Азбука веры Православная библиотека Андрей Александрович Титов Церкви: Спаса на Сенях и Всех Святых, в Кремле Ростова-Великого, Ярославской губернии

Церкви: Спаса на Сенях и Всех Святых, в Кремле Ростова-Великого, Ярославской губернии

Источник

Святыни Ростова, в особенности древний Кремль, сердце города, заключающий в стенах своих мощи великих угодников в нескольких древних замечательных храмах, постоянно привлекали и привлекают к себе религиозное внимание посетителей и служат предметом поклонения и особенного уважения многочисленных паломников, посещающих Ростов-Великий.

Одно из первых мест среди памятников архитектуры XVII века занимает церковь Всемилостивого Спаса на сенях, обращая на себя взоры всех более или менее просвещенных лиц, ценящих древнее зодчество.

Оригинальное устройство церкви и своеобразность художественной орнаментировки, – различно действуя на зрителя, вызывали различные и отзывы. Между прочим, характерно и сильно высказался профессор Московского университета С. Шевырев, посетивший Ростов и осмотревший Спасский храм в 1847 году. «Всех замечательнее», пишет он, «церковь Спасская, во имя Всемилостивого Спаса, крестовая церковь архипастырей Ростовских, прилежащая к самому дому. По развалинам стен или галереи, вы должны были проходить к ней, опасаясь провалов. Эта церковь…любопытна своим странным расположением… не только алтарь, но и самый клирос отделены от народа и церкви ступенями и перегородкой, утвержденной на больших круглых столбах. Это устройство храма таково, что почти совсем закрывает богослужение от глаз народа. Когда станут на обеих сторонах клироса певчие, да сядет архиерей, для которого с правой стороны есть место, то народ может видеть только певчих, спиною к нему стоящих, архиерея, сидящего также спиною, и царские двери. Иконостас же – это небо храма, к которому устремляются и в котором соединяются молитвенные взоры народа, как взоры всего человечества встречаются на светилах небесных, – остается совершенно закрыть. Кругом всей церкви, где стоять народу, видны только одни страшные изображения казней за преступления против церкви. Всего разительнее Страшный Суд, представленный в виде грозных мучений и прежде всего поражающий взоры входящего, даже прежде, чем он успеет обратить их на святыню церкви Божией"…

Достойно также упомянуть, что в бытность в Ростове в 1853 году, Великого Князя Николая Николаевича Старшого, – Августейший посетитель был так поражен внутренним устройством Спасского храма, что пожелал сделать в этом роде домовую церковь в Николаевском дворце. К сожалению, архитекторы или не так поняли желание Великого Князя или мало изучили стиль Спасской церкви, – но только домовый храм дворца во многом отступает от своего оригинала.

Ростовская церковь Спаса Всемилостивого в Кремле была построена в 1675 году, Ростовским митрополитом Ионой, бывшим во время удаления патриарха Никона местоблюстителем патриаршего престола. Со временем своего построения Спасский храм служил крестовой церковью для Ростовских святителей.

Простояв многие годы без особенного присмотра и попечения, этот храм, вместе с другими древними памятниками Кремля, подвергся всеразрушающей силе времени и мало-помалу начал разрушаться. Уже в первой половине настоящего столетия Ростовский Кремль представляет печальную картину. Вот какими чертами охарактеризовал ее около полувека тому назад красноречивый писатель и автор, в свое время весьма распространенной и известной книги: «Мысли о православии при посещении святыни Русской» (Сиб.1850г., стр.69). «Но если отрадно мне было молиться под сводами древней метрополии Ростовской, посреди всей ее святыни, то грустно было взойти во внутренность священного кремля и видеть запустение его пяти храмов и бывших палат архиерейских, еще исполненных именем великого святителя Дмитрия. Со дня на день приходит в большой упадок здания, который, казалось, построены были для вечности, и снаружи еще кажутся чем-то исполинским; особенно грустно смотреть на разрушение церкви Григория Богослова, где постригался апостол Иереми св. Стефан и на крестовую церковь во имя Всемилостивого спаса, где было поставлено тело святителя Дмитрия в ожидании друга его, местоблюстителя патриаршего престола Стефана, который хотел воздать ему свой последний долг. Тяжко для сердца зрелище постепенного падения того дома, в котором жил митрополит Дмитрий, особенно той кельи, где он скончался на коленях; сперва было хотели обратить не в церковь, но оставили благочестивое намерение, с тех пор как кафедра архиерейская перенесена в Ярославль. Неужели никогда не обновится древнее жилище стольких великих святителей Ростовских?»

