Слово 84. О снах
Поскольку некоторые верующие совратились посредством сновидений с правильного пути, то ради этого напоминаем вам, возлюбленные, что не следует легко верить звездочетам и разнообразным сновидениям. Ибо они суть образы заблуждающегося разума, мечтания и насмешки лукавых бесов, чтобы обмануть нас и увлечь за их приманками, а дальше – чтобы увлечь человека к наслаждению, как говорит апостол Иуда Иаковлев о таковых: Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят власти (Иуд. 8). Екклесиаст же, [словно] присутствуя, говорит: Яко приходит соние во множестве попечения, тако и глас безумнаго во множестве словес (Еккл. 5:2). И продолжает: Не даждь устнам твоим еже во грех ввести плоть твою… да не прогневляется Бог о гласе твоем и растлит творения рук твоих. Яко во множестве соний и суетствия и словеса многа(Еккл. 5:5–6). И Сирах говорит, что сонные грезы окрыляют глупых (Сир. 34:1). И прибавляет: Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Ибо от ложного что может быть истинного? (Сир. 34:2, 4). И опять-таки: Гадания и приметы и сновидения – суета (Сир. 34:5), ибо сновидения ввели многих в заблуждение, [Col. 1689] и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир. 34:7). Посему если видится подвизающимся или свет, или образ какой-нибудь огневидный, то пускай никоим образом не приемлют они такового видения. Ибо это ясное обольщение коварства диавольского.
Молитва
Об этом и Апостол ясно научает нас, что вид Ангела света, как о нем он говорит, тот принимает (2Кор. 11:14). Посему хорошо перед сном на постели в охранение души и во избежание обольщения молиться следующей молитвой: «Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Боже Иисусе Христе, скорым Твоим милосердием никогдаже отлучайся рабов Твоих, но всегда в них почивай. Иисусе, Добрый Пастырю овец Твоих, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи, Царю Всесвятый, Боже покланяемый Иисусе Христе, спяща мя сохрани бессмертною Твоею волею и Духом Твоим Святым, Имже освятил Твоя ученики, избавляя мя от совета змиева. Даждь мне недостойному веселие спасения на ложе моем и просвети ум мой светом разума Евангелия Твоего, душу – любовию Креста Твоего, сердце мое – чистотою словесе Твоего, тело мое – Твоею страстию бесстрастною, мысли мои Твоим миром сохрани и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко Ты еси поклоняем и прославлен со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь»128.
Но есть сновидения и другие, о которых говорит Иов: Бог говорит однажды и в другой раз: во сне, в ночном видении, егда страх находит на человеки (Иов. 33:14–15). Мы же, возлюбленные, не должны ни верить, ни соглашаться со сновидениями, и даже если, как обычно, из Божественного некоторого откровения нам и будет послано видение, то да не будем внимать ему, чтобы вместо света не принять нам дым; ни в чем этом мы не прогневаем Господа, но Он скорее одобрит хранящих со страхом вверенное нам от Него сокровище. И вообще, у нас есть многие повествования, дошедшие до моего сведения (как древние, так и недавние, бывшие у нас) о поруганных от сновидений и жалким образом отпавших. И мы могли бы [много] таких рассказов вставить в данное сочинение для безопасности читателей, но чтобы не отдалиться от заданной нами цели, я завершу речь, предложив одну и только одну историю.
Был один примерный монах на горе Синай, который показывал весьма великое воздержание, и, [Col. 1692] проведя в келье в затворе много лет, впоследствии был обманут диавольскими откровениями и сновидениями и впал в иудейство и принял обрезание плоти. Потому что диавол часто показывал ему правдивые129 сны и посредством них уловил его помраченный ум и впоследствии показал ему лики мучеников и апостолов помраченными и исполненными всякого стыда. И напротив, Моисея и пророков и богомерзкое сборище иудеев – осиянными ярким светом и прибывающими в радости и веселии. Увидев это, несчастный тотчас встал и, оставив Святую Гору, пошел в Палестину и отправился в Ноару и Ливиаду130 – логовища иудеев, и, рассказав им о бывших ему диавольских видениях, [он] обрезался и заиудействовал, взял жену и открыто стал учить в защиту иудеев и против христиан. Его видел и я, и многие из монахов. Но не исполнилось и трех лет, как злая смерть исторгла у него душу: истлев от возраста и будучи изъеден червями, он умер. Видев это, я и многие благоговейные монахи много плакали. Ибо это было жалкое зрелище: муж, весь поседевший, состарившийся в подвигах и трудах, забавляющийся с женой, вкушающий скверное иудей ское мясо, глаголющий неподобающие речи, хулящий Христа, глумящийся над Святым Крещением, которого иудеи вторым Авраамом наименовали. Посему справедливо говорит Господь: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час… придет вор (Мф. 24:43). И продолжает: Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой (Лк. 12:39). Богу же нашему слава во веки. Аминь.
* * *
Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу (из вечернего правила).
То есть сбывавшиеся в действительности. Об этом см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преп. Антония. 32.
Ныне Телль-Рама на территории Иордании. «Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на двенадцать миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень, и истекли воды; оттуда вытекает большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большая финиковая пальма Николая, там и Моисей вышел от века сего» (Архидиакон Феодосий. Топография Святой Земли).