Источник

Слово 57. О том, чтобы не ненавидеть

Написано, что любящий Бога любит и брата своего, ненавидящий же брата своего не только богомерзок, но и человеко-убийца (1Ин. 4:21; 3:15), как сказано. Ибо [таковой] убивает его расположением к ненависти в мыслях, кровь которого от меча пронзающего видят не люди, но проливаемую посредством ненавидящего расположения зрит Сам Бог, Который не только за дела, но и за помыслы и намерения каждому воздаст или венцы, или наказания, как и Сам Он через Пророка говорит: Я приду собрать деяния их и мысли и пожелания их (Ис. 66:18). Но и порочность, лелеемая в помыслах, делает сердце дерзким, уничтожаемая же через воздержание и надежду – смиряет его. Посему непозволительно иметь нам ненависть к единоплеменнику и единоверцу и сонаследнику Царства Небесного. Так что возненавидим ненавидящего нас диавола, общего врага всех, а наипаче верных, и дела его, ибо ни объявляющий себя верным не грешит, ни имеющий любовь не ненавидит. Ибо ясно, что дерево познается по плодам (Мф. 12:33). Посему объявляющий, что он Христов, проявляется через то, что сам делает. Как и в Притчах написано: Всяк, иже убогаго брата ненавидит – и от содружества далече будет… Муж же мудр обрящет его(Притч. 19:7). Иоанн же: А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1Ин. 2:11); и если кто говорит: «я люб лю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец:

[Col. 1608] ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4:20). Говорит же и Закон: Да не возненавидеши брата твоего во уме твоем, обличением да обличиши ближняго твоего: и не приимеши ради его греха и да не враждуеши на сыны людий своих (Лев. 19:17–18). Также и Павел: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24); и: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:32), и прибавляет: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий (1Кор. 13:1). Посему от нас требуется, чтобы мы, во Христа облекшиеся, не только не ненавидели никого, но и любили, и не только братьев и друзей, но и ненавидящих нас и враждующих [с нами]. Посему если кто-либо против нас делает или говорит что-то, то все перенесем благодарно ради будущего воздаяния. Ибо обычно мирские тех, кто не от мира, гонят, печалят и оговаривают. Глаголаша на мя языком льстивым, и словеси ненавистными обыдоша мя (Пс. 108:2–3). Как и Господь говорит Своим ученикам: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах(Лк. 6:22–23). И опять-таки: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5:44–45). Ему же слава во веки. Аминь.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle