Заметка об Англии и об Английском воспитании90
Давно уже Англия занимает одно из первых мест между Европейскими государствами и обращает на себя невольное внимание других народов; давно уже известны всем и её торговля, и особенности её государственных учреждений; но долго никому в голову не приходило проникнуть в тайник её внутренней жизни. В конце прошлого столетия начала она завоёвывать мир своей словесностью, по милости Немцев, которые стали ревностно изучать её великого Шекспира. В начале нынешнего века она продолжала это завоевание по милости своих современных литературных деятелей, которые дали совершенно новое направление искусству и отчасти исторической науке. Ещё позже, ежедневно возрастающая сила Англии и её решительное первенство в смысле политическом и промышленном заставили глубже изучать общественные основы её внешних сил и их внутренние начала, умственные и духовные. Наконец, с недавнего времени особенное внимание обращено на её воспитание, которым эти силы питаются и передаются от поколения к поколению.
Действительно, Англия отличается во всём от прочих народов Европы. Она – страна передовая, страна постоянных нововведений, за которыми не угонится подражание; она же и страна сохранённой, не вымирающей старины. Тут куются пушки, перед которыми все прежние орудия обращаются чуть-чуть не в карманные пистолеты; на Темзе стоит железная гора, которая будет бегать по морям, перевозя в утробе целые поселения; строятся фабрики, в которых все усовершенствования науки перешли в промышленную практику; составляются в громадных размерах союзы мелких капиталов или труда, обещающие новую эру жизни народной; дикая сила собственности обуздывается требованиями человеческой нравственности; города растут с волшебной быстротой; поля учетверяют свою плодородность; люди удлиняют свой век, как будто им вовсе не скучно жить на земле; наконец, Европеец, переезжая в её пределы, как будто уходит на целое столетие вперёд от своего отечества. А тут же законы Нормандского завоевателя цитируются, как власть имущие, парламентом и судебными присутствиями; Французские слова звучат при коронации королей и подписываются под их правительственными велениями; воспитанники многочисленного училища ходят по улицам Лондона с непокрытыми головами и в странном наряде последних Саксонских королей; средневековая шапочка и мания отличают студента университетского; шерстяной мешок служит почётным седалищем для первого из государственных сановников; словом, антикварий ходит как будто в своей знакомой, давно уже везде умершей, старине.
Странная земля! Она как-то догадалась, что только то охранительно, что движется вперед и только то прогрессивно, что не отрывается от прошедшего. Другие страны Европы подчинились законам химическим и механическим, Англия одна живёт по физиологическому закону.
Эта своеобразная жизнь является в своём начале, в воспитании, и потому Английская система воспитания совершенно разнится от всех других. Она представляет в себе общие черты самой страны, и недаром Прусский король сказал, любуясь Оксфордом: «как всё здесь ново, и как всё здесь старо!»
Чем любопытнее и самостоятельнее человек, тем любопытнее и поучительнее его автобиография и все его собственные отзывы о себе. Правда, что он часто может ошибаться на свой счёт и даже ложно понимать свои собственные побуждения, но самые ошибки его полезны для тех, которые его изучают. В правде, им высказываемой и далее в его самообольщениях, узнаются такие стороны его жизни и сознания, которых со стороны нельзя угадать. Что сказали мы о людях, то же самое до́лжно разуметь и о народах. Такова причина, почему «Р. Беседа», против своего обыкновения, помещает статью учёного и истого Англичанина о воспитании в Английском университете.
«Р. Беседа» не берёт нисколько на себя ответственности за общую мысль автора, а ещё менее за её подробности; но уверена, что статья, здесь помещённая, должна быть читана со вниманием и может внушить читателю много новых и полезных мыслей. Какие бы ни были странности Английского воспитания, они поучительны. Когда плоды так добры, самое дерево, дающее их, конечно, чего-нибудь да сто́ит. Очевидно, что система Английская во многом совершенно противоположна той системе, которая преобладает в других землях. Которая лучше? Этого мы не берёмся решить. Но если бы нам следовало определить разницу между ними, то мы назвали бы систему общеевропейскую системой учительною, а Английскую – воспитательной.
* * *
Эта заметка должна была служить предисловием к одной несостоявшейся статье «Русской Беседы» (1856–1860). Она найдена в черновом подлиннике и напечатана в «Русском Архиве» 1881 года. Изд.