Источник

Псалмы 19 и 20

Псалмы 19 и 20 представляют собою две сродных между собою молитвы народа за царя по случаю войне, – первый – просительную пред отправлением царя на войну, последний благодарственную по возвращении с победы. В надписаниях оба псалма приписываются Давиду, и нет оснований сомневаться в том, что они относятся ко времени его царствования и были им самим написаны. В обоих псалмах ясно выступает образ славного и могущественного царя (19:7 и 10; 20:2, 4, 6:8), победителя (19:8–9; 20:9–18), господствующего над народом Божиим, когда Господь имел святилище Свое на Сионе (19:8), возлюбленного Его помазанника (19:7), удостоившегося получить обетование вечного царства (20:5–7); а враги этого царя представляются как воинственный народ, владеющий конницею и вооруженными колесницами (19:8–9), каковы во времена Давида были сирийцы, в войне с которыми он однажды взял 1000 колесниц, 7000 всадников и 20000 пехоты (1Пар.18:4; ср. 2Цар.8:4), а в другой раз истребил 700 колесниц и 40000 всадников (2Цар.10:18; ср. 1Пар.19:18). Кроме того, возложение на голову царя-победителя золотого венца (20:4) и изображение погибели врагов под образом сожжения в разженной печи (20:10), напоминают обстоятельства аммонитско-сирийской войны Давида, который по завоевании Раввы Аммонитской взял венец царя аммонитскаго с головы его, а в нём было золота талант и драгоценные камни и возложил его на свою голову, а народ бывший в городе вывел и положил их под пилы и железные молотилки, под железные топоры, и бросил в обжигательные печи, и так поступал со всеми городами аммонитскими (2Цар.12:30–31; ср. 1Пар.20:2–3). Все это делает вероятным, что 19 и 20 псалмы относятся именно ко времени аммонитско-сирийской войны в царствование Давида и были написаны – первый – в качестве молитвы народа за царя, для пения при жертвоприношении пред отправлением на войну, последний – по окончании войны, в выражение благодарности Господу за дарование царю победы. А сходство их по духу и характеру и самому образу выражения с Давидовыми псалмами (ср. Пс.19:1а с 4:2 и 9:10; ст. 3 с:5; 8:7; ст. 4 с 39:7; ст. 5 и 20:3 с 36:4; ст. 6 и 20:2б с 9:3 и 15; 2Ц. 7:26 и Пс.137:2б; ст.7 с 17:7, 17, 36 и 51; ст. 8 с 32:16 и 17; ст. 9 с 17:39–40; ст. 10 с 17:51 и 4:2; Пс.20:2 с 62:12; ст. 5 с 60:7; ст. 6 с 8:6б; ст. 7 с 2Ц. 7:29 и Пс.15:11; ст. 8 с 31:10 и 14:5; ст. 10 с 2:5; ст. 11 с 36:28; ст. 12 с 9:23; ст. 14 с 56:6 и 12) ручается за написание их самим Давидом. Сомнение в принадлежности их Давиду возбуждается только тем обстоятельством, что они представляют собою молитвы от имени народа за царя и речь о царе, т. е. самом писателе, везде ведется или во 2-м или в 3-м лице. Но такое сомнение не имеет твердой опоры, потому что Давид и в других своих Псалмах делает иногда обращения к себе во 2-м лице (Пс.26:14; 36:1–8; 54:23; ср. 3:8, 67:24), или же говорит о себе в 3-м лице (см. 17:51; 60:7–8; 61:4–5, 62:12 и 143:10), каким образом и изложена почти воя его благодарственная молитва к Богу по получении обетования, имеющая много сходного с 20 Псалмом (2Цар.7:19–29 ср. 1Пар. 17:16–27), и вообще нет ничего неестественного в составлении псалмопевцем-царем от имени народа церковных молитв о счастливом исходе предпринимаемой им войны и благополучном управлении своего царства. Кто же всего скорее и мог явиться истолкователем чувствований народа Божия в различных обстоятельствах его жизни, как не Давид, который всегда жил в народе и с народом, с любовью входил в его состояние, заботился о его потребностях и всегда служил ему поэтическим даром своим?117

Но так как царь Давид был прообразом Христа Спасителя и в Пс.20 ст. 7 приводит дарованное ему обетование о вечном царстве Христовом, то уже Таргум и древние раввины усматривали в этих Псалмах Мессианский смысл, а христианские Отцы и учители Церкви (св. Афанасий, Евсевий, бл. Августин, Арновий, Никита Иракл.) прямо изъясняли – первый из них, как молитву Христа Спасителя пред Его страданиями к небесному Отцу (ср. Ин.17:1 и сл.) о ниспослании божественной помощи к совершению Им дела искупления и одержанию победы над грехом, смертию и адом, а последний – как победную песнь церкви по одержании Христом победы над врагами спасения и прославлении Его (ср. Фил.2:9–11). В этом именно смысле и понимает их наша православная Церковь, употребляя 2, 3 и 5 ст. 19 и 2–4 ст. 20 Псс. в качестве антифонов на Литургии в праздник Пятидесятницы, которыми она напутствует искупленных Христом и освящённых благодатию Св. Духа чад воинствующей церкви Христовой к борьбе с греховными искушениями и воодушевляет к победе над ними118. Но, кроме этого честнейшего таинственного смысла, православная церковь смотрит на них вообще, как на молитвы за царя и, следуя заповеди Апостола, прежде всего совершать молитвы за царей (1Тим.2:1–2), употребляет их в ежедневном богослужении, в качестве первых, утренних молитв в начале утрени.

* * *

117

См. наше исслед. о происх. Псалтири стр. 212–214.

118

См. 2 и 3-й антиф. на Пятид. в толк. на Литургию Нечаева. М. 1873, стр. 88–90


Источник: Толкование на Псалтирь / Сост. свящ. Н. Вишняков. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880-. (Толкования на Ветхий Завет, изд. при Санкт-Петербургской духовной академии; Вып. 3, 4, 8, [11]. Вып. 8 напеч. в тип. А. Катанского и К°) / Вып. 3. - 1880. - С. 1-173; Вып. 4. - 1882. - С. 175-335; Вып. 8. - 1891. – С. 337–522.

Комментарии для сайта Cackle