Устав православного богослужения

Источник

Учебное пособие по Литургике

Рекомендовано Советом Семинарии в качестве учебного пособия для учащихся Семинарии и Регентского отделения

Издательство Саратовской епархии. Саратов 2010

Содержание

Введение

Часть I. Православное богослужение и его основные атрибуты Глава 1. Храм как место совершения богослужения §1. Краткая история христианского богослужения §2. Внешний вид храма §3. Внутреннее устройство храма §3.1. Притвор §3.2. Средняя часть храма и иконостас §3.3. Алтарь и его принадлежности Глава 2. Священнослужители и церковнослужители §1. Церковнослужители, их функции и облачения §2. Три степени священства §2.1. Диакон, его облачения и награды §2.2. Пресвитер, его облачения и награды §2.3. Архиерей, его облачения и награды §3. Цвет священных облачений Глава 3. Круги богослужения и посты §1. Суточный круг богослужения §2. Седмичный круг богослужения §3. Годовой круг богослужения. Важнейшие православные праздники §4. Посты Глава 4. Виды церковных молитвословий §1. Библейский песенный материал §1.1. Псалмы §1.2. Библейские песни §2. Церковная гимнография §2.1. Стихира §2.2. Тропарь §2.3. Кондак §2.4. Канон §2.5. Седален §2.6. Ипакои §2.7. Светилен §2.8. Прокимен §2.9. Аллилуарий §2.10. Причастен §2.11. Антифоны §2.12. Полиелей §2.13. Непорочны §2.14. Акафист §2.15. Самогласен, самоподобен, подобен Глава 5. Богослужебные книги §1. Богослужебное евангелие §1.1. О чтении Евангелия на службах суточного круга §1.2. Содержание богослужебного Евангелия §1.3. Приложения богослужебного Евангелия §1.4. Схема чтения Евангелия §1.5. Устав чтения Евангелия §1.6. Одно, два и три евангельских зачала на литургии §1.7. Отступки и преступки рядовых чтений Евангелия §1.8. Стиль чтения Евангелия и Апостола §2. Богослужебный апостол §2.1. О чтении Апостола на богослужениях суточного круга §2.2. Содержание богослужебного Апостола §2.3. Приложения богослужебного Апостола §2.4. Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария §2.5. Устав чтения Апостола §2.6. Одно, два и три апостольских зачала на литургии §2.7. Связь между количеством прокименов, Апостолов, аллилуариев и причастных §3. Типикон §3.1. Краткая история Типикона §3.2. Содержание Типикона §3.2.1. Знаки месяцеслова §3.2.2. Основная часть Типикона §3.2.3. Храмовые главы §3.2.4. Пасхалия §3.3. Значение Типикона §4. Псалтирь следованная. Устав о чтении псалтири §4.1. Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь. Устав чтения Псалтири §4.2. Псалтирь Следованная. Часть I: Канонник §4.3. Псалтирь Следованная. Часть II: Часослов §4.4. Псалтирь Следованная. Часть II: Месяцеслов §5. Часослов §6. Минея месячная. Приложения минеи §6.1. Основная часть Минеи §6.2. Оглавление Минеи §6.3. Приложения Минеи §7. Октоих §7.1. Содержание Октоиха §7.2. Приложения Октоиха §8. Минея общая §8.1. Содержание общей минеи §8.2. Практическое использование Общей Минеи в современной богослужебной практике §9. Минея праздничная §10. Триодь §10.1. Триодь Постная §10.2. Триодь Цветная §11. Ирмологий §11.1. Содержание Ирмология §11.2. Практическое использование Ирмология в современной богослужебной практике §12. Служебник §13. Требник §14. Чиновник архиерейского священнослужения Часть II. Службы суточного круга богослужения Глава 1. Вечерня §1. Виды вечерни §2. Малая вечерня §2.1. Последование малой вечерни §2.2. Особенности малой вечерни §2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6» §2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого §2.2.3. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого Богородичного праздника §2.2.4. Особенности малой вечерни в случае двунадесятого Господского праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день §2.2.5. Особенности малой вечерни в случае великого или бденного святого в седмичный день §3. Вседневная вечерня §3.1. Последование вседневной вечерни §3.2. Особенности вседневной вечерни §3.2.1. В случае святого без знака (малого святого) §3.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) §3.2.3. В случае двух святых §3.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу §3.2.5. В случае двух святых в субботу §3.2.6. В случае святого со славословием §3.2.7. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §3.2.8. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §4. Великая вечерня §4.1. Определение великой вечерни, дни ее совершения §4.2. Последование великой вечерни §4.3. Особенности великой вечерни §4.3.1. В случае полиелейного святого (в период пения Октоиха) §4.3.2. В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §4.3.3. В случае праздника в честь иконы Божией Матери, совершаемого в соединении со службой святому §4.4. Последование великой вечерни, совершаемой в составе бдения §4.5. Особенности великой вечерни, совершаемой в составе бдения §4.5.1. Особенности воскресной великой вечерни в случае святого без знака §4.5.2. Особенности воскресной великой вечерни в случае шестеричного или славословного святого §4.5.3. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого §4.5.4. Особенности воскресной великой вечерни в случае бденного святого §4.5.5. Особенности воскресной великой вечерни в случае двунадесятого Богородичного праздника §4.5.6. Особенности воскресной великой вечерни в случае недвунадесятого Богородичного праздника, соединяемого со службой рядовому святому §4.5.7. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §4.5.8. Особенности воскресной великой вечерни в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §4.5.9. Особенности великой вечерни в случае Господского двунадесятого праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день §4.5.10. В случае бденного святого (в период пения Октоиха) §4.5.11. В случае бденного святого или в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Глава 2. Повечерие §1. Великое повечерие §1.1. Дни совершения великого повечерия §1.2. Последование великого повечерия §1.2.1. Обычное начало и часть 1-я §1.2.2. Часть 2-я §1.2.3. Часть 3-я §1.3. Особенности великого повечерия §1.3.1. Особенности великого повечерия на 1-й седмице Великого поста §1.3.2. Особенности великого повечерия в пятницу 1-й седмицы Великого поста §1.3.3. Особенности великого повечерия в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста §1.3.4. Особенности великого повечерия в пятницу ваий (накануне Лазаревой субботы) §1.3.5. Особенности великого повечерия в Великий Понедельник и Великий Вторник §1.3.6. Особенности Великого повечерия во вторник и четверг сырной седмицы §1.3.7. Особенности великого повечерия, входящего в состав бдения §1.3.8. Особенности великого повечерия в случае полиелейного праздника §2. Малое повечерие §2.1. Дни совершения малого повечерия §2.2. Последование малого повечерия §2.3. Особенности малого повечерия §2.3.1. Особенности малого повечерия в пятницу вечером (накануне субботы) §2.3.2. Особенности малого повечерия в случае полиелея или святого со славословием §2.3.3. Особенности малого повечерия в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §2.3.4. Особенности малого повечерия в Неделю сыропустную и все недели Святой Четыредесятницы вечером §2.3.5. Особенности малого повечерия в период от Антипасхи до Вознесения Глава 3. Полунощница §1. Виды полунощницы и дни ее совершения §2. Последование вседневной полунощницы §3. Особенности субботней полунощницы в отличие от вседневной §4. Особенности праздничной полунощницы §5. Последование воскресной полунощницы §6. Последование пасхальной полунощницы Глава 4. Утреня §1. Виды утрени §2. Вседневная утреня §2.1. Последование вседневной утрени §2.2. Особенности вседневной утрени §2.2.1. В случае святого без знака (малого святого) §2.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) §2.2.3. В случае двух святых §2.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу §2.2.5. В случае двух святых в субботу §2.2.6. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §2.2.7. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §3. Утреня с великим славословием §3.1. Последование утрени с великим славословием §3.2. Особенности утрени с великим славословием §3.2.1. Особенности утрени в случае славословного святого в седмичный день (кроме субботы) §3.2.2. Особенности утрени в случае славословного святого в субботу §3.2.3.Особенности утрени в случае отдания двунадесятого праздника §3.2.4. Особенности утрени в случае славословного Богородичного праздника §4. Полиелейная утреня §4.1. Последование полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день §4.2. Особенности полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день §4.2.1. В случае двунадесятого Господского или Богородичного праздника §4.2.2. В случае недвунадесятого Богородичного праздника, соединяемого со службой рядовому святому §4.2.3. В случае бденного или полиелейного святого в седмичный день (кроме субботы) §4.2.4. В случае бденного или полиелейного святого в субботу §4.2.5. В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §4.3. Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день §4.4. Особенности воскресной утрени §4.4.1. Особенности воскресной утрени в случае малого святого §4.4.2. Особенности воскресной утрени в случае двух святых §4.4.3. Особенности воскресной утрени в случае шестеричного или славословного святого §4.4.4. Особенности воскресной утрени в случае бденного или полиелейного святого §4.4.5. Особенности воскресной утрени в случае двунадесятого Богородичного праздника §4.4.6. Особенности воскресной утрени в случае недвунадесятого Богородичного праздника, соединяемого со службой рядовому святому §4.4.7. Особенности воскресной утрени в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника §4.4.8. Особенности воскресной утрени в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Глава 5. Часы §1. Виды часов и дни их совершения §2. Последование вседневного часа §2.1. Общее последование вседневного часа §2.2. Частные особенности часов §3. Последование великопостного часа §3.1. Общее последование великопостного часа §3.2. Частные особенности великопостных часов §4. Особенности великопостных часов §4.1. Особенности в среду и пятницу сырной седмицы §4.2. Особенности в понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста §4.3. Особенности в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста §4.4. Особенности в случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста §4.5. Особенности в четверг 5-й седмицы Великого поста §4.6. Особенности в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду §5. Последование великого часа §6. Последование пасхального часа Глава 6. Изобразительны §1. Последование изобразительных на великопостных часах §2. Особенности изобразительных §2.1. В навечерие Рождества Христова и Богоявления §2.2. В среду и пятницу сырной седмицы §2.3. В понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста §2.4. В случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста §2.5. В случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста §2.6. В четверг 5-й седмицы Великого поста §2.7. В Великий Понедельник и Великий Вторник §2.8. В Великую Среду §2.9. В Великий Четверг §2.10. В Великую Пятницу §2.11. В Великую Субботу Глава 7. Божественная литургия §1. Евхаристия: богословский аспект §2. Виды литургии и дни их совершения §3. Последование литургии святителя Иоанна Златоуста §3.1. Входные молитвы §3.2. Облачение духовенства §3.3. Проскомидия §3.4. Литургия оглашенных §3.4.1. Начало литургии §3.4.2. Малый вход §3.5. Литургия верных §3.5.1. Великий вход §3.5.2. Евхаристический канон Священник (воздевая руки): «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор и народ: «Отче наш…». §3.5.3. Причащение священнослужителей §3.5.4. Причащение народа §3.6. Практические замечания к последованию литургии §4. Изменяемые части литургии, их особенности §4.1. Антифоны §4.2. Тропари и кондаки по малом входе §4.2.1. В Господском храме §4.2.2. В Богородичном храме 4.2.3. В храме святого §4.3. Песнопения, заменяющие Трисвятое на литургии §4.4. Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен §4.5. «Достойно есть…» и задостойники §5. Особенности божественной литургии §6. Литургия Святителя Василия Великого §6.1. Ектения об оглашенных §6.2. Литургия верных §6.2.1. Великий вход §6.2.2. Евхаристический канон Священник (воздевая руки): «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор и народ: «Отче наш…». §6.2.3. Причащение священнослужителей §6.2.4. Причащение народа §7. Литургия Преждеосвященных Даров §7.1. Приготовление Святых Даров §7.2. Последование литургии Преждеосвященных Даров §7.2.1. Начало (вечерня) §7.2.2. Великий вход §7.2.3. Причащение духовенства §7.2.4. Причащение мирян §7.2.5. Окончание литургии Преждеосвященных Даров Часть III. Виды служб Минеи и их особенности Глава 1. Богослужения в седмичные дни §1. Великие праздники §1.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Господского праздника 1.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Богородичного праздника §1.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае великого недвунадесятого праздника в честь святого §2. Праздники со бдением §2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) §2.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства §3. Полиелейные праздники §3.