Азбука веры Православная библиотека архимандрит Амвросий (Погодин) Михаил Пселл (предисловие к сборнику «Богословские сочинения»)

Михаил Пселл (предисловие к сборнику «Богословские сочинения»)

Источник

Издание содержит ряд богословских сочинений византийского философа, историка и богослова Михаила Пселла.

Книга рассчитана на историков философии и богословия, а также на широкий круг читателей, интересующихся данными вопросами.

Предлагая русскому читателю перевод ряда богословских творений византийского философа Михаила Пселла, я считаю уместным вкратце познакомить читателя с биографией этого знаменитого человека. Поскольку нашей непосредственной задачей является изучение богословских взглядов и творений Пселла, то мы лишь немного внимания уделим его жизни и деятельности, принадлежащей мирской истории, но более подробно будем говорить о нем как о богослове. В отделе примечаний мы укажем всю ту литературу, которой мы пользовались и в которой читатель, если пожелает, найдет полное описание и жизни, и политической деятельности, и философских взглядов Михаила Пселла1

Михаил Пселл родился в Константинополе в 1018 году. Он был крещен с наречением имени Константина; при монашеском же постриге получил имя Михаила, с каковым именем он и вошел в историю. Он принадлежал к обедневшей аристократической семье: со стороны отца в его роду были и патриции, и сановники. Мать же его – Феолота – была глубоко благочестивая и образованная женщина, и именно благодаря ей ее высокоталантливый сын получил образование. Впоследствии он ее почтил в высокотрогательном панегирике2. Она явилась первой его учительницей, и уже в 10летнем возрасте Пселл настолько хорошо изучил произведения Гомера, что знал их наизусть и мог комментировать. Отец хотел отдать его в обучение какому-нибудь ремеслу, но мать настояла, чтобы юноше была предоставлена возможность дальнейшего изучения наук, хотя это было материально тяжело для семьи. В те времена культура в Византии была в большом упадке. Высшее учебное заведение в Константинополе было закрыто после смерти царя Константина Порфирогенета. Изредка профессора, не получавшие никакой государственной субсидии, принимали учеников в обучение, но только за очень большую плату. Проучившись некоторое время, Пселл по материальным причинам должен был оставить учение в Константинополе и отправиться на чиновничью должность в провинцию; ему тогда было 16 лет. Но скоро положение изменилось: умерла его сестра, а родители пошли в монастырь. В их уходе в монастырь, как замечает А. Рамбо, не было ничего необычного и удивительного, потому что каждый византиец считал себя уже принадлежащим монастырю, как бы братом, пока находящимся в миру и несущим послушание в миру, и часто достаточно было небольшого повода, чтобы осуществить свое монашество полным постригом в монастыре3. На денежные средства, оставшиеся от родителей, Пселл мог продолжить свое образование у лучших профессоров Константинополя, как, например, Никита Византиец и Иоанн Мавропус. Среди его коллег, так же, как и он, горевших желанием изучить науки, были и будущий император Константин Дука, и Иоанн Ксифилин, будущий Патриарх Константинопольский. Получив юридическое образование, Пселл занялся адвокатурой. Но вскоре он был вызван на службу государству. Его коллега Константин Ликуд (в недалеком будущем занявший кафедру Константинопольского Патриарха), член Сената, имевший доступ к царю, предложил монарху – Михаилу IV Пафлагонцу на должность секретаря дворцового архива Пселла. Так началась долгая и блестящая карьера Михаила Пселла, которая с небольшими перерывами продолжалась в течение 40 лет. Некоторое время он был на должности судьи в Филадельфии. При новом императоре, Михаиле V Галафате, был назначен на должность личного секретаря царя.

При Константине IX Мономахе Пселл достиг исключительно высокого положения и мог многое сделать для культурной жизни Византии. По его настоянию и при поддержке со стороны того же Ликуда, в те времена занимавшего пост премьер-министра, был открыт университет в Константинополе; уже в 1045 голу последовала утвердительная грамота императора Константина, одобрившего открытие университета. Было открыто два факультета: философский, деканом которого был назначен Пселл, и юридический, деканом которого был назначен коллега и друг Пселла Иоанн Ксифилин. Двери университета были открыты всем без различия, но для вступления требовалось прохождение через строгий экзамен. Задачей университета было создание умственной элиты, которая бы предоставляла кадры для государственных и церковных должностей. Профессора получали от государства жалованье, наградные и шелковую форму. Пселл был блестящим лектором и привлекал к себе слушателей не только из Константинополя, но и за его пределами – из Аравии, Персии и латинского Запада. В своей «Хронографии» он вспоминает эти успехи, когда аудитория, затаив дыхание, внимала каждому его слову и его «ценили на вес золота». Пселла даже называли «божеством» и «медоточивым». Особенно ему было дорого внимание и, можно сказать, преклонение перед ним царя и царицы. Бывало, что царь позволял Пселлу сесть на престол, а сам садился у его подножия и, слушая, записывал его слова. Царь пожаловал ему звание, которое на нашем языке соответствовало бы званию «превосходительство», и назначил на должность министра иностранных дел (πρωτοσηκρῆτις). Но лекции Пселла вызывали недоумение и огорчение в среде Церкви. Дело в том, что Пселл, прекрасный знаток и Аристотеля, и Платона, в своих лекциях держался философии Платона и свое преклонение перед ним (он называл его «наибольшим гением, который когда-либо был в человечестве») внушал и своим слушателям. Эта «вспышка» неоплатонизма в Константинопольском университете весьма обеспокоила церковный круг. Церковная наука в Византии в те времена (как и на Западе позднее) прочно покоилась на методах и железной логике Аристотеля, и крупнейшие богословы, как, например, Св. Иоанн Дамаскин и Бл. Патриарх Фотий, держались именно системы Аристотеля; в то время, как платонизм в форме неоплатонизма считался опасным для Церкви как некое воскрешение язычества, но не в грубой форме (которая, конечно, давно отжила), а в тонкой форме некой «философской религии», являющейся противовесом Христианству. В сущности, философия редко не претендует на то, чтобы стать религией, неоплатонизм же именно этим и стал и явил себя в истории4. Пселла заподозрили в уклонении в ересь. Патриаршия комиссия в присутствии царя подвергла испытанию Пселла в отношении его верований. Пселл полностью доказал свою преданность Православию и непорочность своих воззрений. Комиссия оправдала его, а царь принес ему поздравление. В течение 9 лет Пселл сочетал свое служение науке с добросовестным несением государственной должности. В течение этих лет произошли два важных события: поход русских на Константинополь, окончившийся весьма неудачно для русских; и в 1054 г. – Великий Раскол Церквей. О первом событии Пселл подробно сообщает в своей «Хронографии», будучи очевидцем события и находясь при царе5; о втором же событии у него мы не находим ни слова. Это трагическое событие, «которое заканчивает долгую историю и является окончательным эпизодом конфликта, длившегося в течение многих веков», по выражению Ш. Диля6, не привлекло тогда особого внимания Пселла, и только мимоходом он упоминает об этом в своем панегирике патриарху Михаилу Керуларию и хвалит его за его «стойкое противление ереси».

Любовь, признание царем и царицей его заслуг и общее преклонение перед ним вызвали два отрицательных явления: во-первых, в душе Пселла, по выражению одного историка, возникло «опьянение своей фортуной», своими успехами; а во-вторых, у него появилось множество завистников и недоброжелателей, которые устраивали всевозможные интриги против него. Пселл платил желчью: он жестоко и остроумно высмеивал своих недоброжелателей, по-«вольтеровски» язвительного высмеивал их, что вызывало еще большую ненависть к нему с их стороны. Иоанн Ксифилин и некоторые другие его друзья не выдержали дворцовых интриг и приняли монашество, удалившись в монастырь на Олимпийской Горе. Они призывали и Пселла последовать их примеру. Но Пселл любил жизнь и борьбу, и надо признать, что в то время еще духовно не созрел для монашества. Итак, Пселл оставался еще некоторое время при Дворе. Тяжелая болезнь, которую он перенес, заставила его понять непрочность жизни и успехов, и он решил принять монашество. Об уходе в монастырь он рассказывает в своей «Хронографии» как об осуществлении заветной мечты. Царь сначала удерживал Пселла, не желая расстаться с ним, а затем уступил и поздравил его с мудрым решением. Приняв постриг в Константинополе и получив при этом монашеское имя, Михаил Пселл отбыл к своим прежним друзьям, ныне монахам на Олимпийской Горе. Монашество было весьма частым и отрадным явлением в византийской жизни: уходили в монахи цари, царицы, знаменитые и простые люди, мужчины и женщины, ища тихого и спасительного пристанища в монашестве. Как замечает Hussey, «в течение Средних веков монашество оставалось составной частью византийской жизни»7.

Но недолго Михаил Пселл оставался в монастыре. Он не принял монашеский дух, он понимал монашество как некий философский метод медитации, а не как живой и тяжелый подвиг, направленный на спасение души. Коллеги старались направить его на правый путь. Но Пселл томился. Свою душу он раскрывает в одном из своих писем, говоря: «Я человек – душа моя соединена с телом; поэтому радость мне доставляют как мысли, так и ощущения». «Он ценит дружбу и легкое веселье». «По нраву я и Демокрит, и Гераклит, то смеюсь, то печалюсь. Не пощадит нас коса смерти, а если завтра предстоит умереть, мирно наслаждайся нынешним днем»8. Пселл ценит и стакан вина как напиток и как возможность в теплой дружеской компании чокнуться чарками вина9.

Неожиданно Пселл получил приглашение от вдовствующей царицы Феодоры вернуться в Константинополь, чтобы быть наставником ее юного сына. Одновременно ему предлагают стать советником царицы по управлению государством. При царице Феодоре (1054–1056), при Михаиле VI Сгратиоте, при Исааке Комнине, впоследствии также ушедшем в монахи в Студийский монастырь, при Константине Дуке (1059–1067), его прежнем коллеге по обучению в молодости у константинопольских профессоров, при Евдокии и Романе IV Диогене (1067–1071) и даже в начале царствования Михаила VII Дуки, его прежнего ученика, которому он помог взойти на престол, Михаил Пселл был осыпаем царскими милостями и достиг сана премьер-министра. Из-под его пера выходят произведения по всем отраслям искусства и науки. Его универсальный гений охватывает все: и богословие, и философию, и медицину, и естественные науки, и музыку, и математику, и ораторское искусство, и поэзию. Его знания – энциклопедического характера, а мастерство речи делает его самым знаменитым человеком XI века и, возможно, самым выдающимся писателем всей истории Византии. Он, по выражению одного известного ученого, был «самым умным человек своего века». Но – приходится признать, что как государственный деятель он заслуживает и упреков. «То, что Пселл мог сохранить свое влияние при смене правителей, остаться невредимым при революциях и узурпаторствах и при этом всегда выплывать наверх, показывает его беспринципность и угодничество властям, кто бы они ни были», – говорит один автор10. И все же, несмотря на его бесхарактерность и оппортунизм (по выражению одного ученого11), Пселл, этот исключительный знаток византийской литературы, говорит Крумбахер, «является первым человеком своего времени»12. И хотя современники Пселла ставили ему в упрек мелочность, способность на интриги и отсутствие лояльности к своим царским благодетелям, однако те же современники пишут о нем и с большой похвалой, называя «мудрейшим», «всеученнейшим»: «честнейшим» и «превосходнейшим». Анна Комнен так говорит о Пселле: «Этот знаменитый Михаил Пселл был первым философом своего века и достиг совершенства знания не только греков, но даже и халдеев в силу замечательности и проникновенности его гения, а также благодаря помощи ему от Бога, умоленного горячими молитвами, слезами и бдениями его матери перед образом Божией Матери в монастыре Кирах»13. Как говорит Мнср. Жюжи, «слава ученого и художника затмевала для современников его человеческие слабости»14. В нем видели, как говорит Н. Lucas, «универсального литературного гения энциклопедического характера»15. Одни из жизнеписателей Пселла относятся к нему весьма отрицательно (П. В. Безобразов), другие склонны оправдать его: П. П. Иоанну, который видит в Пселле хорошего христианина и человека достойного и считает, что он был оклеветан его современниками и последующими писателями. Сам Пселл в своем «оппортунизме» не видел ничего отрицательного, считая, что человек здравого ума должен уметь приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам и разным правителям. Знаменитый историк, профессор А. Васильев, так отзывается о Пселле: «Пселл не брезгал лестью, давал взятки для своего благополучия. Поэтому нельзя сказать, что он обладал высокими качествами морали, хотя в этом отношении он не отличался от других людей этого тяжелого и бурного времени. Однако он обладал многими качествами, которые его ставили намного выше его современников. Он был очень образованный человек, который много знал, много читал и усердно трудился. Он достиг многого в своей жизни и оставил после себя много трудов. Историки до сих пор не согласны между собой относительно оценки его личности и действий. И все же мало сомнений в том, что он должен был занять место столь же высокое в культурной жизни Византии XI века, как Фотий в IX и Константин Порфирогенет – в X веке»16.

* * *

На основании его слов о себе можно представить его облик: «Я – смугл, небольшого роста и немного заикаюсь»17. Так выглядел тот, кто был необыкновенно великим в своем интеллектуальном творчестве и одним из непревзойденных мастеров художественной речи!

Хотя в силу своего положения он не мог соблюдать монашеские правила, однако продолжал быть монахом в душе и внешне, постоянно нося монашеское одеяние. Несмотря на его душевность, потому что, если он и мог посмеяться над врагом, то умел и глубоко пожалеть его, если тот попадал в беду, и оказать ему помощь и словом, и делом, – в нем было что-то весьма суровое и требовательное и к другим и к себе. В его присутствии, где бы он ни был, ни распущенность, ни распутное слово были немыслимы и не могли иметь места. Он и в жизни, и при Дворе продолжал оставаться строгим наставником, каким был, когда преподавал в Константинопольском университете. Внутренне он был недоволен и собой и образом жизни, которую вел. Он признавал себя грешником и молил Бога принять его в разряд «наемников», т. е., как он объяснял это слово, – в разряд кающихся грешников18, которых Господь помилует на основании их покаянных слез, и просил Бога оказать ему снисхождение и милость19. Он скорбел о невозможности монашеской жизни и тихом монашеском бытии. «Я называю философами, – пишет он, – не тех, кто исследует сущность вещей и ищет основы мира, пренебрегая своим спасением, но – тех, кто презрел мир и живет вместе с теми, которые стали выше его»20. И если раньше Пселл тосковал в монастыре по миру и блеску Византийского двора, то теперь, находясь в миру, в высоких санах и в богатстве и обласканный Двором, он духовно томится по монашеской келии и по тихому жительству для Бога и в молитве. И Бог дал ему это, хотя этот его уход из мира был болезнен для него. Произошло это при следующих обстоятельствах: новый император, Михаил VII Дука (1071–1078), бывший воспитанник Пселла, которому, возможно, был обязан своим восхождением на царский престол, сначала осыпал своего прежнего учителя и благодетеля царскими милостями. Но под влиянием премьер-министра Никифорица (1071–1072) переменил свое отношение к нему: Пселл впал в немилость. У него были отняты все должности, и его имущество было конфисковано, а сам он был сослан в монастырь. Здесь в бедности, в бесславии и одиночестве он окончил свою жизнь как истинный монах. Эти годы скорби и терпения принесли свои плоды: он созрел для вечной жизни21. С воцарением Никифора III Фоки, сбросившего с престола Михаила VII, положение Пселла изменилось к лучшему: новый царь разрешил жить ему где угодно, и мы видим, что по поручению царя он составляет свой главный богословский труд: «Толкование на Книгу Песнь Песней». Несомненно, что царское внимание было началом новых милостей к нему, и, возможно, царь желал привлечь его вновь ко Двору. Но земной путь Михаила Пселла уже подходил к концу22. Уже не земной, а Небесный Царь призывал его к себе. Умер Михаил Пселл в марте 1078 г. в возрасте 60 лет. В одном своем сочинении Пселл писал, что Господь наш Иисус Христос будет судить людей по справедливости, но вместе с тем и человеколюбиво23. Веруем, что Господь оказал милость и душе этого человека. Любовь, которую он стяжал к себе своими трудами, полезными для Церкви и культуры человечества, не является ли известного рода молитвой без слов об упокоении его души? Любовь предполагает желание блага тому, кого любишь; а желание блага не является ли выраженной в словах или даже не выраженной в словах молитвой о любимом?

Михаил Пселл оставил после себя более чем 225 сочинений, и список его сочинений еще не закончен, потому что постоянно открывают его новые писания. Некоторые же из сочинений, которые Аллатий приписывает Пселлу, возможно, не принадлежат его перу.

По выражению Мнср. Жюжи, «Пселл относится к тем ученым византийцам, которые знали все и могли писать обо всем»24.

Ниже мы расскажем о некоторых сочинениях Пселла, из числа тех, которые приводятся у Миня.

Несомненно, и это общепринято, главным сочинением Пселла, с которым он вошел в плеяду писателей мирового уровня, является его «Хронография». Это сочинение было открыто сравнительно недавно и опубликовано греческим ученым Сафой (Σαθα)25. Французский ученый Emile Renauld, считавший Пселла «одним из самых блестящих византийцев, о которых история литературы сохранила память»26, в 1926 г. напечатал вместе с греческим текстом французский перевод сего творения. В 1953 г. появился английский перевод «Хронографии», сделанный Е. R. Sewter'oм. В предисловии к этому английскому переводу известный ученый G. Hussey отзывается о «Хронографии» как о «первоклассной истории»27. Мы слышали, что в Советском Союзе тоже вышел перевод сего творения на русском языке27а. О «Хронографии» имеется несколько небольших работ, из числа которых указываем на сочинение итальянского ученого R. Anastasi28 и на статьи Gadolin'a29 и Linner'a30.

«Хронография» – это не столько история, сколько мемуары наблюдательного и блестящего сановника, проведшего 40 лет при Византийском дворе в служении шести правителям, которые сменяли или же сбрасывали один другого. Мемуары ведутся от первого лица. В отличие от безличных и монотонных записей прежних византийских историков это сочинение полно жизни. Описываемые Пселлом личности предстают не идеализированными фресками, а живыми людьми, со своими страстями, достоинствами и многочисленными недостатками. Пселл часто описывает их с юмором, что напоминает стиль Вольтера (некоторые называют его «византийским Вольтером»31). Один историк говорит, что он «тех, кого превозносит и восхваляет в панегириках, жестоко клеймит в своих мемуарах». Известное подтрунивание над царственными особами, которых он описывает в «Хронографии», и выставление напоказ их немощей является «горьким смехом» Пселла над окружающей жизнью. Но этот «горький смех» вольтеровского или гоголевского характера является, в сущности, «сдержанным мефистофелевским хохотом». Не видеть нигде идеала, подходить ко всему свысока и с уже готовым разочарованием и презрением таит в себе гордость и горечь байроновских или, лучше сказать, демонических типов. Поэтому, как заметил один византолог, «Хронография» полна пессимизма. Христианство же, наоборот, верит в человека; в каждом человеке видит образ Божий, как бы человек ни пал, как бы ни согрешил: покаявшегося разбойника возвещает Святым, покаявшуюся блудницу именует «Целомудренной»; потому что Христианство подходит к человеку с любовью, «которая всему верит и все покрывает». Таким образом, как литературное произведение «Хронография» богата, но как произведение христианина она бедна отсутствием идеализма и веры в человека. «Хронография» не закончена: она обрывается на первых главах, которые Пселл посвятил царствованию Михаила VII Дуки, чтобы уже никогда не быть законченной.

Пселлу принадлежит ряд панегириков, опубликованных Сафой. Интересен панегирик Патриарху Михаилу Керуларию, которого незадолго перед его кончиной Пселл обвинял в беззакониях и в уклонении в ересь («Обвинение против Керулария» существует и в русском32, и во французском переводах33). Самым лучшим из его панегириков является знаменитый панегирик своей матери, Феодоте34.

Пселл написал большое число произведений на всевозможные темы: писал он много о философии Аристотеля и Платона, а также на медицинские темы, о математике, о законоведении, об ораторском искусстве и т. д. Все его так называемые научные труды, конечно, безнадежно устарели, и для науки он ничего нового не сделал. Медицина в те времена была более простой, чем теперь: все лекарства сводились главным образом к вину и елею, а хирургия знала лишь кровопускание и прижигание. Пселл пишет и об астрономии и о явлениях природы; пишет весьма авторитетно, но его мысли не выходят за пределы современных ему знаний, хотя иногда в высказываниях поражает научное чутье, удивительное по тем временам, так, например, Пселл пишет о земле как о «сферическом теле», а звезды называет «огонь и воздух», т. е. – состав их определяет как пылающие газы. Ему принадлежит сочинение, которое он направил Патриарху Михаилу Керуларию, о том, как искусственным образом делать золото: «О золотоделании». Это произведение (кстати, переведенное на французский язык) ничего нового не представляет в сравнении с писаниями других средневековых алхимиков: чтобы произвести искусственным образом золото, необходим некий таинственный камень, находящийся в Индии, но как его найти – неизвестно. Сочинение Пселла «О силах, находящихся в камнях», которое воспроизводится у Миня и было очень популярно, описывает главным образом драгоценные камни и говорит о магической лечебной силе, которой они обладают: одни камни помогают при зубной боли, другие излечивают меланхолию, третьи (как, например, аметист) еще обладают способностью при взирании на них отрезвлять пьяных; один из «камней», называемых «магнит», имеет две разнородности: одна из них притягивает железо, а другая – отталкивает. В таком же духе его высказывания и относительно природных явлений в его сочинении «Всестороннее учение» и в иных писаниях подобного рода, которые воспроизводятся у Миня. Все эти представления давно «сданы в архив», как, возможно, и некоторые наши нынешние научные познания будут казаться наивными через 100 лет. И однако в этих творениях Пселла является драгоценным искания человеческого духа и желание проникнуть в тайну окружающей нас природы и прочесть еще не открывшиеся страницы творчества Божиего. В этих творениях, пусть несовершенных (что и понятно!), сказывается вечный творческий дух и пытливый ум, которым Бог наградил человека.

Философские сочинения Пселла, часть которых воспроизведена у Миня, в сущности, весьма устарели. Вся философия Средних веков держалась либо на Аристотеле, либо на Платоне. И с приходом Новых веков эти два почтенных философа уже принадлежат к далекому прошлому в истории философии35.

У Миня среди богословских сочинений Пселла имеется «Монодия по поводу обвала Святой Софии». Но это произведение (существующее и в немецком переводе), ни в коей мере не является богословским, а скорее рисует скорбные чувства автора по поводу обвала в здании Св. Софии36.

Минь среди богословских трудов Пселла приводит сочинение по демонологии: «О действиях демонов». Это произведение, построенное на Священном Писании, философии Платона и отдельных мнениях Святых Отцов, имеет своей целью познакомить христианина с врагами спасения его души – бесами и с их методами борьбы с человеком. В этом сочинении (имеющемся и во французском переводе) много фантастики. Так, например, Пселл говорит, что бесы, подобно животным, делятся на два пола: мужской и женский; они имеют тело, которое до некоторой степени материально, если испытывает страдания от огня и серы в аду; они холодны по природе, и ради того чтобы быть в тепле, входят в тела людей и животных.

У Пселла имеется и другое сочинение по демонологии, в котором он подробно разбирает методы борьбы бесов с нами и учит, как нам бороться с ними. Это сочинение – «Жизнь Св. Авксентия», изданное П. П. Иоанну в сопровождении французского перевода37. Начинается оно так: «Христос является Началом нашего возвращения к Добру и к Богу от состояния древнего падения. Христос искупил наше естество и неизреченной и божественной икономией возвел нас на небо, в наше древнее Отечество. Он и всем людям представил Себя как образец для борьбы со злом и демонами».

Не так давно A. Garzya опубликованы некоторые небольшие небогословские сочинения Пселла в сопровождении итальянского перевода. Среди них заслуживает внимания только ответ Пселла Иоанну Ксифилину, который порицал его за увлечение Платоном38.

Сочинения Пселла настолько охватывают все области знания, что справедлив совет Я. Н. Любарского изучать наследие Пселла специалистами разных областей: «Их усилия, – говорит он, – не пропадут даром, ибо в византийской литературе было немного фигур такого масштаба, как Михаил Пселл»39.

* * *

Пселл как богослов очень мало изучен. Из его писаний лишь небольшое число принадлежит богословию. Hans Georg Beck справедливо замечает, что «главное содержание литературного труда философа Михаила Пселла зиждется, конечно, не на поприще богословия. Но, даже если общая оценка его творчества должна исходить не отсюда, все же достаточная доля приходится и на историю богословской литературы»40. Он же, говоря о писаниях Пселла, замечает: «Его богословские писания – разнообразны и не лишены интереса»41. Писатель XVII века L. Е. Du-Pin – невысокого мнения о трудах Пселла и говорит, что все его труды, а особенно богословские, ни в каком отношении не являются выдающимися42. Следует заметить, что этот писатель вообще невысокого мнения о всех греческих богословах-писателях и только о немногих он дает добрый отзыв. Аллатий же, напротив, изучив писания Пселла, восторженно отнесся к его трудам, в том числе к богословским, и поражается творческой плодовитостью Пселла и разнообразием писаний, принадлежащих его перу43. Мнср. A. Ehrhard, известный богослов, говорит так: «Великий писатель и философ XI века, Михаил Пселл, оставил также и на богословском поприще настоящие шедевры»44. Мне представляется, что именно своими богословскими творениями Пселл увековечил свое имя. Его остальные труды принадлежат прошлому, а богословские приобщены и приобщают к вечному и неизменному.

Трудность изучения богословских воззрений Пселла заключается в том, что большинство его богословских писаний до сих пор не издано. «Как можно говорить о его учении, – вопрошает Мнср. Жюжи в своей статье о Пселле, – когда такое множество его богословских трудов не издано?»45 «О Пселле много говорили до сих пор как о философе и литераторе, – замечает тот же автор, – и почти ничего не писали о нем как о богослове и толкователе Писания и Отцов, авторе омилий и священных панегириков. Эта часть его литературного наследия в особенности оставлена без внимания, и в этом отношении больше всего его сочинений остаются неизданными»46. Ввиду этого неудивительно, что одно специальное сочинение и две статьи, посвященные богословским взглядам Пселла, представляются скудными и ничего не дающими47. Прекрасное же сочинение П.П. Иоанну «Christliche Metaphysik in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellus und Johannes Italos» (1956), собственно говоря, посвящено вопросу философии, хотя в нем и обсуждаются попытки Пселла и Итала сочетать учение Платона с христианской мыслью и реакция на это со стороны Церкви в XI веке. Этот же вопрос является предметом изучения и другого соотечественника Иоанну – Зервоса (Ch. Zervos. Un philosophe Neoplatonicien du XIе siecle. Michel Psellos. 1973).

Статья Мнср. Жюжи в «Dictionnaire de Theologie Catholique»48 действительно дает нам сведения о том, какие богословские труды Пселла известны ее автору, в каких рукописях они находятся, а если опубликованы, то где возможно их найти. Оценка же богословского творчества Пселла у него так же ограниченна, как и у всех приведенных нами авторов.

Мы, со своей стороны, постараемся дать общий обзор богословских воззрений Пселла на основании материала, почерпнутого главным образом из сочинений, переведенных нами, которые читатель найдет в этой книге. Мы дадим общую схему, не отягощая ее цитатами.

Прежде всего Пселл – философ, и это чувствуется и в его богословских творениях, которые имеются в нашем распоряжении. Но как философ он не отделяет философию от богословия, а считает ее – схоластически – как находящуюся в служении богословию, которое он именует «первой философией» и говорит, что все знания и всякий источник знания сосредоточены в премудрости Божией. Поэтому Истина заключается в откровении Божием людям: в Священном Писании. Пселл отнюдь не был ни полуязычником, ни скептиком, ни «византийским Вольтером» – как некоторые хотели его видеть, – а был истинным христианином по доброму убеждению своего сердца. Он хорошо изучил Священное Писание (как он говорит об этом в своей «Хронографии») и, как видно на основании его трудов, прекрасно знал Святых Отцов Греческой Церкви (и хотя он изучил латинский язык настолько хорошо, что мог говорить по-латыни, – как он свидетельствует об этом в той же своей «Хронографии», – однако мы не видим в его сочинениях ни одной ссылки на великих Западных Отцов, хотя, возможно, это происходило от известного снобизма византийцев в отношении западных Церквей). Иногда Пселл в своих сочинениях приводит наравне со свидетельствами Священного Писания по тем или иным вопросам также и мнения древних философов и говорит, что необходимо держаться того, что нам открыло Священное Писание. И вообще, Пселл подчеркивает, что в философии есть нечто, что следует отвергнуть, принять же только то, что согласуется с христианским учением. Пселл говорил, что ценность древних философов – в том, что они подготовили путь в мире для Христианства, и в этом отношении Платон – которого Пселл считал абсолютным гением и выше ставил, чем Аристотеля, – ближе всего к Христианству. Когда же его бывший друг, Иоанн Ксифилин, написал ему резкое письмо, обвиняя в том, что ему «Платон заменил Христа», то Пселл поспешил отвергнуть такое обвинение и ответил, что для него Христос – все и никто и никогда не может ему заменить Его. Как мы увидели, Церковь была весьма обеспокоена вспышкой преклонения перед Платоном, которую вызвал Пселл своими лекциями. И следует сказать, что Церковь имела основания для сего. Философия Платона была скорее вредна для Церкви, чем полезна. Ориген, а за ним и Св. Григорий Нисский, впитав в себя идеи Платона, в некоторых вопросах впали в опасные фантазии, чуждые учению Церкви. Затем рождение неоплатонизма принесло большой вред Церкви. Плотин, Порфирий, Прокл и другие, в сущности, воскрешали язычество, но не в его грубой форме, которая, конечно, давно отжила уже ко временам Юлиана Отступника, – но в его тонкой форме «философской религии». Неоплатонизм явился суррогатом религии, антихристианским ренессансом язычества. И хотя, конечно, Платон в этом не виноват, но с его именем оказались связанными тяжкие для Церкви явления. Преп. Феодор Студит (IX век) в одном своем трипеснце говорит так: «Петр ветийствует, и Платон умолча: учит Павел, Пифагор постыдеся: таже Апостольский богословящий собор еллинское мертвое вещание погребает и совосставляет мир к служению Христову»49. И в акафисте Божией Матери можно прочесть: «Радуйся плетения Афинейская растерзающая»; т. е. силки афинских философов. И хотя Аристотель также был афинским философом, однако Церковь с готовностью приняла его методы, потому что Аристотель дал методы логических построений и научных принципов. По словам одного писателя: «Сократ (лучше же сказать: Платон) основал философию, а Аристотель основал науки»50. Неоплатонизм же был скорее религией, чем философией, и в этом была его опасность. Иоанн Итал, такой же горячий приверженец Платона, как и Пселл, настолько отошел от здравого христианского мышления, что был осужден Церковью. Последним неоплатоником в Византии был Гемист Плифон, который, по скорбному заключению Св. Георгия Схолария, был язычником. Он учил (см. его сочинение «Законы») о том, что наступит новая эра для человечества, когда общая для всех «философская религия» сменит Христианство; этого радикального неоплатоника Флоренция с гордостью почтила как «основателя гуманизма»51. Итак, мы видим, не без основания Церковь боялась неоплатоников. Как мы выше говорили, Пселл был вызван на заседание патриаршей комиссии, дабы его верования и воззрения были подвергнуты испытанию. На заседании присутствовал и царь Константин IX Мономах. Пселл блестяще доказал свою преданность Православной Вере и здравое понимание православных догматов, и комиссия нашла, что нет никаких оснований подозревать его в уклонении в ересь. Царь принес Пселлу поздравление. Нет никакого сомнения в том, что Пселл был истинно православным мыслителем и при этом ученым философом-богословом, и в этом он ни в малейшей мере не был двуличен.

У Пселла ясное и определенное учение о Боге. Бог не есть Первое Звено в мировом порядке, как это понимал Аристотель; Бог не есть Высшая Идея, как учил Платон; Бог не есть природа, как учили пантеисты. Бог есть «Иная Природа»», непостижимая, вечная и ни с чем не сравнимая, как и все действия Его и сила. Бог – Святая Троица в Единице, и Единица в Троице. У Бога – единое Божественное существо, воля и действие, и – Три Ипостаси, или Лица: Отец, Сын и Святой Дух. В отношении Своего бытия Лица Святой Троицы – отличны Друг от Друга, и это является Их характерными ипостасными свойствами. Бог Отец имеет Свое бытие в силу Самого Себя: никто не явился Его «Началом» или «Виновником» Его бытия: поэтому Он – «Безначальный» и «Безвиновный». Бог же Сын имеет Свое бытие от Бога Отца, путем рождения: Бог Сын – Сын Единородный и Слово Отчее. Бог Дух Святой также имеет Свое бытие от Бога Отца, как и Сын, но не путем рождения – как Сын, – а путем исхождения; в чем же разница между этими двумя понятиями – для нас неведомо. Дух Святой исходит только от Отеческой Ипостаси, и это учение, как говорит Пселл, представляет собою «Фундамент Веры». Дух Святой подается твари чрез Сына. В этом – единство воли и действия Святой Троицы. В отношении же времени Все Три Лица – «безначальны».

Пселл разъясняет разницу между понятиями «существо» («естество», «природа») и «лицо» («ипостась»): потому что понимание этих терминов является существеннейшим в догматическом богословии. Учит он также понимать значение термина «воипостасности». В этом отношении он, конечно, не может быть оригинален, а следует линии: Св. Василий Великий – Св. Максим Исповедник – Св. Иоанн Дамаскин.

Затем Пселл четко учит о соединении двух природ в Богочеловеке: Божественной и человеческой, и объясняет «определение» Четвертого Вселенского собора: две природы в Богочеловеке, две воли, два Действия.

В отношении же между Богом и миром Пселл говорит о Боге не только как о Творце, но и как о Промыслителе, Который управляет миром. Пселл часто говорит о Промысле Божием, который, однако, не идет вопреки законам, которые Бог вложил в природу. Некоторые философы учили, что мир не имеет начала и не имеет конца; другие же философы учили, что мир имел начало, но не будет иметь конца; Пселл считает, что, согласно Священному Писанию – которому только и следует верить, – мир имел свое начало и будет иметь свой конец; при этом Пселл имеет в виду, конечно, не духовный, а материальный мир. Затем Пселл говорит, что некоторые философы считали, что в космосе имеются и иные планеты, кроме Земли, на которых обитают разумные человеческие существа. Но он отрицает такую возможность – правда, на очень бедном богословском основании, – полагая, что это не может быть так, потому что Божие внимание и Божия деятельность ограничены как направленные только на один предмет и не могут распространяться на многие, т. е. Божий Промысл сосредоточен только на Земле и на людях. Думаю, что Джордано Бруно, учивший, что во Вселенной существует много планет, на которых живут разумные существа, вряд ли согласился бы с аргументом Пселла, ограничивающим Божию деятельность только Землей и ее обитателями. Пселл отвергает и осуждает мнение Оригена о восстановлении всего, включая и самих бесов, и считает это мнение «вздором» и «чуждым учению Церкви». Он отвергает и порицает еретиков, которые превратно учили и были осуждены Святыми Вселенскими соборами. Он особенно порицает Нестория; но не питает симпатии и к Бл. Феодориту. Он хорошо знает Святых Отцов Церкви: ему принадлежат комментарии на творения Св. Григория Богослова и Св. Василия Великого. Из комментариев на книгу Песнь Песней, принадлежащих перу Св. Григория Нисского, Св. Нила и Св. Максима Исповедника, он создает комментарий, представляющий их общие мысли. Он глубоко ценит и дар красноречия Святых Отцов и ставит их в этом отношении выше знаменитых эллинских ораторов; из всех Отцев Церкви, представляется, ему ближе всего Св. Иоанн Златоуст.

Пселл категорически отрицает «предопределение» и говорит, что Божие предведение всего, предведение совершенное, определенное и божественное, отнюдь не является предопределением, которое связывает волю человека и диктует события и нарушает законы природы. Предведение не есть предопределение, и поэтому моральная ответственность человека за свои поступки полностью сохраняется как действие его свободной воли.

Следуя древним философам, он учит о душе, об уме, о силах души и тричастности ее способностей (разум, воля и желание), даже и о добродетелях и энергиях души – в духе древних философов. Но преэкзистенцию души, о которой учил Платон, Пселл отрицает и держится мнения Св. Григория Богослова, что душа рождается вместе с телом. На вопрос: может ли человек стать Ангелом, – Пселл лает отрицательный ответ, говоря, что люди должны вести праведный образ жизни и подражать Ангелам, но стать Ангелом или Архангелом для человека невозможно, потому что их природа различна. Спасение возможно только при благодати. Благодать же дана людям Господом нашим Иисусом Христом, воплотившимся от Духа Святого во чреве Пречистой и Преблагословенной Девы Богородицы. Началом спасения для человека является Таинство Крещения, и только в Церкви и посредством Церкви осуществляется спасение людей. Церковь – Невеста Христова и наставница своих духовных чад. В ней Христос почивает; в ней спасает и руководит души; и вне Церкви спасение невозможно.

Таким образом, можно видеть, что богословие Михаила Пселла безупречно православное. В нем нет исканий: у него все законченно и совершенно.

Думается, что более полного суждения о богословии Пселла, чем то, которое мы представили, в настоящее время и невозможно дать.

Перечислим богословские творения Пселла.

Значительное число омилий, толкующих Св. Писание и Св. Отцов.

За исключением отдельных цитат из комментария Пселла на творения Св. Григория Богослова (Париж, рук. 1182) – не изданы.

Краткие омилии, из числа которых наиболее значительная посвящена размышлению о Воплощении Господнем – и была послана василевсом турецкому султану, – не изданы.

Пространная омилия на Усекновение Главы Св. Иоанна Крестителя (Париж, рук. 1177, фол. 250–264) – не издана.

Слова на Перенесение мощей Св. Первомученика Стефана, о чудесах Архистратига Михаила, на Пасху, на праздник Св. Агафии, о Св. Григории Чудотворце, – не изданы.

Издано в сопровождении латинского перевода:

Толкование на Песнь Песней, «О всестороннем Учении», «Стихи о Догмате», «Об определении смерти», слово на Благовещение.

Издано в русском переводе:

Краткое слово «О чуде во Влахернах». Пер. П. В. Безобразова в «Журнале Министерства народного просвещения», т. 262 (1889 г.).

Обвинительные речи против Патриарха Михаила Керулария / Пер. П. В. Безобразова // Там же. Имеется и более полный перевод этого сочинения на французском языке, сделанный Л. Брейе.

Похвальное слово Симеону Метафрасту, переведенное Архиепископом Арсением Иващенко // Воронежские епархиальные ведомости за 1872 г.

В нашем переводе читатель найдет нижеследующие писания Пселла:

Толкование Книги Песнь Песней;

Всестороннее Учение (только богословские главы);

Стихи о Догмате;

Ответ на вопрос относительно определения смерти;

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы;

Этих сочинений нет в переводах, за исключением латинского.

Также – относительно содержания некоторых других небольших сочинений Пселла: «О характерных чертах Григория Богослова, Василия Великого, Златоуста и Григория Нисского», «Стихотворение в честь Трех Иерархов», Служба Симеону Метафрасту.

В виде дополнения читатель найдет в нашем переводе Толкование Книги Песнь Песней царя Матфея Кантакузена. Это сочинение имеется только в латинском (весьма несовершенном) переводе.

* * *

В заключение можем упомянуть, что Михаил Пселл играл и некоторую роль в жизни Церкви. Именно в 1054 г., когда Патриарх Михаил Керуларий, разгневанный дерзким поступком кардинала Губерта и бывших с ним легатов Римского Престола, возложивших на престол храма Св. Софии оную судьбоносную рукопись, которая произвела Великий Раскол Церквей, не пожелал иметь дальнейшего с ними дела, то царь Константин Мономах послал Михаила Пселла успокоить Патриарха и склонить его к переговорам с легатами Римского Престола. В панегирике Патриарху Михаилу Керуларию Пселл хвалит его стойкость и противоборство латинянам. В 1071 г. на положении министра при царе Михаиле VII Дуке Пселл посоветовал царю отвергнуть предложение Папы Александра II о переговорах с Римом52. Но когда в следующем году царь обратился к новому Папе, Григорию VII, с тем же предложением, то Папа потребовал от Византии полного подчинения Римскому Престолу с принятием всех римских учений, на что царь не согласился53.

* * *

1

При составлении очерка о жизни и творчестве Михаила Пселла автор пользовался следующими источниками и пособиями.

а) РусскиеˆАрсений, Архиепископ (Иващенко): перевод на русский язык «Похвального слова Св. Симеону Метафрасту» // Воронежские епархиальные ведомости. 1872 г.

Безобразов П. В. 1) Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. СПб., 1890; 2) О чуде во Влахернах // Журнал Министерства народного просвещения. Т. 262 (1889 г.) 3) Обвинения против Патриарха Михаила Керулария // Там же.

Бобыкин В. В. Краткая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. 1898. Т. 25. С. 667–668. Жизнеописания и главные труды.

Вальпенберг В. Философские взгляды Михаила Пселла // Византийский временник. 1945.

Васильев А. Описание личности Пселла и обшее изложение политической жизни Византии в XI веке // A History of the Byzantine Empire. 1952. P. 366–368.

Галяшкин Я. Статья о византийской литературе в Энциклопедическом словаре Граната. Т. 10. С. 86–87. Автор говорит: «Другим крупным философом (после Св. Иоанна Дамаскина) является «ύπατος τῶν φιλοσόφων» Михаил Пселл, по обширности своих познаний, остроте наблюдения и стилю центральная фигура в литературе XI века».

Иващенко – см. Арсений, Архиепископ.

Каждан А. П. Статья в Большой Советской Энциклопедии. 1974. Т. 16. С. 344. Автор с похвалой отзывается о трудах Пселла и о нем самом, этим, в сущности, следуя сложившемуся мировому мнению. Интересно заметить «реабилитацию» Пселла в Большой Советской Энциклопедии. В издании 1940 г. (т. 47) Пселл представлен как абсолютно отрицательная личность, содействовавшая угнетению византийских народных масс своим служением их угнетателям. БСЭ издания 1955 г. (т. 35. С. 229) уже не повторяет прежних обвинений и скорее дает благосклонный отзыв о Пселле. Последнее же издание, 1974 г., как мы видим, дает объективное и положительное начертание жизни и трудов Пселла.

Литаврин Г. Г. 1) О причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г. // Византийский временник. 1967. 2) Еще раз о походе русских на Византию в июле 1043 г. // Византийский временник. 1969. 3) Статья // История Византии: В 3 т. 1967. Т. II, глава X. С. 262–276. Русский поход на Константинополь в 1043 г. описывается у Пселла в его «Хронографии», в разделе, посвященном царствованию Константина IX Мономаха. Он считает это «восстанием», а не войной; все 800 русских пленных были ослеплены. А внук Константина Мономаха был знаменитый русский князь – Владимир Мономах.

Любарский Я. Н. Михаил Пселл: личность и мировоззрение // Византийский временник. 1969. Статья обстоятельная и указывает на некоторую литературу о Пселле (указан ряд научных статей в немецких журналах, недоступных нам). К сожалению, статью эту искажает некоторый уклон в желании представить Пселла вольнодумцем, что совершенно неверно; потому что Пселл был абсолютно верующим и верным Православию.

Острогорский Г. Историjа Византиjе. Део 5. С. 320–327. Общая история эпохи с упоминанием о Пселле.

Скабалонович Н. Византийское государство и Церковь в XI веке. 1884. С. Ш-Х и главы 1 и 2. Автор с большой похвалой отзывается о Пселле как о литературном деятеле. Рисуя же историю эпохи, он постоянно упоминает об «интригах» Пселла в политической жизни страны.

Успенский Ф. Н. История Византийской империи. Т. II. М., 1948. Общее и обширное изложение исторической обстановки в Византии в XI в. с упоминанием о Пселле.

б) ИностранныеˆAllatii Leonis 1) De Psellis et eorum scriptis Diatriba. P. G. T. 122. Col. 477–536. Большое рассуждение о Пселле, в котором приводятся все известные ученому греку, бывшему во главе Ватиканской библиотеки, труды Пселла. Аллатий полон преклонения перед всесторонним талантом Пселла. В числе перечисляемых сочинений, приписываемых ему, возможно, не все действительно принадлежат Пселлу.

2) De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione. Lib. II. Paris, 1643. Cap. IX. P. 625. Хотя автор пишет о Великом Расколе Церквей, в котором Пселл отнюдь не являл себя сторонником латинян, Аллатий положительно отзывается о Пселле.

Anastasi R. Studi sulla Chronographia di Michele Psello. Roma, 1969.

Anastasievich – см. Narodna Enciklopedija Srpsko-hrvatska-slovenačka.

Beck Hans-Georg. 1) Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich. 1959. Bd II. S. 538–542. Говоря о том, что хотя главные труды Пселла принадлежат не богословию, однако и его писания, посвященные богословским темам, с полным правом заслуживают почетное место в истории богословской литературы. 2) см.: Die Religion in Geschichte und Gegenwart.

Biographie Universelle ancienne et modeme T. 34. P. 445–447. Пселл называется «самым знаменитым и самым плодовитым греческим писателем в XI веке». Относительно его опалы написано неправильно.

Blanc F. – см. Dictionnaire de Philosophie.

Brėhier Louis. Un Discours inedit de Psellos. Paris, 1904. (Обвинение Патр. Михаила Керулария.)

Brockhaus Enzyklopădie. 1971. Т. 12. P. 512. Краткая заметка.

Chamber's Encyclopaedia. 1973. Vol. XI. P. 281. Статья G. Hussey. Автор говорит, что Пселл был убежденным христианином и дал наставление для грядущих византийских поколений, когда учил, что правильное употребление нехристианских авторов никоим образом не предосудительно для сохранения православного образа мысли.

Catholic Encyclopedia (the). 1911. Vol. XII. P. 545. Статья Adrian"a Fortesque, содержащая краткое жизнеописание Пселла.

Diehl Ch. 1) Figures Byzantines. 1905. Т. I. Автор прекрасно пишет о матери Пселла, в Une famille de bourgeoisie à Byzance au XIе siecle; 2) Etudes Byzantines. Paris, 1905. P. 182 (относительно Великого Раскола Церквей); 3) см.: Encyclopaedia of the Social Sciences; 4) см.: La Grande Encyclopadie.

Dennis G. T. – см. Encyclopedic Dictionary of Religion.

Diener. Imperial Byzantium. 1938. P. 162. Пишет с большой похвалой о матери Пселла. Пселла называет «византийским Вольтером».

Dictionario de Filosofia. Buenos Aires. T. 2. P. 501. Автор пишет, что Пселл пытался создать своего рода «философское богословие».

Dictionnaire de Philosophie. Paris, 1909. P. 1000. Статья E. Blanc. Автор пишет, что Пселл убедил царя Константина Мономаха открыть университет. Платон, по его словам, был «предтечей Христианства, и самый большой гений, какого мир когда-либо знал». Против него восстал аристотелевец Ксифиллин.

Dictionary of Philosophy and Religion. Eastern and Western Thought. 1980. P. 465–470. Статья W. Reese. Автор говорит, что Пселл был неоплатоником и утверждает, что эллинизм приготовил путь для Христианства в мире.

Dictionnaire de Sciences Ecclesiastiques par l’Abbé G. B. Guaire. Paris, 1868. P. 1879. Краткая заметка о Пселле. Годы рождения и смерти указаны неправильно. Упоминается Толкование Песни Песней и сочинение Пселла «О Св. Троице и о Воплощении Сына Божиего» (Аугсбург, 1608).

Dictionnaire de Sciences Philosophiques. A. Frank. Paris, 1875. P. 1418–1421. Статья E. Egger’а. Автор подробно рассказывает о разрыве между Пселлом и его монашествующими друзьями, ставившими ему в упрек его нежелание совершить монашеский подвиг и его увлечение Платоном. На его уход из монастыря ими были сочинена сатира, на которую он ответил с не меньшим сарказмом, называя своих прежних друзей «животными, способными только на то, чтобы пить вино» (кстати, эти «произведения» могут быть найдены у Сафа, op. cit., t. 5). Когда Иоанн Ксифилин стал Патриархом Константинополя, он опять обвинил Пселла в приверженности Платону, говоря, что «тот, кто держится Платона, не может быть христианином», на что Пселл ответил, что он такой же христианин, как и сам Патриарх. Патриарх и Пселл разошлись друг с другом окончательно, и однако ему было поручено произнести панегирик скончавшемуся Патриарху, в котором он превозносит добродетели покойного. Автор ничего не говорит о богословских трудах Пселла, вероятно, еще и по той причине, что в его время ничего из оных не было издано.

Dictionnaire de Theologie Catholique. Т. 13/I. P. 1149–1158. Статья Мнср. Мартина Жюжи (Jugie). Это одна из самых лучших статей о Пселле: в ней автор приводит все сведения о богословских трудах Пселла и кратко сообщает о богословских воззрениях его. Говоря о толковании Песни Песней Пселла, Мнср. Жюжи замечает, что это – «произведение довольно странное там, где слова Песни Песней применены в отношении Церкви». Его же: см. Patrologia Orientalis.

Du-Pin Louis Ellies. Histoire des Converses et des matieres écclesiastiques traitées dans l’onzieme siecle. Paris, 1699. P. 388–389. Автор пишет о Пселле как о «константинопольском сенаторе», сочинения которого, а особенно богословские, не имеют никакой положительной ценности (следует признать, что он не мог их знать).

Durant Will. The Story of Civilization. The Age of Faith. 1950. P. 438–439. Автор называет Пселла «православным остроумным Вольтером,» который блестяще умел писать о всех предметах. Его письма, говорит автор, такие же очаровательные и откровенные, как и письма Цицерона, его речи, стихи и сатиры были темой дня.

Еggеr Е.– см. Dictionnaire de Sciences Philosophiques.

Ehrhard A. (Мнср.) – см. Kirchenlexikon, Weber und Westes (1897).

Enciclopedia Brasileira Mérito. 1967. Vol. 16. P. 247. Автор заметки о Пселле говорит, что он восстановил философию Платона и был предшественником гуманизма. Писал о музыке, математике и т. д.

Encyclopaedia Britannica. 1973. Vol. 18. P. 706–707. G. Hussey, автор статьи о Пселле, говорит, что его осуждали как временщика и недостойного политикана, но выделяли как выдающегося историка и наблюдательного философа с энциклопедическими знаниями, которые принесли ему славу при жизни.

Encyclopaedia Britannica. 1979. Vol. 8. P. 265. Автор, говоря о Пселле, приводит как факт, что он противился миру вместе с Папой Римским. «Он сделал многое для византийской культуры, включая реформу Константинопольского университета, с акцентом на греческих классиков, которых – особенно же Платона – считал предшественниками христианского откровения». До него в образовании и в Церкви господствовало учение Аристотеля, и он заменил его платоническим идеализмом.

Enciclopedia Cattolica. 1953. Т. 10. С. 240. Статья Bruno Nardi, представляющая собой краткую заметку с жизнеописанием Михаила Пселла.

Encyclopedic Dictionary of Religion. Vol. O-Z. 1978. P. 2920. Статья G. T. Dermisа. Краткая заметка, сообщающая о том, что Пселл был первым профессором восстановленного Константинопольского университета, секретарем василевса и министром иностранных дел при Константине Мономахе.

Enciclopedia Europea Garzanti. 1979. Vol. IX. P. 329. Автор особенно останавливается на последних годах жизни Пселла, говоря, что он впал в немилость при императоре Михаиле VII Дуке, был отстранен от всех государственных должностей. Рассуждая о нем только как о философе, автор, однако, говорит, что Пселл учил, что в Божественной мудрости собрана сущность всех наук.

Enciclopedia Filosofica. 1907. Firenze. Vol. V. P. 366–367. Краткая заметка о жизни Пселла без малейшего упоминания о его богословских трудах. Автор рассказывает, что Пселл пользовался расположением Константина IX Мономаха, царицы Феодоры и Константна X Дуки; помог взойти на престол Михаилу VII Дуке, который оказался неблагодарным: впоследствии отстранил его от всех должностей, что привело его к бедности и смерти в одиночестве; и он, который имел ряд почетных титулов – «князь философов», «первый министр», «великий канцлер», «советник царя»,– умер в бесславии и забвении. Его «Хронография» охватывает период от 976 до 1077 года.

Enciclopedia ltaliana. 1935. Т. 28. Р. 441–442. Статья Silvio Mercati. Автор говорит, что «если как частное лицо и как политический деятель Пселл должен быть строго судим за свое безграничное честолюбие и за двуличность своего характера, однако он заслуживает особого признания за свои заслуги в отношении культуры».

Enciklopedija Leksikografskog Zavoda. Zagreb, 1968. Т. 4. P. 577578. Автор заметки говорит, что Пселл был наиболее значительной личностью в культурной жизни Византии в XI веке. Платона он ставил выше Аристотеля, считая его ближе к Христианству.

Encyclopedia of Philosophy. 1967. Vol. I. P. 438. Автор заметки говорит, что Пселл – самый знаменитый философ XI века. От неоплатоников он наследовал интерес к демонологии и магии. Защищаясь от обвинений в связи с этими своими интересами, он утверждал, что эти познания ему необходимы для борьбы с языческими сектами. Его сочинение «Всестороннее Учение» напоминает крупное сочинение Св. Иоанна Дамаскина: «Источник знания». Св. Иоанн Дамаскин и Бл. Патриарх Фотий в своих научных методах были аристотелевцами.

Encyclopaedia of the Social Sciences. 1947. Vol. VI. P. 577–578. Краткая заметка, принадлежащая перу Ch. Diehl'я. Автор говорит, что «Хронография» Пселла является одним из наиболее замечательных трудов, посвященных истории Византии. Пселл слишком любил Двор и мир, но отнюдь не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля.

Fabricius Bibliotheca Graeca. Т. II. P. 646 sq. Этот старинный писатель приписывает Пселлу некоторые сочинения, которые в действительности, не принадлежат ему; ряд же значительных трудов Пселла не упоминает.

Fontesque Adrian – см. The Catholic Encyclopedia.

Gadolin A. A theory of history and society with special reference to the «Chronographia» of Michael Psellus. 1969.

Garzya Antonio опубликовал текст и итальянский перевод следующих кратких сочинений Пселла: 1) Un encomio del vino, inedito di Michele Psello // Byzantion. 1965. T. 35. P. 418–428; 2) Obterectores: Versi e un opuscolo inediti di Michele Psello. Napoli, 1966; 3) Epistola a Giovanni Xifilino. 1973.

Glaire G. B.– см. Dictionnaire de Sciences Ecclésiastiques.

Grande Encyclopedie(ia). T. 27. P. 888–889. Статья Ch. Diehl'я. Автор подробно говорит о характере Пселла и хорошо отзывается о его матери и ее добром влиянии на сына. «Надо различать в Пселле,– говорит он,– политического деятеля и литератора. Живший в наиболее плачевную эпоху в истории Византии, замешанный в интриги при Дворе, он явил все дурные стороны византийца: угодничество и отсутствие принципов, недостаток твердости и лояльности, вкус к интригам и при этом крайнюю суетность, вызванные опьянением щедростью фортуны. Как человек политики Пселл часто не заслуживает уважения, и характер его куда ниже духа. Но именно дух его должен быть принят во внимание в первую очередь. Он был самый большой ученый, самый выдающийся писатель XI века, наиболее замечательный человек своего времени. Он писал на все темы; писал о политике и астрономии, медицине и музыке, богословии и демонологии, естественных науках и юриспруденции, грамматике и истории».

Grand Dictionnaire Universel – P. Larousse. T. 13. P. 361. О Пселле говорится как об ученом и писателе первого ранга, восстановившем философию Платона. Ему приписывается 225 работ. Его работы в области алхимии не дают ничего нового, чего не было бы сказано.

Graffin-Nau – см. Patrologia Orientalis.

Haussig Н. W. A History of Byzantine Civilization. 1971. Автор поминает сочинения Пселла о Платоне, о камнях и об алхимии.

Hunter Н. D.– см. The New Catholic Encyclopedia.

Hussey G. M. 1) The Byzantine World. 1957; 2) Church and Learning in the Byzantine Empire. AD. P. 867–1185. 3) см.: Chamber’s Encyclopedia. 4) см.: Encyclopaedia Britannica, edit. 1973. 5) Введение к английскому переводу «Хронографии» Пселла, сделанному Е. R. Sewter’oм. Hussey называет это сочинение Пселла «первоклассной историей» и разъясняет большое значение этого труда.

Ioannou Р. Р. 1) Christliche Metaphysik in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellus und Johannes Italos. 1956; 2) Статья о последних годах жизни Пселла: Psellos et le Monastere та Napaou. Автор относится весьма положительно к Пселлу не только как к писателю, но и как к человеку. Он считает, что тот был добрым христианином и вся дурная слава о нем создана из-за клеветы его врагов. 3) Замечательный труд Пселла «Жизнь Св. Авксентия», П. П. Иоанну передает в греческом оригинале в сопровождении французского перевода. Житие это более обширное, чем мы его находим у Св. Симеона Метафраста, и использованы более древние источники: Demonologie populaire et demonologie critique au XIе siecle. La vie inedite de S. Auxence (38 глав). Wiesbaden, 1971; 4) Aus den unedierten Schriften des Psellos. 5) см.: Lexikon fur Theologie und Kirche.

Jenkins R. Byzantium: the Imperial Centuries. 1966. P. 341–343. Автор осуждает Пселла за отсутствие лояльности к прежним друзьям и царским благодетелям и оппортунизм в политических воззрениях, но говорит, что он был просто «византиец своего времени».

Gugie Martin, Mnsr. 1) см.: Dictionnaire de Théologie Catholique; 2) см.: Graffin-Nau. Patrologia Orientalis.

Karahalios George. The Philosophical Trilogy of Michael Psellos: God – Cosmos – Man.

Κουτσογιαννόπουλος Δημ. ΄Η θεολογικἠ Σκέψις τοῡ Μιχ. Ψελλοῡ. ΄Επετηριδος τῆς ΄Εταιρέας Βυζαντινῶν Σπουδῶν. 1965. T. 34.

Кратка Българска Енииклопедия. София, 1967. Т. 4. С. 284. Автор заметки ценит сообщение Пселла в его «Хронографии» о восстании болгар против их византийских угнетателей.

Krug. Allgemeines Handwörterbuch der philosophischen Wissenschaften. 1883. Bd II. S. 880. Автор говорит о двух Пселлах: первый был толкователем Аристотеля, другой был – знаменитый историк Пселл. (На самом деле Михаил Пселл, несмотря на то что ему был ближе Платон, был прекрасным знатоком писаний Аристотеля и истолкователем их.)

Krumbacher К. Geschichte der Byzantinischen Litteratur. Bd 2. S. 441–444. Автор вкратце говорит о жизни Пселла и приводит список его сочинений, список неполный и иногда неправильный.

Kirchenlexikon. 1897. Bd 10. Col. 597–599. Статья Mnsr. A. Ehrhard’a. Это самая лучшая статья до появления статей Мнср. Жюжи. Автор дает общее описание жизни Пселла с акцентом на его богословские труды, которые весьма ценит. Сочинения Пселла о демонологии ценны и как исторический документ об учениях сатанических сект в XI в. Его сочинения богословского характера не изданы, среди них панегирики, толкование Св. Писания и т. д. В учении о Св. Л ухе он последователь Фотия.

Lessico Universale Italiano. 1977. T. 18. P. 48–49. Автор говорит, что Пселл был человек огромной культуры, который оставил после себя писания во всех областях науки и культуры.

Lexikon fȕr Theologie und Kirche. 1962. Bd 7. S. 398–399. Статья P. P. Ioannou. Автор говорит, что Пселл сочетает классическую философию, и особенно философию Платона, с христианской мыслью. Новизна его начинания натолкнулась, однако, на отпор приверженцев аристотелевской философии и методов, и Пселлу пришлось пройти проверку его верований и оправдываться в присутствии царя Константина Мономаха. Несмотря на последовавшее позднее осуждение Синодом приверженцев философии Платона, направление, получившее начало от Пселла, удержалось до Ренессанса на Западе. Содержание этой статьи является суммированием того, о чем Иоанну пространно говорит в своем сочинении о Михаиле Пселле и Иоанне Итале, которое мы указали выше.

Linner Sture. Literary Echoes in Psellus» Chronographia. Byzantion. T. 51 (1980). P. 225–231.

Lucas H. A short history of Civilization. 1953. P. 276. Автор говорит, что Пселл был универсальным гением в литературе энциклопедического масштаба.

Masarikȕv slovnik naučný (1931. Т. 5. P. 1074) сообщает, что сочинение Пселла «О действиях демонов»* имеется в переводе.

Mercati S. 1) Collactanea Byzantina. Vol. I–II. 1970. Краткое упоминание о годах жизни и трудах Пселла; 2) см.: Enciclopedia Italiana.

Meyers Encyclopädisches Lexikon. 1977. T. 19. P. 355. Краткая заметка.

Meyer F.– см. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge.

Migne – см. Patrologia Graeca.

Nardi Bruno – см. Enciclopedia Cattolica.

Narodna Enciklopedija Srpsko-hrvatsko-slovenačka. izd. Stanojevića. Т. II. P. 887. Статья проф. Анастасиевича. Автор пишет, что Константин Мономах, поставив Пселла деканом философского факультета Константинопольского университета, вызвал бурю в церковной среде, потому что до тех пор Церковь пользовалась методами и философией Аристотеля, тогда как Пселл был привержен Платону, за что и был обвинен как еретик. В присутствии царя он защитил себя и явил строгую православностъ своего мышления. Он сохранил за собою расположение царя. Он создал школу византийских «платоновиев». Правда, что он превосходил всех придворных в своем подхалимстве властодержцам, однако правда и то, что он был самым образованным и самым плодовитым писателем XI века.

New Catholic Encyclopedia. 1967. Vol. XI. P. 942. Статья H. D. Hunter’a. В заметке о Пселле автор приводит некоторую иностранную литературу о Пселле.

New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. 1911. Vol. 9. P. 332–333. Статья F. Meyer'а. Автор оправдывает Пселла в обвинениях, выдвигаемых против него, говоря, что он жил в самое дурное время в истории Византийского двора; его обвиняют в непомерных амбициях, суетности и раболепстве перед властями, но не следует забывать, что в то же время это был наиболее ученый муж своего времени и один из величайших византийских ученых. Он имел столкновение с церковными властями, потому что его преклонение перед Платоном было неприемлемо для Православия того времени.

Noak L. Philosophiegeschichtliches Lexikon. 1879. S. 596–597. Краткая заметка о сочинениях Пселла о философии Аристотеля.

Nuova Enciclopedia Italiana. 1885. Т. 18. P. 743–744. Автор говорит, что Пселл не только был исключительно ученым человеком, но также и наиболее плодовитым писателем своего времени и его произведения, как в прозе, так и в стихах на различные предметы, отличаются высоким вкусом и красноречием, достойным лучшего периода в истории Византии.

Ottuv Slovnik Naučny. Прага, 1903. Т. XX. Р. 906. Краткая статья о жизни Пселла. «Монашеское уединение ему не было по сердцу, и он скоро вернулся ко Двору; умер в опале. Кланялся всем властителям и поэтому удержался в течение 40 лег».

Patrologia Graeca, Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graecae. T. 122. Сочинение Л. Аллатия о Пселле «Диатриба», а также некоторые сочинения самого Пселла в сопровождении латинского перевода. Текст, помещаемый у Миня, был нами использован для русских переводов. P. G. Т. 114 – служба Симеону Метафрасту.

Patrologia Orientalis, Graffin-Nau. Т. 16. P. 515–525. Краткое введение и латинский перевод, сопровождающий греческий оригинал Слова на Благовещение Пселла, Mnsr. М. Gugie.

Philosophen Lexikon, Ziegenfuss-Yung. 1950. Vol. II. P. 158. Автор заметки говорит, что Пселл умер или в 1078 г. или в 1096 г. (?).

Из трудов о Пселле он цитирует труд Зервоса (который мы укажем ниже).

Priručni Slovnik Naučny. Прага, 1966. Т. 3. С. 766 – только несколько слов о Пселле.

ПСЕЛЛ МИХАИЛ. Сочинения его мы перечислили в нашей статье, указав также, какие из них изданы и какие имеются в переводе. Мы также указали и переводы, сделанные нами в настоящем труде, свидетельствующие о его богословских взглядах. В приводимой нами литературе о Пселле также имеется перечень трудов Пселла, существующих в переводах ученых, а также биография Пселла и суждение о его богословских и философских воззрениях. Сочинения Пселла см.: P. G. Migne, Т. 114 и 122. Sathas. Op. cit. Vol. IV et VI. Ioannou. Op. cit. Garzya. Op. cit. et Scripta Minora, 1936–1941.

Rambaud Alfred. Michel Psellos, philosophe et homme d’etat Byzantiin au XIе siecle. Etudes sur l’histoire Byzantiin. Paris, 1913. Это первоклассное во всех отношениях сочинение, дающее полное описание жизни Пселла и оценку его как ученого и государственного деятеля. Автор высоко ценит Пселла как писателя и ученого энциклопедического масштаба, но, излагая подробно его жизнь, он винит его за те же недостатки, которые ставят ему в вину, как мы видели, и другие историки*.

(* Эта же статья A. Rambaud перепечатана в сборнике: «Шарль Лиль и Альфред Рамбо. Византия. Культурно-исторические очерки». София, 1993.)

Renauld Emile напечатал греческий текст «Хронографии» Пселла в сопровождении сделанного им перевода на французский язык. Во вступлении к «Хронографии» Renauld высоко оценивает Пселла, говоря, что он был «одним из самых блестящих византийцев, о которых история государства и литературы Византии сохранила память». Автор дает очерк о жизни Пселла и об эпохе, описываемой им, в «Хронографии»: Psellos Michel. Chronographie. Paris, 1926.

Reese W.– см. Dictionary of Philosophy and Religion, cit. supra.

Religion in Geschichte und Gegenwart (Die). 1961. Bd 5. S. 691692. Статья H. G. Веск’а. Автор говорит, что как государственный деятель Пселл «совершенно бесхарактерный оппортунист и не имел понимания требований византийского государства». Как историк же он скорее писатель мемуаров, чем строгий историк. «Его богословские писания – разнообразны и не лишены интереса».

Rice Talbot. The Byzantines. 1962. Автор говорит, что Михаил Пселл, «возможно, является самым выдающимся писателем, которого произвела византийская культура».

Runciman S. The Byzantine Civilization. 1933. Автор кратко упоминает о Пселле и говорит, что своими трудами он внес много в византийскую культуру.

Sathas (Σαθα), К. N. Замечательный греческий ученый, который был первый, кто нашел и опубликовал «Хронографию» Пселла. Он же издал панегирики и письма Пселла: Bibliotheca Graeca Medii Aevi. Vol. IV et V. 1874–1876, Афины (переиздано в 1972 г.). Во введении к «Хронографии» Сафа пишет о Пселле: он высоко оценивает дарования Пселла как писателя и как историка, но ставит ему в упрек известную политическую беспринципность и лесть перед властями. Сафа привел список сочинений Пселла, находящихся в Парижской Рукописи № 1182. В числе их имеется ряд небольших богословских сочинений, которые представляют большой интерес, потому что они являются толкованием трудных мест в Евангелии, а кроме того, имеются и чисто богословские трактаты, посвященные догматическому богословию. Все это продолжает оставаться неизданным.

Salaville S. Philosophie et Théologie du episodes scolastiques à Byzance de 1045 a 1117. Краткая статья в Echos d’Orient. Т. XXIX (1930). P. 133–141. Эта статья отнюдь не оправдывает своего заглавия, так как очень мало говорит о Пселле как о богослове. Автор, однако, утверждает, что Пселл был истинный христианин, который в ответ на обвинение его со стороны Ксифилина в приверженности к Платону, ответил, что Истина заключается только в Христианстве и для него никто и ничто не может заменить Христа. Автор приводит похвальный отзыв о Пселле Анны Комнен и цитирует Мнср. Ehrhard'a, который инстинктивно почувствовал, что у Пселла будет найдено много ценных богословских трудов (см. его статью, указанную нами выше в Kirchenlexikon, 1897).

Sewter Е. R. А. Сделал английский перевод «Хронографии» Пселла: The Chronographia of Michael Psellus, 1953. Введение написано G. M. Hussey'eм.

Vailhé S. приводит данные об отношениях между Римским Престолом и царем Михаилом VII Дукой. Dictionnaire de Theologie Catholique. T. III/2. Col. 1375.

White A. A History of the warfare of science with Theology in Christendom. 1922. P. 103–104. Автор кратко сообщает о демонологии Пселла.

Wuerthle Р. Перевод монодии Пселла по поводу обвала Св. Софии. Приводится также и некоторая литература о Пселле. Die Monodie der Michael Psellos auf den Einstorz der Hagia Sophia. 1917.

Zedler Universal Lexikon. Bd 29. S. 1077–1081. В этом древнем лексиконе перечисляются некоторые творения Пселла, в том числе и его толкование на Песнь Песней, которое позднее вошло в скрию толкования Св. Писания (Catena). Это сочинение было напечатано в Риме в 1563 г. Затем оно было напечатано в Антверпене в сопровождении пояснений в 1615 г., а затем в Венеции– в 1753 г. Наконец, оно было помешено в Греч. Сер. Патр. Миня, т. 122.

Zervos Chr. Un philosophe neoplatonicien du XIе siecle, Michel Psellos. Paris, 1920 (ct. 1973). Это одно из наиболее полных сочинений о жизни Пселла и о политической обстановке того времени. К сожалению, автор совершенно не упоминает о богословских сочинениях и взглядах Пселла.

2

Издан К. Сафой во втором томе «Средневековой византийской литературы», cit. supra Т. S. Афины, 1876.

3

Alfred Rambaud. Etudes sur l'histoire byzantines. Paris, 1912. P. 127.

4

Об этом более подробно мы говорим дальше, когда приводим богословские воззрения и писания Пселла, см. также примеч. 51.

5

Psellos М. Chronographie». Франц. пер. Париж, 1926. Т. II. С. 8–12. См. также приведенные выше две статьи Лигаврина в «Византийском временнике» и в книге «История на Византия» проф. М. В. Левченко. София, 1948. С. 260–261.

6

Diehl Charles. Etudes byzantines. Paris, 1905. P. 112.

7

Hussey G. M. The Byzantine World. 1957. P. 126.

8

Цитата почерпнута из статьи Я. Н. Любарского «Михаил Пселл. Личность и мировоззрение» // Византийский временник. 1969.

9

«Похвала вину»» Пселла: Garzya A. Un encomio del vino, inedito di Michele Psello. Byzantion. T. 35 (1965).

10

Ottuv Slovnik Naućny. 1903. T. 20. P. 96; Fontesque A. The Catholic Encyclopedia. 1911. Vol. 12. P. 545.

11

Beck H: G. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. 1961. Bd 5. S. 691.

12

Krumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur. Bd 2. S. 441.

13

Цит. по статье: Salaville S. Philosophie et Théologie ou episodes scolastiques à Byzance de 1057 à 1117. Echos d’Orient. T. 29 (1930). P. 140.

14

Gugie Martin, Mnsr. Dictionnaire de Théologie Catholique. T. 13/1. P. 1151.

15

Lucas H. A short history of Civilization. New York, 1959. P. 276.

16

Васильев A. History of the Byzantine Empire. Madison, 1952. P. 368.

17

Psellos M. De omniforia doctrina. P. G. T. 122. Col. 692D.

18

P. G. T. 122. Col. 660D.

19

Ibid. Col. 661D.

20

Цит. по статье Любарского см. выше (примеч. 8).

21

См. статью П. Иоанну: Ioannou P. Psellos et le monastere τά Ναρσοῡ.

22

Толкование Песни Песней принадлежит к последним месяцам жизни Пселла. Может быть, необыкновенная сжатость его последних частей и вынужденное окончание толкования, предоставленное тексту «Трех Отцев», указывает на недуг Пселла и его желание не оставить работу незаконченной.

23

Стихотворение о Догмате // P. G. Т. 122. Col. 812–817.

24

Gugie М., Mnsr. (Griffin-Nau) Patrologia Orientalis. T. 16. P. 515.

25

Sathas, op. cit. supra (nuta 2). T. 4. Афины, 1874 (переизданоˆв 1972).

26

Psellos Michel. Chronographie. 2 volumes. Paris, 1926 / Перевод и введение Emile Renauld.

27

The Chronographia of Michael Psellus. 1953 / Перевод E. R. Sewter’a, введение сделано G. M. Hussey.

27a Имеется в виду книга: Михаил Пселл. Хронография / Перевод, статья и примечания Я. Н. Любарского. См. также: Я. Н. Любарский. Михаил Пселл. Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М., 1978 (Примеч. ред.).

28

Anastasi R. Studi sulla Chronographia de Michele Psello. 1969.

29

Gadolin A. A theory of history and Society with special reference to the Chronographia of Michael Psellus. 1969.

30

Sture Linner. Literary Echoes in Psellus» Chronographia. Byzantion. T. 51 (1980). P. 225–231.

31

Durant Will. The Story of Civilization: the Age of Faith. New York, 1900. P. 438–439. Diener. Imperial Byzantium. 1938. P. 162

32

Перевод П. В. Безобразова. Журнал Министерства нар. просвещения. Т. 262. (1889 г.).

33

Франц. пер. L. Bremier. Un discours inedit de Psellos. 1904.

34

Сафа (Sathas, Σαθα). Op. cit., см. примеч. 25. T. 5, первый Панегирик.

35

Впрочем, в науке все – вечно, и наш последний ученый, так прекрасно представивший писания Платона, о. Павел Флоренский, показал это.

36

Wuerthle P. Die Monodie der Michael Psellos auf den Einstorz der Hagia Sophia. 1917.

37

Иоанну П. (Ioannou). Demonologie populaire et demonologie critique au XIе siecle. La vie inedite de S. Auxence. Wiesbaden, 1971.

38

Garzya Antonio. Сочинения, переведенные им, см. выше в списке приведенной нами литературы о Пселле, под именем Garzya А.

39

Любарский. Цит. соч. С. 93.

40

Beck Н. G. Kirche und Theologische Literatur in Byzantinischen Reich. 1959. Bd II. S. 538.

41

Die Religion in Geschichte und Gegenwart. 1961. Bd 5. S. 692.

42

Du-Pin Louis Ellies. Histoire des Controverses et des matters ecclesiastiques traitées dans l’onzieme siecle. Paris, 1699. P. 390.

43

Allatit Diatriba de Psellis et eorum scriptis // P. G. T. 122. Col. 477–536.

44

Ehrhard A. cit. fpud Salaville. Op. cit. supra (vidi N 13).

45

Gugie. Diet, de Theol. Cat. T. 13/1. Col. 1154.

46

Ibid. Col. 1151.

47

Karahalios George. The Philosophical Trilogy of Michael Psellos: God – Cosmos – Man // Δημ. Κουτσογιαννόπουλος. ΄Η θεολογικἠ Σκέψις τοῡ Μιχ. Ψελλοῡ. T. 34 (1965), ΄Επετηριδος τῆς Εταιρέας Βυζαντινῶν Σπουδῶν.

48

Gugie. Diet. Theol. Cat. T. 13/1. Col. 1149–1158.

49

Триодион. Трипеснеи, песнь 9, четверток 3-й седмицы Вел. Поста.

50

Слова Ренана цит. по: Durant Will. The Story of Philosophy. 1943. P. 51.

51

Гемист Плифон был членом православной делегации, которую привез с собою император Иоанн VIII в Феррару и Флоренцию для обсуждения вопроса о соединении Православной Церкви с Римской Церковью. Плифон написал трактат об Исхождении Св. Духа только от Отеческой Ипостаси. Но это было скорее упражнением ума этого философа-неоплатоника, чем делом его верования. Св. Георгий Схоларий со скорбью убеждался в этом и утверждал, что Плифон – в сущности язычник. Несмотря на свои убеждения, чуждые православному учению, он, однако, имел в себе и добрые качества, и поэтому неудивительно, что надгробное слово ему было произнесено Иоанном Номофилаксом, братом Св. Марка Ефесского, уже умершего до того времени. О Плифоне см.: Лебедев А. Очерки по истории Византийско-Восточной Церкви. М., 1892.

52

Gugie, Mnsr. Op. et loc. cit. supra col. 1073.

53

Vailhe S. // Dictionnaire de Theologie Catholique. Т. Ш/2. Col. 1375.


Источник: Богословские сочинения / Михаил Пселл ; Пер. с греч., предисл., примеч. архим. Амвросия, доктора Богословия. - СПб. : РХГИ ; Летний сад ; Журнал «Нева», 1998. - 383 с.: ил. (Серия «Византия») / Предисловие. 5-48 с.

Комментарии для сайта Cackle