Боже наш и прочая действует у престола по обычаю а лампаду и посох митрополита от царских дверей79 отнесут а станут патриарши подьяки с патриаршею лампадой и с посохом Петра митрополита.

И потом новопоставленный Никон патриарх Московский и всея Руси восходит к горнему седалищу и сядет на горнем начальном своем месте, а поставивый его Корнилий митрополит сядет с десныя страны на своем месте и прочие святители и служащие такожде сядут по степени по местам и тако совершают божественную литургию по обычаю, а после изрядна новопоставленный патриарх Никон поминает святейших вселенских патриарх80, а Корнилий митрополит поминает святейшего Никона патриарха Московского и всея Руси, и тако совершенно скончати божественную литургию по обычаю.

По совершении же литургийного отпуста святейший Никон патриарх поднесет благочестивому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси священную просфору,

а благочестивый Государь Царь приняв просфору восходит на свое царское место, а Корнилия митрополита протодьякон и ризничий возведут на высокое место и посадят его на седалище, а новопоставленного81 Никона патриарха Московского и всея Руси возводят под руце на высокое же место два митрополита и сажают его по чину на седалище трижды глаголюще исполайти деспота сии речь многолети владыко, також и певцы поют патриарху Никону многолетие и посем патриарх Никон розблачается тутож на высоком месте а по розблачении его благочестивый боголюбивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец поднесет Никону патриарху Московскому и всея Руси клобук бел украшен златом и драгим камением а молыт:

отец наш и богомолец святейший Никон патриарх82 Московский и всея Руси жалуем тебя богомольца нашего своим царским жалованьем клобук бел шолков украшен златом и драгим камением.

А как у Государя Царя святейший Никон патриарх приняв клобук наложит на себя83 и Государю челом ударит

и потом по повелению благочестивого великого Государя Царя преосвященный Корнилий митрополит Казанский и Свияжский сам не розблачась поднесет Никону патриарху Московскому и всея Руси на мисе панагию злату с драгим камением а поднесши молыт речь.

Великий господин и отец наш святейший Никон патриарх Московский и всея Руси,

благочестивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович веся Руси самодержец жалует тебя богомольца своего своим царским жалованьем панагия злата с драгим камением и положити на него панагию, а по положении84 поклонится ему по обычаю а после того пресвященный Серапион митрополит Сарский и Подонский не розблачась же поднесет Никону патриарху Московскому и всея Руси монатию со источники низаными а речь говорит такову ж что и Корнилий митрополит, поднесши молыт речь

а великий господин и отец наш святейший Никон патриарх Московский и всея Руси,

благочестивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец жалует тебя богомольца своего своим царским жалованьем манатья бархатная со источники низаными, а по положении поклонится ему по обычаю

а посем85 Чудовский архимандрит Ферапонт взяв посох у архидьякона великого чудотворца Петра митрополита и поднесет Никону патриарху Московскому и всея Руси и поклонится ему по обычаю

а потом благочестивому царю взыти86 на высокое место и сести на своем месте а возле его Государя от левые стороны сести Никону патриарху Московскому и всея Руси, а возле патриарха Никона сести Корнилию митрополиту Казанскому и Свияжскому,

и потом благочестивый Государь Царь мало посидев и востав святейшему Никону патриарху Московскому и всея Руси поздравляет на его святительском престоле глаголя сице:

Всемогущий и вся содержащий в Троице славимый Бог наш подавый нам самодержавство великого царствующего града Москвы и всей великой России той и ныне неизреченным своим человеколюбием устраяя87 тебя превысочайшего святителя нам и всем христоименитым людям пастыря и учителя да будеши приемник святых апостол, и наследник престола великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и Филиппа нынеже ваше святительство рукоположением и освящением преосвященного Корнилия митрополита Казанского и Свияжского и прочих святых отец митрополитов и архиепископов и всего освященного собора всего нашего самодержавного российского царства на превысочайший патриаршеский престол возведен и освящен еси прйми святейший отче преже бывших тебе святых и патриархов жезл пастырства и на седалище88 старейшинства яко от Господа пронаречен и избран да взыдеши и твоя священные молитвы ко всемогущему Богу и Пречистой Его Матери и к великим чудотворцам Петру и Алексею и Ионе и Филиппу и всем святым о нас и о нашей благоверной царице и великой княжне Марье и о сестрах наших о благоверных царевнах о благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне о благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне о благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне и о дщери нашей о благоверной царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне и о всей нашей палате и о всех людях державы нашей да приносиши89 яко да святых ради ваших молитв Господь Бог подаст нам и всем нашим людям душевная и телесне благая и полезная и царство наше ваших ради честных ходатайств соблюдет мирно и безмятежно и от враг ненаветно ваших ради святых молитв на веки90.

И новопоставленный Никон патриарх Московский и всея Руси поклонится царю по обычаю и говорит стоя речь глаголя сице:

Самодержавный Государь наш царь и владыка.

Всемогущий и всясодрежащий в Троице славимый Бог наш той да сохранит благочестивое и святое ваше царствие мирно и ненаветно и да соблюдет лета живота вашего в долготу дний и да благословит тя благословением последним91 ему же несть пременения и подаст тебе Государю на враги победу якоже Давиду на Голиафа и Гедеону на мадиям и на престоле прародителей твоих прадеда вашего благочестивого великого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца92 и деда вашего христолюбивого и великого Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича всея Руси самодержца и прочих прежде бывших тебе царей российских и отца вашего Государева – блаженные памяти христолюбивого великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца да соблюдет тя Государя93 и благородных твоих чад и семя твое и в век грядущий, да сподобит тя быти сыну и наследнику царствия своего и радости святых сообщит тя мы же аще и недостойни есми такового патриаршеского престола но обаче божию званию и вашему царскому повелению повинувшеся должни есми о вашем государском многолетном царствии и о вашей государеве царице великой94 княгине Марье Ильиничне и о сестрах ваших благоверных царевнах о благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне и благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне и благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне и о дщери вашей о благоверной царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне и о всех повинующеся вашему самодержавному царствию молити всемогущего в Троице славимого Бога нашего и Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев Петра и Алексея и Иону и святого чудотворца Филиппа и всех святых яко да тобой пресветлым Государем благочестивое ваше царство паки воспрославит и распространит Бог от моря и до моря и от рек до конца вселенной и расточенная во благочестивое твое царство возвратит и соберет во95 едино и наперво образное и радостное возведет во еже быти ти на вселенней царю и самодержцу христианскому и совозсияти яко солнцу посреди звезд яже на пользу строения и во благоденствии душевне и телесне владыко самодержец здрав и многолетен буди.

А изговоря поклонится царю пониску и благословит его Государя честным крестом и покропит святою водою.

Потом обратитися Никону патриарху Московскому и всея Руси к востоку и осеняти честным крестом обращаяся на все четыре страны всенародное множество христианское и отдати крест протопопу на блюдо. Протопоп же отнесет крест во алтарь.

И потом митрополиту Корнилию и прочим митрополитам и архиепископам и епископам и архимандритам и игуменам и боярам многолетствовати Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси самодержцу с новопоставленным патриархом и пети многолетье государевым певчим диаком на правом крылосе.

А после96 того митрополиту Корнилию со всем собором и боярам многолетствовати святейшему Никону патриарху Московскому и всея Руси и пети многолетье со исполати патриаршем дьяком большой станице

а потом митрополитам и архиепископам и епископам и всему освященному собору многолетствовати преосвященному Корнилю митрополиту Казанскому и Свияжскому с новопоставленным патриархом и многолетье пети со исполати у амвона патриаршеским дьяком другой станице.