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) §3.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в седмичный день в период пред- или попразднства §3.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в отдание двунадесятого праздника §3.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае едвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день, соединяемого со службой рядовому святому §3.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день, соединяемого со службой двум святым §4. Службы с великим славословием §4.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в седмичный день, кроме субботы §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в субботу §4.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае славословного Богородичного праздника в седмичный день §4.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в седмичный день §5. Службы в дни памяти святых, «поемых на 6» §5.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) §5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в субботу (кроме периода пред- или попразднства) §5.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в седмичный день в период пред- или попразднства §6. Службы в дни памяти святых без знака §6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) §6.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства) §6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства §6.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) §6.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства) §6.6. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Глава 2. Богослужения воскресных дней §1. Общие особенности воскресного богослужения §2. Великие праздники §2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю §2.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае великого недвунадесятого Богородичного праздника в неделю §3. Праздники со бдением §3.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства) 3.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в неделю в период пред- или попразднства §3.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае храмового праздника в неделю в храме святого §4. Полиелейные праздники §4.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства) §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю в период пред- или попразднства §4.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в неделю, соединяемого со службой рядовому святому §5. Службы с великим славословием §5.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в неделю §5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в неделю §6. Службы в дни памяти святых, «поемых на 6» §6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства) §6.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в неделю в период пред- или попразднства §7. Службы в дни памяти святых без знака §7.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства) §7.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю в период пред- или попразднства §7.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства) §7.4. Богослужение в случае двух святых без знака в неделю в период пред- или попразднства Приложения Приложение 1. Каждение §1. Идейный смысл каждения §2. Образ совершения каждения §3. Сосуды для каждения и ладан §4. Порядок совершения каждения §4.1. Каждение в начале всенощного бдения §4.2. Каждение на «Господи, воззвах…» §4.3. Каждение на литии §4.4. Каждение в начале утрени §4.5. Каждение при пении полиелея §4.6. Каждение на 9-й песни канона §4.7. Каждение на проскомидии §4.8. Каждение при чтении Апостола §4.9. Каждение при пении Херувимской песни §4.10. Каждение на «Достойно есть…» Приложение 2. Богослужебные отпусты §1. Краткая история и идейное значение отпуста §2. Основной принцип формирования содержания отпуста §3. Виды отпустов §3.1. Краткий праздничный отпуст §3.2. Полный праздничный отпуст §3.3. Вседневный отпуст §3.4. Малый отпуст §4. Отпусты в период Великого поста §5. Несколько частных разъяснений по совершению отпустов §6. Таблица совершения отпустов Приложение 3. Памятка пономаря §1. Действия пономарей при совершении всенощного бдения §2. Действия пономарей при совершении литургии §3. Включение и выключение паникадила Приложение 4. Устав о катавасиях Приложение 5. Чин вечерней и дневной трапезы §1. Вечерняя трапеза §2. Дневная трапеза и чин о панагии Библиография Коротко об авторе Публикации  

 

Учебное пособие по Литургике предназначено для студентов I–II курсов Духовных Семинарий и учащихся Регентского отделения. В книге достаточно подробно рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии. Данное пособие будет полезно не только учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению.

Введение

Данная книга является учебным пособием по Литургике, предназначенным для студентов Духовных Семинарий и учащихся Регентского отделения. Это означает, что в первую очередь автор ориентируется на программу I и II курсов Духовных Семинарий Русской Православной Церкви. Однако данное пособие не имеет узкой направленности; здесь гораздо шире и глубже рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии, чем это возможно сделать в рамках семинарского курса. Кроме того, автор приложил максимум усилий для того, чтобы всю информацию, содержащуюся в книге, донести в доступной и удобной для восприятия и усвоения форме. Автор надеется, что книга будет полезна не только собственно учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению. Именно поэтому все спорные и неоднозначно решаемые вопросы Устава и богослужебной практики рассматриваются детально, и каждый вывод сопровождается соответствующей аргументацией.

Литургика – наука, изучающая богослужение. Современные литургисты (протоиерей Александр Шмеман и архимандрит Киприан (Керн)) разделяют науку Литургику на три части: Церковный Устав, историческая Литургика и Литургическое богословие:

«Историко-археологический подход к науке старается осветить главным образом постепенное развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утвари и т<ому> п<одобного>. Этот подход интересуется возникновением и развитием тех или иных стилей храмоздательства, иконописания и т<ак> д<алее>. Часто в богословских школах из науки Литургики выделяется особая наука Церковной археологии и истории христианского искусства.

Второй подход, ритуалистический, или уставной, занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава, или Типикона, и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возникновение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В Семинариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием “Устава”, которая и занимается изучением указанных правил богослужения.

Третий, наконец, подход, богословский, смотрит на науку богослужения не только как на предмет исторического или археологического изучения и не только как на правила для отправления богослужения по духу и букве церковного Типикона, но главным образом как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для построения богословской системы Православия»1.

Данная книга посвящена первой части Литургики – Церковному Уставу, также автор по мере необходимости будет уделять внимание историческим и богословским аспектам православного богослужения.

Может возникнуть закономерный вопрос: какая необходимость в данной книге, раз существует немало трудов, посвященных Церковному Уставу, да и каждый год выходят «Богослужебные указания», где приводится подробная схема для всех богослужений текущего года? Для ответа на этот вопрос и в то же время для обоснования актуальности данной книги полезно сделать краткий обзор существующей литературы по Уставу.

Во-первых, это книга протоиерея К. Никольского «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», вышедшая впервые еще в XIX веке и с тех пор много раз переиздававшаяся. Книга всерьез может претендовать на звание «энциклопедии богослужебного Устава», так как в ней излагаются последования всех богослужений, указываются основные особенности и даже уделяется внимание вводным темам: дается подробное описание устройства храма, богослужебных книг и прочего. Однако она более подходит для использования в качестве справочника, в то же время малопригодна для изучения Устава, так как различные случаи соединения служб не разделены, а возможные особенности излагаются сразу для многих вариантов прямо при рассмотрении последования данного богослужения. Это означает, что, например, при рассмотрении стихир на «Господи, воззвах…» автор сразу перечисляет все возможные варианты для разных случаев. Но такая подача материала неудовлетворительна для начинающих знакомиться с Уставом богослужения, так как, например, если необходимо рассмотреть вседневную службу в случае одного святого без знака, следует проштудировать всю книгу, чтобы вычленить все особенности данного богослужения.

Немалым авторитетом пользуется и книга другого автора рубежа XIX–XX веков – В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви». Более того, она в настоящее время служит одним из основных источников для составителей «Богослужебных указаний». Однако при знакомстве с этой книгой сразу обращает на себя внимание очень тяжелый и трудный для восприятия современного читателя стиль изложения. Также отметим то обстоятельство, что книгой В. Розанова очень непросто пользоваться, поскольку при изложении особенностей богослужений автор вводит в текст различные примечания, вследствие чего статьи получаются слишком пространными, так что важные детали теряются среди второстепенных подробностей и пояснений (достаточно посмотреть часть I, отдел 1, главы 2, 3 и 4 «О богослужении воскресных дней…»). Наконец, многие выводы автора весьма спорные (отмена дневного прокимена2 на литургии в период предпразднства, наличие 3-й кафисмы на утрене в случае святого с великим славословием в период зимнего расписания с чтением после нее седальнов из Октоиха и др.). Ввиду указанных недостатков становится очевидным совершенная непригодность данной книги для изучения Устава богослужения. Книга В. Розанова может быть использована лишь как вспомогательное пособие для разрешения конкретных трудностей богослужебного Устава.

Нельзя не сказать также несколько слов о «Настольной книге священнослужителя», изданной в 8 томах в XX веке, из которых 1-й и 4-й тома посвящены Уставу богослужения. Сразу следует обратить внимание на то, что пособие это носит компилятивный характер, так как составлено на основании различных более ранних книг по Уставу. В частности, глава «Богослужебные книги Православной Церкви» полностью скопирована у протоиерея К. Никольского, а последование литургии (как полной, так и Преждеосвященных Даров) заимствовано из книги А. Георгиевского. Однако это не является недостатком, так как данная книга не претендует на статус научного исследования, а имеет практическую цель. Более важно то, что, несмотря на наличие в книге ценной информации и многих существенных замечаний, она все же вряд ли может быть использована для изучения Устава. Во-первых, нет необходимой для учебных целей систематизации материала (в частности, в 3-й главе книги «Краткий устав соединения церковных служб» излагаются сразу и последования богослужений суточного круга, и их особенности). Во-вторых, недостает ссылок на Типикон и другие богослужебные книги, а также отсутствует обоснование тех особенностей, которые четко в Типиконе не обозначены. В-третьих, хотя книга и называется «Настольной», что подразумевает доступность подачи материала, стиль изложения в некоторых местах слишком «темный» и малопонятный, совершенно непригодный для постижения и усвоения содержания данных глав (особенно это касается 7-й части тома 1-го «Годичный круг евангельских чтений»).

Наконец, необходимо высказать мнение относительно ежегодных «Богослужебных указаний», в которых излагаются особенности богослужений на все дни данного года. Безусловно, такая книга имеет ценность, так как помогает священнослужителям и церковнослужителям подготовить и совершить конкретное богослужение в текущем году. Особенную актуальность имеют указания, составленные для периода Постной и Цветной Триоди, в связи с подвижным характером богослужений этого времени. Однако как раз в самой подробности содержания данной книги и кроется ее основная опасность. «Указания» не только не предназначены для изучения Устава, но сами отучают неопытного священнослужителя и регента думать и систематизировать. Получается тот же эффект, какой был бы в том случае, если бы при изучении математики (физики или другой точной науки) использовали книгу, где вместо формул в общем виде были предложены только частные случаи их применения. Так и у людей, которые не знают основ Церковного Устава, при пользовании «Богослужебными указаниями» вместо целостной картины и четкого представления о последовании и особенностях данной службы в сознании присутствует только совокупность отдельных особенностей и частных случаев. И нередко приходится наблюдать совсем печальную картину, когда регент или псаломщик на протяжении всего богослужения не могут расстаться с «Указаниями», а в трудных ситуациях теряются и выглядят совершенно беспомощными.

Все сказанное не означает ни в коем случае, что мы выступаем против использования на приходе «Богослужебных указаний». Эта книга нужна и полезна, но автор убежден, что наиболее правильное и оптимальное использование «Богослужебных указаний» возможно только после усвоения основ богослужебного Устава.

