Источник

Слово 72. О том, чтобы молиться за других и за врагов

Прекрасно, возлюбленные, шествовать через все заповеди Христовы, которые держатся одна за другую, словно золотая цепь. Посему тот, кто истинно желает стать учеником Христовым и сжигается огнем любви Его, должен ни в чем не преступать заповедь Его, [Col. 1644] даже если она представляется какой-то незначительной или тягостной. Ибо Он Сам сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). И опять: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Посему вчера мы, возлюбленные, рассуждали о прощении ближних, сегодня же вам напоминаем не только о прощении, но и о молитве за них, то есть призываем [к такой молитве], поскольку и то и другое нам заповедует Владыка и Спаситель. Посему пусть никто не считает тяжкими заповеди Его, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). И Апостол: любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8:28). Как и в Божественном Писании мы находим, что все святые на деле исполняли такую заповедь, а скорее – и всякую. Итак, говорит пророк Самуил народу: не буди мне еже отступити от Господа Бога моего и не вопити от вас с молением (1Цар. 7:8). И еще: И да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас (1Цар. 12:23). Но то, что они отвергли его и уничижали, попросив себе царя (1Цар. 8:5), всем ясно. И Иеремия пророк, столько претерпев от них, всегда за них молился. И это видно из того, что говорил ему Бог: Ты же не молися о людех сих… не услышу бо тебя (Иер. 11:14). Так же и Моисей говорил Богу: И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея (Исх. 32:32). Но не только в Ветхом Завете делали так они, но и в Новом. Так, блаженный Иаков, брат Господень, ангельской жизнью прожив на земле, слыл праведным у всех, то есть у собрания народа. Был же [иудейский] праздник Пасхи, и многие десятки тысяч собрались в храме иудейском, вознесли его на крыло храма и сказали ему: «Просим тебя, праведник, сказать народу, чтобы он не заблуждался вслед называемого Иисусом, ибо мы тебе верим». Он же, отвечая, сказал: «Что вы меня спрашиваете о Человеке Сем? Он восседает одесную Бога в вышних». Беззаконные же архиереи и фарисеи возопили: «О! О, и праведник впал в заблуждение!» и сказали друг другу: «Плохо мы сделали, что допустили против себя такое свидетельство об Иисусе». Ибо многие из народа, услышав его, уверовали [в Него]. Когда же и другие взошли [к нему на крышу храма], то сбросили его сверху вниз. Он же, упав на колени, не сразу умер, но молился за них. И приблизился к нему один из сыновей Рахави, услышал его и говорит им: «Что вы делаете? Праведник за вас молится!» Тогда подбежал один сукновал и ударил его по голове деревянной палкой, которой валяют одежду, и умертвил его103. Также и блаженный Стефан, стоя посреди беззаконников, возопил и сказал: вот, я вижу небеса [Col. 1645] отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56). Они же, схвативши, выбросили вон из города и побили камнями его, говорившего: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Итак, мы видим святых, как они даже до смерти молились за своих врагов. И молящийся за тех людей, которые делают зло, потрясает демонов, сам же становится наследником Царства Небесного. Повелевает же и Апостол молиться за всех людей. Молиться же за всех людей означает, что молиться должно не только за друзей, но и за врагов. Посему если желаем показать себя подражателями святых и искренними учениками Господа, то следует и нам не только за друзей, но и за врагов молиться, как и Сам Он нам на деле это показал на кресте, когда за распинавших Его молил Отца, а прежде креста, на Таинственной вечере, за Своих друзей и учеников: Вы друзья Мои, говорит. И: Я уже не называю вас рабами (Ин. 15:14–15). Просил же, говоря: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал (Ин. 17:11). И опять: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17:15–17). Ему же слава во веки. Аминь.

* * *

103

См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle