Камбиз

Велико между завоевателями и между царями, владыками мира, имя Кира, основателя царства персидского, полководца непобедимого, государя благодушного, правдолюбивого и мудрого. Наследнику Камбизу из доблестей отца осталась только военная предприимчивость. На юг, на древний Египет, ненадолго восстановленный мудростью Амазиса, обратилось оружие Камбиза. Царство фараонов погибло, и владыка персидский неистовым преследованием всего, что священно было для жителей нильской долины, выказал глубокую вражду Иранца (Симо-Яфетида) против святыни Кушита (Хамида).

Геродот, записавший рассказы египетских жрецов, которым он слепо верил, сам не заслуживает веры насчёт характера Кобада (или Камбиза)165 ; но религиозное гонение не подлежит сомнению и объясняет ненависть жрецов против его памяти.

Пустынная Ливия покорилась победителю. Южная страна Эфиопия спасена была только истощением войска персидского и трудностью похода.

Страна, из которой вышло первоначальное просвещение кушитской системы, обхватившей Египет, все берега Аравии, всё приморье Персии, юг Индии и дальний при-океанский восток, область Мероэ или Меру, в древности Шева, давно уже потеряли своё всемирное значение. Другие, сильнейшие страны правили историческими судьбами; но царство ещё существовало и не совсем утратило своё могущество. Во время первых преемников Давида (в X веке до P.X.), при царе Асе иудейском и Серахе166 в Эфиопии, оно могло угрожать Иудее и, следовательно, владело ещё некоторыми частями Аравии. В конце VIII века оно завоевало Египет; в VII оно послужило убежищем военной касте, бежавшей из Египта по ненависти к эллинским наёмникам, слишком радушно принимаемым фараонами. Это бегство должно было увеличить вещественную силу Эфиопии, но внутренний организм государства был уже потрясён. Жизнь остального мира подействовала на отдалённую колыбель Кушитства, Раздор возникал между воинами и прежними правителями-жрецами. Торжество воинов (скоро после основания эллинского царства в Египте167) разрушило все основы стародавней страдавшей державы. При Камбизе Эфиопия уже клонилась к внутреннему упадку; но она сохраняла ещё внешние приметы силы и могла быть заманчивой для завоевателя. Пустыни, отделяющие её от Египта, спасли её.

С Камбизом пресёкся род Кира. Короткое царствование обманщика (Лже-Таниоксаркеса) было временным торжеством жреческого сословия (магов) и начала мидийского. Восстание Персов и восшествие на престол Дария уничтожило надежды Мидии.

* * *

165

«Камбиз – Кобад». Автор, как видно из предыдущего, почитает эти имена тождественными. Египтяне писали «Камбатес».

166

«Серах» (Зарай). Некоторые его почитают за египет. «Озоркона». 2Пар.14:9.

167

«Основание эллинского царства». Вероятно, имеется в виду Псаметих.

Комментарии для сайта Cackle