Итак, среди указанных нами четырех основных пособий, посвященных Уставу богослужения (книг протоиерея К. Никольского, В. Розанова, «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний»), ни одно не может быть признано оптимальным для изучения Устава и ни одно из них не соответствует программе изучения Литургики, используемой в духовных школах. Есть и другие книги, не названные нами (например, «Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина), но они также имеют немало недостатков. Потому существует необходимость в таком пособии по Церковному Уставу, которое, во-первых, было бы построено в соответствии с учебной программой духовных школ, во-вторых, содержало бы максимально полное изложение всех вопросов, рассматриваемых в семинарском курсе Литургики. В настоящей книге как раз и реализуется данная цель, насколько это было возможно.

Книга состоит из трех частей. В I части («Православный храм и богослужебные книги») рассматриваются темы, составляющие введение в Литургику и входящие в программу I курса Семинарии. Во II, основной и самой большой по объему части нашей книги («Службы суточного круга богослужения») рассматриваются последования и основные особенности всех богослужений суточного круга и литургии3. Содержание этой части соответствует программе II курса Семинарии. Наконец, в III части нашей книги («Виды служб Минеи и их особенности») в систематическом порядке излагаются уставные особенности всех видов праздничных и вседневных богослужений. Хотя частично содержание III части дублирует содержание II части, ее практическая необходимость очевидна, так как здесь в каждой главе указаны все особенности для данного типа праздников, что удобно при рассмотрении или совершении конкретной службы.

Говоря о содержании этого издания, необходимо отметить следующее. В Типиконе и других богослужебных книгах далеко не всегда ясно и четко обозначены особенности того или иного праздничного или вседневного богослужения. В таких неоднозначных случаях мы будем давать подробное обоснование нашим выводам, приводя ссылки на имеющиеся в богослужебных книгах уставные указания или обращаясь к трудам авторитетных русских литургистов. При рассмотрении же действий священника и диакона (из которых далеко не все четко обозначены в Служебнике и в других книгах), а также при описании действий пономарей мы будем опираться на практику Санкт-Петербургской Духовной Академии. Автор убежден, что именно богослужение в духовных учебных заведениях должно быть стандартом для приходских храмов, так как в духовных учебных заведениях, во-первых, сами участники богослужения знают или изучают Устав и потому имеют возможность применять свои знания на практике, во-вторых, осуществляется контроль за ходом богослужения, исключающий произвольные или случайные искажения Устава. И если в рамках епархии таким образцом должно являться богослужение в храме Семинарии, то богослужение в храмах Духовных Академий, которые выпускают преподавателей для Семинарий, должно быть эталоном для богослужения в Семинариях. Следовательно, практика Санкт-Петербургской Духовной Академии, одной из двух ведущих Академий Русской Церкви, как раз и может быть признана авторитетной и образцово-показательной4.

В связи с этим автор выражает глубокую сердечную благодарность любимому преподавателю архимандриту Софронию (Смуку), в течение многих лет осуществляющему руководство Богослужебной практикой в Санкт-Петербургской Духовной Академии, как за непосредственную помощь в написании данной книги (при участии архимандрита Софрония, в частности, были составлены главы, в которых излагается последование всех видов литургии), так и за ту любовь к Уставу, которую архимандрит Софроний привил автору.

Автор с благодарностью примет все комментарии и замечания относительно содержания данной книги, которые можно отправлять по электронному адресу: a_kashkin@mail.ru.

* * *

1

Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 8.

2

О написании производных форм слова прокимен см. в примеч. 64 на с. 83.– Ред.

3

По нашему мнению, литургия не входит в совокупность служб суточного круга, но занимает особое место. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих главах книги.

4

Во избежание путаницы мы не будем указывать те несущественные нюансы, которые отличают практику Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПбДА) от не менее авторитетной практики Московской Духовной Академии (МДА), другой ведущей Духовной Академии России.


Источник: Устав православного богослужения : учебное пособие по Литургике / Кашкин А.С. - Саратовская Православная Духовная Семинария. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2010. - 687 с. ISBN 978-5-98599-082-9

Комментарии для сайта Cackle