Троянские колонии в Италии. Альба

Бесспорно, после Пеласгов и, кажется, гораздо позже Касков являются в Лациуме другие колонии ещё важнее и странно брошенные так далеко на запад от своей родины. Это колонии мало-азийской Трои.

Бедные усилия отвергнуть, не говорим действительность троянского происхождения Альбы и Рима, но действительность самого предания; смешные этимологические хитрости над отдельными словами и над самым словом Троя; вся эта бесплодная кропотливость науки, удалённой от простоты, спутала несколько понятия новых историков. Должно, однако же, похвалить учёные труды, доказавшие до ясности почти совершенной таинственное значение и мифический корень имён мнимо-героических, Диомеда, Одиссея и др., особенно же Энея и Аскания258. Уже выше было указано на тождество Гелена жреца и божества Велена, т. е. Аполлона троянского и ликийского. Связь Малой Азии с Италией и землёй латинской выводится, бесспорно, но только беспристрастное признание восточно-иранской стихии содержит в себе возможное разрешение всех трудностей. Очевидно, что падение Трои совпадает с удалением почти всей эолийской семьи из Эллады; но предполагать, что одна эолийская семья участвовала или что она поневоле участвовала в троянской борьбе, значило бы опять не понимать общей художественной истины преданий. Падение Трои есть общее освобождение Эллады от первенства сравнительно просвещённых и торговых соседей восточно-иранских; но этим падением пользуется в особенности эолийская семья, стеснённая в Элладе и охотно рассыпавшаяся на многочисленные колонии по следам побеждённых соперников. Кротость нравов и вообще духовное преимущество Троян выражаются очень ясно в самых преданиях Эллинов. За Трою мстят боги, и все Трояне, в особенности же Эней, являются любимцами всех небожителей и предметом уважения даже для богов, враждебных Трое. Таков ли характер Диомеда, Идоменея, Аяксов и даже хитреца Одиссея? В этом целая история.

Хронологической связи между троянской войной и основанием колоний славянских в Лациуме искать не до́лжно; ибо предания хранят только общий смысл происшествий, а не подробности летосчислительные. Все колонии троянские возводятся памятью народов к падению Трои; они могли быть основаны или гораздо после, беглецами, несколько раз переменившими свои убежища, или гораздо прежде, и только усилены позднейшим приливом беглецов, но все сводились к одному великому историческому происшествию, переменившему все судьбы южно-славянских поселений.

Так, например, для здравой критики одновременность колонизации троянской на северном прибережье Адриатики (Ядрянского моря) Антеноридами и построения латинской Альбы (Биал-града по перестановке звуков) Энеадами остаётся вопросом весьма второстепенными, но тождество начала не подвержено сомнению и богато последствиями.

В самом Лациуме один только город Альба (напоминающий именем своим любимое имя городов славянских и даже народное прозвище Москвы и её средней части, белокаменная и белая) признан был за чадо Трои. За всем тем единство обрядов, пенатов и святыни вообще связывает Альбу с Лавиниумом и другими городами. Свидетельствует ли такое единство о единстве основателей или о единстве древне-латинской стихии, с которой в Альбе слилась троянская, трудно сказать.

Последнее предположение вероятнее, потому что предание никогда не теряет из вида прав древнего населения и потому что двойственность начала в самих городах является во всех сказаниях от самых детей Энея до Ромула и Рема.

Но что Альба не была единственным городом Славян в Лациуме, в том нельзя сомневаться, по преобладанию славянской стихии в языке римском (т. е. обще-латинском) и по союзу всех городов. Очевидно, Трояне являются как просветители полудикой области, градостроители и возбуждающие туземцев к переходу из разбродного жития к градостроительству. С ними не исчезают древняя вера и древнее предание, но вносятся новые стихии религиозные и жизненные, равно чуждые Пеласгу и Каску.

Таково поклонение Весте, конный строй и др.259

Таким образом, составилось многосложное и многостихийное население Лациума из основы оскской, примеси пеласгской и колонизации троянской (т. е. восточно-иранской или славянской). Позднее наполнился он приливом Сабинов, мало-помалу сходящих с их диких и лесистых предгорий, и подвергся долгому влиянию и временному владычеству просвещённой и завоевательной Этрурии.

Лавиниум, по всей вероятности выстроенный пришельцами троянскими, и без сомнения троянская Альба сохраняли между городами Лациума и некоторое первенство, и резкие особенности быта и языка260. В них должна была развиться новая эпоха в летописях человечества.

* * *

258

«Под учёными, объяснившими имена Диомед и др.» автор подразумевает Клаузена и его книгу: Aeneas u. die Penaten.

259

«Поклонение Весте». Хотя культ Весты и связывается у Римлян с преданиями об Энее, тем не менее замечательно, что у Гомера (кроме гимнов) она не упоминается как божество. Klausen почитает её культ, занесённым в Италию Энеидами. Ср. 166 и сл.

«Конный строй». Троянцы у Гомера и Гезиода называются укротителями коней. За Ганимеда Зевс уплатил конями. Кони Лаомедона. У Римлян существовали издавна Troiae lusus, конные игры – карусель. Ср. Pauli, R.Е. 8. V.

260

«Лавиниум и Альба сохранили первенство», ср. Niebuhr: Vorles. 1, 110.

«и резкие особенности быта и языка». Это вероятно надо понимать в смысле отличия Лат. союза с Альбой во главе от той части Лациума, которая не была колонизована Альбой, и Рим в том числе – то, что древние называют «populi Albanenses». Хотя Рим и был основан из Альбы, но он не был колонией Альбы.

Комментарии для сайта Cackle