Движение народов в северо-восточной Европе. Роксаланы и Готы

Последние века республики и век Кесарей определили превосходство западной Европы над всеми другими областями земного шара. Зародившееся христианство приготовило будущее величие европейских народов; но в тоже время начало будущих переворотов и всемирной брани развивалось незаметно в северных пустынях.

В степях теперешней России, от крутой твердыни Кавказа до верховьев Волги, давно происходила кровавая борьба между двумя племенами, изгнавшими средне-азийских пришельцев, мнимых Скифов, – между воинственными средне-иранскими пришельцами, Азами (Сармато-Аланами), и восточно-иранскими старожилами, Ванами (Вендо-Гетами). Тёмные слухи о борьбе и поочерёдном первенстве двух племён доходили до далёкого Китая333 и до писателей южной Европы; тёмная память о них сохранилась в мифологических преданиях Скандинавии. Кочевые и воинственные Сарматы часто побеждали своих соседей, подчиняли их временно своей власти или принимали их в свой союз (напр. Зигов кавказских, из которых составилась позднейшая дружина Яз-Зигов). Далеко проникли они на запад, угрожая Германии и даже границам империи, под именами Алан или Язигов, Сарматов, Метанастов и другими; но неистощимая сила многочисленных Славян всегда восставала снова, отодвигая или разрывая победителей. Вскоре после P.X. Славянские народы стали смыкаться в союзы и первенствовать на берегах Дуная; но уже прежде обе враждебные семьи, свыкшись друг с другом и утомившись в бесплодной борьбе, стали действовать заодно, точно так же как в глубокой древности, когда обе жили в своей первоначальной родине на востоке и юго-востоке Каспия. Предприимчивость Азов увлекала за собой Вендов; многочисленность и сравнительно высшая образованность Вендов подкрепляла и возвышала Азов. Следствием такого союза (выраженного в мифологии примирением сильных Азов и мудрых Ванов и разменом заложников Генера и Квасира)334 было совокупное движение обоих народов на север. Море, некогда называвшееся Вендским блатом335 (Балтика), стало иногда называться морем сарматским, и Скандинавия приняла поневоле новых владельцев.

Предание о пришествии Одина на север относится, очевидно, к этому времени; догадка же о переселении с юга народа, бежавшего во время митридатовой войны с Римлянами, была только тогда позволительна, когда единство Азов с Сармато-Аланами было ещё неизвестно. Нет сомнения, что вожди, увлекающие за собой переселенцев, были по большей части из воинственных Сарматов; но численное превосходство и большая образованность Вендов объясняют происхождение первых царей из рода Ванов (от Фрейра – Прия336 ) и бесконечное множество слов в шведском языке с корнями чисто славянскими337.

В числе переселенцев было отделение народа, призванного на великую историческую славу. Это имя гремело в позднейших веках в налетах северных мореходцев на берега магометанской Испании, известно было Готам во время их побед на северо-востоке Европы и встречается беспрестанно во всех рассказах о воинских подвигах capматских и гетских племён. Имя Роксоланов или Роксаланов представляет такой же состав, как и имя Язигов, и объясняется тем же тщеславием сарматской семьи, которое уже замечено древними писателями и которое требовало от побеждённых или союзных народов, чтобы они к своему родовому прозвищу прибавляли в виде придатка прозвище Азов или Аланов. Вторая часть имени Роксаланов есть слово Алан, а первое слово Рокс – то же, что Русь, употребляемое иногда отдельно и обозначающее по всей вероятности одно из отделений великой славянской семьи. Корень имени Русь или Руссы утратился в славянских наречиях или изменился так, что его нельзя узнать с достоверностью; но выводные из этого корня ручей и русло приводит к санскритскому ру (двигаться, течь) и дают слову Русь значение кочевого, передвижного: смысл, близко подходящий к казачеству.

Русло составлено весьма правильно, как и жерло (от жерть) седло (от седеть), и обозначает место, по которому вода рует (течет); ручей (рующий) то же, что текущий. Корень, санскрит. ру, сохранился в саксонских run (бежать).

Имя Руссов является только изредка в мгновенных проблесках. Трудно сказать, относится ли к ним свидетельство еврейских писателей о северном народе Рос338, ибо семья немногочисленная могла сохранять долго своё имя и за всем тем редко обращать на себя внимание истории. Если бы магометанские свидетельства не обличали имени Руссов в древней Скандинавии, критика отвергла бы, без всякого сомнения, его существование. Как бы то ни было, но отношение, в котором находим Руссов к Славянам, доказывает ясно их близкое родство или тождество. Иорнанд ставит Рокас вместе с Новего339 (Русь и Новогород); Гунны мстят Готам за умерщвление князя роксаланского Бога (Бой)340. Племя Славян и земля славянская на берегах Балтики носят имя Руев или Ругиев (по-славянски бесспорно земля Русская или Ружская). Наконец, Славяне карпатские и теперь и в X-м столетии называют себя Руссами. Таким образом, понятно появление Руси в Скандинавии. Они вошли в состав ополчения ванского (вендского), которое завоевало её вместе с Азами-Сарматами; и, судя по Руссам, карпатским жителям древней антской земли, можно смело утверждать тождество Руссов и Антов, одной семьи, носившей два названия341. С тех пор история северо-восточной Европы составляет нечто целое. Славяне приволховские и области Скандинавские двигались в одной системе, помогая друг другу в битвах против соседних Финнов, обогащаясь взаимной торговлей, покоряя друг друга во временных раздорах, но не утрачивая никогда вполне своего стародавнего братства. Таков смысл Саксона Грамматика, исландских саг и всех северных памятников.

Пришельцы-завоеватели со временем смешались с германскими старожилами Скандинавии; но сначала иго их было тяжело воинственному и вольнолюбивому народу. Побеждённые не могли отстоять своей свободы: они стали переселяться на юг к своим одноплеменникам или в области пустынные, в которых леса и болота могли охранять их независимость. Завоевание Скандинавии народом, пришедшим с юго-востока, совпадает с началом движения из Скандинавии на юг семей германских (Готов, Саксов, Лонгобардов и других). Первые переселились Готы. На южном берегу Балтики нашли они одноплеменников (так же Готов), давно уже живших на поморье между семьями вендскими и остатками Кимвров-Иутов, которых имя у древних иногда смешивается с именем самых Готов (Гуттоны и Готины). Память о переселении с севера сохранилась у Готов, и предание это, во всем согласное с ходом истории вообще, может быть отрицаемо только упрямым скептицизмом недальновидной критики. Точно тоже предание о переселении Гаутов из Швеции (по Иорнанду основатель царского рода у Готов – Гаут)342 сохранилось на юго-восточном приморье Балтики у народов, которых Готы скоро покорили своей власти. Усиленные братьями, с которыми они, вероятно, были в дружеских сношениях, стеснённые другими сильнейшими племенами или устрашённые напором римских легионов с запада, выходцы Скандинавии перекочевали к востоку и, счастливыми войнами, смелостью и дружным действием сил победив разъединённые семьи славянские, приготовили ту грозу, которая должна была со временем обрушиться на распадающуюся римскую державу.

* * *

333

«Тёмные слухи доходили до Китая». Вероятно здесь имеется в виду борьба Гуннов и Алан. по кит. ист. ср. Гиббона: Decline, III, 315.

334

«Генер и Квасир». Последнее имя поставлено ошибочно вместо «Ниордра». Ср. W. Müller, Alt-d. Rel. 210.

335

«Венедское блато». У Птоломея «Венедский залив». Ср. Гильфердинга: Балт. Слав. 16. Название «Сарматский океан» встречается у того же Птоломея. Cuno: die Skythen, 144 стр. Sarmaticum mare, Tac. Germ. 45. Так как имя Балтия (искаж. Basilia) восходит до Питеаса (320 до P.X. de Pythea mass. Fahr, стр. 62) то автор видимо почитает «Балтийское» древнейшим названием и, следовательно, славянское наименование основным. Шафарик не соглашается на производство этого слова от «блато», S.А. 1, 453.

336

«Цари от Фреира». Müller, 270, прим. I.

337

Множество слов славянских в шведском языке. Sshafarik, S.А. I, 439 и сл.

338

Иез.38–39 гл. Сближает их с русскими, напр., Гезениус.

339

«Rocas et Navego». Ior. XXIII.

340

«Boz rex Antarum». Ior. XLVIII. «Роксаланский» здесь ошибка, исправленная ниже.

341

Не до́лжно смешивать этих Руссов славянских (Роксаланов) с Эрсами, Эорсами или Аорсами приволжскими, которых происхождение вероятно связано с ветвью кельто-кумрийскою или финскою. Корень имени Аорс едва ли не находится в слове, сохранённом древними из сомнительного наречия скифского оиор (муж, в оиор-пата, мужеубийца, амазонка). «Оиорпата» – Амазонка. Cuno: Skythen, 197 стр.

342

Grimm D.М. 341. Шафарик Сл. Др. I. 424. Изд.

Комментарии для сайта Cackle