прот. Александр Гринь

Предисловие к огласительным творениям свт. Амвросия*

Источник

Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры» (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры и раскрывается смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Если подлинность трактата myst. никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения expl. symb. и sacr., напротив, долгое время не признавались аутентичными. При сравнении тестов sacr. и myst. возникало много вопросов, но прежде всего бросалось в глаза их, так сказать, «непохожее сходство».

В самом деле, несмотря на общность темы, между sacr. и myst. сушествует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываемся и подразумеваются, по сути, одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. Текст sacr. представляет собой серию проповедей, в то время как myst. – цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. Sacr. содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в myst. Но важнее всего то, что sacr. явно уступает по литературному стилю и отделке myst. и другим трудам, несомненно принадлежащим свт. Амвросию. Стиль sacr. теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними.

Подлинность sacr. не ставилась под сомнение до эпохи Реформации. Сочинение вошло в рукописную традицию под именем свт. Амвросия, и в IX в. на него ссылаются как на подлинный текст Пасхазий Радберт и Ратрамн из Корби. Но в XVI в. появляются критики аутентичности этою текста: сначала протестантские, а затем и католические ученые выдвигают ряд аргументов: sacr. сильно отличается по стилю от других сочинений свт. Амвросия; сомнительно, чтобы свт. Амвросий написал труд, копируя собственное сочинение myst.; в других трудах свт. Амвросия нигде не встречается критика жителей Медиолана за редкое причащение; критическое отношение к Римской Церкви не характерно для свт. Амвросия; упрек и адрес греков за причащение раз в году мог возникнуть только после времени свт. Иоанна Златоуста (ум. 407).

Лишь в начале XX в. появляются исследования, доказывающие подлинность sacr. Уже Г. Морин (1929) пишет о принадлеж ности sacr. и expl. symb. свт. Амвросию1, О. Фаллер (19552), Дж Лаццати (1955) и другие в своих исследованиях приходят к выводу, что авторство sacr. не может принадлежать никому другому, кроме свт. Амвросия.

Несомненным фактом является древность текста: в sacr. из еретиков упоминаются только ариане, нет намеков на христологические споры и дискуссии о благодати, проповедь предполагает большое число крещающихся взрослых; литургические формулы отречения и таинства Крещения, упоминаемые в sacr., не встречаются в других западных обрядах, поэтому местом произнесения проповеди мог быть только Медиолан; цитаты из Св. Писания, содержащиеся в sacr., совпадают с цитатами в других сочинениях свт. Амвросия.

Особенность стиля обусловлена тем, что sacr. – это единственная сохранившаяся стенограмма устной огласительной проповеди свт. Амвросия: текст sacr. был написан со слуха писцом-стенографом, к тому же De Sacramentis – условное название, данное на основании первых двух слов сочинения, что подтверждает его изначально устный характер. Свт. Амвросии мог использовать sacr. для своих ежегодных поучений в качестве конспекта, позже он написал myst. на основании sacr., текст которого полностью состоит из мыслей и выражений свт. Амвросия, встречающихся почти во всех его творениях. Поучения адресованы прежде всего новокрещеным, которых свт. Амвросий и призывает причащаться как можно чаще. Источником знаний о практике причащения на Востоке для свт. Амвросия служили книги и слухи (сам он никогда не бывал на Востоке). Скорее всего в sacr. речь идет о тенденции, которая возникла в аскетической практике восточных монахов 3 . По свидетельству прп. Иоанна Кассиана, в I Востоке некоторые монахи причащались лишь раз в году по причине крайнего благоговения перед Евхаристией4. Свт. Амвросии не критикует обряд Римской Церкви, а защищает обряд своей Церкви. Он объясняет местную литургическую практику, а не полемизирует с римской. По мысли и стилю sacr. не может принадлежать ни одному из писателей, которых критика выдвигала в качестве возможных авторов сочинения.

Подобным образом дело обстоит и с подлинностыо другого огласительного поучения – expl. symb. Это небольшое сочинение сохранилось лишь в двух рукописях без указания автора. Его аутентичность и сходилась в зависимости от sacr., так как expl. symb. воспринималось как первая книга sacr. Мы видим, что христианское учение оставалось disciplina arcana, тайным для окружающего мира, текст Символа веры не записывался, а выучивался наизусть, когда епископ «передавал Символ». У свт. Амвросия в письме к сестре Марцеллине мы находим такие слова: Sequenii die, erat autem Dominica, post lectiones atque tractatum, dimissis catechumenis, symbolum aliquibus competentibus in baptisteriis tradebam basilicae 5 («На следующий день было воскресенье, после xnения Священного Писания и проповеди, я отпустил оглашенных и передавал Символ веры нескольким просящим в баптистерии базилики»), Как и sacr., expl. symb. является стенограммой устной проповеди и описывает обряд «передачи Символа» в эпоху, когда основными крещаемыми были взрослые; из еретиков упоминаются только савеллиане и ариане. В expl. symb. отражена древняя церковная традиция, существовавшая до конца VI в., запрещающая записывать Символ веры, стенограф ограничивается записью только первого и последнего слова каждого члена Символа.

Свт. Амвросий обычно использует слова mysterium (тайна) и sacramentum (таинство) в качестве синонимов, что характерно и для латинского перевода Св. Писания. Однако у него уже намечается разделение этих понятий. Так, священнодействия таинств христианского посвящения (Крещение, Миропомазание, Евхаристия) он называет sacramenta, а сокровенный, таинственный смысл священнодействий – mysteria (см., напр.: expl. symb. 5; sacr. 1. 1. 2; myst. 2 и др.). «Тайнами испытаний» (mysteria scrutaminum) или просто «испытанием, исследованием, дознанием» (scrutamen, scrutinium, scrutatio) в западных обрядах назывались чинопоследования, которые совершались над так называемыми «просящими» (competentes – просящие [о Крещении]) или «избранными», оглашаемыми, изъявившими желание принять Крещение в ближайшую Великую Субботу. В Медиолане запись имен кандидатов на Крещение, так называемая «подача имени» (nomendatio), совершалась в период от Богоявления до начала Чстыредесятницы (exp. Luc. 4. 76; sacr. 3. 12). С наступлением Четыредесятницы оглашаемые вступали в период подготовки к таинству Крещения, которая, помимо поста, включала в себя как обрядовую, так и дидактическую часть. Начиная с третьей недели Четыредесятницы об «избранных» и их восприемниках начинали молиться за литургией. Основную часть «испытаний» составляли экзорцизмы, или заклинания (по-славянски- запрещения), призванные освятить душу и тело оглашаемого, освободив их от власти нечистого духа. Обрядовая сторона «испытаний» включала осенение оглашаемых крестным знамением, дуновение, коленопреклонение, возложение рук6. За молитвой запрещения следовал чин отречения от дьявола7. Иоанн Диакон говорит об исследовании сердец, оглашаемых на предмет веры: сохраняются ли в них священные слова после отречения от дьявола, понимают ли они необходимость принятия благодати Искупителя, веруют ли они в Бога Отца Всемогущего8.

Структура и содержание этих сочинений таковы. Expl. symb. является фрагментом поучения, которое епископ произносил перед оглашаемыми при так называемом обряде «передачи Символа» (traditio Symboli) за неделю до Пасхи. Сначала епископ говорит о названии и происхождении Символа веры. После призыва осенить себя крестным знамением происходит первое чтение Символа. За прочтением следует краткое объяснение вероучительных истин. После второго прочтения Символ объясняется более подробно, член за членом. Наконец, после очередного осенения крестным знамением Символ разбивается на три части по четыре члена и вкратце подводятся итоги поучения. В конце епископ призывает оглашаемых выучить Символ наизусть и ни в коем случае его не записывать и не сообщать некрещеным и еретикам.

В sac г. и myst. автор обращается уже к новокрещеным и объясняет им таинства, которые они приняли. Если myst. представляет собой одну книгу, то sacr. – это шесть бесед-поучений, соответствующих числу дней Светлой седмицы, в которые они произносились. Sacr. и myst. начинаются одинаково: епископ излагает цель своей беседы и объясняет причину, по которой он не мог говорить о таинствах раньше. Далее идет последовательное изложение и объяснение обрядов таинств. Свт. Амвросий говорит о совершении обряда «отверзания» уст и ушей (apertio), предкрещального помазания и отречения от дьявола. Далее следует освящение воды, исповедание веры и Крещение. После чтения Евангелия от Иоанна (Ин. 13) епископ умывает новокрещенным ноги. После омовения следует облачение в белые одежды и совершение таинства Миропомазания. В завершение новопросвещеные христиане приступают к таинству Евхаристии. Для объяснения таинств свт. Амвросий обращается к Священному Писанию, применяя все известные методы его толкования, особенно типологию. Цель объяснений – раскрыть истины христианской веры и преподать нравственное назидание. Важное место в трактатах занимает учение о Евхаристии. Завершается оглашение наставлением в молитве и подробным объяснением прошении молитвы Господней. Исследователи датируют тексты 390–391 гг.

* * *

1

См Banterle G. Introduzione. Milano; Roma. 1982. P. 11, n. 8.

2

Sancti Ambrosii Opera. P. 7: Explanatio symboli, De sacramentis, De mysteriis, Dc paenitentia / Rec. O. Faller. Vindobonae, 1955 (CSEL; 73).

3

Однако и в paenit. 2.9.89 свт Амвросий неодобрительно говорит о таких кающихся, «которые считают, что покаяние заключается в том, что они воздерживаются от небесных таинств».

4

Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников// Иоанн Кассиан Римлянин. Писания Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.605. Наряду с практикой редкого причащения существовали монастыри, в которых причащались ежедневно (см.: История египетских монахов М., 2002. С. 41). – Прим. ред.

5

Epist. 20 4. PL 16: 995 Это письмо от 386 г., в нем дальше рассказывается и о попытках двора захватить одну из базилик – Прим. ред.

6

Подробнее см.: The Gelasian Sakramentary. Lib.1, cap. 26–35. P. 36–53.

7

Ferrandi diaconi Epist. XI ad Fulgentium. RL 65: 378b.

8

Ioann. Diac. Epist. Ad Senar. IV. RL 59: 402

*

Предисловие написано на основе: Ambroisc de Milan. Des Sacraments. Des Mysteres. Explication du Symbole / Texte etabli, trad, et annote par dom B. Botte. P, 1949; 1961. P. 7–45. (SC; 25bis); Gtadyszewski L. $w. Ambrozy z Mediolanu. WyjaSnienie Symbolu. О tajemnicach. О sakramentach. Wstep // Zrodta Mysli Tcologicznej. Krakow, 2004. S. 5–44.


Источник: Собрание творений : на латинском и русском языках / свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012-. / Т. 1. – 2012. – 440 с. / Предисловие переводчика. 155-159 с. ISBN 978-5-2429-0757-2

Комментарии для сайта Cackle