Источник

Отношение к ближним

...Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: стараться не видеть злобы человека. В этом состоит чистота душевная (2, ч. 3, с. 52).

Надо судить о человеке... по его характеру. У тебя характер более сильный, а у нее слабый, и она действует по-своему, как может. Ведь и ты сама, обличая других, действуешь неодинаково и фальшивишь, когда слабому говоришь более настойчиво и резко, а более сильному и высокому более мягким тоном (1, ч. 2, с. 11).

Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись, да скорее мимо проходи (3, с. 214).

Не говори ни о ком невыгодно и заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда (13, с. 69).

Уступай N. во всем, предложи свой совет, только не настаивай (1, ч. 2, с. 73).

Не должно обращаться свободно с мирскими – ты их соблазнишь (1, ч. 2, с. 71).

Будь сама к другим снисходительна (1, ч. 2, с. 74).

Прочитай «Живый в помощи Вышняго», да и иди прощение проси на кого немирна (1, ч. 2, с. 74).

Если кто непокоен (т.е. немирен на тебя, а не высказывает этого), то угождай ему, будто не замечаешь этого (1, ч. 2, с. 74).

Если помысл будет говорить тебе: «Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала?», то скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить – опоздала» (3, с. 214).

Нужно ближнего успокаивать, и с тобой то же может быть (1, ч. 2, с. 74).

Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли все (1, ч. 2, с. 74).

Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (немирна на кого) бываешь (1, ч. 2, с. 74).

Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже N. (1, ч. 2, с. 74).

Смотри на всех просто (1, ч. 2, с. 74).

Ты ей, N., раз уступишь, а она тебе десять раз (1, ч. 2, с. 75).

Когда ты непокойна на N., то клади поклоны от 3 до 9 с молитвой: «Господи, якоже веси, помози рабе Твоей N., и за ее молитвами меня, окаянную, помилуй». Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо (1, ч. 2, с. 75).

А тебе советую держаться золотой средины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и благой совестью (2, ч. 1, с. 189).

...Пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всех как бы на последнем плане. На это тебе скажу: ежели мнение пророка Илии не оправдалось, взывавшего к Господу: Разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут (3Цар. 19, 14), и сказано было ему от Господа: Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом (3Цар. 19, 18), то наше с тобой мнение может оказаться еще ошибочнее. И апостол предостерегает: Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор. 10, 12) (2, ч. 3, с. 55–56).

Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших, и все мы забываем апостольский совет или, вернее, заповедь: Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу… И да владычествует в сердцах ваших мир Божий (Кол. 3, 12–13, 15). Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его (Пс. 75, 3), т.е. Божие, и апостол пишет: Пребывающий в любви пребывает в Боге (1Ин. 4, 16). Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится (т.е. не уничижает никого), не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит и не помнит зла, всех любит (т.е. покрывает всех немощи и недостатки), всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает (см. 1Кор. 13, 4–8) (2, ч. 3, с. 80).

...Никого презирать не следует. Мы не знаем, какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: «Вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих»76 (2, ч. 3, с. 85).

Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи, один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху, и внизу, с какою-либо преградой посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и, сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить (2, ч. 1, с. 188).

...Не для того древние подвижники жили вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них по немощи человеческой и по наветам вражиим когда-либо уклонился в непристойное обращение и оскорбление живущего с ним. Так и вы, матери, старайтесь жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не толкуя превратно: «Ты сама о себе пекись, какое тебе до меня дело!» В Евангелии сказано коротко и ясно: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Бог да поможет нам исполнять словеса сия (2, ч. 3, с. 71–72).

Полезно нам всегда помнить, как мыслила блаженная Феодора, которая, при противном обращении с ней других, говорила себе самой: «Ты недостойна любви ближних» (2, ч. 3, с. 51).

Спрашиваешь, как тебе быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина. Сама объясняешь, что тебе очень помогает в таких случаях умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно в подобных выражениях: не знаю, что вам сказать, иногда – это не по моей части; иногда – это меня не касается; или – это выше меня, а иногда отвечать молча одним поклоном и проходить, как будто не расслышала или не поняла. А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: стараться не видеть злобы человека. В этом состоит чистота душевная. Все предстанем судилищу Христову и не знаем, какой кто получит конец, и в единонадесятый час пришедших Господь приемлет покаяние и таковым повелевает первым раздавать награды, а прежде пришедших упрекает, что в них око лукаво, яко Аз благ есмь. Всех Господь хочет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь и не выставляли свои заслуги, потому что все туне77 спасаемся благодатью Христовой (2, ч. 3, с. 52).

Когда живем вместе, нам кажется все, что другая сторона более виновата или тем, что вперед лезет и высказывает свои требования, или тем, что будто не входит в дело и молчит, а иногда каким-то непонятным образом как бы стесняет нашу свободу. Когда же придется нам жить порознь, тогда ясно увидим, что каждый из нас сам свою тяготу несет и сам ее или уменьшает, или увеличивает и сам дает своему духу или свободу, или стеснение. Не вотще проповедует Православная Церковь, каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Может быть, промыслительно так устрояется, что пожить вам с сестрой порознь для познания каждой своей немощи (2, ч. 2, с. 79).

От ласки излишней при обращении с сестрами воздерживайся по усмотрению, научаясь из самого дела (2, ч. 3, с. 106).

...Всем вам желаю мирного жития, понеже78 взаимный мир повсюду оскудевает, а бестолковое немирствие возрастает: все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, за благословные и благовидные причины, забывая, что каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Воистину трудно и сообразить настоящие обстоятельства и дела наши, и поступки, и стремления, и требования друг от друга. Забываем евангельское указание, а действуем по одному почти самолюбию, упорно отстаивая свои действия, не заботясь о их законности и незаконности. Тесно от обоюду79, молчать трудно и говорить неудобно, и что слышим, всему верить невозможно. Всюду примесь своей воли, или самооправдания, или чего другого, или просто бестолковщины. Молиться потребно в самоукорении, да не заблудим от пути истинного (2, ч. 2, с. 100).

Спрашиваешь, как тебе обходиться с людьми неискренними и у которых при разговоре нередко бывает задняя мысль. Зная это, отвечай, соображаясь с настроением того, кто с тобой говорит. Преподобный Исаак Сирин пишет: «С недугующим завистью глаголи со охранением», чтобы завистливый, по своему устроению, не перетолковал и благие слова в худую сторону. Наперед придумай несколько общих выражений и ими отделывайся от неискренних толкунов. Большей частью говори: «Не знаю», а во избежание лжи говори: «Не знаю, как вам сказать, я не вслушалась, хорошо не поняла». А иногда: «Это не по моей части, это выше меня, я в подобные дела не вхожу». А если издали увидишь, что тебе приходится встретиться с таким человеком, удвой шаги и отвечай: «Мне недосужно». Если будешь осторожна, то Бог научит и вразумит, как обращаться с такими людьми. Старших и равных предваряй приличным поклоном, а младшим отвечай приличным поклоном. Страх Божий и хождение в присутствии Господнем вразумит и научит нас достодолжному обращению с другими (2, ч. 3, с. 51).

...Следует и должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближнего и миру его душевному и успеху духовному. За это отдадим великий ответ Богу, если не будем осторожны. Долг христианский – содействовать спасению ближнего, а не препятствовать (2, ч. 2, с. 81).

Негодование старших должно терпеть, считая это попущением Божиим в наказание за наше возношение и самомнение, и особенно за сближение и толки с такими людьми, с которыми никак не следовало сближаться и толковать о чем-либо. Путающиеся бо обыкновенно путают и приближающихся к ним (2, ч. 2, с. 70).

...Скажу о виденном тобою во сне, какая толпа искусителей врагов окружила тебя, и сказано было, что пора тебе разумевать, что эти искусители так же окружают и искушают и других и что по их искушению и внушению бывают разные путаницы, и неприятности, и оскорбления друг другу. Когда будешь это знать, и уразумевать, и понимать, тогда и не будешь нерассудно огорчаться на других, а снисходительно смотреть на все человеческие путаницы (2, ч. 3, с. 51).

Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29–30). Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто80, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись пути правого (2, ч. 3, с. 69).

Помни слова, сказанные в старчестве: «От ближнего живот и смерть» …А скажу вкратце: умудряйся приобретать жизнь и избегать смерти, живя с теми, с кем живешь, стараясь иметь заповеданное апостолом, т.е. благость, милосердие, сострадание и любовь (см. Гал. 5, 22), которая есть исполнение закона (Рим. 13, 10), а как – послушай того же апостола: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2) (2, ч. 3, с. 39).

Кто склонен более к внутренней жизни, тому преимущественно следует заботиться более всего о том, чтобы всех и все оставлять на суд Божий, а особенно остерегаться двоедушия, чтобы не сбылось на нас слово святого апостола Иакова, брата Божия, что муж, или человек двоедушный не тверд во всех путях своих (см. Иак. 1, 8) (2, ч. 1, с. 47).

...Ведь ты лицемерка... и лицемерие у тебя самое тонкое, так же как и самолюбие. Ведь ты так ловко все узнаешь, так ловко заставляешь других высказываться и разоблачаться перед тобой, тогда как сама о себе ни гу-гу, никак не обличая своего затаенного. Простоты ведь тоже у тебя мало. Оставь других, а займись следить за собой. За другого ведь ты не отвечаешь, а только за себя (1, ч. 2, с. 15).

Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одной, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать назидание. Не напрасно сказано: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится». Так будет полезнее и спасительнее и, сверх того, покойнее (2, ч. 1, с. 56).

...При решимости облечься в сию одежду должно решиться и на то, чтобы стараться делом исполнять совет святого Иоанна Лествичника, который говорит: послушник не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых. То есть не толкует: так-то нехорошо, а вот так-то было бы лучше. А более всего внимает собственному своему спасению, ради которого решился жить в монастыре, веруя несомненно повторяемым словам Святой Церкви: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится» – начальные от своих дел, а подначальные от своих. Кому что поручено, за то тот и отвечает. Также подвергает себя ответу и тот, кто вмешивается не в свое дело, кроме того оставляя при этом исполнение и собственного дела. Сам Господь глаголет в Евангелии: Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (Лк. 19, 13). А купцы, как сама ты видела, во время ярмарки каждый торгует в своей лавке. А если во время торговли будет ходить купец по чужим лавкам, то повредит своей торговле и получит большой убыток... советую тебе более не внимать благовидным, но душевредным помыслам вражеским, которые внушают смотреть за чужой торговлей, ходя по чужим лавкам. Прочнее и основательнее беречь собственную свою торговлю духовную и ей только внимать (2, ч. 1, с. 58–59).

Господь да простит тебе прошедшее и да утвердит в будущем более смотреть свои немощи и свою неисправность и не заботиться о внешнем поведении других. Каждый сам о себе отдаст ответ Богу. Больному, как телом, так равно и душою, нерассудно ревновать о других (2, ч. 3, с. 68).

* * *

76

Вздохнут и скажут, что те, кто нами презираем, оказались в числе сыновей Божиих.

77

Даром.

78

Так как.

79

С обеих сторон.

80

Очень жестоко.


Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-485-00137-7.

Комментарии для сайта Cackle