Источник

307

Ваше Высокопреподобие!

Всечестнейший и достопочтеннейший батюшка,

Отец архимандрит!9

Милостивейший благодетель мой.

Во-первых, приношу Вашему Высокопреподобию всечувствительнейшую благодарность мою за приятнейшее и милостивое посещение Ваше. Равную приношу Вам благодарность мою и за почтеннейшее писание Ваше, и за обещание по первому зимнему пути паки посетить меня недостойного, чему во всякое время сердечно рад бываю. Взирая на мое нерадение и недеятельность, достойно бы посещать меня не с любовию и духом кротости, но, по слову св. ап. Павла, с палицею... Но Вы, как отец милостивый, и виноватого меня оставляете без наказания. Истинно, не нахожу слов достаточных к возблагодарению Вас за премногое снисхождение к моим неисправностям, которые и меня тяготят вместо тяжких вериг, но освободиться от них в скором времени – не в силах! Вы напоминаете, чтоб позаботиться мне об окончании описи вчерне, о чем и самая совесть и стыд то и дело твердят мне; но я, на сей раз с коленопреклонением, испрашиваю от Вашего Высокопреподобия дозволения прежде заняться составлением приходо-расходных статей в денежной сумме, а потом уже и за опись примусь; не откажите в сей милости мне убогому калеке.

13 октября 1847 г.

Вот достопочтеннейший батюшка, и текущий год к концу приходит; так и житие мое преходит! Похвалиться мне нечем, токмо о немощех, которыя день ото дня возрастают. Старался было недуги свои лечить, но несть исцеления в плоти моей! Искал было свободы от изнуряющей меня должности, и ждал соскорбящаго – и не бе! Силился было подобно древнему Ионе куда-либо бежать, но погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою; отчего и дух мой уны во мне, во мне смятеся сердце мое! Видно, батюшка, тогда снимут нас с креста,– когда приготовится гроб!.. А до того времени течением да течем на предлежащий нам подвиг; почему смиренно прошу святых молитв Ваших ко Господу о мне немощном, унылом и многогрешном.

24 декабря 1844 г.

Христос Спаситель наш вопрошал древле ученика Своего Петра: Симоне Ионин, любиши ли Мя? А Ваше Высокопреподобие изволите любопытствовать: кто согреши, сей ли, или ин?.. Ответствую: согреших аз, отче мой, на небо и пред Тобою! Непритворная любовь моя к особе Вашей и душевное уважение, невзирая на делаемые Вами мне выговоры, побудили меня усердствовать Вам вещию оною,– ничего не стоящею; и если я виноват, то в том только, что употребил средство во избежание выговоров Ваших, которые не всегда бывают сладки. Итак, достопочтеннейший батюшка, теперь судите меня как хотите; повинную голову мою преклоняю к святым стопам Вашим, с надеждою прощения и разрешения!

После сего приношу Вам, батюшка, всеусерднейшее поздравление мое с двумя великими праздниками – Преображения Господня, и Успения Божией Матери. От всей души желаю, чтоб Пресвятая Владычица наша Богородица, святыми Своими и всесильными мольбами, сохранила Вас и святую обитель Вашу и все братство под кровом Своим в мире и безмятежии, в любви и единомыслии! О, какая бы была радость не точию Ангелом, но и Самому Богу, когда бы и в нас было сердце и душа едина!

5 августа 1845 г.

Насчет требуемого Вами сведения о казенных землях и лесах для наделения монастырей, сим почтеннейше доношу, что я от г. окружного начальника Малоярославецкого обещанной им выписки не получал еще до сих пор, хотя и посылал к нему дважды; посему и решился, не дождавшись ответа, рапортовать Консистории согласно с Вашим рапортом. Будем, батюшка, у Господа Бога просить себе в наследие той земли, которая обещана кротким!..

В воскресение 1 ч. посетил меня слепец Григорий Иванов, упоминаемый в книге Святогорца, едущий на переменных в Калугу, якобы по приглашению нашего Владыки; и имеет поручение от Одесского Преосвященного Иннокентия приглашать подвижных отцов в Крым для устройства там Российского Афона, посему приглашал он туда и меня; но я ему на сие сказал: избави меня Господи последовать слепцу! Он за это на меня не оскорбился, но много смеялся. Впрочем, он с предложениями своими кое-где был, и намеревается проехать в Оптину; но не знаю, успеет ли что?

4 июня 1852 г.

Для ведения Вашего доношу и о себе самом, что я нахожусь в обители своей, как труп без души, т. е. ни себе, ни людям пользы не приношу. Владыко, сверх чаяния моего, нерешимостию своею истомил меня до зела; видно перемещение мое задлится до конца года! Тогда же должен буду еще повторить мое прошение к нему, или от малодушия удалиться самому, и водвориться в пустыню!..

15 октября 1852 г.

Справедливо замечание Ваше, батюшка, о моем теперешнем блажненном житье-бытье; ибо никакие прежние заботы ни о рапортах, ни о братии, ни о том, что ямы и что пием, не тяготят моей бедной души; и я как будто бы переродился! Душа моя находится в отрадном и мирном состоянии; и это самое – не знаю к чему отнести: к тому ли, что по множеству болезней и бесчисленных воздыханий, бывших со мной в Ярославецком монастыре, ныне утешения Божия веселят и успокаивают душу мою, или за святые молитвы молящихся о мне приведен я в такое состояние? Но как ничего в мире сем нет постоянного, кроме непостоянства, то может быть со временем и со мною случатся искушения, поношения, оклеветания и изгнания, которые, если угодно будет Господу Богу наслать на меня, то одолжаюсь все оное принять с покорностию, лишь бы не лишил меня недостойного небесного царствия Своего; в посему прошу Ваших святых молитв, да устроит Господь полезное мне.

Отцу казначею Вашему кланяюсь я, и поздравляю его с принятием благодати священства. Дай Бог, чтобы наружное возвышение его пред другими не унизило его пред Вами в поведении; ибо без смирения в духе наружное возвышение никакой цены не имеет.

При отбытии Вашем из Ярославца, по введении в должность настоятеля отца игумена Никодима, я в то время осуетившись не вспомнил попросить о милостивом внимании Вашем и продолжении любви к преемнику моему, всечестнейшему отцу игумену Никодиму, о чем ныне прошу Вас, батюшка, и молю; ибо он предостойнейший старец, и перевод его из Мещовска в Ярославецкий монастырь признаю за особенное благоволение Божие к обители святой, которая не только поддержится, но много благоустроится в его настоятельство.

25 апреля 1853 г.

Доношу Вам о себе, что я, по велицей милости Божией ко мне недостойному, за Ваши святые молитвы, живу ныне как Адам в раю, без печали и воздыхания, не имея достойных слов, како возблагодарить Господа Бога за толико многую милость Его ко мне, многосогрешившему. Может быть, когда-нибудь будет и изменение толико блаженному состоянию моему; но дотоле мой долг говорит: день прешед, благодарю Тя Господи! А о преднем, возложить печаль свою на Господа Бога, Который, по словам св. Давида, не оставит жезла грешных на жребии праведных! В настоящее время есть у меня желание, не точию, чтобы Вы, батюшка, меня недостойного посетили и посмотрели на мое житье-бытье, но, когда б можно, и остались с нами пожить, и почить и телом и духом от многих трудов и неприятностей, бывших в жизни; я бы со всею любовию уступил Вам свою келлию, которая со всеми удобствами, т.е. поместительная, покойная, зимой – очень теплая, безмолвная столько, что не только люди, но и мухи не лишают сладкого покоя; а притом и мы с отцом Савватием усердно послужили бы Вашему Высокопреподобию.

8 июля 1853 г.

О болезни Вашей болезновал я и болезную сердцем, и молю Господа Бога о восстановлении здравия Вашего. Грущу сердцем моим о заботливости Вашей о занятиях Ваших, в том числе и о новой описи, спасительной для здоровья. Но между тем, от всей моей души благодарю Господа Бога, что Он, по велицей милости Своей, избавил меня немощного от всех оных искушений и бед, коими почти каждое начальство окружено; а я теперь живу в Оптиной пустыни, как Адам в раю, или, ближе сказать так, как Евлогий каменосечец, который некогда был сановным лицом, но Промышлением Божиим приведен в прежнее, и безмятежное состояние по душе, и благодарил Бога, что душа его, яко птица избавися от сети. А если я не так разумею о сем, то прошу Вас великодушно простить неразумию моему.

15 января 1854 г.

Хотя я и благодарил Вас лично, батюшка, за приятное и милостивое посещение Ваше нас убогих и недостойных, но чувствование сердечной признательности питаем доселе, которую и ныне повторяю чрез строки сии, и смиренно испрашиваю милостивого извинения Вашего за весьма скудное упокоение Вас.

О своем житье-бытье ничего Вам красного сообщить не имею, ибо живу как беззаботная голова, всем доволен и всем покоен; но чьи труды – тех будут и плоды; посему и опасаюсь я, как бы мне не услышать: «восприял еси благая в животе твоем!»

1854 г.

Побуждаемый сердечною любовию и благоговением к лицу Вашему, поспешаю принесть Вам всеусерднейшее поздравление с Светлым Торжеством, совершаемым в честь и прославление преподобного и богоносного отца Пафнутия Чудотворца, святой обители Вашей предстателя, покровителя и молитвенника о всех нас! С каковым торжеством поздравляя, от души желаю Вашему Высокопреподобию, чтобы великий угодник Божий, при совершении торжества сего, исполнил сердце Ваше духовной радости и утешения, и испросил бы Вам у Господа ту благодать и милость, да где ныне обитает он, тамо по долголетнем служении и Вы бы водворены были, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость. Чего от всей души богомольчески желаю Вам, моему милостивейшему отцу! А к сему присовокуплю еще и то, что никуда внутреннего влечения не имею я, но воображая светлое и благоговейное торжество св. обители Вашей на память преподобного Пафнутия совершаемое, и дал бы мне кто криле, то полетел бы я, и насладился! Но хотя иноки почтены от Господа Ангельским образом, но крыльев Ангельских им не дано, может быть и потому, чтоб всякий инок наиболее находился в своем месте, и внимал своему спасению; а иначе, все бы разлетелись кто куда, так что иного Настоятель не скоро бы дождался в обитель. А посему довольно с меня и того, что мысленно любовию моею летаю к Вам!

После приветствия сего приношу Вам, батюшка, всеусерднейшую благодарность за благоприятнейшее писание Ваше от 15-го апреля писанное, которое имел утешение получить исправно. Читая оное и видя, что Вы действительно больны, о том болезновал сердцем моим тогда, видел Вас во сне, держащего в руках напрестольный крест; но ныне радуюсь и благодарю Господа Бога, даровавшего Вам облегчение. Да укрепит Господь силы в несении спасительного креста, ибо и болезнь наша крест, и составление новой описи – есть тоже распятие! Хотя бы какого Симона дали Вам на подмогу в трудном деле?

Старцы наши поздравляют Вас с грядущим светлым торжеством преподобного Пафнутия Чудотворца, которое желают Вам и встретить, и совершить в духовном радовании и утешении и в добром здравии. Равно и в нашей святой обители светло празднуется память преподобного Пафнутия Чудотворца, и бывает великое стечение богомольцев, так что и из отдаленных мест пешеходно приходят сюда на праздник его, и наиболее из простолюдинов, которые более высокородных благоговеют ко святому.

27 апреля 1854 г.

Приблизился день светлого торжества в святой обители Вашей, Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы! Почему с приятным удовольствием своего сердца поспешаю предстать пред святое лице Ваше с моим всеусерднейшим поздравлением, которое чрез сии скудные строки и приношу Вам, дражайший батюшка, с желанием из глубины души, чтобы Господь Бог во грядущее торжество исполнил сердце Ваше радости и благодатного утешения, и благословил Ваши благие намерения, и сохранил Вашу дражайшую жизнь до самой маститой старости во здравии и благоденствии, за молитвы Богородицы и преподобного Пафнутия Чудотворца!

В минувшие лета и я недостойный, по милости и по любви Вашего Высокопреподобия, имел утешение – светлое торжество святой обители Вашей – праздновать вкупе, но ныне, не имея той возможности, не возбраняю себе переноситься к Вам мысленно в приятном мне воспоминании о Вас и о всей святой обители Вашей, по слову Давидову: и останок помышления моего спразднует Ти. Взаимно прошу Вас, батюшка, воспомянуть и о мне немощном и многогрешном во святых молитвах своих пред Христом Спасителем нашим и пред Пречистой Его Матерью, и пред преподобным угодником Их Пафнутием чудотворцем.

Давно не имел удовольствия слышать о Вас ничего, а посему усердно желаю, чтобы строки сии нашли Вас в совершенном здравии и спокойствии душевном. Что ж касается до меня, то по милости Божией и за молитвы молящихся о мне, доселе живу и движусь, но здоровьем своим не похвалюсь пред Вами, которое день ото дня оскудевает во мне; ибо к болезни ног открылась еще болезнь в левой руке моей, от которой с трудом могу камилавку надевать на свою голову; впрочем в болезнях сих усматриваю я к себе особенную милость Божию, ибо иных смерть посекает вдруг, а у меня помалу поражает члены болезнию, делая свободу правою рукою креститься и языком говорить: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене, вонми в помощь мою, Гомподи спасения моего! А далее, всего себя возлагаю на Его святый и спасительный промысл о мне недостойном и неключимом, и на Ваши святые молитвы.

31 августа 1854 г.

Слава Богу, что книжечки Афонского старца доставили Вам удовольствие, я так и надеялся; ибо и сам, читая их, находил душевное утешение и пользу, особенно при описании святогорских старцев, в числе коих видел и блаженного старца отца Аникиту, князя Шихматова, а посему и возымел желание поделиться назидательными книжками, которые, если бы и Боровские староверы прочитали, то может быть некоторые из них и образумились бы; но то сожалительно, что никаких убеждений не приемлют, произволяя умереть в заблуждении своем.

Что касается до моего убогаго житья-бытья, то я как оброк плачу́, – почти беспрерывно хвораю; в прошедшем году пять раз нападала на меня лихорадка, да и в нынешнем новом году страдал от нее два раза, а первый раз едва не до горячки доведен был ею; но Господь помиловал меня; а раны на ногах почти совершенно закрылись; не знаю, что будет дальше? Впрочем, болезни претерпеваю я без малодушия, и живу, как Козьма и Демьян, не только без сребренников, но и медницы не имею при поясе, и не желаю иметь; ибо, по милости Божией, и по милости отца настоятеля, всем необходимым снабжен я, а излишнего или прихотливого я сам никогда не прошу, и не желаю иметь; время свое провожу между делом наиболее в чтении, и столь много благодушен я и покоен в своем духе, что кажется и Всероссийские Митрополиты наши таким спокойствием в высоком сане своем не обилуют, каким я малейший; опасаюсь только одного, чтоб и мне подобно Евангельскому богачу не услышать: восприял еси благая в животе твоем! Вот Вам, батюшка, краткий очерк теперешнего моего житья-бытья; но горе будет мне, имевши толикое благоденствие и свободу от всех дел, если не спасусь я!

24 марта 1856 г.

Жизнеописание Киевского старца Парфения читал и я, но с великим огорчением; ибо увидел я в ней себя, что я только одно голое наименование монашества имею на себе, без добрых дел! Сочинил эту историю Киевской духовной академии ректор о. архимандрит Антоний, а поправлял ее, во многом, сам Митрополит.

8 октября 1856 г.

Порадовался я о том, что Вы заботливо занимаетесь поправлением ветхостей по обители своей, и по подворью в Москве. То же самое и о. архимандрит Никодим в своей обители делает; равно и мой духовный старец, бытюшка отец архимандрит Моисей, беспрерывно каждый год то старое возобновляет, то вновь воздвигает строения. А мне, неключимому рабу , нечем похвалиться пред Вами, кроме умножившихся немощей; ибо телесная храмина моя год от году все ветшает, которую по давнему жилищу моему в ней, хотя ежедневно подкрепляю я, то ястием, то питием различным, то медицинскими средствами подпираю иногда: но как ветхое ни подкрепляй, как ни подпирай, все оно более и более ветшает, и к совершенному разрушению сближается!.. И когда это с моей храминой телесной случится, тогда окажите Вы, батюшка, милость к бедной и безответной моей душе, да не препрена будет воздушными мытари!

29 июня 1858 г.

