Источник

Во вторую неделю Великого Поста (о заповедях Божиих)

Сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдем. (1Ин. 5:3).

По изречению Божественного писания, вера без дел, братья, мертва есть (Иак. 2:26). Сам Господь наш Иисус Христос сказал: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи! – конечно по вере безплодной и мертвой, – внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца моего (Мф. 7:21). Значит, несомненный признак того, – в благодатном ли мы состоянии, пребываем ли мы в вере, проникнуто ли сердце наше ее спасительными истинами – состоит в исполнении заповедей Божиих: потому что истинная и живая вера, представляя в истинном свете наши отношения к Творцу и Промыслителю и ближним нашим, побуждает нас поступать так, чтобы жизнь наша была выражением полной подчиненности воле Божией во всех отношениях наших.

По духу Евангелия вся ваша деятельность – наши мысли, желания и действия должны проистекать из любви к Богу и ближнему. Возлюбиши, заповедал Спаситель, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22:37, 38). А чтобы люди знали: как любить Бога всем сердцем, всей душей, всем разумением своим, и как любить ближнего, Бог дал святой Закон свой, в котором, во-первых, заповедал: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20:2). Сия заповедь требует от нас, иметь живую уверенность в бытии Бога, Существа всесовершенного (Аввак. 2:4. Евр. 11:6), всемерно стараться возрастах в познании Его (Иер. 9:23, 24), а для его упражняться в чтении Священного Писания (2Тим. 3:16,17.) и других душеспасительных книг, или внимательно слушать их чтение, также церковные поучения и благочестивые разговоры о Боге, о промысле Божием, дела Его в Церкви (1Сол. 5:11), во всех обстоятельствах жизни нашей обращаться к Нему единому (Пс. 42:5), на Него единого возлагать всю надежду свою (Рим. 8:31), поступать осмотрительно до того, чтобы все дела и мысли наши были проникнуты благоговейным чувством вездеприсутствия и всеведения Божия (Быт. 17:2), почитать гнев Его высочайшим для себя несчастием (Быт. 39:9), безропотно во всем покоряться Его воле (Втор. 11:13, 14), прославлять Его (Пс. 21:24), как всесовершенного, благодарить Его, как Промыслителя и Спасителя нашего (1Сол. 5:18), призывать Его как всеблагого и всемогущего (Пс. 49:15), исповедовать Его устами и святостью жизни (Пс. 104:1), быть послушным сыном св. Церкви Его (Мф. 18:17), и воздавать Богу поклонение, по ее руководству (Евр. 10:25), как Существу высочайшему. Но так как мы большей частью бываем осквернены грехами до того, что и молитвы наши нечисты, безжизненны, недостойны святости и величия Божия, то руководствуемые Церковью Святой, почитая действующую во святых Ангелах и Угодниках Божиих благодать Его, по чувству своего непостоянства, просим их о подкреплении наших молитв своим предстательством у Бога. В сем случае мы поступаем подобно тому, как имея нужду в земных благах, хотя все они, собственно, суть дары Божии, обращаемся с просьбой о наделении нас ими к земным благотворителям.

Если такого поклонения Богу требует от нас первая Его заповедь, то явно, что против нее согрешают безбожники, которые, по ожесточению в беззакониях, страшась суда Божия, стараются заглушать вопли своей совести безумной мыслью, будто нет Бога (Пс. 13:1); неверующие Божественному провидению и писанию, помраченные в разуме до того, что вместо одного истинного Бога, признают многие мнимые божества; еретики, примешивающие к учению веры мнения противные слову Божию; раскольники, своевольно уклоняющиеся от единой истинной Церкви Божией; писатели, подрывающие своими сочинениями истины веры и правила нравственности; отчаивающиеся в благодати и милосердии Божием; волшебники, действующие тайными, злыми силами тварей, в особенности злых духов, и суеверы, надеющиеся на какие-нибудь пустые слова или обыкновенные вещи, как будто бы на Божественную помощь; полагающие свою надежду на богатство (Пс. 51:9), на разум и силу свою (Пс. 48:7), или на других людей (Иер. 17:5).

Требуя от нас всецелой любви, Бог запретил делать кумиры, кланяться и служить идолам. He сотвори, заповедал Господь, себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20:4). Сею заповедью не воспрещено употребление св. икон, которые мы, по уяснению Св. Церкви, не боготворим, но почитаем как священные изображения, или письмена дел Божиих и Святых Его; a взирая на иконы, возносим ум и сердце наше к самому Богу и Святым Его. Ибо пророк Моисей, через которого Бог запретил делать кумиры, устроить, пo повелению Божию, над ковчегом Завета херувимов и повелел украсить различными изображениями завесу Скинии. Следовательно, второй заповедью как не всякое изображение, так и не всякого рода поклонение им воспрещается.

В глубокой древности люди до той степени были помрачены смыслом, что поклонение, подобающее одному истинному Богу, воздавали идолам, т. е. сделанным руками человеческими изображениям существ вымышленных, также птиц, четвероногих и гадов, почитая идолов своими Божествами. Христианская вера, светом учения своего, рассеяла такое помрачение ума, до той степени, что теперь только в отдаленнейших странах мира, где люди не имеют никакого образования, есть еще такие грубые идолопоклонники. Но и между нами, братья, водится род идолопоклонства, хотя не столь приметный: потому что все, к чему мы пристращаемся до забвения Бога, есть наш идол. Пристрастен ли кто к золоту или серебру? корыстолюбие есть его идол (Кол. 3:5). Поставляет ли кто высочайшим своим блаженством чувственные наслаждения? чревоугодие есть его идол (Фил. 3:19). Употребляет ли кто наружные дела благочестия, – пост, обряды и молитву единственно для приобретения народного уважения, не стараясь о внутреннем исправлении своего сердца? его идол лицемерие (Лк. 12:1). Ценить ли кто выше всего свои способности, телесную красоту, или какие-нибудь преимущества? его идол тщеславие (Дан. 3). Посему-то Пророк внушает: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11); а Спаситель говорит: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Верный Евангельскому учению Христианин пользуется благами мира сего с таким беспристрастием к ним, как бы не пользовался ими (1Кор. 7:31), старается умерщвлять свои страсти (Кол. 3:5) постом и воздержанием, и делая всякое добро втайне (Мф. 6:3), в чувстве духовной нищеты, признает себя грешником безответным перед правдой Божией (Лк. 17:10).

Любящий Бога всем разумением своим благоговеет к великому и страшному Его имени, тем более, что сам Бог при сотрясении Синая изрек: He возмеши имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7). Какое страшное совершают беззаконие богохульники, произносящие дерзкие слова против Бога, ропотники, жалующиеся на Его провидение, обращающие в шутку или поругание священные предметы веры, невнимательные к произносимой устами молитве, утверждающие клятвой то, чего нет, или не исполняющие справедливой законной клятвы и нарушающие данные Богу обеты, также клянущиеся именем Божиим легкомысленно, по одной безрассудной привычке в обыкновенных разговорах. Во избежание таких грехов истинный Христианин старается жить столь честно и свято, что ему верят, когда он скажет о чем: ей, ей, или: ни, ни (Мф. 5:34,37)! и только в важных, необходимых случаях, по требованию законной власти, во свидетельство истины, он употребляет с благоговением и клянется именем Божиим.

Зная, что все, чем мы в сей жизни пользуемся, имеем о Бога, что по Его милости живем, движемся и существуем (Деян. 17:28), мы, по чувству благодарности, должны всегда возносить свои мысли и сердце к Богу, начинать и оканчивать молитвой каждый день, молиться прежде и после принятия пищи, в начале и по окончании всякого дела, посвящать особенные времена исключительно для общественного Богослужения и благочестивых упражнений. Сего требует врожденное нам чувство зависимости от Бога и положительный закон Его: помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:8, 9, 10). Под именем субботы как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви разумеется не только седьмой день, посвящаемый Богу, каждой седмицы; но и другие дни празднования или поста, во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и Святых Его. В такие дни, Св. Церковь предписывает каждому Христианину, оставив обыкновенные свои дела и занятия, приходить в храмы Божии на утренние и вечерние молитвословия, участвовать мыслью и сердцем в принесении Богу бескровной жертвы, со вниманием слушать церковные поучения, а после общественного Богослужения заниматься молитвой и чтением слова Божия или душеспасительными разговорами в домах своих, посвящать что-нибудь из своего имения на нужды Церкви и служащих ей, также на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах. Долг совести возлагает еще на нас обязанность строго соблюдать учрежденные Церковью посты и другие постановления: потому что ослушник Церкви не покоряется самому Духу Святому, живущему ней (1Сол. 4:8. Ин. 14:16), и, следовательно, столько же согрешает, как грешат те, кои в противность заповеди Божией без очевидной и крайней необходимости занимаются в воскресные дни работами, или, что еще хуже, – предаются пьянству и бесполезным забавам, или заводят соблазнительные игры, отвлекая тем и других от поклонения Богу вместе со всей Церковью.

Любовь к ближнему определяется мерой любви каждого человека к самому себе:      якоже      хощете      да      творят вам человецы, и вы творите им такожде. (Лк. 6:31), сказал Спаситель. Но Бог и на земле (Еф. 3:15.), для явления нашего в мир сей даровав нам родителей, насаждает в их сердце самую попечительную о нас любовь, особенно в младенческом нашем бессилии, и посему заповедал: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Итак, первый долг всякого человека в общежитии почитать своих родителей, повиноваться им (Еф. 6), питать и покоить их во время старости (Товиг. 4:3,4. Притч. 23, 22), по кончине же их молиться о спасении душ их. А как Государство, коего законы защищают нашу безопасность, есть как бы одно великое семейство, которого Отец есть Государь, пекущийся о благосостоянии всех и каждого: то любовь наша к Царю и Отечеству должна простираться до готовности положить за них жизнь свою (Ин. 15:13). Кроме сего, место родителей заступают для нас Пастыри и Учители духовные; потому что они учением и таинствами рождают и воспитывают нас для жизни вечной (Евр. 13:17), и потому также достойны нашего почтения, равно как и все начальствующие господа, воспитатели, наставники, благотворители и старшие возрастом (Рим. 13:1, 2. 1Пет. 2:13, 14, 17. 1Тим. 5:1, 2). Посему Бог повелевает нам покоряться всякой власти (Рим. 13:1, 2), отдавать всякому что должно: емуже дань, дань; емуже страх, страх; емуже честь, честь (Рим. 13:7). Раби, говорит божественный Апостол, послушайте господий no плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, не пред очима точию работающе, якоже человекоугоднницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души (Еф. 6:5, 6); раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам не токмо благим и кротким, но и строптивым (1Пет. 2:18). Повелевая нам поступать таким образом, слово Божие предает проклятью всякого не почитающего своих родителей (Втор. 27:16), признает достойным смерти всякого мятежника, неповинующегося властям (Втор. 17:42. Числ. 16), всякого строптивого своевольника (Втор. 21:17. 21), и осуждает всякого не покоряющегося здравому учению Пастырей Церкви (Евр. 13:17). Но, с другой стороны, тоже слово Божие заповедует отцам не огорчать детей своих (Еф. 5:4), пастырям Церкви – быть бескорыстными (1Пет. 5:2,3); от господ требует доставлять рабам и слугам все должное им и справедливое, помня, что над всеми есть Господь и праведный Судья на небеси (Кол. 4:1).

Для человека жизнь всего дороже на земле. Посему Бог, воспрещая всякую обиду ближнего, прежде всего, заповедует: He убий (Исх. 20:13). Убийство есть злобное отнятье жизни у ближнего, каким бы то ни было образом. Но как, во время путешествия Израильтян по пустыне, сам Бог устроял брани (Числ. 31), и для ведения их назначал полководцев (Исх. 17:10), а Спаситель повалял веру сотников (Мф. 8:10), упоминаемых в Евангелии: то очевидно, что сей заповедью не воспрещается поражение неприятелей на войне за Государя и Отечество, потому что воин жертвует собственной жизнью и умерщвляет врагов, защищая отечество. He должно также считать беззаконным убийством, когда, преступника наказывают смертью по правосудию. Но совершают убийство осуждающие подсудимого, которого невинность им известна; подлежит суду Божию, как убийца, и тот, кто укрывает или освобождает убийцу; кто не избавляет, хотя может, ближнего от смерти, например, когда богатый допускает бедного умереть с голода; кто чрезвычайным отягощением и наказаниями доводит подчиненных до преждевременной смерти; кто пьянством, иди развратом, сокращает жизнь свою. Убийца и тот, кто соблазняет и совращает ближнего в неверие, или беззакония; потому что тем подвергает душу ближнего смерти духовной (Мф. 18:7); a пo изречению Св. Иоанна Богослова даже всякой ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1Ин. 3, 15). Посему, во избежание таких грехов, мы должны помогать бедным (2Кор. 9:7, 9), служить больным (Мф. 25:36, 45), утешать печальных (1Сол. 5:11), облегчать состояние бедствующих (Иак. 1:27), со всеми обходиться кротко (Фил. 4:5) и назидательно (Рим. 14:19), примиряться с гневающимися (Еф. 4:26, 27), прощать обиды и благотворить врагам (Мф. 5:44).

      Основание семейственного счастья составляет любовь и верность супругов. С сей целью Бог изрек: He прелюбы сотворити (Исх. 20:13.) A Св. апостол Павел, определяя взаимные отношения супругов, говорит: мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь (Еф. 5:25); жены, своим мужем повинуйтеся якоже Господу; зане муж глава есть жены (Еф. 5:22, 23). Помните, что жена своим телом не владеет, но муж, также и муж своим телом не владеет, но жена (1Кор. 7:4). Вообще, по слову Спасителя, всякое воззрение с похотствованием есть уже беззаконие (Мф. 5:28) и в очах всеведения Божия преступно; a пo учению Св. Апостола, тела наши суть храмы Св. Духа (1Кор. 6, 19); горе тому, кто растлит храм Божий (1Кор. 3:17). Между Христианами даже именоваться не должны гнусные и скверные беззакония (Еф. 5, 3). Посему мы должны избегать всего, что может возбудить в сердце мерзкие, нечистые чувствования, как-то: должны избегать сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр, шуток, зрелищ и всего того, что нас соблазняет и увлекает в растление нравов и грехопадения.

Бог, сотворив человека для труда, и предопределив, чтобы мы трудами рук своих снискивали себе пропитание, повелел: He укради (Исх. 20:24); т. е. запретил нам присваивать себе все, что принадлежит другим, как то: запретил воровать или похищать чужие вещи тайно, грабить явно или отнимать их насильно, жить лукавством и обманами, употреблять в купле и продаже подложную монету, неправильные весы и меру (Притч. 20:10), укрывать воров и хищников, не платить долгов и не исполнять данных обязательств. По смыслу сей заповеди согрешают также мздоимцы, которые берут плату с подчиненных, или подсудимых за дело управления или правосудия; также, тунеядцы, получающие за должность или за дело плату, и не исполняющие своих обязанностей; лихоимцы, с нарушением справедливости обращающие в свою пользу чужую собственность, труды и даже бедствия ближних. Особенно оскорбляют Бога святотатцы, похищающие или присваивающие себе то, что благочестивыми людьми посвящено во славу Божию. В противоположность сим беззакониям от Христиан требуется бескорыстие, верность в данном слове и делах, правота и милосердие к бедным: потому что, если все, что мы имеем, принадлежит Богу, а избыток дается нам промыслом Божиим для вспоможения бедным: то, не уделяя им от нашего избытка, мы тем самым похищаем или утаиваем собственность их и Божию. Неимеющие сострадания к бедным тем большему подвергнутся осуждению, что были и есть люди столько ревнующие о подвигах благочестия, что, отрекшись, пo слову Спасителя, собственности (Мф. 19:21, 27), провождают жизнь во славу Божию в совершенном нестяжании.