И по совершении сего действа благочестивому царю идти в свои царские палаты, а святейшему Никону патриарху Московскому и всея Руси сшед с высокого места знаменатися у святых икон и у ризы Господни и у чудотворцовых гробов и прощатися и гробов великого Господина и Государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси и у Оасафа патриарха97 Московского и всея Руси и у Иева патриарха Московского и всея Руси и у Иосифа патриарха Московского и всея Руси а в то время преосвященному Корнилию митрополиту розблачитися на высоком же месте а властем також комуждо на своих местах розблачитися и отходити вкупе с патриархом на его святительский патриарш двор в крестовую палату и дожидатися царского стола и зватово. – И по времени приходит по них государской зватой окольничий зовуще их к государскому столу,

и патриарху со властьми встав говорити достойно есть и прочее и идти ко Государю за стол а перед патриархом идти ключарю нося честный крест Господень98 на блюде и святую воду и сошед с лестницы на патриарше дворе сести патриарху в сани и ехати в Ризьположенские врата к благовещению и за ним до благовещения идти властем всем пешим а перед ним идти дьяком и пламенникам, а приехав к благовещению патриарху из саней выйти и идти вверх ко Государю благовещенской папертью да в золотую палату а вести его двум митрополитам Крутицкому да Сербскому.99

И как патриарх со властьми придет перед золотую палату к Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси встретит патриарха вышед из золотой палаты с сажень поотступя от дверей. И патриарху благословити Государя рукой а в руку и в клобук патриарха Государю не целовати.

А как100 патриарх со властьми войдет в золотую палату и ему говорити достойно есть и прочая по обычаю и благословити царя честным крестом и кропить образ и царя и шапку святой водой.

И Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси сести за столом, а патриарху действовати над хлебом богородичным стоя за тем же царским столом самому и отче наш говорити и благословити патриарху рукой на царском столе брашно и питье и на прочих и сести поодаль царя за тем же столом от царя с сажень или мало больши а властем сидети одаль за другим столом по правую сторону от Государя

а боярам быти у Государя у стола кого Государь пожалует, а при101 Иосифе патриархе были у Государя у стола бояре Иван Петрович Шереметев, Василий Петрович Шереметев, окольничий князь Андрей Федорович Литвинов Масалский, печатник и думный дьяк Федор Федорович Лихачев, думный дьяк Иван Гавренев а власти были у стола митрополиты Авфоний Новгородский, Варлам Ростовский, Серапион Крутицкий, архиепископ Рязанский Моисей, архимандрит Чудовский Кирил а Суздальский архиепископ у стола не был для того что с поставления отпрошался у Государя в Суздаль.

И по трех102 ествах по повелению царскому святейшему Никону патриарху Московскому и всея Руси встав из-за стола и ударя челом Государю а достойна есть не глаголя идти из царской палаты красным крыльцом к благовещенью да благовещенской папертью ко осляти и по преданию святых отец и по чину церковному творити шествие на осляти круг Кремля и Китая городов, а за ним ехать Крутицкому митрополиту да103

в санях а протодьякону едучи кропити град святой водой, а объехав около града приехав к благовещению на осляти и сойти с осляти и вести его104 митрополиту Крутитцкому ко Государю в палату а перед ним идти певчим дьяком и пети стихи.

А пришед в палату не глаголя достойна токмо поклонитися царю и сесть за столом на своем месте а властем105 також сести на своих местах и по отдаче еств жаловать Государю патриарха своим государевым жалованьем а являти государево жалованье патриарху казначею106 а молыт

а великий господин святейший Никон патриарх Московский и всея Руси

Великий Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец велел тебе говорити

По дару всемогущего Бога и по избранию всего освященного собора поставлен еси на великий патриаршеский престол Московского государства и всей великой Руси и служил еси божественную литургию и молил соборне всещедрого и человеколюбивого Бога107 и Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев Петра и Алексея и Иону и Филиппа и всех святых о нашем царском здравии, и о нашей благоверной царице и великой княгине Марии Ильиничне и о сестрах наших о благоверных царевнах, о благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне и о благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне и о благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне и о нашей государской дщери о благоверной царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне и о наших боярах и о всем христолюбивом воинстве и о доброхотех и о всех православных христианах и мы великий Государь Царь дарим тебя богомольца нашего

а государево жалованье только дати патриарху против Иосифа патриарха и того кубок108 серебрян золочен с кровлею атлас золотной двойной атлас золотной 10 аршин атласу зеленого 10 аршин камки адамашки лазоревой 40 соболей и по скончании стола патриарху совершати хлеб богородичен, а подносит Государю и потом властем

и по сем Государю подати патриарху и властем и боярам чашу Пречистой Богородицы.

И по совершении чаши Пречистой Богородицы патриарху действовать над государевой чашей, и подносити Государю а после того подавать и властем митрополитам и архиепископам и боярам и окольничим и всяких чинов людем патриарху а потом109 Корнилию митрополиту действовати чашу новопоставленного патриарха, а чашами жаловати Государю патриарха и властей и бояр и окольничих и дьяков и дворян самому.

И по совершении чаш идти патриарху к саням и ехати на свой святительский патриарш двор на санях а властем его провожати в крестовую и прием благословение от патриарха и разъехатися комуждо во свояси.

А110 на завтрее поставления в понедельник июля в 26 день приехати Коринилию митрополиту111 Казанскому и Свияжскому и прочим митрополитам и архиепископам и архимандритам и игуменам и всему освященному собору на патриарш двор и сойтится в крестовую патриаршу палату а патриарху Никону выйти к ним в крестовую ж из своих келей, и Корнилию митрополиту со всем освященным собором творить патриарху соединение якоже в печатной чиновной книге написано,

а потом патриарх Никон пойдет в церковь пречистой Богородицы и Корнилий митрополит со всем собором творят ему возведение – возведут его в церкви Пречистой Богородицы на патриаршеское место что на правой стороне у столпа и оттоле пойдет патриарх на свой патриарш двор112 и слушает обедни у риз положения что на его патриарше двор, а пети обедню поскоро.

А после обедни патриарх Никон выйдет из церкви положения честныя ризы Пречистой Богородицы и сошед по лестнице и сядет на осля у лестницы с приступки и поедет с патриарша двора в Рисположенские ворота, а вести под патриархом осля боярину и окольничему и патриаршу боярину и конюху тем же которые вели в неделю. И ехати патриарху от соборные церкви мимо сторово царя Борисова двора да к Богоявленскому монастырю что на Троицком подворье да по задворцу в Боровицкие ворота да выехати за белой город в Чертольские ворота и ехати позади белого113 города к Арбатским и к Никитским и к Тверским и к Петровским воротам да на трубу к Неглинне и через Неглинну к Сретенским воротам а как патриарх придет в у Сретенские ворота и проговоря молитву покропя святой водой пойдет в город и пойдет Сретенской улицей да в Китае Никольской улицей а в Кремль войдет в Никольские ворота к себе на патриарш двор и сойдет с осляти на патриарше дворе у лестницы а едучи патриарх около города у всяких ворот говорит молитвы граду а за ним ехати Крутицкому митрополиту Серапиону да Рязанскому архиепископу Мисаилу да двум ключарям пречистенским вести святый и животворящий крест Господень и кропити им град святой114 водой а сшед патриарх с осляти пойдет в келью а боярину и окольничему у него у Никона патриарха у стола быть ли и о том как Государь укажет.

А в третий день во вторник июля в 27 день слушати патриарху Никону часов и обедни ранние у положения честные ризы Пречистой Богородицы, и как к нему съедутся власти и Никон патриарх Московский и всея Руси и Корнилий митрополит и все власти говоря достойно есть и пойдут повести из крестовые ко благочестивому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси самодержцу в золотую в подписную палату з дары, а ехати патриарху со двора своего в санях а власти за ним идут пеши а приехав к благовещению выйдет из саней и пойдет благовещенской папертью да красным крыльцом да в золотую палату а перед ним идет ключарь неся честный крест Господень на блюде со святой водой а за ним несут дары.

