Освобождение славянских племён

Падение готского царства повлекло за собой уничтожение всех германских княжеств или аристократических общин на востоке, бегство их на запад и освобождение всех племён, давно уже повиновавшихся им от Днепра до самого сердца Германии. Таким образом, мгновенно открылась вся славянская подпочва восточной Европы, освобождённая от временного наплыва с запада, и множество славянских народов, до тех пор не замеченных историей, выступили на историческое поприще.

Это единственное разумное объяснение гуннского переворота, доказанное вполне, всё ещё тревожит немецкую критику; ей страшно оторваться от прошлых и умерших мнений и грустно признать старобытность и исконную важность Славян в Европе. А все-таки другого объяснения нет, и наука берёт своё. Старины не пересоздаст никакое патриотическое пристрастие и никакая народная вражда. Положение германских учёных довольно смешно: им не хочется находить Славян в Европе; это море народов должно с Гуннами нахлынуть на Европу; даже в Азии им не хочется видеть Славян. Там всё или финно-турецкое, или индо-персидское. Славян то уже и не откуда взять. Беспристрастная наука оправдывает и слово Кранция о Гуннах: «ut erubescant qui Asiaticam gentem esse contendunt», и мнения Полибия о Венетах, когда он называет их в сравнении с Кельтами и Этрусками «gens longe vetustissima».

Не великий Аттила создал гуннское царство. Он нашёл царство готовое от Урала до Эльбы и до лесов Тюрингии (Thuringen, едва ли не древних жителей, Тверичей), и это царство не было созданием какой-нибудь сильной личности, но плодом дружного освобождения целого племени от нестерпимого насилия иноплеменников. Славолюбивый завоеватель продолжал начатое народом и обратил войну свободы в войну мщения. Таков смысл его жизни и его похвальбы, когда он себя называл Божиим бичом. Такова причина, почему его удары были обращены на германский и западный мир, а не на ближнюю и богатейшую Византию. Мгновенный блеск военной славы озарил народы славянские. Всё германство покорилось, за исключением немногих семей, например, Вестготов, бежавших в далекую Галлию и спасённых дальностью, остатками римской империи и мечом Аэция. Западная империя получила смертельный удар, от которого уже не могла оправиться; судьба Европы изменилась. После смерти Аттилы царство его распалось. Союз славянский утратил свою целость; но великое дело историческое было совершено.

Победы Гуннов возвратили свободу Славянам везде, где они ещё сохранили свою народность.

На западе они уже изменились не только в Галлии, но и в древней Винделикии и в западных Альпах и в Тироле; впрочем, некоторые семьи освобождены были даже на берегах Рейна и Майна и погибли уже в позднейшее время. От них сохранились только некоторые обычаи и ясно славянские имена урочищ, например, Вышница, Седлица, Городица, Радовица, Сырница, Рейница и др.

Победы Аттилы утвердили навсегда самобытность освобождённых народов и самобытность восточно-иранского племени в Европе. Его великим подвигом утверждена возможность Руси, Польши и всех исторических царств славянских, но направление, данное им своему народу, имело также и дурные последствия. Обширная земля славянская была очищена от утеснителей: Свевы, Вандалы, Герулы (вероятно предки позднейших Литовцев)376, Бургунды и другие были выброшены из Чехии, Польши, Венгрии, страны прикарпатской и поморья балтийского, Готы из России, за исключением крымских гор, где они ещё долго сохраняли независимость или по крайней мере самобытность; сарматские Азы-Алане отброшены на запад, вероятно, вместе с другими смешанными племенами (как, например, Аз-мияне, Аз-иоты, и пр.). Сила Яз-зигов сокрушена, и от Сарматов уцелела только та часть, которая, вместе с Вендами, завоевав Скандинавию, основала на севере целую систему народов, обнимавшую Норвегию, Швецию, острова Дании, Северную Россию (т. е. Новгород и его союз) и отчасти балтийское поморье. В последствие германская стихия подавила все другие в области издревле германской; славянская сохранилась в чистоте в области издревле славянской; но система народов долго не распадалась и, распавшись, положила начало великой Руси. Таковы были добрые плоды гуннского завоевания. Зло заключалось в преобладании воинственной стихии, долго бросавшем Славян на область задунайскую и удалявшем от них возможность просвещения. Это зло было неизбежным последствием долгого утеснения от воинственных дикарей, дружинного характера Гуннов-освободителей, сильной примеси средне-азийских Уйгуров и особенно направления, данного Аттилой. Может быть, ещё большее зло заключалось в ослаблении азиатской границы. Победители Германцев, удаляясь от Волги, оставили её берега почти без защиты, в добычу финно-турецким семьям и открыли свободный доступ восточным завоевателям в придонскую и приднепровскую степь. Семьи Славянские, оставшиеся на Волге, скоро сделались добычей Уйгуров и других воинственных пришельцев. Иные исчезли без следов; другие сделались рабами утеснителей, называвшихся их владыками и пользовавшихся их трудами и промышленностью (так например, хан земли бомарской назывался владыкой Саклабов и богатился славянской торговлей); наконец, все степи между устьями Дуная и Волги сделались добычей кочевых племен, отодвинувших Славян далеко на север и на северо-запад, и давнишняя война между кочевьем и селом продолжалась до полного развития русской силы.

Кочевье ещё и теперь не исчезло в южной России; но оно покорилось оседлому племени и само мало-помалу принимает начала оседлости или уходит робко в азиатскую степь. Кончилась война, которая так долго грозила уничтожением мирным выходцам восточного Ирана и которую полу-эллинские художники при-евксинских городов символизировали, как видно из множества памятников, борьбой журавля перехожего и пигмея-землепашца.

* * *

376

«Герулы – предки Литовцев». Конечно только в том смысле, что они под именем Гирров и Скирров владели частью Литовской земли (?).

Комментарии для сайта Cackle