Бог истины и правды, ненавидя всякую ложь, заповедал: He послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (Исх. 20:15). Сего заповедью запрещается нам не только свидетельствовать неправедно на кого-либо в суде, или доносить и жаловаться ложно; но запрещается также клеветать на кого-либо заочно, или порицать ближнего несправедливо в лицо. Только поставленным судьям и призванным к тому особенной должностью позволительно судить о действительных пороках или недостатках ближнего; но вне суда и должности никто не имеет на сие права. He судите, говорит Евангелие, да не судими будете (Мф. 7:1). Никого не осуждай: потому что ближний твой или не подлежит твоему суду (Рим. 14:4), или не сделал того, в чем ты его осуждаешь (Быт. 39, 11– 20), или принес уже покаяние во грехах своих, и Бог простил его (Лк. 18:13, 14). Запрещая же осуждать, искренняя любовь внушает защищать истинную славу и доброе имя ближнего; удерживать себя и от такой лжи, при которой нет намерения вредить ближнему (1Пет. 3:10); ибо слово Божие говорит: отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему; всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4:25, 29, 30).

Наконец, требуя точного исполнения во всех отношениях своего закона, правда Божия запрещает не только худые дела, но и худые желания и помышления; потому что в очах всеведения Божия и мысли наши суть действия, и когда в душе есть худые желания (Иак. 1:14), то она уже не чиста пред Богом и не достойна Его (Притч. 15, 26), и от мыслей, как от семян родятся дела греховные (Иак. 1, 14). Из сего явно, что точное исполнение закона Божия состоит в том, чтобы не только не делать, но даже не думать о том, не хотеть, не желать того, о чем помышляет, чего хочет, желает сердце наше в противности воле Божией. А Бог, запрещая все виды зависти и греховные помышления, говорит: He пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, пи вола его, ни всякаго скота его, ни всего елика суть ближняго твоего (Исх. 20, 16. 17). Посему, из опасения нарушить сию заповедь, должно хранить чистоту своего сердца и быть довольным своей участью.

Таким образом, Бог, объявив нам, в чем состоит воля Его благая и совершенная, что должно делать и чего не делать, как бы предложил нам на выбор – добро и зло, жизнь и смерть (Втор. 30:15). Блажен человек, исполняющий закон Божий, потому что Бог за соблюдение своего закона благословляет человека своей милостью и щедротам в настоящей жизни и дарует ему бесконечное блаженство в вечности (1Тим. 4:8). Горе человеку, раздражающему Бога преступлением Его заповедей, потому что хотя бы грешник казался в сей жизни счастливым, но его ожидает вечная нечастная участь в геенне огненной. Посему, братья, если мы усматриваем в себе грехи, если совесть обличает нас в преступлении заповедей Божиих: то не умедлим принести искреннее покаяние, которое состоит в болезненном сокрушении сердца о том, что мы оскорбили благость Божию преступлением Его закона, в твердой решимости впредь избегать грехов, во всемерном усилии вознаградить, по возможности, обиду, нанесенную нами ближнему, и загладить причиненные нами соблазны противоположными им добрыми делами. Так, если мы обесславили чье-либо доброе имя, должны сознаться в лживости нашего злоречия перед его свидетелями; если тайно или насильно усвоили себе чужую вещь, должны возвратить ее, кому она принадлежит, с праведным вознаграждением за пользование ей; если кого-либо оскорбили строптивым словом или поступком, должны просить в том прощения; если были нечувствительны к бедствиям ближнего, правда Божия требует от нас щедрого участия в судьбе несчастных; если своеволием и рассеянностью увлекли кого-либо в растление нравов, Евангелие внушает умертвить в себе страсти строгим воздержанием, а святостью жизни своей показать, что мы гнушаемся прежними своими поступками. Без сих условий не заграждаются неправды греха, не

возможно победить греховных привычек и испросить у Бога прощения грехов наших. Только ради покаяния, засвидетельствованного решительным исправлением жизни нашей, Отец небесный прощает нам наши прегрешения, вменяет нам праведность Господа нашего Иисуса Христа и спасает нас своей благодатью. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle