Беседа в четвертую неделю Великого Поста (о церковных заповедях)
Аще (брат твой) и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. (Мф. 18:17).
Церковь Святая, отродившая нас Св. крещением для жизни, сообразной с волей Божией, просвещая нас светом Евангельского учения и освещая таинствами нового Завета Божия, руководствует нас, при посредстве своих Пастырей и строителей тайн Божиих, к вечному нашему назначению, к наследию царствия небесного. Но врач не в состоянии исцелить больного, наставник не может ничему научить ученика, руководитель не доведет слепца к желанной цели: если больной не станет слушаться врача, ученик не будет внимать своему учителю, а слепец не предастся руководству своего водителя. Подобно сему, все попечения о нас Св. Церкви останутся для нас тщетными, и не доведут нас к вожделенной цели бытия нашего на земле – к вечному блаженству, если мы не будем внимательны и верны учению Св. Церкви, не станем повиноваться благодетельным для нас ее установлениям, будем уклоняться от исполнения ее заповедей. Чего Святая Церковь от нас требует, сие, вообще, можно узнать из Св. Писания, из правил Св. Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, также из церковных Уставов. Но Св. Церковь от каждого Христианина преимущественно требует исполнения священных постановлений своих, изложенных в так именуемых Церковных заповедях.
Итак, Церковь, во-первых, повелевает нам, своим детям, во все воскресные и праздничные дни приходить в храмы Божии, слушать утреню, литургию, вечерню и поучения, молиться Богу с сокрушением и умилением сердца, и исполнять церковные уставы, относящиеся к открытому и общественному Богопочтению. Сколь спасительно это учреждение видно из того, что постоянным участием в Богослужении Св. Церкви Христианин, утверждаясь в ее учении, не подвергается опасности уклониться на распутья ересей и расколов; что посредством общественного Богослужения – распространяется и укрепляется взаимная между Христианами любовь: потому что, собираясь для самой возвышенной на земле цели в одних и тех же местах, и, не смотря на различие состояний, участвуя в одних и тех же таинствах, Христиане опытно убеждаются, что все они суть дети одного Отца небесного, призванные для достижения одного и того же назначения, – т. е. вечного блаженства. Но особенно полезно участие в открытом Богослужении Св. Церкви для углубления в нашем сердце истины веры и деятельности христианской, для семейственного благочестия и воспитания детей. Так, самым учреждением христианских праздников Церковь напоминает нам главные, благодетельнейшие события домостроительства Божия о нашем спасении; а излагая на языке удобовразумительном в молитвословиях, песнопениях и чтениях, не только коренные истины веры и основания нашей надежды , но и действия во время земной жизни Спасителя и подвиги Пророков, Апостолов, Мучеников, Исповедников, и многоразличные добродетели людей всякого состояния, прославившихся святостью жизни, постоянно питает в нас веру и надежду, побуждает нас к покаянию и христианской деятельности. Для таких целей установлено Церковью общественное Богослужение; посему, как одно участие в нем, без исправления сердца может быть названо лицеменрием: так уклонение от внешнего Богослужения Церкви есть признак если не явного, то скрытного нечестия.
К умерщвлению похотей, восстающих на душу, к обузданию дурных склонностей, которых перевес над добрыми желаниями и способностями мы постоянно ощущаем в растленной нашей природе, – пост есть самое действительное, неизбежно необходимое для нас средство. Истину сего доказывает жизнь всех святых Угодников Божиих. Но как для чувственной нашей природы всегда представляются предлоги уклоняться от употребления сего средства, необходимого в подвигах спасения : то Св. Церковь, утверждаясь на преданиях, установила определенные для поста времена, и не только предписала самое умеренное в течении их удовлетворение голода и жажды, но даже ограничила это требование нашей природы запрещением некоторого рода пищи и пития, как то: мяса, сыра, яиц, молока, вина и других напитков. Такого рода посты, с древнейших времен соблюдаемые Церковью, именуются: первый – Великим, второй – Петровским, третий – Спасовым или Успенским, четвертый – Рождественским. Кроме сего, Церковь требует соблюдать посты в праздник Воздвижения Креста Господня, в день Усекновения Св. Иоанна Предтечи, в среды и пятки целого года; но не в субботние и воскресные дни, по 66 правилу Св. Апостол, исключая Великую Субботу. A пo важным побуждениям разрешается употребление мясной пищи даже в среды и пятки со дня праздника Рождества Христова до навечерия Св. Богоявления, в неделю блудного сына и во всю Светлую седмицу. Но Св. Церковь, установив указанные посты для содействия нам в умерщвлении нашей чувственности, тем самым внушает, что исинный пост преимущественно состоит в воздержании от порочных дел.
В-третьих, Св. Церковь заповедует воздавать должное уважение Священнослужителям ее, особенно духовному Отцу, которому открываем тайны своей совести, требуя от него советов и следуя его руководству в деле нашего спасения. Сколь необходимо в сем отношении иметь искреннего руководителя и наставника, легко усмотреть из того, что мы и в обыкновенных житейских делах часто, недоумевая на что решиться, не умеем сами себе дать совета, не в состоянии придумать способов к избавлению от угрожающих нам бедствий, к избеганию напастей. Тем необходимее опытный руководитель на пути к царствию небесному; потому что этот путь тесный, скользкий, тернистый, а мы окружены врагами, ищущими нашей пагубы. Если же плотским отцам мы должны оказывать сыновнее почтение за попечение их об устроении временного нашего благосостояния: то тем более заслуживают нашу любовь и уважение духовные наши наставники, как строители тайн Божиих, как живые орудия благодати небесной, руками коих совершаются спасительные новозаветные таинства и преподается нам тело и кровь Христова. Посему Апостолы заповедали оказывать Пресвитерам сугубую честь (1Тим. 6:17), и первенствующие Христиане такое уважение и любовь питали к Пастырям Церкви, что, по свидетельству апостола Павла, Галаты готовы были, если бы то было нужно, исторгнуть и дать ему свои оча (Гал. 4:14); a Св. Григорий Назианзин, исчисляя добродетели матери своей, Св. Нонны, говорит, «кто оказывал такое (как Св. Нонна) уважение руке и лицу Священников (Слово 18)?».
4. Духовник есть врач духовный, а душа наша постоянно страждет неисцелимым недугом греховности, увлекающей нас в бесчисленные грехи, которые суть такие язвы и болезни души нашей, что поражают ее как бы омертвением, по которому человек не в состоянии не только делать, но даже едва может ощущать истинное добро. Мучительно постоянно продолжающееся болезненное состояние тела; но стократ тягостнее ощущение язв греховных для души, непораженной еще греховным ожесточением. Посему Св. Церковь повелевает четвертой заповедью детям своим – каждый месяц, a, пo крайней мере, однажды в год, в Св. Четыредесятницу, исповедовать грехи свои пред Священником, законно рукоположением. И те, которых душевные чувства упражнением в благочестивых подвигах час от часу приходят в более здравое состояние, живо ощущают потребность врачевания души своей таинством покаяния, даже после каждого невольного и мыслью содеянного греха. Сколько же благодетельна заботливость Св. Церкви, требующей, чтобы мы особенно в телесных тяжких недугах, которых причиной, ближайшей или отдаленной, всегда бывает грех, прежде всего, старались исповедью очистить совесть свою, приобщиться Св. тайнам Христовым и освятиться таинством Елеосвящения, которое, врачуя душу, часто, как удостоверяют опыты, восстановляет и телесное здравие.
Самая опасная из душевных болезней есть уклонение нашего ума и сердца от истинной веры: потому что при потере истинной веры, ни на земле, ни на небе нет средства к душевному спасению человека. Желая отвратить нас от столь гибельного состояния, Св. Церковь предписывает пятой заповедью, чтобы неопытные в познании Св. Писания, не получившие основательного образования в Богословских науках, не чихали книг, надписанных еретиками и вообще людьми неблагонамеренными, не слушали их толков и не вступали с ними в собеседования о предметах веры. Апостол Павел даже опытным служителям веры запрещает бесполезные состязания о ее предметах (2Тим. 2:14), тем более не утвердившемуся в учении Церкви опасно внимать превратным толкам, или читать сочинения противящихся истине; тогда как царствие Божие состоит не в слове, но в силе (2Кор. 4:20), т. е. в вере, действующей любовью, свидетельствуемой исполнением заповедей Божиих (Гал. 5:5). Посему Слово Божие предостерегает нас, что есть люди, ходящие в одежде овчей, тогда как внутри они суть волки хищные (Мф. 7:15); что сам сатана принимает на себя вид светлого ангела (2Кор. 11:14), а потому нетрудно и служителям его принимать вид служителей правды (2Кор. 11:15).
Такие люди, обыкновенно, сперва стараются посеять в умах своих слушателей подозрение на счет просвещения и святости Пастырей православной Церкви, поселить к ним презрение, потом то насмешками, то хитросплетенными умствованиями отвлекают от правой веры не утвердившихся в ее учении. Из сего видно, извинительно ли отпадение от Церкви тех людей, которые, быв приведены в недоумение на счет истины учения православной Церкви, столь легкомысленны, что даже не обращаются к ее Пастырям с требованием разрешения мнимых недоумений, и в омрачении ума коварными наветами низвергаются в пропасть отступничества от православные, единые исинные веры.
Благополучное царствование православного Государя, благоустройство правительствующих Властей, исполнение отечественных законов, благопокорность подчиненных начальствующим, весьма много содействуют преуспеянию истинной веры, распространению Св. Церкви, споспешествуя вместе с сим каждому сыну ее в подвигах благочестия. Посему Св. Церковь, по примру Св. Апостола, возлагает обязанность на каждого православного Христианина совершать молитвы, моления, прошения, благодарения за Царя и за всех, состоящих во власти (1Тим. 2:1); как то: за областного Начальника, за весь Синклит, за все Правительство, за воинство, особенно же за тех, которые благодетельствуют Св. Церквям и пекутся о распространении веры православной. А как – в лице Пастырей Церкви Промысл посылает нам ближайших руководителей в царствие небесное, которые, заботясь о душах наших, должны будут дать о нас отчет перед судом Божиим (Евр, 13:17): то Церковь предписывает молиться еще за духовные Власти, т. е. за Св. Синод, за Митрополитов, Архиепископов, Епископов, за весь священный чин и причет Церковный, чтобы благодать Божия соделала их безукоризненными делателями, верно преподающими слово истины (2Тим. 2:15). По духу нашей Церкви спасительно воссылать молитвы даже за еретиков, раскольников и неверных, чтобы Бог даровал им благодать прийти в познание истины (1Тим. 2:4), и обратиться от тьмы заблуждений ко свету правые веры. Но у Господа нет и мертвых; ибо все живы перед взором Его (Лук. 20:38): посему Церковь сею же заповедью предписывает приносить молитвы, совершать поминовения и подавать милостыню за всех, уснувших сном смерти в надежде воскресения в жизнь вечную, о прощении им всякого согрешения, причислении их к ликам праведность и упокоении во обителях блаженства.
Иногда, по причине умножения беззаконии и грехов наших, чтобы обратить нас на путь покаяния, Бог карает нас, поражая целые области страшными бедствиями, каковы: моровая язва, кровопролитные брани и мятежи, засухи и продолжительные дожди, пожары и наводнения. В таких бедствиях, по примеру Ниневитян, отвративших угрожавшее им наказание Божие всеобщим покаянием и постом от взрослых до младенцев, предстоятели Церквей – Митрополиты, Архиепископы и Епископы облечены властью назначать в своей Епархии особенные посты и моления; потому что наши Епископы в отношении к нам – тоже, чем быль для Евсеев Св. Тимофей, которому Апостол, поставив его в Ефесе Епископом, заповедал: настой благовременне и безвременне, обличи, запрети (2Тим. 4:2). He внимать призыву к покаянию предстоятелей Церкви, не участвовать в молениях об отвращении гнева небесного, оставаться в такое время нераскаянным, не тоже ли, что быть равнодушным к всеобщему бедствию и вечной своей участи, раздражать правосудие Божие, привлекать на себя гнев Его и вечное осуждение?
Сущность восьмой церковной заповеди состоит в том, чтобы всякое церковное имущество было употребляемо сообразно с своим предназначением, как то: на поддержание и благолепие храмов Божиих, на содержание служителей Церкви и т. д. Заповедь сия, имея, по-видимому, в виду одно внешнее благосостояние Церкви, благотворна для человечества вообще: потому что человеческие общества не только для руководства к вечному блаженству, но и для устроения временного благоденствия ни в чем не имеют такой нужды, как в насаждении, утверждении и распространении Христианского благочестия. Но сие достигается благоустройством Церкви, которое невозможно без вещественных способов и содействия верующих. С сею целью, еще при жизни Апостолов для восполнения нужд Иерусалимской Церкви были собираемы доброхотные пособия в других, от нее произошедших, Церквах (Деян. 11:29, 30). Так в Коринфской и Галатийской Церквях, по установлению ап. Павла, такие пожертвования были собираемы по воскресным дням (1Кор. 16:1, 2). Упоминая о таких подаяниях, апостол Павел говорит, что, если Христиане из язычников сделались участниками в духовных благах Иерусалимских Христиан, то взаимно должны им служить в телесных (Рим. 15:27).
Сколько же спасительно содействие верующих усилиям Церкви в распространении благочестия, очевидно из слов Спасителя, который удостоверяет, что принимающий Пророка во имя Пророка получит награду Пророка, принимающий Праведника во имя Праведника – получит награду Праведника, и кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды, во имя ученика, не лишится награды своей (Мф. 10:41, 42).
Наконец, девятой заповедью Церковь воспрещает совершать в некоторые дни, как, например, в течение четырех постов, браки, – присутствовать на непозволенных играх, следовать языческим обычаям. Ибо, если по словам Соломона: есть время плакати и время смеятися, время рыдати и время ликовати (Еккл. 3, 4); а Премудрый говорит: не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй (Сир. 7:37); то не безрассудно ли предаваться веселью в такие дни, в которые Церковь, с особенной заботливостью, призывает детей своих к покаянию и сетованию о грехах? Если вообще редкие игры справедливо можно почесть отдохновением от трудов, редкие из них содействуют освежению сил и мыслей, утомленных умственным напряжением , или горестью; большей же частью не что иное суть, как напрасная трата драгоценнейшего, ничем невознаградимого, времени, то тем более предосудительны и преступны легкомысленные забавы, увлекающие в растление нравов, что мы, по самой природе своей , и без того всегда склонны ко злу, и живя в мире, лежащего во зле, окружены бесчисленными соблазнами.
И так, призванные в непоколебимое царство Божие (Евр. 12:28), в Церковь Христову, да последуем неуклонно ее руководству. Если, по учению Св. Писания, наш долг беспрекословно, со всем усердием повиноваться всякой власти (Рим. 10:10), законно над нами поставленной: то, имея в виду вечную нашу участь тем искреннее должны мы повиноваться Св. Церкви, чем очевиднее убеждаемся, что все, предписываемое ее установлениями, тесно соединено с нашим благом, временным и вечным. А чем послушнее будем руководству Св. Церкви: тем в ближайшем будем соединении со Христом Спасителем нашим, который, обещав пребывать в Церкви своей до скончания мира (М. 28:20), изрек непреложный закон: аще кто и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17). Аминь.