Слово 78. О терпении
Немного прежде побеседовав с вами о покаянии, при Божием содействии скажем и о спасительном для человеков терпении, насколько позволит Его человеколюбие. Ибо нуждается покаяние в терпении и без него совершаться не может, как однокрылый орел не может воспарять ввысь. Терпение усовершает покаяние и увенчанным его являет. Однако терпение полезно не только для содействия покаянию: без него не можем совершить вообще ни добродетель, ни заповедь Божию. Посему главным из наших благ является терпение. И чтобы нам наследовать землю обетованную, следует всякие искушение и скорбь принимать с трепением и благодарением. Посему хорошо не переходить с места на место, ибо каждый в чем призван, в том пусть и пребывает (ср. 1Кор. 7:24). Терпение научает труду и внешние искушения, направленные против воздержания, твердо переносит. Ибо как воск, не разогретый и хорошо не размягченный, не может воспринять налагаемую на него печать, так и человек, если не будет испытан через труды и немощи, не может вместить печать Божией добродетели. Поэтому и говорит Господь Павлу: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор. 12:9). Когда же отступил диавол от Господа, тогда Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4:11). И как во время Его искушения не присутствовали Ангелы, так и когда мы искушаемся, Ангелы Божии на некоторое время отходят от нас, а после ухода искусителей [вновь] приходят к нам, служа нам [дарованием нам] Божественных помышлений, просвещения, сокрушения, услаждения и терпения. И тогда душа, как потрудившаяся, восстанавливает силы. Поэтому и Исаия говорит: Терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис. 40:31). Также говорит и Моисей народу: да искусит тя и озлобит тя, питая тя манною в пустыни, и уразумеются яже в сердцы твоем… яко имже образом аще кий человек накажет сына своего, тако Господь Бог твой накажет тя(Втор. 8:2, 5, 16). И прибавляет: да озлобит тя и да искусит тя, и благо тебе сотворит на последок (Втор. 8:16). Говорит же и пророк Наум: Благ Господь терпящим его в день скорбения (Наум. 1:7). Другой же: Не рцы: отмщу врагу: но потерпи Господа, [Col. 1668] да ти поможет (Притч. 20:22), ибо не оскудеет терпение благочестивых. Так же терпел и кротчайший Давид: когда он лежал ниц, а в него бросал камни Семей и говорил: изыди… мужу беззаконный! (2Цар. 16:7), то он не негодовал на него. Когда же племянник его рассердился на того и сказал: почто проклинает пес умерший сей господина моего царя; ныне пойду, и отыму главу его (2Цар. 16:9), [то Давид] запретил ему, сказав: оставите его, и тако да проклинает… и возвратит ми Господь благая (2Цар. 16:10, 12). Посему он справедливо пел: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39:1). Увещевая же нас, говорит:мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26:14); терпящии же Господа, тии наследят землю живых (Пс. 36:9). И:да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил (Пс. 68:7); Сосуды скудельничи искушает пещь и искушение человека в помышлении его (Сир. 27:5); и: Горе погубльшим терпение, и что сотворят, егда посетит их Господь? (Сир. 2:14), иботерпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). И Софония: аще умедлит, потерпи ему, яко идый придет и не умедлит (Авв. 2:3), а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10:38). И Павел: Если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим. 2:12). И опять-таки: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36). И Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие. И прибавляет: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак. 1:2–4, 12). И Господь говорит: претерпевший же до конца спасется (Мк. 13:13) и: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Ему же слава во веки. Аминь.