О скопцах
Само по себе общество или учение скопческое не может причинять значительного вреда, но это общество есть только отделение (более строгое по своим правилам, но в тоже время и согласное по своим началам) многочисленного и богатого общества Хлыстовщины или Хлыстов. Секта Скопцов старается обратить в обязанность каждого человека то, что Хлысты признают только высшим развитием духовной жизни и отличительным признаком людей, призванных к власти и правительству духовному. Опасность Скопцов заключается в их связи с многочисленным и сильным обществом Хлыстов, которые находятся в дружеских связях со всем скопищем расколов беспоповщинских. Хотя Хлысты не обязываются к оскоплению, и, следовательно, уничтожение Скопцов ещё, по-видимому, не может их значительно ослабить; нет, кажется, сомнения, что такое уничтожение действительно лишило бы их почти всей силы, ибо оно лишило бы их средоточия.
Скопчество, уменьшая круг страстей человеческих, развивает в большей силе страсти уцелевшие и даёт им какое-то болезненно-фанатическое напряжение. В ряду этих страстей первое место занимает корыстолюбие, и оно же может служить орудием к противодействию распространяющейся секте. Кажется, полезно было бы положить:
1-е, что каженик не подвергается наказанию, ибо он жертва заблуждения, а не злонамеренный преступник.
2-е, что каженик, добровольно оскопившийся, удаляется от общества в отдалённые и мало доступные места, для отстранения от общества, которому он уже не принадлежит по собственному своему поступку, для прекращения могущей развиться заразы и даже для исполнении не слишком тяжких, но общеполезных работ.
3-е, что каженик, не добровольно оскоплённый, а пострадавший от обмана или насилий, есть человек сильно пострадавший лично, но ещё, так сказать, выкраденный из семьи.
Меры против скопцов
Из этих трёх положений следует заключить, что:
1-е, каженик добровольный должен лишиться всякого права собственности, и его собственность должна перейти к ближайшим его родственникам, если они в течение года объявили об оскоплении его (разумеется, в том случае, если они живут вместе). В случае же не объявления ими об оскоплении, имущество переходит к родственникам более отдалённым, если только у таковых нет в доме скопцов. Если же таких родственников не найдётся до шестой степени родства, имение, как выморочное, поступает в казну города или общины, к которым принадлежал добровольный каженик. Казна не должна изъявлять никаких притязаний на это имущество.
2-е, каженик, оскоплённый посредством обмана или насилия, получает, в вознаграждение за своё несчастье, всё имущество оскопивших его или участвовавших в этом преступлении. Преступники же, сверх того, наказываются уголовным законом. Если сам оскоплённый не принёс жалобы, то имущество поступает к ближайшим родственникам, принёсшим жалобу, или общине, к которой принадлежит каженик, если родственники ближайшие не жаловались.
3-е, помещику или общине, объявившим о каженике добровольном, выдаётся рекрутская квитанция, как за членовредителя. Эта рекрутская квитанция зачитывается общинам с тем, однако, что самая семья каженика, если она не донесла о нём, ставит своего рекрута в очередь, как будто этой квитанции и не бывало. Квитанция же зачитывается по преимуществу при очереди той семьи, которая донесла о каженике.
При таких, кажется, весьма справедливых мерах, едва ли не прекратится, и в самое скорое время, зараза скопчества, и самое существование Хлыстов, как секты сосредоточенной.