Краткие сведения о св. Кирилле архиепископе Иерусалимском

Источник

Св. Кирилл принадлежит к числу замечательнейших мужей христианской церкви IV века. Впрочем, историческия известия о нем необильны. На основаиии некоторых соображений догадываются, что св. Кирилл родился в 315 году; но о месте рождения, его родителях, его воспитании и способах образования его ничего достовернаго не сохранилось. Во всяком случае можно полагать, что он родился или в самом Иерусалиме, месте его архипастырского служения, или же в окрестностях св. города. Св. Кирилл рано начал вести жизнь аскетическую. Около 335 года он был посвящен Макарием, архиепископом Иерусалимским, во диакона, а около 345 года преемником Макария, архиепископом Максимом, удостоен пресвитерской степени. Когда св. Кирилл был возведен во пресвитера, то на него возложена была обязанность произносить поучения в Иерусалимской церкви и в особенности поучениями приготовлять к достойному принятию крещения тех из язычников и иудеев, которые желали присоединиться к христианскому обществу, а таких лиц было тогда много. Св. Кирилл исполнял эту последнюю обязанность с замечательною ревностию, как об этом свидетельствуют дошедшия до нас его творения. В 350 или 351 году он избран был клиром и народом в архиепископа Иерусалима, на святительскую кафедру, сделавшуюся вакантною вследствие смерти архиепископа Максима или же вследствие его изгнания. Начало святительского служения св. Кирилла было ознаменовано явлением на небе знамения креста Господня, в 351 году, 7-го мая, около 9 часов утра. Крест, составившийся из света, простирался в длину от Голгофы до горы Елеонской и настолько же в ширину. Сияние его превосходило свет лучей солнечных и было видимо всеми в продолжение нескольких часов. Жители Иерусалима, пораженные изумлением и страхом, с женами и детьми спешили в церковь воздать славу Христу. Многие из иудеев и язычников этим знамением обращены были к вере христиаиской. Необычайное событие явления креста описано, кроме некоторых церковных историков, и самим св. Кириллом в то же время, в какое оно случилось. Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Первоначальным виновником бедствий св. Кирилла сделался Акакий, митрополит Кесарии Палестинской, рукополагавший его во епископа. Акакий начал враждебно относиться к архиепископу Иерусалимскому. В качестве митрополита Палестинской области, он стал унижать честь и достоинство кафедры Иерусалимской, не смотря на то, что первый вселенский собор своими определениями поставил ее выше кафедры Кесарийской. Св. Кирилл защищал права Иерусалимской кафедры против притязаний Акакия и тем возбуждал еще большую неприязнь со стороны последнего. К тому же Акакий был жаркий арианин и старался всячески вредить св. Кириллу, не разделявшему его догматических воззрений. Под влиянием своих разногласий с св. Кириллом, он искал предлога, чтобы подвергнуть церковному наказанию Иерусалимского святителя. Такой предлог и действительно скоро представился ему. В Иерусалиме обнаружился страшный голод. Бедствие удручало жителей, которые целыми толпами обращались к своему архипастырю за помощию. Сердобольный Кирилл роздал бедствующим все церковныя деньги, а так как этих денег все же не хватило на удовлетворение нуждающихся, то св. Кирилл решился распродать все драгоценные церковные сосуды и занавесы и вырученныя от продажи деньги роздать тем же голодающим. Действия Иерусалимского святителя заслуживали похвалы, но не так отнесся к ним Акакий, воспользовавшись при этом, во вред св. Кириллу, следующим обстоятельством: какой-то гражданин увидал на актрисе одну из тех вещей, которыя он пожертвовал в Иерусалимскую церковь, узнал от нея, что она приобрела вещь от купца, а купец сообщил ему, что вещ продана ему св. Кириллом. Это обстоятельство дало Акакию возможность обвинять св. Кирилла в растрате церковной собственности. В качестве местного митрополита, Акакий собрал собор из подвластных ему епископов и заставил их объявить св. Кирилла низложенным с кафедры. Это было в 357 году. Иерусалимский святитель принужден был покинуть и кафедру и свой родной город. Он удалился сначала в Антиохию, а потом в Тарс. В этом последнем епископ Силуан принял его с глубоким уважением и дал приют изгнаннику. Акакий, однако же, не успокоился на этом и желал лишить св. Кирилла и того странноприимства, какое нашел он у Силуана: он писал этому последнему, что Кирилл низложен с кафедры и не должен иметь общения с прочими епископами; но архипастырь Тарса не внял настояниям Акакия и удержал у себя изгнанника. Хотя на соборе Селевкийском, в 359 году, св. Кирилл возстановлен был в достоинстве святителя Иерусалимского, но прежде чем вступить в управление паствою, он снова был объявлен низложенным – по козням Акакия – на другом соборе в Константинополе, в 360 году. Возвратился на свою кафедру св. Кирилл уже в царствование Юлиана, преемника арианина Констанция. Однако, возвратившагося святителя ждало новое испытание: Юлиан, ставши язычником, для посрамления христианства приказал возстановить в Иерусалиме древний иудейский храм. Иудеи ликовали. Все уже готово было для построения этого храма. Но предприятие имело самый печальный конец. Св. Кирилл уже предвидел, что храму не суждено быть возстановлену. «Представляя себе предсказание прор. Даниила (9, 26), которое подтвердил и Христос в своем Евангелии (Матф. 24, 2), Кирилл Иерусалимский многим возвещал, что теперь-то наступает время, когда в иудейском храме не останется камня на камне и исполнится предсказание Спасителя». Предвозвещение св. Кирилла оправдалось во всей точности. «В одну ночь сильное землетрясение извергло камни древних оснований (іудейскаго) храма», при чем пострадали и близь-стоявшия здания; иудеи пришли в ужас. Итак христианския чаяния восторжествовали, а Юлиан был посрамлен. Одним из преемников Юлиана, на императорском престоле, был арианин Валент; в это царствование св. Кирилл подвергся новому изгнанию, по воле самого императора. Это произошло в 367 году, и долго святителю пришлось жить в разлучении с своею паствою. Только в 379 году он был возвращен на свою кафедру, в царствование благочестивого императора Феодосия I. В 381 году св. Кирилл, вместе с другими знаменитыми представителями православной церкви, заседал на втором вселенском соборе в Константинополе. В следующем году от другого собора Константинопольского отправлено было на Запад послание, в котором восхваляются заслуги его для христианской веры, а церковь Иерусалимская названа «матерью всех церквей». После этого, св. Кирилл прожил не долго. Он скончался 18 марта 386 года, в какой день и празднуется память его.

Из творений св. отца, писанных на греческом языке, сохранились до нашего времени следующия: «Огласительныя слова», числом 18 и «Слова тайноводственныя», числом 5. Они произнесены были св. Кириллом в 347 или 348 году: «огласительныя» назначались для научения в вере готовящихся ко крещению и говорены в течение четыредесятницы, а «тайноводственныя» имели целию укрепление в вере новокрещенных и говорены были в течение Пасхи, после того, как оглашенные удостоились крещения. Содержание этих «словъ» такое: в предварительном слове, предшествующем огласительным, св. отец говорит об обязанностях христианина вообще и увещевает надлежащим образом приготовиться к приятию крещения; затем в 1-м слове говорится о важности крещения; во 2-м о тяжести и происхождении греха и указывается на покаяние, как на средство к получению божественной благодати; в 3-м говорится о крещении, как спасительном средстве; в 4-м заключается краткое обозрение всех главных предметов христианского учения; в 5-м речь идет о значении веры и символа веры. В остальных 13 огласительных словах св. отец объясняет весь символ веры, именно, местный символ, Иерусалимский, несколько отличный от Никейского вселенского символа. Проповедник подробно изъясняет, по порядку, член за членом, в символе: здесь сначала он раскрывает сущность того или другого христианского учения, а потом опровергает различныя заблуждения, противныя этому учению. В 5-ти «тайноводственных словахъ» св. Кирилл истолковывает сущность и обряды таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Преосвящ. Филарет, архиеп. Черниговский, в своем сочинении: «Историческое учение об Отцах церкви» делает такой отзыв о достоинствах и значении «словъ» св. Кирилла: «св. Кирилл беседует спокойно, предлагает мысли свои просто, ясно; выражается точно; там, где одушевляется предметом, говорит живо. Описание священных обрядов в оглашениях его соединяет со внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени. Обряды, описываомые св. Кириллом, поражают и радуют сына православной церкви. Читая это описание, описание IV века, как бы видим то самое, что совершается в православных храмах XIX века». – Кроме вышеуказанных творений св. Кириллу приписываются: «Беседа о разслабленном при купели» и «Послание к царю Констанцию о явившемся на небесах знамении креста».

Все эти творения св. отца помещаются ниже в русском переводе, который составляет точное воспроизведение перевода, изданного при Московской Духовной Академии в 1855 г.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. - 2-е изд. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1893. - 316, II с. / А.П. Лебедев. Краткие сведения о св. Кирилле архиепископе Иерусалимском. 5-9 с.

Комментарии для сайта Cackle