В недавнее время Ростовский Кремль на половину реставрирован; но храм Всемилостивого Спаса не был восстановлен и исправлен; разрушение его продолжалось. В 1880 году были сломаны переходы (галереи), соединявшие митрополичий дом с этой церковью, при перестройке этого дома под духовное училище, что сильно повлияло на дальнейшее разрушение храма. Стены его дали широкие трещины летом 1891 г., опасность еще больших трещин в подвальных этажах, как это можно видеть из прилагаемого рисунка. Кроме этого, и сам купол храма также грозит окончательно разрушиться.

Внутренность храма, к счастью, значительно менее подверглась ветхости, хотя живопись – главнейшее сокровище церкви – от сырости портится и обваливается со штукатуркой. Внутри Спасский храм представляет три части: алтарь, солею с клиросом и место для народа. Алтарь отделяется от солеи стеной иконостаса каменною стеной и двумя арками разделяется на среднюю, южную и северную части. Площадь солеи вместе с клиросами, занимая почти половину храма, возвышается на несколько ступеней. Клиросы с двух сторон – задней и боковой – ограждены невысокими каменными стенками и соединены с алтарной преградою арками, опирающимися на круглые вызолоченный столбы, утвержденные на задней их стороне, на каждой по три. Промежутки арок над клиросами соединены между собою каменною доской. Столбы и доска образуют подобие окон. Как алтарь, так и храм украшены сплошною живописью, описание которой приводим здесь в кратких чертах по записи члена Ростовского Музея церковных древностей И. Н. Богословского.

В куполе средней части алтаря воспроизведена церковная песня: «Тебе радуется Благодатная"… В здании, представляющим собой пятиглавый храм, изображены: Господь Саваоф (старец) в пояс с благословляющими десницей и шуйцей; Богоматерь с младенцем Иисусом, восседающая на троне, окруженном ангельским собором; у подножья Богоматери – Иоанн Предтеча с крыльями; в левой руке он держит чашу с находящимся в ней младенцем Спасителем, правою указывает на нее. По ту и другую сторону от Предтечи представлен ряд пророков со свитками и святых с книгами; между последними виднеется благоразумный разбойник с крестом в руках. Горное место украшено изображениями патриархов Константинопольских, пап Римских и митрополитов Российских; на каждом изображении русское слово: святый заменено греческим – (агiос). Над Царскими вратами представлено Господь Саваоф, в рост, окруженный воинством небесным; от Него – изображение падших ангелов, ниже – « Почил Бог в день седьмый». По правую руку – создание Адама, по левую – изгнание прародителей из рая. Вверху южной части алтаря изображается распятие Иисуса Христа в виде нескольких струй, с истекающей из ребра Его кровью в чашу, находящуюся у подножья креста. Здесь же изображено и таинство евхаристии; по сторонам от него – прочие шесть таинств православной церкви: крещение, миропомазание, брак, елеосвящение, священство и покаяние. Ниже таинств, по стенам, идет ряд преподобных и мучеников. Над дверью в вертикальном направлении представлены: Бог Отец, Бог Сын и Божия Матерь, окруженная пророками, которые имеют свитки с надписями; надписи содержать пророчества о Богоматери. А в северной части алтаря, вверху, изображены: Господь Саваоф, Иисус Христос и Божественная Премудрость; на восточной стене: младенец Иисус Христос со свитками в чаше, около головы Его стоит Божия Матерь, у ног Иоанн Предтеча. Как Богоматерь, так и Предтеча изображены с крыльями. На южной стороне – омовение ног, на северной – тайная вечеря. Ниже этих сюжетов – ряд архидьяконов. Над дверью церковная песня «Что Тя наречем о Благодатная».

Иконостас пятиярусный. Первый ярус составляют местные иконы Спасителя и Божией Матери, написанные на деке и приставленные к алтарной преграде в киотах; прочие ярусы написаны на самой преграде. Во втором ярусе находятся изображения: Тайной вечери, над церковными вратами, затем Благовещения, Рождества Христова, Крещения и Сретения. В третьем – Христос Вседержитель; по сторонам от него – Божия Матерь, Иоанн Креститель, два ангела и апостолы. В четвертом – Божия Матерь с младенцем Иисусом и лики пророков в медальонах. В пятом – Предвечный Совет и ветхозаветные патриархи. Выше Предвечного Совета – распятие Христа с предстоящими около креста Божией Матерью и Иоанном Богословом. Над клиросами и солеей на доске, соединяющей между собой концы арок, с одной из сторон, обращенной к алтарной преграде, представлены: двенадцатилетний отрок Иисус в Иерусалимском храме, Успение Божией Матери, Преображение Господне; прямо над солеей – Воздвижение Креста и Введение Дева Марии во храм. С другой – противоположной: Иисус Христос, Божия Матерь, Иоанн Креститель и двенадцать апостолов. Все эти изображения бюстовые и в медальонах.

Стены южная и северная украшены изображениями событий из евангельской истории. Исключение представляет только часть около правого клироса, где представлено явление Бога Аврааму или ветхозаветная Троица. Между воспроизведенными событиями из евангельской истории на южной стороне можно различать: призвание апостолов на море галилейское, нагорную проповедь, исцеление слепого, исцеление расслабленных, вообще больных, изгнание легиона бесов и низвержение свиней в море, насыщение хлебами, исцеление кровоточивой, воскрешение дочери Иаира, изгнание торгующих из храма, тайную вечерю, моление о чаше, Иудино лобзание, Христос на суде первосвященника, допрос у Пилата. На северной стене храма: послание апостолов на проповедь, просьбу Саломии, укрощение бури, воскрешение сына вдовы Наинской, хождение по воде, лепту вдовицы, исцеление сухорукого, сына царедворца и др., Христа среди иудеев и фарисеев (несколько сюжетов), Христа под стражей, «се человек», предание Иисуса в руки врагов, бичевание и распятие. Пред левым клиросом – явление ангелов Иакиму и Анне, каждому отдельно, зачатие и рождество Богородицы здесь же, в окне, помещается «Благое молчание».

Вся задняя стена представляет картину Страшного Суда. Схема Суда обычная. В Верхней части картины представлен Господь Саваоф, в виде старца. С правой от него стороны – небесный Иерусалим (Божия Матерь и лики святых), с левой – изображение падших духов, внизу – Дух Святой, в виде парящего голубя. Под духом Святым сама картина Суда. Судья или Иисус Христос занимает середину этой части; Ему предстоят Божия Матерь и Иоанн Предтеча, а к стопам припадают Адам и Ева. По ту и другую сторону Христа изображены – сонм ангелов и лики апостолов, направо от Христа помещены лики святых, их шествие в рай и сам рай или лоно Авраама; налево – неверные и ад с сатаною. Под восседающим Судьёй следует одно за другим – уготование престола с известными атрибутами, от которого исходит извивающийся змей, рука с младенцами или душами праведных, бесы, блудники, трубящие ангелы и символы четырех царств. Воскресение мертвых изображено в самом низу картины с левой стороны от зрителя.