Вы, достопочтеннейший батюшка, в письме своем ничего не упомянули мне о состоянии здоровья своего; но зато от видящих Вас слышал я, что Вы заметным образом немоществуете, ибо лицо человека как зеркало, выказывает болезненность, которой прикрыть нельзя; о чем сердечно и соболезную я, и всегда молю Господа Бога о Вас, чтобы обегчил недуги Ваши, и подкрепил силы Ваши в несении креста, или тяжкого бремени – начальствования в святой обители, возложенного на Вас; ибо не точию должно настоятелю носить немощи немощных, но и спасать их, а потом еще и отвечать за них пред Богом; а ныне братия такая: о спасении души им и не говори, а иначе наживешь себе от них беды!

Я с этой стороны, по милости Божией, свободен, но зато болезни телесные не только не покидают меня, но и зело множатся. Вот я в минувшее воскресенье пред св. постом понудил себя сходить к литургии и потом к вечерни, чтоб со всею братиею в храме проститься, а как братии у нас более двух сотен человек, то в ногах моих такая сделалась сильная боль и воспаление, что я с великим трудом дотащился до келлии своей; и лекарь, осмотревши мои ноги, сказал, что если я еще сделаю принуждение к стоянию церковному, тогда медицинские средства не избавят меня от антонова огня; посему усадили меня теперь безвыходно в келлии, и я во весь пост ни разу не был во храме, и службу по триоди вычитывал в келлии не стоя, а сидя. Что делать? Надо что-нибудь за грехи свои терпеть, лишь бы вечно не мучаться по смерти! Впрочем, благодарение Господу Богу, чувствую себя поотраднее, ибо могу и сидеть свеся ноги, а прежде и сей не имел возможности. Теперь я употребляю лекарства при строгой диете – кашицу одну без соли, которая хотя и обессилила меня, но ногам стало лучше. Не посетуйте на меня, Бога ради, что я слишком распространился неуместным рассказом о себе, ибо я, при личном свидании с Вами, любил сообщать Вам о себе и приятное и неприятное.

7 апреля 1859 г.

Отправляя книги к Вашему Высокопреподобию, я не имел в мысли своей, чтобы воспользоваться за оные каковым-либо возмездием, но утешался тогда тем, что оные приняты были Вами благосклонно; так и я в теперешний раз, принял усердие Ваше с сердечным блародарением, и с мысленным лобзанием благодеющей мне святой десницы Вашей, и оное употребляю на покупку книг, которых у меня хотя и весьма много, так что если и десять лет беспрерывно день и ночь читать, то всех не перечитать; но оными стараюсь пополнить здешнюю нашу монастырскую библиотеку, в душевную пользу для всей братии; и если кто читая оные вразумится на доброе, и спасет свою душу, то за сие и моей убогой душе будет польза, т. е. награда от Господа Бога, если не обманываюсь я в том!

6 сентября 1860 г.

Имена всех родных Ваших вписал я в келейный свой синодичек, для вседневного поминовения на келейном псалтирном чтении, и на канонах заупокойных; ибо и св. апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем на земле, а отшедшие души будут поминать нас на Небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по Евангельской притче, просят св. Авраама, послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.

9 июля 1863 г.

К сердечному прискорбию моему получил я уведомление от Зосимовских сестер, что Вы, с половины минувшего августа, сделались паки тяжко больным; о чем весьма возболело сердце мое! Ибо исполнено оно благоговеющей к особе Вашей любви, и все скорбные искушения с Вами опечаливают оное; а наиболее то опечаливает, что в Боровске нет искусных лекарей, а притом и Вы якобы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя; ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а растраченное возвращать медицинскими средствами; но ради Христа не посетуйте Вы, что судию судим мы, т. е. Вас! Впрочем, даруй нам Господи радость, услышать приятное, о возвращении Вам здравия.

Засим, преклоняю главу мою к стопам Вашим, и смиренно прошу святых молитв Ваших, и благословения, и остаюсь до скончания своего к святой особе Вашей, с душевным благоговением моим, любовию о Господе, и с сердечным благодарением за великие милости Ваши, благожелательным сомолитвенником Вашим, и всенижайшим слугою, недостойный игумен Антоний.

3 сентября 1863 г.

* * *

9

Из писем к настоятелю Боровского монастыря, о. архимандриту Геннадию.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle