Источник

Глава 2

Статья третья

Открытое Ангелу Ефесской церкви

Откр.2:1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

Говорит с церковью чрез Ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, – ошибки и успехи его. Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых Ангелов управляет миром.

Откр.2:2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Откр.2:3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Откр.2:4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Откр.2:5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела;

Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает – Ред.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах – в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, «не веря всякому духу» (1Ин. 4:1), они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: «покайся, и первая дела сотвори».

а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Откр.2:6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела Николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.

Откр.2:7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

«Имеющий ухо, да слышит». Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (Ис. 8:5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5:20). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Статья четвертая

Открытое Ангелу Смирнской церкви

Откр.2:8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

Он есть Первый – как Бог, и Последний – как ставший человеком в последок дней и отверзший нам врата жизни вечной Своею тридневною смертью.

Откр.2:9. знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат),

«Знаю твои скорби и нищету» телесную, которые ты переносишь ради Меня, уязвляемый неверными и лишаемый имущества, но в духовном отношении ты богат, ибо имеешь сокровище, скрытое на поле своего сердца.

и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Знаю Я и злые хулы сатанинского сборища, ибо они не то, чем называются: «Не иже бо яве, Иудеи... но иже в тайне» (Рим. 2:28, 29). Иуда же значит исповедание и покаяние.

Откр.2:10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Не бойся скорбей, какие тебе причинят гонители Бога чрез раны и притеснения, потому что они будут кратковременны – только в течение десяти дней. Поэтому нужно пренебрегать смертию: она в самое короткое время доставляет неувядаемый венец жизни.

Откр.2:11. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Имеющий духовный слух и победивший диавольские внушения хотя и умрет по плоти, но зато не потерпит вреда от геенны – «смерти вторыя».

Статья пятая

Открытое Ангелу Пергамской церкви

Откр.2:12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

Откр.2:13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны,

Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский. Мечем обоюду острым называет или учение Евангелия, обрезующее сердца людей и отделяющее верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви.

и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Антипа был мужественнейший мученик в Пергаме, я некогда читал об его мучениях. Здесь же упоминает о нем для показания терпения мучеников и жестокости гонителей.

Откр.2:14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

Откр.2:15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Этот город, как видно, имел два беззакония: во-первых, в нем было много еллинов, а во-вторых, и между именующимися верными были Николаиты, как смешавшиеся с пшеницею злые плевелы. Поэтому и упоминает о Валааме, говоря: «иже учаше Валака». Этими словами указывает на мысленного Валаама – диавола, который научил некогда Валака чрез чувственного Валаама соблазнить на блуд и идолопоклонство израильтян (Нав. 24:9), ибо они, прельстившись, пали так низко, что принесли жертвы Веельфегору.

Откр.2:16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

Угроза смягчается человеколюбием, потому что не с тобою, говорит, сотворю брань, а с теми, которые больны без надежды на исцеление.

Откр.2:17. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

«Манна сокровенная» есть небесный хлеб жизни, сшедший с небес ради нас и соделавшийся ядомым. Манною же образно называются будущие блага, сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. Победившие диавола наследуют эти блага; они же, удостоившись стать одесную, получат и «камень бел», то есть побеждающий, и «новое имя», неизвестное в настоящей жизни. Ибо око не виде, ухо не слыша, и ум не уразумел будущих благ и новаго имени, которое наследуют святые (1Кор. 2:9).

Статья шестая

Открытое Ангелу Фиатирской церкви

Откр.2:18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

Огневидность очей указывает на просвещение праведников и попаление грешников. «Ноги» же и «халколиван» означают благоухание мысленного мира Христова в спасаемых и соединение во Христе Божества с человечеством нераздельно и неслиянно. Оно не доступно для человеческого понимания, как разжженное Духом Божиим.

Откр.2:19. знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Откр.2:20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

«Вем твоя дела». Если и хвалит за веру, служение, благодушие и терпение, то справедливо и порицает за попущение ереси Николаитов (по нечестию и порокам образно названной Иезавелью), которая дает повод верным к соблазнам и увлекает их к идолослужению, от которого они прежде прекрасно отреклись. Ее должно уничтожить, потому что при помощи лукавого духа она ложно выдает себя за обладающую пророчествами.

Откр.2:21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Откр.2:22. Вот, Я повергаю ее на одре и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

Откр.2:23. И детей ее поражу смертью.

«И дах ей время». Вредная ересь их не воспользовалась во благо временем, данным ей для покаяния – «Се, Аз полагаю ю на одре». Продолжая говорить образно, сравнивает хитрость и лесть еретиков с блудницею, угрожая поразить болезнями и смертию ее, а также и всех осквернявшихся вместе с нею и любодействовавших перед Богом, если только они не раскаются и не обратятся к Нему.

и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Откр.2:24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

Откр.2:25. только то, что имеете, держите, пока приду.

Говорит это к обольщенным еретикам и соблазняющим других, простейших же утешает: так как вы в простоте нравов не находите силы противостать лукавым и изобретательным на слова, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то Я не требую от вас словесной борьбы с ними, но сохраните только принятое вами учение до тех пор, когда Я возьму вас оттуда.

Откр.2:26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками.

Откр.2:27. и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

«Дам ему власть». Творящему Мои дела дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или же этим указывается на суд над неверными, когда прельщенные, осужденные уверовавшими во Христа, сокрушатся как пасомые жезлом: «Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его», сказал Господь (Мф. 12:41). Слова: «якоже и Аз приях от Отца Моего» приведены по человечеству ради принятия плоти.

Откр.2:28. и дам ему звезду утреннюю.

Откр.2:29. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Звездою утреннею называет или того, о ком возвещает пророк Исаия: «Како спаде с небесе денница восходящая заутра?» (Ис. 14:12), и обещает, сокрушив ее, положить под ноги верных (Лк. 10:16–19; Пс. 90), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, сияющую ясно в сердцах верующих (2Пет. 1:19), то есть просвещение Христово. Денницами также называются обыкновенно Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин, предтеча первого восхода Солнца правды и предтеча второго пришествия Его. И мы веруем, что победители диавола будут их соучастниками. В том, что одним и тем же именем называются столь противоположные друг другу, нет ничего удивительного. Мы знаем из Священного Писания, что под именем, например льва, толкуемого в разных смыслах, разумеется и Христос – Лев от Иуды, и диавол – лев от Васана. И также: под востоком можно понимать начало будущего дня, с которым рассеется тьма настоящей жизни, и Ангела, благовествующего об этом дне, ибо он предшествует Христу – Солнцу правды, просвещающему верных и рассеивающему мрак настоящей жизни. Да просветимся и мы Его лучами благоволением Отца со Святым Духом. Ему слава во веки, аминь.


Источник: Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [Текст] : в 24 словах и 72 главах : [12+] / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийской; [пер. с греч. В. Юрьева]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 347, [1] с. : ил.; 18 см.; ISBN 978-5-906793-42-3

Комментарии для сайта Cackle