Освобождение Израильтян

Кир не мог не подать руки помощи изгнанникам, которых закон был в основах своих его же законом. С грустноq радостью возвратился пленный Израиль на пепелище своей родины. Иерусалим принял обратно своих детей, отстрадавших, искушённых, очищенных. Жители Палестины, переходя без спора в подданство Кира, покорившего их владык, уступили небольшую область освобождённым иудеям. Дарий и его преемники довершили благодеяние великого своего предшественника.

Без блеска, без военной славы, незаметно для бурно волнующегося мира, встал Иерусалим из своих развалин. Выгодное торговое положение, трудолюбие и сметливость его жителей, а впоследствии покровительство македонского завоевателя снова обогатили Иерусалим; но уже храм и город и область были только бедными отсветами прежней царственной Иудеи. Эта внешняя слабость скрывала внутреннюю, неистощимую силу. Время испытаний миновало; они были уже не нужны. Народ получил полное сознание своего значения в беспредельности нравственного мира, вне мелочей мира политического. Время пророков прошло; они были не нужны: народ был созданием пророков.

«О если бы весь Израиль был пророком!» – говорил первый законодатель162. Весь Израиль был теперь пророком. Он ждал.

Не утомилось ещё славолюбие Кира: он обратил оружие против за-бактрийского Востока; там, в битве с народом Дербиков и их индустанскими союзниками, погиб он в бесплодной победе, не распространившей пределов государства.

Таков рассказ Ктезия. Геродот повествует о поражении и гибели Кира в войне против массагетской царицы. Видимое несогласие двух писателей ничего не значит. Бесплодная победа – не тоже ли самое, что поражение? Все племена, окружающие Бактрию, принадлежали к одной и той же отрасли Ванов или Саков или Гетов. За пределами просвещения преобладало гетское имя, в нём заключалась и отдельная семья Дербиков (Древики от корня древ). В последней войне Кира у Геродота, так же как и в борьбе его с Саками по Ктезию, женщина является предводительницей неприятеля. Опять тоже беспрестанно повторяющееся олицетворение восточно-иранского (славянского) начала под именем Царицы, олицетворение, основанное на особенном характере мифологии и на высоком значении женщины в славянском мире, в котором, как известно163, в противоположность миру германскому и западно-Иранскому, она имела полные права самостоятельной гражданственности и даже в иных семьях преимущество перед мужчинами; опять та же кротость нравов, которая наказывает в Кире его кровожадные стремления к завоеваниям, и опять, то же мужество без воинственности. Союз Индустана с Гетами очень понятен из истории вишнуитства. Главное же оружие Великих Гетов (Массагетов) сагара, явно обличает их происхождение; то же самое слово и в том же значении топора находим мы у всех Славян в форме секира, и у Римлян в форме securis от корня сек (славянск. секу, лат. seco164 ).

* * *

162

Lenormant думает, что Кир был индифферентен в вере.

163

«О, если бы весь Израиль был пророком!». Числ.11:29.

164

«Лат. Seco»; пропущено в прежних изданиях «шиг, санскрит. – язвить, убивать». Ср. Pott. Et. Forsch. 21, 593. В сравнении рус. слов с санскр. слову «сечь» дано то же производство.

Ср. о положении женщин у германцев. Grimm. R.А.

Комментарии для сайта Cackle