Источник

144. «Богу угодить можно и в Ростове»

Пишете о намерении старшего братца Вашего. Но я вовсе не помню, было ли Вами прежде говорено мне о сем. Впрочем, благодарю Бога, хотящего всем человеком спастися, и в разум истины приити. И сколько ни приятно было мне слышать о добром намерении Вашего братца, столько и удивительно. Ибо, по слову св. Лествичника не женивыйся подобен есть имеющему связанными свои руки узами; сего ради беспрепятственно может, егда токмо восхощет, тещи к житию иноческому. Оженивыйся же подобен есть носящему и на руках и на ногах своих узы. А когда еще и чада имеет, то при узах оных уподоблен должен быть еще прикованному дебелыми веригами к стене; и если бы и захотел в чернечество идти, не может. Притом же, вкорененную естественную любовь к супруге и чадам, к миру же и сущим в мире пристрастие оставити не весьма удобно. И как не безбедно есть излезшему из корабля, и на доске проплыть хотящему пучину морскую, так наипаче и оженившемуся оставить жену без особенного звания Божия, и безрассудно вступить в подвиг монашеского звания не безбедственно же, чему многие примеры и в нынешние времена случалось мне видеть и слышать. Посему же еще и Апостол оженившимся советует: привязался ли еси к жене, не ищи разрешения. Видим мы из церковной истории, что и имеющие стяжания многие,– богатства, жену и чад, угождали Богу и в миру; потому что любящему Бога все поспешествует ко благу. Почему и потрудитесь для братца своего прочитать в Четьи-Минеи житие праведного Иова мая 6, Ксенофонта и Марии января 26, Евфимиана и Аглаиды марта 17, Филарета Милостивого декабря 1, Спиридона святого декабря 12, Иоанна Милостивого ноября 12, и Иоанна Милостивого Ростовского, ибо все вышепомянутые угодники Божии имели жену, чад и стяжания. И по прочтении сего братец Ваш с супругою узнают, что Богу угодить можно и в Ростове. Также и сие должно им быть известно, что в нынешние времена указом Государевым велено оженившихся постригать не моложе 50 лет от рождения. А до того времени пусть они намерение свое содержат в великой тайне, никому не объявляя, также и торговлю не прекращая, ни одеяния, ни брашна не изменяя, и прочее все по-прежнему. И тако, по слову Христа Спасителя, с великим рассуждением должны свое душевное имение (а не тленное) считати, достанет ли оного на созидание столпа, то есть, монашеского по Бозе жительства, да не како за нерассудное начатие и несовершение смех и поругание, по Евангелию, дело их будет. Ибо монашеская жизнь требует непрестанного подвига, а не покоя, и должно даже до смерти предать себя в послушание, отнюдь ни в чем не иметь своей воли, и считать себя меньшим, последним и худшим паче всех, и претерпевать мысленную брань великодушно, от невидимого врага рабам Божиим непрестанно во дни и в нощи наносимую, еще же и алчбу и жажду, и оскудение потребных вещей имети, поругание же и бесчестие, и всякую тесноту и скорбь сносити, имиже монашеское начертавается житие. И когда долгим временем все сие добре рассмотрят, и увидят, что имения их, то есть, душевных сил, на созидание столпа сего душеспасительного достанет у них, сиречь произволят все вышереченные сладости любви ради Божией до смерти претерпеть, то пусть с радостию и веселием и прославлением Бога, и несумненною верою к дивному сему жительству приступят, хотя и во единонадесятый час жития своего; но равную приимут мзду с первыми, от юности своея до старости во иночестве Богу работавшими. До вышеозначенных же лет пусть они добре рассмотрят желание свое, аще есть по Бозе. Детей же своих до совершенного возраста да стараются в христианском благочестии воспитать, и приличному полу их рукоделию обучить, и тогда, т. е. когда достигнут совершенного возраста, предоставить им на волю, что они изберут, монашеское ли жительство, или супружеское; ибо и то, и другое дело есть Божие. Вот все написал я, что мыслил о Вашем братце. И когда не противны слова мои здравому разуму, то можете оные ему прочитать; ибо я не свое писал, а писал слова рассудительных св. отец. И как он произволит, тако и да творит, точию да не спешит. По моему мнению, гораздо полезнее меньшему бы братцу Вашему пуститься в путь Господень.

12 декабря 1836 г.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle