Гунны. Их славянская стихия. Их борьба с Германцами
Отодвинутые Гионг-ну, Сян-бийцы и жужанские Татары налегли на союз разноплеменных Уйгуров (принадлежавший по большой части финно-турецким семьям, как доказано мирзой Казем-беком) и погнали их ещё далее на запад, к берегам Иртыша, Оби и Волги. Ещё прежде напора Сян-бийцев, усиление Гионг-ну и Тшессе-Уйгуров и завоевания Китайского дома Ханов уничтожили мало-помалу бактро-славянские общины на севере и северо-востоке Бактрии, отбросив их к югу, где они основали недолговечное царство Индо-Скифское и покорили часть индостанского Пенджаба, или к северо-востоку, где они сплотились под именем издавна известным Гуннов и новым именем приволжцев или болгар. Новый напор с востока усилил приволжцев наплывом Уйгуров, которые вошли в состав гуннских ополчений, дали их казачеству отчасти средне-азийский характер, а потом, после падения Гуннов, явились в истории с самостоятельной деятельностью.
Мнение критиков, смешавших Гионг-ну с Гуннами Аттилы, давно уже потеряло вес свой в мире учёном365. Оно еле ещё только высказывается страстными поклонниками Средней Азии и Китая и смело повторяется только отсталыми полуучёными, которые не успели ещё воспользоваться новейшими открытиями. Слава догадки о славянстве Гуннов принадлежит Венелину366, писателю гениальному, но слишком страстному, слишком мало знакомому с восточными источниками и слишком мало оценённому не совсем доброжелательной критикой Запада, даже его одноплеменников Славян.
Венелин уже доказал, по свидетельству Византийцев и западных писателей, славянский характер обычаев гунских (особенно замечателен обычай, сохранившийся в России – лавок пристенных), славянство слов, сохранившихся из гунского языка (страва – поминки; камос из зернового хлеба, т. е. квас, а не кумыс, который делается из молока, и т. д.). Прибавим, что Гунны не имели ничего общего с Гионг-ну (ибо по свидетельству Китайцев никогда тюркские Гионг-ну не проникали так далеко на запад); что народы, жившие на северо-восток и север от Бактрии и, без сомнения, отчасти выдвинутые из родины своей около начала эры христианской, были по большей части оседлые и не совсем без просвещения (таково свидетельство Китайцев, воспользовавшихся их художеством, например в делании цветных стекол) и не принадлежали к финно-турецким семьям; что громкое имя гунского завоевателя Аттилы тождественно с именем, встречаемым в истории бактро-гетских царей Аццилес; что Гунны совершенно тождественны с Саками и Славянами по писанным памятникам и преданиям германским о Хунаб, Хунигардии и т. д., по древнему свидетельству Индостана о Гуннах и Саках, подкреплённому свидетельством Козьмы Индоплавателя и по свидетельству надписей клинообразных о при-евксинском Гунастане или Сакастане; что первое имя царское, при котором являются Гунны, чисто славянское (Воломир); что вообще имена гуннские были славянские, по свидетельству Иорнанда: «Gothi plerumque mutuantur nomina Hunnorum» (славянских имен у Германцев и Готов, как известно, множество, особенно у Остготов, например, Валамир, Чудомир, Видимир и др., а едва ли найдется хотя одно финно-турецкое); что Славяне-Венеты составляли главную силу гунского ополчения и что, наконец, у Византийцев те же Славяне-Венеты являются как бы потомками Гуннов, «от которых они получили честность и добродетель»367, – и догадка Венелина обращается в неоспоримый исторический факт.
Только не должно забывать, что Гунны, – казачество восточных Славян, – уже давно приняли примесь финно-турецкую (по свидетельству Китайцев о сильном влиянии Као-тче на семьи Да-гиа, Юэти и Та-Ван) и что после их движения на запад Приволжье подпало власти уйгурских переселенцев (а все-таки не Гионг-ну). Таков смысл показания китайского об очередном владычестве Алан-ми (Сарматов), Венна-ша (Венетов и Гуннов) и Тше-ссе (Уйгуров, т. е. Венгров, Болгар позднейших, Половцев, смешанного племени Хазаров и др.).
Прилив Славян к Приволжью от юго-востока объясняется напором Гионг-ну и Уйгуров. Усиление их приливом средне-азийским было последствием побед Сян-бийцев на востоке, по свидетельству европейских писателей о бегстве Уйгурцев перед Сабирами.
Вместо Сабиров встречается иногда искажённое имя Абиры, но оно не заслуживает внимания. Имя Сабир есть бесспорно тождественное с Сян-бий так же как Хаза и Хазар, Манджу и Манджур, Гуей-гуе и Юйгур или Уйгур. Вероятно, с именем Сянбир связано слово Сибирь, кажется иногда произносимое как Симбирь. Форма и в конце слова придаёт ему характер собирательный (Леть, Ливь, Ямь, Русь и т. д.).
* * *
Мнение, смешавшее Гионг-ну с Гуннами, идёт от De Guignes. Оно потеряло вес в учёном мире. Ср. A. Remusat: Obs. sur la triade Supréme.
Истор. крит. исследования, т. I. Изд.
«Славяне получили добродетели от Гуннов». Прокопий, ib. goth. III, 14.