А как придет патриарх перед золотую палату и Государю его встретит в санях вышед из золотой палаты близко дверей. И патриарх Государя благословит крестом животворящим и кропит святой водой царя и шапку, а после благословит рукой и целовати патриарху Государя115 в плечо и пойдет Государь и патриарх в золотую палату а вошед в палату говорит достойно есть и прочая. И поднести Государю дары по росписи.

Да будет тогож дни изволит Государь новопоставленному Никону116 патриарху быти у Государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны и у царевен и из золотой палаты, пойдет Государь ко Государыне царице и великой княгине Марье Ильиничне а патриарх со властьми пойдет за ним же Государем, а Государыне царице и великой княгине Марье Ильиничне быти у себя в подписной палате сидети на своем месте на подушке золотной, а Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси быти тут же а с ним Государем быти боярам и окольничим кому Государь изволит, а пришед117 ко Государыне царице в палату патриарху говорити достойно есть и прочая и кропити царицу святой водой а поздравлять ей Государыне и поднести дары Государыне царице и государыням царевнам по росписи а являти дары118 боярину кому Господь изволит,

а как патриарх Государыне царице и государыням царевнам дары поднесет и Государь патриарха отпустит к себе, а пришед патриарху от Государя сести на осля у себя на дворе у лестницы, а боярин и окольничий и патриарш боярин и конюх ведут под патриархом осля теж которые и в первые дни и поедет со двора в Ризьположенские ворота да в Никольские да выедет за белой город в у Сретенские ворота и ехати около белого119 города к Яузким воротам и у Яузких ворот проговоря молитву и кропив святой водой въехать в город в Яузкие ворота да ехати в Варварские да во Фроловские120 ворота в Кремль а действовати якоже и в первые дни а властем за ним быти Крутицкому митрополиту да Рязанскому архиепископу а перед ним ехати ключарям со крестом и со святой водой а приехав на патриарш двор ссести с осляти у лестницы а столу у него быть ли о том как Государь изволит.

Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону121

Благодатию и человеколюбием святыя и единосущные и животворящия неразделимыя Троица Отца и Сына и Святаго Духа великого и самодержавнаго скипетродержателя Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии его царскаго величества богомольцы преосвященныя митрополиты и архиепископы Корнилий митрополит казанскии и свияжскии – сербские земли Мисаил митрополит каласайскии и кратсовскии – Серапион митрополит сарский и подонскии – Маркел архиепископ вологодскии и великопермскии – Серапион архиепископ суздальским и тарусским – Михаил архиепископ рязанскии и муромскии – Иона архиепископ тверскии и кашинскии преже сего бяше по совету и по повеленью блаженные памяти благовернаго и христолюбиваго Государя нашего царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии самодержца Иеремей патриарх цареградскии благословил и поставил в Московское государство и всея великия Росии в соборную и апостольскую церковь пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея успения и великих чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы и согласные грамоты ото всех святейших вселенских четырех патриархов от олександрийского патриарха Селивестра и от Цареградского патриарха Иеремея и от антиохийского патриарха Иоакима и от ерусалимского патриарха Софрония и преосвященных митрополитов и архиепископов и епископов и всего вселенского освященнаго собора за их руками и за печатми прислал в 99-м году и по тем советным преж бывшим грамотам по поставлении блаженные памяти Иева патриарха московского и всеа Русии повелено поставляти патриархов в московском государстве митрополитом и архиепископом и епископам руским на московское государство в соборную и апостольскую церковь пречистые владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии честнаго и славнаго ея успения и великих чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы а в Царьград для поставления патриаршескаго не ездить и не посылать и ныне по прежбывшим потриаршеским советным грамотам и по настольной грамоте блаженные памяти великого господина отца нашего святейшего Иосифа патриарха московского и всеа Русии якоже прежде божественная и соборная святая и апостольская церкви прият и повелением самодержавнаго благочестиваго и христолюбиваго великого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии також и смирения нашего святительства мы вышереченные митрополиты и архиепископы и благороднии боляре и князи и честноявлении сановнии люди и архимариты и игумены и протопопы и весь освященный собор и все христоимянитое исполнение Господня людства избрахом мужей достойных Никона митрополита великого Новгорода и Великих Лук – Корнилия митрополита казанскаго и свияжскаго – Маркела архиепископа вологодского и великопермского – Мисаила архиепископа резанского и муромского – Макария архиепископа псковского – изборского чюдова монастыря архимандрита Ферапонта – андронива монастыря архимарита Селивестра – из Звенигорода преподобнаго Савы сторожевскаго монастыря архимарита Ермогена – из Нижнева Новагорода печерского монастыря архимандрита Стефана – из Ростова богоявленского монастыря архимарита Иону – из Боровска пафнотева монастыря игумена Павла – из Суждаля спаского монастыря архимарита Иосифа и от тех избранных в соборней и апостольстей церкви успения пречистые Богородицы с молебным пением благоверныи и христолюбивыи благочестивыи великии Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец с нами богомолцы своими с митрополиты и архиепископы и со всем освященным собором избраша в московское государство в соборную и апостольскую церковь успения пречистые Богородицы на патриаршество Никона митрополита великого Новагорода и Великих Лук житием праведна и премудра и свята и боголюбива и незлоблива и по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии избранию и по совету всего освященного собора мы вышереченные митрополиты и архиепископы по действу святаго и животворящаго Духа поставихом его в патриархи и с великой нуждою умолиша его на превысочайшии святительскии престол великия и апостольския церкви по преданию святых апостол и святых отец и прежде бывших патриарх и вы сынове православнии суще о Христе благороднии боляре и князи архимандриты и игумены и весь освященный чин и все православнии людие того патриаршества вси ему к отцу нашему великому господину святейшему Никону патриарху царствующаго града Москвы и всея великия Росии имейте благое повиновение и покорение и во всем послушание и духовную любовь и честь воздавайте ему по прежде бывшему евангельскому Христову завещанию ко святым его ученикам и апостолам глаголющему слушаяй вас рече мене слушает а отметаяй вас мене отметается отметаяйжеся мене отметается пославшаго мя и приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу приимет и приемляй праведника во имя праведниче мзду праведничу приимет и сего ради ведяще и се елико кто честь воздает святителю и та честь к самому Христу восходит от него же мзды чаят сторицей а он великии господин и отец наш святейший Никон патриарх царствующаго града Москвы и всея великия Росии должен есть по прежде бывшему исправляти соборную и апостольскую церковь и творити в ней елико достоит патриархом в своем патриаршестве и евангельских и апостольских и отеческих предании правильных святыя церкви блюсти елика сила во всем своем патриаршестве вся церковная управления по правильному преданию всяко извещение исправляти и архиерейской и патриаршеской чин и херотонисати в чтецы и в подяконы и во дяконы и протодяконы и попы и протопопы и игумены и архимандриты и епископы и архиепископы и митрополиты такоже и учити люди православные христианскому закону и заблудьших наставляти ко истинному пути якоже подобает благочестивым святителем ни имея ни в чем же опасения и никоегож забавления и неверных от различных вер еретических обращати в православную истинную христианскую веру греческаго закона и сего убо ради дана бысть ему великому господину и отцу нашему святейшему Никону патриарху московскому и всеа великия Росии сия наша настолная грамота на утверждение его в царствующем и в преименитом и богом спасаемом граде Москве в дому пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея успения и великих святителей Петра и Алексея и Ионы московских и всеа Русии чюдотворцев и к сей настолной грамоте мы вышереченные митрополиты и архиепископы руки свои приложили и печати привесили и сию настолную за своими руками и за печатми отдали отцу своему великому господину нашему святейшему Никону, патриарху московскому и всеа великия Росии лета 7160 июля в д индикта.

С.Б.

* * *

1

Письма эти доставлены в редакцию при следующем письме:

Высокочтимый И.Е.!

В журнале «Странник», за март месяц, в обзоре журналов между прочим упомянуто об Олонецком архиепископе Аркадии, – об отношениях незабвенного архипастыря к епархиальной семинарии.

Воспоминания о почившем в «Странник» внесены из «Христианского Чтения» № 2, за настоящий год, и принадлежат автору И.Т. Нет сомнения, что они ваши, высокоуважаемый земляк.

Хотелось бы эти воспоминания прочесть в целом их виде, – не отрывками, но к прискорбию за настоящий год не получается мною журнал «Христианское Чтение». И жаль сего, да делать нечего. Честь Вам и хвала, что Вы вспомнили о таком лице, которое во многих отношениях может быть образцом для потомства и – даже иерархов. Выразительный лик досточтимого архипастыря, – его проповеднический талант, и при этом отчетливая дикция и тонкая экспрессия, его заботы о сиротах и особенно об изучении олонецкой страны, не для одних Вас должны быть дороги. Множество его писем находится в руках олонецкого духовенства, из которых бы мог обрисоваться этот олонецкий светильник в ярких, прекрасных, живых красках. Но кто займется собранием их? А ведь поистине жаль, и стыдно даже для олончан, если подобные памятники пойдут на оклейку стен жилых домов?

В моем портфеле сохранились таковые памятники, – имеются к моему родителю письма покойного владыки Аркадия, дающие знать, каков был покойный и как он трудился для Олонии! Из этих писем – три, по моему взгляду, особенно выдаются. Посылаю их в подлиннике Вам, досточтимый пудожанин, прося Вас усерднейше поместить их в «Христианском Чтении»… Лицо, к которому эти письма был адресованы, в 1867 году отошло в вечность, прослуживши в одном приходе 32 года священником; из этих годов 26 лет этот иерей служил законоучителем в городском пудожском приходском училище, получая с небольшим 4 руб. в месяц вознаграждения за два дня занятий своих в неделю по школе, отстоявшей от его места жительства в 15 верстах! Не подвиг ли это?

Или, быть может, найдутся люди неверующие сему. Пусть они, в таком случае, спросят дирекцию, наблюдавшую в то время за начальными училищами Олонецкой губернии и убедятся в том, что был такой подвижник, много получивший от дирекции благодарностей и удостоенный за свои законоучительские труды положенной пенсии. Много ли ныне таких лиц, кои бы 26 лет ездили в училище, находящееся в 15 верстах от их жилищ, за вознаграждение, упоминаемое мною выше?

С полным уважением имею честь быть Вашим покорнейшим слугой Пудожского уезда, Нигижемско-Георгиевской церкви священник Александр Николаевский.

10-го апреля 1882 г.

Все три письма писаны рукой секретаря и лишь подписаны собственноручно преосвященным Аркадием, но несомненно продиктованы им самим. Печатаем их без всяких комментариев, так как они красноречиво говорят сами за себя. Почтенному же о. Александру за сообщение их приносим искреннюю благодарность.

Ред.

2

В отсканированном варианте книги текст отсутствует – примечание электронной редакции.

3

В отсканированном варианте книги текст отсутствует – примечание электронной редакции.

4

Нач. 3 стр.

5

Нач. 4 стр.

6

Слово «Москву» написано над строкой.

7

Нач. 5 стр.

8

Слова «Михаил митрополит Сербский» вписаны другой рукой сбоку столбца. – Слова «Маркел… Великопермский» вписаны той же рукой после между строк.

9

Нач. 6 стр.

10

Нач. 8 стр.

11

Нач. 9 стр.

12

Нач. 10 стр.

13

Нач. 11 стр.

14

Нач. 12 стр.

15

Нач. 13 стр.

16

Нач. 14 стр.

17

Нач. 15 стр.

18

Нач. 16 стр.

19

«Митрополит» – вписано над строкой.

20

Нач. 17 стр.

21

«избраша» – вписано над сторой.

22

Нач. 18 стр.

23

Вероятно пропуск «пречистой Богородицы».

24

Нач. 19 стр.

25

Слова: «да от своего царского синклита» – вписаны над строкой.

26

Нач. 20 стр.

27

См. прим. 6 на 292 стр.

28

Нач. 21 стр.

29

Нач. 22 стр.

30

Нач. 23 стр. начинается чин «наречения».

31

Нач. 24 стр.

32

Начинается чин «благовестия».

33

Нач. 25 стр.

34

Нач. 26 стр.

35

Нач. 27 стр.

36

Нач. 28 стр.

37

Нач. 29 стр.

38

Нач. 30 стр.

39

Нач. 31 стр.

40

Нач. 32 стр.

41

Нач. 33 стр.

42

Начитается чин «посвящения» – Нач. стр. 34.

43

Нач. 35 стр.

44

Нач. 36 стр.

45

Нач. 37 стр.

46

Нач. 38 стр.

47

После слова «Свияжскому» было написано «митрополиту» и оставлено было место для имени, но впоследствии было зачеркнуто.

48

Нач. 39 стр.

49

После слова «его» – сперва было написано «митрополиту», но впоследствии было зачеркнуто и вместо того написано «протопопу Богородичкому в ризах».

50

Нач. 40 стр.

51

Нач. 41 стр.

52

Нач. 42 стр.

53

Нач. 43 стр.

54

Нач. 44 стр.

55

Слово «Казанский» вписано над строкой.

56

Нач. 45 стр.

57

Нач. 46 стр.

58

Нач. 47 стр.

59

Нач. 48 стр.

60

Нач. 49 стр.

61

Нач. 50 стр.

62

Нач. 51 стр.

63

Нач. 52 стр.

64

После «в богоспасаемом» было написано, но потом зачеркнуто, слово «граде».

65

Нач. 53 стр.

66

Нач. 54 стр.

67

Нач. 55 стр.

68

Нач. 56 стр.

69

Нач. 57 стр.

70

Нач. 58 стр.

71

Нач. 59 стр.

72

Нач. 60 стр.

73

Нач. 61 стр.

74

Нач. 62 стр.

75

Нач. 63 стр.

76

Нач. 64 стр.

77

Нач. 65 стр.

78

Нач. 66 стр.

79

Нач. 67 стр.

80

Нач. 68 стр.

81

Нач. 69 стр.

82

Нач. 70 стр.

83

Нач. 71 стр.

84

Нач. 72 стр.

85

Нач. 73 стр.

86

Нач. 74 стр.

87

Нач. 75 стр.

88

Нач. 76 стр.

89

Нач. 77 стр.

90

После слова «ненаветно» первоначально было написано «на веки», впоследствии зачеркнуто и вместо того написано «наших ради…»

91

Нач. 78 стр.

92

Нач. 79 стр.

93

Нач. 80 стр.

94

Нач. 81 стр.

95

Нач. 82 стр.

96

Нач. 83 стр.

97

Нач. 84 стр.

98

Нач. 85 стр.

99

«Сербскому» – написано другой рукой.

100

Нач. 86 стр.

101

Нач. 87 стр.

102

Начинается «чин шествия» около города. – Нач. 88 стр.

103

Оставлено место для записи другого митрополита.

105

Нач. 90 стр.

106

После «патриарху» первоначально было написано, а после зачеркнуто «казенному дьяку».

107

Нач. 91 стр.

108

Нач. 92 стр.

109

Нач. 93 стр.

110

Нач. 94 стр.

111

«Митрополиту» написано над строкой.

112

Нач. 95 стр.

113

Нач. 96 стр.

114

Нач. 97 стр.

115

Нач. 98 стр.

116

«Никону» – написано над строкой.

117

Нач. 99 стр.

118

«А являть дары» – написано над строкой.

119

Нач. 100 стр.

120

«Да во фроловские» – написано под строкой.

121

Хранится в мос. гл. архиве мин. иностр. дел в кар. № 4 «Росс. Духовных дел».


Источник: Аркадий (Фёдоров), архиепископ. Три письма к священнику Михаилу Николаевскому // Христианское чтение. 1882. № 7-8. С. 283-320.

Комментарии для сайта Cackle