Радость
Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас, и глаголет к нам через апостола: Всегда радуйтесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия (1Фес. 5, 16, 18). Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: Вспомнил я Бога и веселился (Пс. 76, 4) (2, ч. 2, с. 133).
Начинать должно... с благодарения за все. Начало радости – быть довольным своим положением (2, ч. 3, с. 52).
...Пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость дьявольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны, но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты по неопытности и неосторожности принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую (2, ч. 3, с. 10–11).
Есть смешная, но верная пословица: «Без струмента и вошь не убьешь. Потребен ноготь». Вот я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить. Потому что... всех веселящихся по-христиански жилище в Горнем Сионе (см. Пс. 86, 7) (2, ч. 2, с. 169).
... Что значат слова «И радуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс. 2, 11), объясняет святой Иоанн Лествичник в 7-й Степени: «Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не примешь, обольстившись ею, волка вместо пастыря». Проще сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую средину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: «Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное». Также помнить предостережение Григория Синаита в последней, или 7-й, главе «О безмолвии» в «Добротолюбии»: «Что сотворит кто, когда преобразуется бес в светлого Ангела» (2, ч. 3, с. 62).