Свод храма четвероконечным крестом делится на четыре части. В северо-восточной – представлено воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим; в юго-восточной – снятие со креста, положение во гроб, иудеи пред Пилатом, испрашивающие дозволение поставить стражу к гробу, Воскресение Христово; в юго-западной – явление ангела мироносицам, явление им-же Христа, уверение Фомы в присутствии прочих апостолов, исцеление расслабленного у Вифезды; в северо-западной – троекратное призвание апостола Петра, беседа с Самарянкой, сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение Иисуса Христа представлено в середине северной части свода, против Воскресения. В кресте изображены евангелисты с их символами; центр креста составляет купол. В куполе – Господь Саваоф с благословляющей десницей и шуйцей. Окна храма украшены изображениями святых, а задние стороны клиросов – двенадцати сыновей Иакова.

В каменном иконостасе уцелели две иконы, грубо возобновленные в 1863 году, в двух древних, едва ли по современных храму, деревянных киотах, тоже неумело реставрированных.

Царские врата деревянные, плохо подновленные в том же 1863 г., требуют основательного исправления.

Из пометок, сделанных известным Ростовским любителем старина

Н. В. Хлебниковым видно, что «Спасская крестовая церковь подписана настенным письмом иконографами Ростовскими попом Тимофеем, Вологжаниным Димитрием Степановичем и Иваном да Федором Карповыми». Эти лица, как видно из истории русских школ иконописания Д.А. Ровинского (записки Ил. Арх. Общ. т.VIII, Спб.1856г.), действительно существовали и отсылались из Москвы в Ростов к митрополиту Ионе.

Неподалеку от Спасского храма находится так называемая «Водяная башня», существовавшая еще до митрополита Ионы и соединенная с древним архиерейским домом. В ней издревле была устроена небольшая крестовая церковь Ростовских владык. Митрополит Иона, перестраивая Ростовский Кремль (1652–1690 г.), между прочим, выстроил особый митрополичий дом, соединяя переходами с вновь – же построенной им крестовой церковью «Спаса на сенях». Вследствие этой постройки бывшая в Водяной башне церковь, очевидно уже за ненадобность нарушилась. Но в 1710 г. и следующих годах, несчастным Ростовским епископом Досифеел, участником в деле Евдокии Лопухиной и казненным Петром I в 1718 г. в Москве на Красной площади, – церковь была опять реставрирована во имя Всех Святых. Церковь эта теперь нарушена, но на бывшей паперти сохранились остатки прекрасной живописи, вполне достойной реставрации. В 1890 г. башня в некоторых своих частях на средства Кремлевской Комиссии была поправлена, своды и стены вычинены, но чтобы основательно реставрировать нужно еще немало денежных средств, отсутствие которых и приостановило работы.

Рядом с этой церковью «Всех Святых», находится большое жилое здание XVI–XVII в.в., по преданию – место жилища Ростовского митрополита Филарета Никитича Романова; теперь здание запущено и искажено современными переделками.

Впрочем, реставрация его не представляла бы особых затруднений. А это есть единственный памятник жилья XVI века. По поводу двух этих зданий в отчете Ростовского Музея церковных древностей за 1889 г. было, между прочим, сказано, что «главной заботой Комиссии служить поддержке и, если возможно, полной реставрация так называемой Водяной башни, во втором этаже которой помещалась домовая церковь Ростовских владык. Эта башня имеет непрерывную связь с древними митропольными хоромами, где жил с 1605г. знаменитый родоначальник Царствующего Дома Романовых, Ростовский митрополит Филарет, поступивший на Ростовскую кафедру, как известно, из иноков Холмогорского Антониева-Сийского монастыря. В 1609 г. он был взят поляками в Ростовском Успенском соборе. Современный Ростовский летописец XVII в. подробно и красноречиво описал эту, полную драматизма, историю. Дом знаменитого иерарха, хотя и поврежден новейшими переделками, но вполне возможен для реставрации в том виде, в каком он был, как жилище родоначальника Царствующей Фамилии. Особенно не трудно восстановить и примыкающую к этому дому, находящуюся в Водяной башне, Всехсвятскую церковь. Храм этот уже был реставрирован в начале прошлого века известным Ростовским епископом Досифеем, но в начале нынешнего столетия пострадал не столько от ветхости, сколько от невнимания к отечественным памятникам. Он был нарушен и иконостас продан в церковь села Никольского, что в Горах, где в недавнее еще время и этот иконостас, замененный новым, сожжен.

Восстановлением Всехсвятской церкви будет, так сказать, поставлен памятник великому Русскому историческому деятелю. Всероссийскому патриарху Филарету, имя которого всецело принадлежит истории. Конечно, средств у Комиссии нет, но их не было и при самом ее учреждении, однако с 1883 г., благодаря просвещенной и христианской поддержке истинно русских людей – Королевых, Кекиных, Вахрамеевых, Рулева и др., Комиссия восстановила положительно из развалин: храм Григорьевского монастыря – Затвора, Иоанна-Богословскую, Одигитриевскую и Воскресенскую церкви; Белую Палату, Княжьи терема, часть стены и библиотечную башню. Русские люди всегда придут на помощь восстановлению храма Божия и такого знаменитого исторического памятника.

Мы твердо уповаем, что жилище родоначальника Русских Царей и храм, где он приносил молитвы, восстанут из своих развалин, как восстали уже предназначенные к сносу перечисленные выше Белая Палата – гостиная св. митрополита Ростовского Дмитрия и Григорьевской монастырь – Затвор – место пострижения русского апостола св. Стефана Пермского.

Когда мы печатали эту книжку, то получили заявление от известного своей просвещенной благотворительностью потомственного почетного гражданина, Ростовского I-й гильдии купца Всеволода Ивановича Королева, что он желает возобновить «Спасскую на Сенях» церковь и жертвует для этого необходимые средства, которые немедля и высылает. Теперь уже начались деятельные работы по реставрации под непосредственным наблюдением известного археолога-инженера Н.В. Султанова.

Жертва В. И. Королева на возобновление Кремля уже не первая: им, вместе с братом Е. И. Королевым, положено начало к великому делу восстановления Белой Палаты в 1883 г. и устройства Музея Церковных Древностей. Ростовские летописи сохранят эти имена на память потомству и истории. В особенности отрадно то, что гг. Королевы Ростовские уроженцы, издавна проживающие в Томске, – не забыли своего родного города, не остались безучастными к древним историческим памятникам его, – а постоянно и щедро жертвуют на их восстановление. Теперь Спасская на Сенях церковь, одно из лучших сооружений до Петровской Руси, одно из драгоценнейших украшений древнего Ростовского Кремля, – обеспечена своим дальнейшим существованием.

Остаются в Кремле требующими реставрации только Всехсвятская церковь и палаты Ростовского митрополита Филарета Романова; но мы надеемся, что и эти последние невозобновленные памятники, дорогие, как для науки, так и для народного чувства, – восстанут со временем из развалин. Чарующую картину представит тогда Кремль Ростова Великого; он явится глазам нашим во всем блеске своего величия, каким был во времена славной Ростовской митрополии.

Стройный ряд реставрированных построек XVI–XVII в.в. будет вечным памятником жертвователям, любителям русской старины, а святая церковь непрестанно будет возносить благодарные молитвы Всевышнему за созидателей восстановителей Божиих храмов.


Источник: Церкви: Спаса на сенях и Всех святых, в Кремле Ростова-Великого, Ярославской губернии : [Описание] / А.А. Титов. - Ростов : типо-лит. Е. Сорокиной, 1893. - 18 с.

Комментарии для сайта Cackle